РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Экология на транспорте"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Финоченко Виктор Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экология на транспорте" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультата, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экология н т_С_23.05.05_во_6_БЖД _п53237_53238.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экология на транспорте".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экология на транспорте" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий

Умеет: прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов

Имеет навыки: методов экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды

ОК-12 - способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Знает: основные закономерности функционирования биосферы и принципы рационального природопользования

Умеет: решать задачи рационального природопользования используя знания основных закономерностей функционирования биосферы

Имеет навыки: практического применения основных закономерностей функционирования биосферы при решении задач рационального природопользования

ОПК-6 - способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Место дисциплины 1С.Б "Экология на транспорте" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Химия", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 24 24 24
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч.      
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка      
Контроль, всего и в т.ч. 57   57
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 57   57
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 4 2
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   38 58
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   38 46
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общая экология и биосфера ОПК-6
2 Защита атмосферы ОК-12
3 Защита гидросферы и почв ОК-12
4 Физическое загрязнение окружающей среды ОК-12

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 2    
2 8 12    
3 8 4    
4 2 6    
Итого 24 24    
В т.ч. по интерактивным формам 4 4    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     84
2    
3    
4   2
Итого 4 2   84
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия экологии. 2) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру. 2
Биосфера и экологические системы: 1) Учение о биосфере. 2) Фундаментальная роль живого вещества. 3) Круговороты веществ в биосфере. 4) Биотические и абиотические экологические факторы. 5) Экосистемы, трофические взаимодействия. 2
Понятие о загрязнении окружающей среды: 1) Химическое загрязнение окружающей среды 2) Физическое загрязнение окружающей среды 3) Биологическое загрязнение окружающей среды 4) Механическое загрязнение окружающей среды. 2
2 Загрязнения атмосферного воздуха: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды 3)Озоновые дыры 4) Парниковый эффект. 2
Снижение загрязнения атмосферы: 1) Рассеяние загрязняющих веществ в атмосфере; 2) Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы. 3) Классы опасности промышленных предприятий и объектов. 2
Защита атмосферного воздуха: 1) Механические методы защиты атмосферного воздуха; 2) Физико-химические методы защиты атмосферного воздуха; 3) Термические методы защиты атмосферного воздуха; 4) Биологические методы защиты атмосферного воздуха; 5) Использование альтернативных источников энергии. 2
Мониторинг окружающей среды и его виды: 1) Мониторинг окружающей среды и его виды. 2) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ. 2
3 Гидросфера: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) ГОСТы, ОСТы, СанПиНы на воду. Виды водоемов. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС. 2
Способы и методы защиты водных объектов: 1) Виды сточных вод. 2) Способы очистки сточных вод. 3) Нормы водоснабжения и водопотребления. 2
Загрязнение земельных ресурсов и защита почв: 1) Понятие о земельных ресурсах. 2) Почвы. Загрязнение почв. 2
Система сбора и накопления отходов: 1) Система сбора и накопления отходов. 2) Способы утилизации отходов. 3) Вторичные материальные ресурсы. 2
4 Физическое загрязнение окружающей среды: 1) Шум – источники, основные параметры и нормируемые величины. 2) Понятия о расчете шумовых характеристик и методы борьбы с шумом. 3) Электромагнитное загрязнение окружающей среды – источники, способы снижения. 4) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 8
1 Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия экологии. 2) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру. 2
Понятие о загрязнении окружающей среды: 1) Химическое загрязнение окружающей среды 2) Физическое загрязнение окружающей среды 3) Биологическое загрязнение окружающей среды 4) Механическое загрязнение окружающей среды. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. 2
2 Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении сварочных работ 2
Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных.(часть 1) 2
Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных.(часть 2) 2
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при пересыпке угля. 2
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при хранении материалов на складах и от хвостохранилищ. 2
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении аккумуляторных работ. 2
3 Определение размера вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ (часть 2) 2
Определение размера вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ (часть1) 2
4 Расчет шумовых характеристик от потока автотранспорта 2
Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума (часть 1) 2
Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума (часть 2) 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
4 Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума (часть 1) 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Биосфера и экологические системы: 1) Учение о биосфере. 2) Фундаментальная роль живого вещества. 3) Круговороты веществ в биосфере. 4) Биотические и абиотические экологические факторы. 5) Экосистемы, трофические взаимодействия. 84
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
2 Загрязнения атмосферного воздуха: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды 3)Озоновые дыры 4) Парниковый эффект.
Снижение загрязнения атмосферы: 1) Рассеяние загрязняющих веществ в атмосфере; 2) Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы. 3) Классы опасности промышленных предприятий и объектов
Защита атмосферного воздуха: 1) Механические методы защиты атмосферного воздуха; 2) Физико-химические методы защиты атмосферного воздуха; 3) Термические методы защиты атмосферного воздуха; 4) Биологические методы защиты атмосферного воздуха; 5) Использование альтернативных источников энергии.
Мониторинг окружающей среды и его виды: 1) Мониторинг окружающей среды и его виды. 2) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ.
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении сварочных работ
Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных.(часть 1)
Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных.(часть 2)
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при пересыпке угля.
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при хранении материалов на складах и от хвостохранилищ.
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении аккумуляторных работ.
3 Гидросфера: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) ГОСТы, ОСТы, СанПиНы на воду. Виды водоемов. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС.
Способы и методы защиты водных объектов: 1) Виды сточных вод. 2) Способы очистки сточных вод. 3) Нормы водоснабжения и водопотребления.
Загрязнение земельных ресурсов и защита почв: 1) Понятие о земельных ресурсах. 2) Почвы. Загрязнение почв.
Система сбора и накопления отходов: 1) Система сбора и накопления отходов. 2) Способы утилизации отходов. 3) Вторичные материальные ресурсы
Определение размера вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ (часть 2)
Определение размера вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ (часть1)
4 Физическое загрязнение окружающей среды: 1) Шум – источники, основные параметры и нормируемые величины. 2) Понятия о расчете шумовых характеристик и методы борьбы с шумом. 3) Электромагнитное загрязнение окружающей среды – источники, способы снижения. 4) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды.
Расчет шумовых характеристик от потока автотранспорта
Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума (часть 2)

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Т.А. Финоченко, А.Г. Хвостиков. Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОК-12 +
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-12 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

шумовое загрязнение урбанизованных территорий и защита территории от шума;

охрана лесов;

гидромелиоративные мероприятия для защиты почв;

утилизация отходов на урбанизированных территориях;

система сбора твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов;

особоохраняемые природные территории;

организация санитарно-защитных зон;

очистка бытовых сточных вод;

организация оборотной системы водоснабжения на предприятиях железнодорожного транспорта.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет экологии как науки.
2) История развития экологии.
3) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру.
4) Понятие и структура биосферы. Биоценозы, их состав.
5) Проблемы ресурсо- и энергосбережение.
6) Виды загрязнений окружающей среды (физические, химические, механические, биологические).
7) Состав воздуха. Строение атмосферы и физические процессы в ней.
8) Источники загрязнения атмосферы.
9) Особо опасные загрязнения. Стойкие органические загрязнения. Диоксины.
10) Парниковый эффект.
11) Понятие и виды ПДК, размерность и как устанавливается. ОБУВ.
12) Понятие ПДВ, ВСВ. Кем устанавливаются.
13) Факторы, определяющие величину ПДВ. В каких случаях назначается ВСВ?
14) Диоксины – что это такое (физико-химический аспект). Меры борьбы.
15) Способы очистки воздуха перед выбросами в атмосферу.
16) Физические загрязнения среды. Основные показатели.
17) Шумовые характеристики, методы борьбы с шумом.
18) Понятие об электромагнитном загрязнении.
19) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях
20) Свойства и запасы воды. Круговорот воды в природе Период водообмена
21) Источники загрязнения гидросферы Нормирование сбросов. ПДС – как устанавливается.
22) Производственные сточные воды. Нормы водопотребления и водоотведения
23) Способы очистки сточных вод
24) Основные потребители воды. Способы снижения расходов воды
25) Защита земельных ресурсов
26) Проблемы урбанизации.
27) Классификация отходов и их состав
28) Размещение и утилизация твердых отходов

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ВСВ) – порядок назначения и расчета. Влияние различных факторов на ПДВ.
2) Расчет платежей за нормативные выбросы.
3) Расчет платежей за сверхнормативные выбросы.
4) Нормативы допустимых физических воздействий (ПДУ) для ЭМП: смысл, кем и для кого назначаются. Примеры величин.
5) Нормативы допустимых физических воздействий (ПДУ) для шума: смысл, кем и для кого назначаются. Примеры величин.
6) Нормативы эквивалентного и максимального шума – из каких условий, кем и для кого назначаются. Примеры величин.
7) Принципы расчета шума поездов (формулы не приводить – смысл расчета и последовательность).
8) Принципы расчета очистки сточных вод.
9) Нормативы допустимых сбросов (НДС) – смысл, размерность, кем и для кого назначаются.
10) Нормирование физических и химических параметров воды. БПК, ХПК, коли-индекс, коли-титр.
11) Токсикологическое и эпидемиологическое нормирование воды.
12) Меры борьбы за сохранение земельных ресурсов.
13) Недра, их состав и использование. Меры по охране недр.
14) Полигоны и свалки. Общие отличия. Плата за размещение отходов.
15) Санитарно-защитные зоны. Порядок определения их величины. Возможности изменения.
16) Способы снижения вредного влияния автотранспорта на среду.
17) Сухие способы очистки воздуха перед выбросами ЗВ в атмосферу.
18) Мокрые способы очистки воздуха перед выбросами ЗВ в атмосферу.
19) Очистка воздуха с помощью электрофильтров.
20) Расчеты платежей за выбросы из котельной.
21) Система сбора ТКО
22) Биотический круговорот веществ
23) Оценка состава и строения атмосферы
24) Состав природных вод
25) Круговорот воды в природе

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Диоксины – свойства, механизм образования и воздействие на организм. ПДК.

2) Нормирование сбросов: ПДК, ПДС.

3) Производственные сточные воды. Нормы водопотребления и водоотведения.

4) Нормативы допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ВСВ) - порядок назначения и расчета. Влияние различных факторов на ПДВ.

5) Причины появления свинца и бенз(а)пирена в среде, механизмы их действия на живые организмы. Меры борьбы с появлением этих соединений.

6) Расчет платы за загрязнение среды в пределах временных лимитов (ВСВ, ВСС).

7) Расчет платы за загрязнение среды при превышении нормативов и при несогласованных выбросах (сбросах).

8) Основные потребители воды. Способы снижения расходов.

9) Нормирование физических и химических параметров воды. Мутность, цветность, запах, водородный показатель и др. параметры.

10) Нормирование бактериологического и органического загрязнения воды. БПК, ХПК, коли-индекс, коли-титр.

11) Токсикологическое и эпидемиологическое нормирование воды.

12) Основные причины загрязнения воды и способы борьбы с ними.

13) Физико-химические способы очистки сточных вод.

14) Механические способы очистки сточных вод.

15) Биологические способы очистки сточных вод.

16) Нормирование шума. Меры борьбы с шумом в источнике и меры защиты от шума.

17) Предельно допустимые уровни электромагнитных полей. Защита от ЭМП.

18) Общая характеристика почв. Эрозия и меры борьбы с ней.

19) Меры борьбы за сохранение земельных ресурсов.

20) Недра, их состав и использование. Меры по охране недр.

21) Фауна - ее состав, тенденции развития. Меры по охране фауны.

22) Способы увеличения срока службы полигонов.

23) Защита окружающей среды на полигонах для ТКО.

24) Способы снижения вредного влияния автотранспорта на среду.

25) Расчеты платежей за выбросы из котельной. Способы снижения выбросов (их очистка ).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-12 6 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 6 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Стадницкий, Г. В. Экология : учебник для вузов / Г. В. Стадницкий. — Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. — 296 c. — ISBN 978-5-93808-301-1. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Экология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Кленова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 258 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экология. Задачи для практических работ [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2018. - 72 с. ЭБС РГУПС
2 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы [Электронный ресурс] : учебное пособие для практических занятий / Г. Н. Соколова, Т. Г. Шульга, Л. В. Дергачева ; ред. И. В. Лебедева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 85 с. ЭБС РГУПС
3 Экология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. работам / И. А. Кленова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 45 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Финоченко В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экология на транспорте". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы [Электронный ресурс] : учебное пособие для практических занятий / Г. Н. Соколова, Т. Г. Шульга, Л. В. Дергачева ; ред. И. В. Лебедева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 85 с. ЭБС РГУПС
3 Экология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. работам / И. А. Кленова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 45 с. ЭБС РГУПС
4 Среда обитания [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Л. В. Дергачева, И. А. Кленова [и др.] ; ред. Г. Н. Соколова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 109 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53238.