РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Экология на транспорте"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 5 Высокоскоростной наземный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.военн.н. Фирсов Виктор Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Экология на транспорте" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультета, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Экология н т_С_23.05.03_во_5_БЖД _п50297_50485.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экология на транспорте".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экология на транспорте" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Высокоскоростной наземный транспорт".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Организация производства на железнодорожном транспорте", "Правоведение", "Транспортная безопасность";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные закономерности экологии

Умеет: предусматривать меры по сохранению экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Имеет навыки: применять методы защиты экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной

ОК-12 - способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Знает: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания"

Умеет: выбирать необходимое оборудование и средства технического оснащения, выполнять расчеты технологических режимов с учетом нравственных, правовых аспектов деятельности, требований безопасности и экономики, последствий реализации проектов для окружающей среды и использованием информационных технологий

ОПК-6 - способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Знает: Основы безопасности и экологичности производственных процессов

Умеет: Проводить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду

ПК-1 - владением основами устройства железных дорог, организации движения и перевозок, умением различать типы подвижного состава и его узлы, определять требования к конструкции подвижного состава, владением правилами технической эксплуатации железных дорог, основными методами организации работы железнодорожного транспорта, его структурных подразделений, основами правового регулирования деятельности железных дорог, владением методами расчета организационно-технологической надежности производства, расчета продолжительности производственного цикла, методами оптимизации структуры управления производством, методами повышения эффективности организации производства, обеспечения безопасности и экологичности производственных процессов, применяемых на железнодорожном транспорте, способностью ориентироваться в технических характеристиках, конструктивных особенностях и правилах ремонта подвижного состава, способностью оценивать его технический уровень

Знает: Виды негативного воздействия на ОС при эксплуатации, техническом обслуживание и ремонте высокоскоростного наземного транспорта

Умеет: Вести документацию предприятия по негативному воздействию на ОС

ПСК-5.1 - способностью организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт высокоскоростного наземного транспорта, его тяговых электрических машин, систем автоматизированного управления движением, электронных и электромеханических систем, производственную деятельность подразделений по техническому обслуживанию и ремонту высокоскоростного электроподвижного состава, способностью проектировать высокоскоростной электроподвижной состав и его оборудование, оценивать показатели безопасности движения высокоскоростных поездов и качества продукции (услуг) с использованием современных информационных технологий, систем контроля движения, технического диагностирования и систем менеджмента качества

Комментарии кафедры:

владением методами технологической подготовки производства по изготовлению и ремонту подвижного состава, способностью проектировать технологические процессы механизированного и автоматизированного производства и технологического оснащения предприятий по производству и ремонту подвижного состава, разрабатывать соответствующую технологическую документацию, оценивать эффективность и качество технологических решений с использованием современных информационных технологий, автоматизированных средств технической диагностики в области охраны окружающей средыю.


Место дисциплины 1С.В.ОД "Экология на транспорте" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", "Химия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общая экология ОК-12, ОПК-6
2 Защита биосферы ОК-12, ОПК-6
3 Транспортный комплекс, как источник загрязнения окружающей среды ОК-12, ОПК-6
4 Правовые и экономические вопросы охраны окружающей среды ОК-12, ОПК-6

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   15
2 6 4   20
3 4 6   15
4 2 4   15
Итого 16 16   65
В т.ч. по интерактивным формам 4 2    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Экологические системы: 1) Предмет и история развития экологии как науки. 2) Основные задачи экологии. 3) Структура экологии. 4) Структура биосферы. 5) Экологические факторы. 2
Экологические проблемы современности: 1) Основные законы и закономерности существования и развития экосистем. Особенности их трактовки по Б. Коммонеру. 2) Глобальны проблемы современности. Демографический взрыв и теория Т. Мальтуса. Природные ресурсы и их классификация. 2
2 Снижение загрязнения атмосферы: 1) Строение атмосферы. 2) Виды и источники загрязнения атмосферы 3) Нормативы выбросов. ПДК, ПДВ, ВСВ, ОБУВ. 4) Способы и методы снижения загрязнения атмосферного воздуха. 5) Очистка атмосферного воздуха. 2
Мероприятия по снижению загрязнения водных объектов: 1) Основные требования к качеству воды. 2) Нормирование качества воды различного вида: ПДК, ПДС, ГОСТы и СанПиНы на воду. 3) Меры борьбы с загрязнением водоемов. 4) Методы и способы очистки сточных вод. 2
Защита природных ресурсов: 1) Почвы и причины их деградации 2) Защита природных ресурсов. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ, НЕДРА, ФЛОРА, ФАУНА. 2
3 Понятие о физических загрязнениях: 1) Шумовое загрязнение: Основные показатели шума. 2) Электромагнитное загрязнение: Основные источники и показатели электромагнитного загрязнения. 3) Тепловое загрязнение 4) Классификация твердых отходов и их состав. Накопление и размещение отходов.Методы и способы утилизации отходов. 2
Воздействие предприятий ж.д. структуры на окружающую среду: 1) Воздействие транспорта на окружающую среду. 2)Характерные выбросы, сбросы, отходы, образующиеся в результате работы транспорта и предприятий его инфраструктуры 3) Санитарно-защитные зоны предприятий 3) Экологическая стратегия ОАО «РЖД». 2
4 Правовые и экономические вопросы охраны окружающей среды: 1) Декларация конференции ООН 1992 г. 2) Уровни природоохранного законодательства России. 3) Закон "Об охране окружающей среды". 4) Система управления охраной окружающей среды и природопользованием. 5) Экономические вопросы охраны окружающей среды. Плата за негативное воздействие на ОС. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Законы и закономерности экологии (семинар) 2
2 Расчет выбросов загрязняющих веществ из горячих источников 2
Воздействие техносферы на окружающую среду (семинар) 2
3 Определение шума от железнодорожной магистрали и мероприятия по его снижению. Часть 1 2
Экологическая стратегия ОАО "РЖД" (семинар) 2
Определение шума от железнодорожной магистрали и мероприятия по его снижению. Часть 2 2
4 Расчет платы за выбросы из горячих источников. 2
Расчет платы за сбросы сточных вод в водоем. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Работы В.И. Вернадского. Классификация веществ по В.И. Вернадскому. Круговорот веществ (малый и большой круговороты). Виды экосистем. Энергетические проблемы загрязнения окружающей среды. Энергетико-экологический кризис и меры его разрешения. Альтернативные источники энергии. 15
2 Принципы работы очистных сооружений (сооружения по очистке выбросов, сооружения по очистке сточных вод). Подходы к определению выбросов от стационарных источников. Влияние процессов сжигания и видов топлива на количественный и качественный состав выбросов 20
3 Расчеты шумовых характеристик транспортных потоков. Нормирование шумового загрязнения. Понятия о расчетах. Воздействия ЭМИ на биологические объекты. Предельно-допустимые уровни электромагнитных полей. Источники загрязнения территорий предприятий железнодорожного транспорта. 15
4 Общие сведения из истории экологического права. Международные правовые организации в области охраны окружающей среды. Экологический кодекс и другие природоохранные законы и документы. Водный и земельный кодексы. Система качества продукции серии ИСО 14000 – 16000. Виды экономического воздействия на загрязнителей биосферы. 15

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы: уч. пособие для практических занятий /И.В. Лебедева, Г.Н. Соколова, Т.Г. Шульга, Л.В. Дергачева; под ред. И.В. Лебедевой ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС
2 Среда обитания : учеб. пособие / Л.В. Дергачева, И.А. Кленова, А.В. Коновалов и др. под ред. Г.Н. Соколовой; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2016. – 110 с. ЭБС РГУПС
3 Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОК-12 +
ОПК-6 +
ПК-1  
ПСК-5.1  

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-12 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет платы за выбросы загрязняющих веществ из стационарных установок;

расчёт платы за сбросы сточных вод в водоём;

расчёт выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников;

расчёт шума потока поездов.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие экологии как науки и история ее развития.
2) Способы утилизации отходов.
3) Законодательство в области охраны окружающей среды.
4) Круговорот веществ в природе (малый и большой круговорот).
5) Понятие и виды экосистем. Основные закономерности существования и развития экосистем.
6) Экологические факторы.
7) Работы В.И. Вернадского. Закон биологической продуктивности.
8) Санитарно-защитные зоны (предназначение, размер).
9) Воздействие транспорта на окружающую среду (источники загрязнения атмосферы и гидросферы объектами ж.д. транспорта).
10) Воздействие транспорта на окружающую среду (источники физического загрязнения окружающей среды объектами ж.д. транспорта).
11) Воздействие транспорта на окружающую среду (источники образования отходов и загрязнения почв объектами ж.д. транспорта).
12) Структура биосферы. Глобальные проблемы окружающей среды
13) Основные закономерности экологии. Трактовка и примеры.
14)Основные свойства отходов. Токсичность и классы опасности твердых отходов.
15) Энергетико-экологический кризис и меры его разрешения.
16) Строение атмосферы. Состав воздуха. Экологическая роль составляющих.
17) ПДК для почв, характеристика, единицы измерения, от чего зависит.
18) Понятие ПДК для различных сред, порядок назначения, величины, их общая характеристика, единицы измерения.
19) Нормативы допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и НДС) – порядок назначения, их общая характеристика, единицы измерения.
20) Нормативы временно-согласованных выбросов и сбросов (ВСВ и ВСС) – порядок назначения, их общая характеристика, единицы измерения.
21) Способы снижения загрязнения окружающей среды.
22) Методы очистки, их общие характеристики.
23) Источники энергии и их классификация.
24) Шум, его виды и основные характеристики. Влияние на живые организмы.
25) Электромагнитное загрязнение среды, его основные характеристики. Влияние на живые организмы.
26) Предельно допустимые уровни электромагнитных полей. Защита от ЭМП.
27) Почвы и причины ее деградации
28) Понятие смог и его виды.
29) Твердые отходы, виды и характеристики накопления.
30) "Загрязнитель" и их классификация

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Принципы определения ПДВ от горячих источников.
2) Расчет ПДВ из холодных источников.
2) Определение влияния различных факторов на ПДВ.
3) Принципы расчета НДС.
4) Определение влияния различных факторов на НДС.
5) Выбор способа очистки стоков.
6) Выбор способов снижения выбросов (их очистка).
7) Особенности определения расхода топлива тепловозами.
8) Выбор мероприятия снижения расхода топлива тепловозами.
9) Выбор способа снижения загрязнения атмосферы тепловозами.
10) Расчет платы за размещение твердых отходов.
11) Расчет платы за загрязнение среды в пределах лимитов.
12) Расчет платы за загрязнение окружающей среды за несогласованное загрязнение.
13) Расчет платы за загрязнение среды в пределах нормативов (ПДВ, НДС).
14) Выбор мероприятия по снижению уровня шума. 15) Принципы расчета шума от потока поездов.
16) Определение расстояния от ж.д. магистрали до заданного объекта.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Нормирование шума.

2) Нормирование ЭПМ.

3) Полигоны и свалки. Общее и отличия.

4) Меры борьбы за сохранение земельных ресурсов.

5) Система качества продукции – ИСО серии 14000 – 16000.

6) Экологическая стратегия ОАО «РЖД».

7) Классы опасности предприятий, на что влияют. Устройство санитарно-защитной зоны.

8) Общая характеристика почв. Эрозия и меры борьбы с ней.

9) Нормирование физических и химических параметров воды. Мутность, цветность, запах, водородный показатель и др. параметры.

10) Токсикологическое и эпидемиологическое нормирование воды.

11) Нормирование бактериологического и органического загрязнения воды. БПК, ХПК, коли-индекс, коли-титр.

12) Основные причины загрязнения воды и способы борьбы с ними.

13) Диоксины – свойства, механизм образования и воздействие на организм. ПДК.

14) Причины появления свинца и бенз(а)пирена в среде, механизмы их действия на живые организмы. Меры борьбы с появлением этих соединений.

15) Способы очистки выбросов от наиболее опасных составляющих.

16) Использование нетрадиционных способов очистки сточных вод на пром. предприятиях.

17) Нетрадиционные источники энергии и топлив.

18) Международные соглашения РФ по защите окружающей среды.

19) Международные стандарты.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-12 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет ОПК-6 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Стадницкий, Г. В. Экология : учебник для вузов / Г. В. Стадницкий. — Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. — 296 c. — ISBN 978-5-93808-301-1. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Экология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Кленова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 258 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы [Электронный ресурс] : учебное пособие для практических занятий / Г. Н. Соколова, Т. Г. Шульга, Л. В. Дергачева ; ред. И. В. Лебедева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 85 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
2 Экология. Задачи для практических работ [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2018. - 72 с. ЭБС РГУПС
3 Экология: учебно-методическое пособие к практическим работам / И.А. Кленова, Д.А. Рудиков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 45 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Фирсов В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экология на транспорте". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Экология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. работам / И. А. Кленова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 45 с. ЭБС РГУПС
3 Среда обитания [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Л. В. Дергачева, И. А. Кленова [и др.] ; ред. Г. Н. Соколова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 109 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 50485.