РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Экология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Чубарь Евгения Петровна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экология_С_23.05.06_во_5_БЖД _п51562_53636.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий

Умеет: прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов

Имеет навыки: методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды

ОК-12 - способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Знает: основные закономерности функционирования биосферы и принцыпы рационального природопользования

Умеет: решать задачи рационального природопользования используя знания основных закономерностей функциолнирования биосферы

Имеет навыки: практического применения основных закономерностей функционирования биосферы при решении задач рационального природопользования

ОПК-6 - способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Знает: способы оценки влияния профессиональной деятельности на окружающую среду

Умеет: разрабатывать мероприятия по обеспечению экологической безопасности в районе сооружения транспортного объекта

Имеет навыки: по оценке и предотвращению влияния строительных работ по возведению объектов транспортного строительства на окружающую среду, а также по разработке мероприятий обеспечивающих экологическую безопасность

ПК-4 - способностью оценить влияние строительных работ по возведению объектов транспортного строительства на окружающую среду и разрабатывать мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность в районе сооружения транспортного объекта

Место дисциплины 1С.Б "Экология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", "Химия", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 97   40 57
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 85   40 45
Контроль, всего и в т.ч. 36     36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 11 45 99
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общая экология и биосфера ОПК-6
2 Защита атмосферы и физическое загрязнение окружающей среды ОК-12, ПК-4
3 Защита гидросферы и почв ОК-12, ПК-4
4 Физическое загрязнение окружающей среды. ОК-12, ПК-4

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   2 15
2 4 10 8 14
3 6 4 2 15
4 2 2 4 13
Итого 16 16 16 57
В т.ч. по интерактивным формам   6 4  
В т.ч. практическая подготовка   2 2  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   2 85
2 2 2
3    
4    
Итого 4 2 2 85
В т.ч. по интерактивным формам 4 2 2  
В т.ч. практическая подготовка   2 2  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия и законы экологии. 2) Понятие о биосфере. 3) Экологические факторы и системы. 4) Анализ воздействия различных видов транспорта на окружающую среду. 5) Государственная политика в области охраны окружающей среды. 2
Понятие о загрязнении окружающей среды: 1) Химическое загрязнение окружающей среды; 2) Физическое загрязнение окружающей среды; 3) Биологическое загрязнение окружающей среды; 4) Информационное загрязнение окружающей среды; 5) Нормирование воздействия транспорта на окружающую среду. 2
2 Загрязнения атмосферного воздуха: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Особо опасные загрязнения среды. 3) Мониторинг окружающей среды и его виды. 4) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ. 2
Защита атмосферного воздуха: 1) Рассеяние загрязняющих веществ в атмосфере; 2) Организация санитарно-защитных зон предприятия; 3) Механические методы защиты атмосферного воздуха; 4) Физико-химические методы защиты атмосферного воздуха; 5) Термические методы защиты атмосферного воздуха; 6) Биологические методы защиты атмосферного воздуха; 7) Использование альтернативных источников энергии; 8) Экономические вопросы охраны окружающей среды. 2
3 Загрязнения водных объектов: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) Виды водоемов. Основные требования к воде. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС. 2
Способы и методы защиты водных объектов: 1) Механические методы очистки сточных вод; 2) Химические методы очистки сточных вод; 3) Физические методы очистки сточных вод; 4) Физико-химические методы очистки сточных вод; 5) Электрохимические методы очистки сточных вод; 6) Биологические методы очистки сточных вод; 7) Разбавление сточных вод. 2
Почва. Защита земельных ресурсов, флоры и фауны: 1) Понятие о земельных ресурсах, флоре и фауне. Почвы. Загрязнение почв. 2) Проблемы урбанизации. 3) Классы опасности отходов. ФККО. Твердые коммунальные отходы. 2
4 Физическое загрязнение окружающей среды: 1) Шумовое загрязнение окружающей среды 2) Электромагнитное загрязнение окружающей среды. 3) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды. 4) Методы и средства защиты от физического загрязнения. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия и законы экологии. 2) Понятие о биосфере. 3) Экологические факторы и системы. 4) Анализ воздействия различных видов транспорта на окружающую среду. 5) Государственная политика в области охраны окружающей среды. 2
2 Загрязнения атмосферного воздуха: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Особо опасные загрязнения среды. 3) Мониторинг окружающей среды и его виды. 4) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Исследованиеуровня содержания нитратов в свежих овощах и фруктах. 2
2 Определение концентрации пыли в воздухе. 2
Определение концентрации пыли оптико-абсорбционным методом 2
Определение концентрации газообразных загрязняющих веществ с помощью газоанализатора IMR-3000P. 2
Определение концентрации газообразных загрязняющих веществ с помощью газоанализатора ГАНК-4 2
3 Определение кислотности водных растворов c помощью рН-метра. 2
4 Исследование параметров электромагнитных полей от источников радиочастот. 2
Исследование шума от передвижных источников. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Исследованиеуровня содержания нитратов в свежих овощах и фруктах. 2
2 Определение концентрации пыли в воздухе.
Определение концентрации пыли оптико-абсорбционным методом
Определение концентрации газообразных загрязняющих веществ с помощью газоанализатора IMR-3000P.
Определение концентрации газообразных загрязняющих веществ с помощью газоанализатора ГАНК-4
3 Определение кислотности водных растворов c помощью рН-метра.
4 Исследование параметров электромагнитных полей от источников радиочастот.
Исследование шума от передвижных источников.

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных (часть 1) 2
Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных (часть 2) 2
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении сварочных работ 2
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении аккумуляторных работ. 2
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при пересыпке угля. 2
3 Определение вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ 2
Расчет нормативов образования отходов производства и потребления 2
4 Расчет шумовых характеристик от потока поездов. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
2 Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении сварочных работ 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Экосистемы. Сохранение видового разнообразия экосистем.История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. 15
2 Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Стойкие органические загрязнения (СОЗ): диоксины. Физическое загрязнение окружающей среды. Шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное загрязнение. 14
3 Источники загрязнения поверхностных вод.Свойств гидросферы. Круговорот воды в природе.Очистка сточных вод.Защита почв от химического загрязнения.Проблемы урбанизированных территорий. Утилизация отходов. 15
4 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду. 13

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Экосистемы. Сохранение видового разнообразия экосистем.История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. 85
Понятие о загрязнении окружающей среды: 1) Химическое загрязнение окружающей среды; 2) Физическое загрязнение окружающей среды; 3) Биологическое загрязнение окружающей среды; 4) Информационное загрязнение окружающей среды; 5) Нормирование воздействия транспорта на окружающую среду.
2 Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Стойкие органические загрязнения (СОЗ): диоксины. Физическое загрязнение окружающей среды. Шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное загрязнение.
Защита атмосферного воздуха: 1) Рассеяние загрязняющих веществ в атмосфере; 2) Организация санитарно-защитных зон предприятия; 3) Механические методы защиты атмосферного воздуха; 4) Физико-химические методы защиты атмосферного воздуха; 5) Термические методы защиты атмосферного воздуха; 6) Биологические методы защиты атмосферного воздуха; 7) Использование альтернативных источников энергии; 8) Экономические вопросы охраны окружающей среды.
Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных (часть 1)
Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных (часть 2)
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении аккумуляторных работ.
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при пересыпке угля.
3 Источники загрязнения поверхностных вод.Свойств гидросферы. Круговорот воды в природе.Очистка сточных вод.Защита почв от химического загрязнения.Проблемы урбанизированных территорий. Утилизация отходов.
Загрязнения водных объектов: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) Виды водоемов. Основные требования к воде. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС.
Способы и методы защиты водных объектов: 1) Механические методы очистки сточных вод; 2) Химические методы очистки сточных вод; 3) Физические методы очистки сточных вод; 4) Физико-химические методы очистки сточных вод; 5) Электрохимические методы очистки сточных вод; 6) Биологические методы очистки сточных вод; 7) Разбавление сточных вод.
Почва. Защита земельных ресурсов, флоры и фауны: 1) Понятие о земельных ресурсах, флоре и фауне. Почвы. Загрязнение почв. 2) Проблемы урбанизации. 3) Классы опасности отходов. ФККО. Твердые коммунальные отходы.
Определение вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ
Расчет нормативов образования отходов производства и потребления
4 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Физическое загрязнение окружающей среды: 1) Шумовое загрязнение окружающей среды 2) Электромагнитное загрязнение окружающей среды. 3) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды. 4) Методы и средства защиты от физического загрязнения.
Расчет шумовых характеристик от потока поездов.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Т.А. Финоченко, А.Г. Хвостиков. Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОК-12 +
ОПК-6 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-12 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-4 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

шумовое загрязнение урбанизованных территорий и защита территории от шума;

охрана лесов;

гидромелиоративные мероприятия для защиты почв;

утилизация отходов на урбанизированных территориях;

система сбора твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов;

особоохраняемые природные территории;

организация санитарно-защитных зон;

очистка бытовых сточных вод;

организация оборотной системы водоснабжения на предприятиях железнодорожного транспорта.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение экологии как науки.
2) Закономерности экологии по Б. Коммонеру.
3) Понятия экосистемы и биосферы.
4) Характеристику экологических факторов.
5) Экологические проблемы народонаселения и энергетики.
6) Строение атмосферы и физических процессов в ней.
7) Виды и характеристику загрязнений.
8) Причину озоновых дыр и парникового эффекта.
9) Особо опасные загрязнения среды.
10) Принципы нормирования качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ.
11) Принципы нормирования выбросов ПДВ, ВСВ, размерность.
12) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах, потребителях.
13) Нормирование качества воды, ПДК, рН, БПХ, ХПК.
14) Способы очистки стоков.
15) Характеристику твердых бытовых отходов.
16) Способы утилизации отходов.
17) Физические загрязнения окружающей среды.
18) Характеристику химических загрязнений.
19) Характеристику биологических загрязнений.
20) Характеристику механических загрязнений.
21) Шум и его физические характеристики. Влияние шума на здоровье человека.
22) Электромагнитные излучения и его источники. Влияние ЭМИ на здоровье человека.
23) Характеристику физических загрязнений.
24) Понятие о расчетах платежей за негативное воздействие на среду.
25) Правовые основы охраны окружающей среды.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитать ПДВ от горячих источников для равнинной местности.
2) Рассчитать ПДВ от холодных источников для равнинной местности.
3) Рассчитать ПДВ от горячих источников для гористой местности.
4) Рассчитать во сколько раз ПДВi вещества для гористой местности будет отличаться от ПДВi вещества для равнинной местности.
5) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в равнинной местности отличается от ПДВ СО в равнинной местности.
6) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в гористой местности отличается от ПДВ СО в гористой местности.
7) Рассчитать шумовой дискомфорт от потока поездов.
8) Анализировать кислотность растворов, зная величину водородного показателя.
9) Рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 7,5 м.
10) Рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 20 м.
11) Сравнить расчетным путем эквивалентный уровень шума от транспортного потока при скорости автомобилей 40 км/ч и 80 км/ч, для расстояния 7,5 м.
12) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 2 раза.
13) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 3 раза.
14) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф < ПДВ.
15) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если ПДВ < Мф < ВСВ.
16) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф > ВСВ.
17) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если выбросы не лимитированы.
18) Рассчитать шумовой дискомфорт в помещении аудитории, при значении Lэкв = 75 дБА.
19) Рассчитать шумовой дискомфорт ночью в жилом помещении при Lэкв = 50 дБА.
20) Рассчитать шумовой дискомфорт днем в жилом помещении при Lэкв = 65 дБА.
21) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 < М2 в 2 раза для i-того вещества.
22) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 > М2 в 4 раза, по М1 - выбрасывается в Ростове, а М2 - в Кисловодске.
23) Интерпретировать закономерности Б. Коммонера.
24) Рассчитать шумовой дискомфорт в помещении территории, если Lэкв = 65 дБА, ширину зеленых насаждений для его ликвидации.
25) Составлять трофические цепи.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Сравнения ПДВ разных веществ по величине ПДК для холодных источников.

2) Сравнения ПДВ одного вещества по характеристике местности для холодных источников.

3) Определения вредности по величине ПДК для разных веществ.

4) Определения шумового дискомфорта от потока поездов.

5) Расчета ПДС взвешенных веществ.

6) Расчета ПДС нефтепродуктов.

7) Защиты от воздействия диоксинов.

8) Расчета платы за загрязнения атмосферного воздуха.

9) Нормирование физических и химических параметров воды (мутность, цветность, запах, водородный показатель и пр.).

10) Нормирования бактериологического и органического загрязнения воды, БПК, ХПК, коли-индекс, коли-титр.

11) Использования способов очистки сточных вод.

12) Использования физико-химических методов очистки сточных вод.

13) Использования механических методов очистки сточных вод.

14) Использования биологических методов очистки сточных вод.

15) Нормирования шума и борьбы с шумовым дискомфортом.

16) Определения электромагнитных излучений от мобильных телефонов и характеристики их качества.

17) Расчета ширины зеленых насаждений для предотвращения шумового дискомфорта.

18) Сравнительного анализа различных способов утилизации отходов.

19) Снижения вредного влияния автотранспорта на окружающую среду.

20) Сравнения ПДВ разных веществ по величине ПДК для горячих источников.

21) Сравнения ПДВ одного вещества по характеристике местности для горячих источников.

22) Защиты от электромагнитных полей.

23) Применение методов снижения интенсивности кислотных дождей.

24) Определения влияния экологических факторов на организм.

25) Экологического мышления.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-12 5 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 5 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 5 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Стадницкий, Г. В. Экология : учебник для вузов / Г. В. Стадницкий. — Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. — 296 c. — ISBN 978-5-93808-301-1. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Инженерная экология : учеб. пособие / Г.Н. Соколова, В.А. Финоченко, Т.А. Финоченко; под ред. В.А. Финоченко ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2019. – 222 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Кленова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 258 с. ЭБС РГУПС
2 Экология. Задачи для практических работ [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2018. - 72 с ЭБС РГУПС
3 Инженерная экология. Часть 1. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Соколова, А.В. Нихаева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 72 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Чубарь Е.П. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы [Электронный ресурс] : учебное пособие для практических занятий / Г. Н. Соколова, Т. Г. Шульга, Л. В. Дергачева ; ред. И. В. Лебедева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 85 с. ЭБС РГУПС
3 Экология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. работам / И. А. Кленова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 45 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
4 Среда обитания [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Л. В. Дергачева, И. А. Кленова [и др.] ; ред. Г. Н. Соколова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 109 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
5 Практикум по промышленной экологии [Электронный ресурс] : учебное пособие для практических занятий и курсовой работы / Л. В. Дергачева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 94 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53636.