РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Безопасность жизнедеятельности" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Экология" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.05 Системы обеспечения движения поездов |
||
Специализация |
||
№ 1 Электроснабжение железных дорог |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель д.т.н., проф. Финоченко Виктор Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".
д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультета, ДГТУ.
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экология_С_23.05.05_во_3_БЖД _п53222_53223.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Экология".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Экология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте";
подготовка обучающегося к прохождению практики;
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: основные опасности и риски техносферы и окружающей среды, способы исследования окружающей среды Умеет: разрабатывать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности Имеет навыки: разработки мероприятий по сохранению и защите экосистем в ходе своей общественной и профессиональной деятельности |
ОК-12 - способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности |
Знает: основные закономерности функционирования биосферы и принципы рационального природопользования Умеет: решать задачи рационального природопользования используя знания основных закономерностей функционирования биосферы Имеет навыки: практического применения основных закономерностей функционирования биосферы при решении задач рационального природопользования |
ОПК-2 - способностью использовать знания о современной физической картине мира и эволюции Вселенной, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы |
Знает: основные закономерности функционирования биосферы и принципы рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности Умеет: применять основные закономерности функционирования биосферы и принципы рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности Имеет навыки: расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду |
ОПК-6 - способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности |
Место дисциплины 1С.Б "Экология" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Правоведение", "Химия", практики.
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 3 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 43 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
3 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 40 | 40 | 40 |
Лекции (Лек) | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные работы (Лаб) | 8 | 8 | 8 |
Практические, семинары (Пр) | 16 | 16 | 16 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 3 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 29 | 29 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 29 | 29 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 36 | 36 | |
Экзамен (Экз) | 36 | 36 | |
Зачет (За) | |||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 43 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
4 | 5 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 8 | 8 | 4 | 4 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 4 | |
Лабораторные работы (Лаб) | 2 | 2 | 2 | |
Практические, семинары (Пр) | 2 | 2 | 2 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 41 | 29 | 12 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 29 | 29 | ||
Контроль, всего и в т.ч. | 56 | 56 | ||
Экзамен (Экз) | 56 | 56 | ||
Зачет (За) | ||||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 11 | 34 | 74 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Общая экология и биосфера | ОПК-2, ОПК-6 |
2 | Защита атмосферы | ОК-12 |
3 | Защита гидросферы и почв | ОК-12 |
4 | Физическое загрязнение окружающей среды | ОК-12 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 2 | 7 | |
2 | 4 | 10 | 6 | |
3 | 6 | 2 | 2 | 8 |
4 | 2 | 4 | 4 | 8 |
Итого | 16 | 16 | 8 | 29 |
В т.ч. по интерактивным формам | 4 | 6 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 4 | 2 | 29 | |
2 | ||||
3 | ||||
4 | 2 | |||
Итого | 4 | 2 | 2 | 29 |
В т.ч. по интерактивным формам |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 3 | ||
1 | Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия экологии. 2) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру. | 2 |
Биосфера и экологические системы: 1) Учение о биосфере. 2) Фундаментальная роль живого вещества. 3) Круговороты веществ в биосфере. 4) Биотические и абиотические экологические факторы. 5) Экосистемы, трофические взаимодействия. | 2 | |
2 | Атмосфера: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Особо опасные загрязнения среды. 3) Мониторинг окружающей среды и его виды. 4) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ. | 2 |
Снижение загрязнения атмосферы: 1) Очистка выбросов. 2) Сухие и мокрые способы очистки выбросов. 3) Электрофильтр 4) Очистка выбросов от газообразных загрязняющих веществ. 5) Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы. Классы опасности промышленных предприятий и объектов 6) Наилучшие достижимые технологии. | 2 | |
3 | Гидросфера: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) ГОСТы, ОСТы, СанПиНы на воду. Виды водоемов. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС. | 2 |
Снижение загрязнения гидросферы: 1) Виды сточных вод. 2) Способы очистки сточных вод. 3) Нормы водоснабжения и водопотребления. | 2 | |
Почва. Защита земельных ресурсов, флоры и фауны: 1) Понятие о земельных ресурсах, флоре и фауне. Почвы. Загрязнение почв. 2) Проблемы урбанизации. 3) Классы опасности отходов. ФККО. Твердые коммунальные отходы. | 2 | |
4 | Физическое загрязнение окружающей среды: 1) Шум – источники, основные параметры и нормируемые величины. 2) Понятия о расчете шумовых характеристик и методы борьбы с шумом. 3) Электромагнитное загрязнение окружающей среды – источники, способы снижения. 4) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды. | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 4 | ||
1 | Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия экологии. 2) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру. | 2 |
Биосфера и экологические системы: 1) Учение о биосфере. 2) Фундаментальная роль живого вещества. 3) Круговороты веществ в биосфере. 4) Биотические и абиотические экологические факторы. 5) Экосистемы, трофические взаимодействия. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 3 | ||
1 | Исследования уровня содержания нитратов в свежих овощах и фруктах. | 2 |
3 | Определение кислотности водных растворов c помощью рН – метра | 2 |
4 | Исследование ЭМИ от источников радиочастот | 2 |
Исследование шума от передвижных источников | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 2 | ||
1 | Исследования уровня содержания нитратов в свежих овощах и фруктах. | 2 |
3 | Определение кислотности водных растворов c помощью рН – метра | |
4 | Исследование ЭМИ от источников радиочастот | |
Исследование шума от передвижных источников |
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 3 | ||
2 | Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу от горячих источников и платы за загрязнение атмосферы (часть 1) | 2 |
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу от горячих источников и платы за загрязнение атмосферы (часть 2) | 2 | |
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении сварочных работ | 2 | |
Определение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников | 2 | |
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при пересыпке угля. | 2 | |
3 | Определение размера вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ | 2 |
4 | Расчет шумовых характеристик от потока автотранспорта | 2 |
Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума | 2 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 2 | ||
4 | Расчет шума от потока поездов и защита территории от шума | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 3 | ||
1 | Экология как наука. Экосистемы, трофические взаимодействия. Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру. | 7 |
2 | Строения атмосферы и физические процессы в ней. Загрязнения атмосферы ПДК, ОБУВ, ПДВ, ВСВ. | 6 |
3 | Общие сведения о воде, ее свойствах и потребителях. Нормирования качества воды: ПДК,рН, БПК и другие показатели. Снижения загрязнения гидросферы. | 8 |
4 | Правовые основы охраны окружающей среды. Уровни природоохрального законодательства. ФЗ "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе". Международные соглашения в области охраны окружающей среды. | 8 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 2 | ||
1 | Экология как наука. Экосистемы, трофические взаимодействия. Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру. | 29 |
2 | Строения атмосферы и физические процессы в ней. Загрязнения атмосферы ПДК, ОБУВ, ПДВ, ВСВ. | |
Атмосфера: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Особо опасные загрязнения среды. 3) Мониторинг окружающей среды и его виды. 4) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ. | ||
Снижение загрязнения атмосферы: 1) Очистка выбросов. 2) Сухие и мокрые способы очистки выбросов. 3) Электрофильтр 4) Очистка выбросов от газообразных загрязняющих веществ. 5) Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы. Классы опасности промышленных предприятий и объектов 6) Наилучшие достижимые технологии. | ||
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу от горячих источников и платы за загрязнение атмосферы (часть 1) | ||
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу от горячих источников и платы за загрязнение атмосферы (часть 2) | ||
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении сварочных работ | ||
Определение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников | ||
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при пересыпке угля. | ||
3 | Общие сведения о воде, ее свойствах и потребителях. Нормирования качества воды: ПДК,рН, БПК и другие показатели. Снижения загрязнения гидросферы. | |
Гидросфера: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) ГОСТы, ОСТы, СанПиНы на воду. Виды водоемов. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС. | ||
Снижение загрязнения гидросферы: 1) Виды сточных вод. 2) Способы очистки сточных вод. 3) Нормы водоснабжения и водопотребления. | ||
Почва. Защита земельных ресурсов, флоры и фауны: 1) Понятие о земельных ресурсах, флоре и фауне. Почвы. Загрязнение почв. 2) Проблемы урбанизации. 3) Классы опасности отходов. ФККО. Твердые коммунальные отходы. | ||
Определение размера вреда, причиненного водному объекту сбросами загрязняющих веществ | ||
4 | Правовые основы охраны окружающей среды. Уровни природоохрального законодательства. ФЗ "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе". Международные соглашения в области охраны окружающей среды. | |
Физическое загрязнение окружающей среды: 1) Шум – источники, основные параметры и нормируемые величины. 2) Понятия о расчете шумовых характеристик и методы борьбы с шумом. 3) Электромагнитное загрязнение окружающей среды – источники, способы снижения. 4) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды. | ||
Расчет шумовых характеристик от потока автотранспорта |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Т.А. Финоченко, А.Г. Хвостиков. Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
3 | |
ОК-12 | + |
ОПК-2 | + |
ОПК-6 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОК-12 | 3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | ||
ОПК-2 | 3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | ||
ОПК-6 | 3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Экзамен. Семестр № 3
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Определение экологии как науки (ОПК-2, ОПК-6).
2) Закономерности экологии по Б. Коммонеру(ОПК-2, ОПК-6).
3) Понятия экосистемы и биосферы(ОПК-2, ОПК-6).
4) Характеристику экологических факторов(ОПК-2, ОПК-6).
5) Экологические проблемы народонаселения и энергетики (ОПК-2, ОПК-6).
6) Строение атмосферы и физических процессов в ней (ОПК-2, ОПК-6).
7) Виды и характеристику загрязнений (ОПК-2, ОПК-6).
8) Причину озоновых дыр и парникового эффекта (ОПК-2, ОПК-6).
9) Особо опасные загрязнения среды (ОПК-2, ОПК-6).
10) Принципы нормирования качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
11) Принципы нормирования выбросов ПДВ, ВСВ, размерность(ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
12) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах, потребителях (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
13) Нормирование качества воды, ПДК, рН, БПХ, ХПК (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
14) Способы очистки стоков (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
15) Характеристику твердых бытовых отходов (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
16) Способы утилизации отходов (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
17) Физические загрязнения окружающей среды (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
18) Характеристику химических загрязнений (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
19) Характеристику биологических загрязнений (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
20) Характеристику механических загрязнений (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
21) Шум и его физические характеристики. Влияние шума на здоровье человека (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
22) Электромагнитные излучения и его источники. Влияние ЭМИ на здоровье человека (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
23) Характеристику физических загрязнений (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
24) Понятие о расчетах платежей за негативное воздействие на среду (ОК-12).
25) Правовые основы охраны окружающей среды (ОПК-6).
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Рассчитать ПДВ от горячих источников для равниной местности (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
2) Рассчитать ПДВ от холодных источников для равниной местности (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
3) Рассчитать ПДВ от горячих источников для гористой местности (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
4) Рассчитать во сколько раз ПДВi вещества для гористой местности будет отличаться от ПДВi вещества для равниной местности (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
5) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в равнинной местности отличается от ПДВ СО в равнинной местности (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
6) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в гористой местности отличается от ПДВ СО в гористой местности (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
7) Рассчитать шумовой дискомфорт от потока поездов (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
8) Проанализировать кислотность растворов, зная величину водородного показателя (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
9) Рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 7,5 м (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
10) Рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 20 м (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
11) Сравнить расчетным путем эквивалентный уровень шума от транспортного потока при скорости автомобилей 40 км/ч и 80 км/ч, для расстояния 7,5 м (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
12) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 2 раза (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
13) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 3 раза (ОК-12, ОПК-2, ОПК-6).
14) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф < ПДВ (ОПК-6).
15) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если ПДВ < Мф < ВСВ (ОПК-6).
16) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф > ВСВ (ОПК-6).
17) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если выбросы не лимитированы (ОПК-6).
18) Рассчитать шумовой дискомфорт в помещении аудитории, при значении Lэкв = 75 дБА (ОК-12).
19) Рассчитать шумовой дискомфорт ночью в жилом помещении при Lэкв = 50 дБА (ОК-12).
20) Рассчитать шумовой дискомфорт днем в жилом помещении при Lэкв = 65 дБА (ОК-12).
21) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 < М2 в 2 раза для i-того вещества (ОПК-6).
22) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 > М2 в 4 раза, по М1 - выбрасывается в Ростове, а М2 - в Кисловодске (ОПК-6).
23) Интерпретировать закономерности Б. Коммонера (ОПК-2).
24) Рассчитать шумовой дискомфорт в помещении территории, если Lэкв = 65 дБА, ширину зеленых насаждений для его ликвидации (ОК-12).
25) Ориентироваться в трофических цепях (ОПК-2).
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Сравнить ПДВ разных веществ по величине ПДК для холодных источников (ОК-12).
2) Сравнить ПДВ одного вещества по характеристике местности для холодных источников (ОК-12).
3) Определить вредность по величине ПДК для разных веществ (ОК-12).
4) Определить шумовой дискомфорт от потока поездов (ОК-12).
5) Рассчитать ПДС взвешенных веществ (ОК-12).
6) Рассчитать ПДС нефтепродуктов (ОК-12).
7) Рассчитать плату за загрязнения атмосферного воздуха (ОПК-6).
8) Использовать способы очистки сточных вод (ОК-12, ОПК-2).
9) Использовать физико-химические методы очистки сточных вод (ОК-12, ОПК-2).
10) Использовать механические методы очистки сточных вод (ОК-12, ОПК-2).
11) Использовать биологические методы очистки сточных вод (ОК-12, ОПК-2).
12) Использовать методы борьбы с шумовым дискомфортом (ОК-12, ОПК-2).
13) Определять электромагнитные излучения от мобильных телефонов(ОК-12, ОПК-2).
14) Рассчитать ширину зеленых насаждений для предотвращения шумового дискомфорта(ОК-12, ОПК-2).
15) Проанализовать различные способы утилизации отходов (ОК-12, ОПК-2).
16) Уменьшить вредное влияние автотранспорта на окружающую среду (ОК-12, ОПК-2).
17) Сравнить ПДВ разных веществ по величине ПДК для горячих источников (ОК-12, ОПК-2).
18) Сравнить ПДВ одного вещества по характеристике местности для горячих источников (ОК-12, ОПК-2).
19) Применить защиту от электромагнитных полей (ОК-12, ОПК-2).
20) Применить методы снижения интенсивности кислотных дождей (ОК-12, ОПК-2).
21) Определить влияния экологических факторов на организм (ОК-12, ОПК-2).
22) Определить и объяснить какой способ утилизации пищевых отходов будет экологически приемлемым - компостирование или сжигание (ОК-12, ОПК-2).
23) Определить и объяснить какой способ утилизации твердых отходов будет экологически приемлемым - переработка или сжигание (ОК-12, ОПК-2).
24) Составить трофическую цепь (ОПК-2).
25) Охарактеризовать методы для ликвидации последствий влияния на окружающую среду негативных антропогенных факторов (ОПК-2).
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОК-12 | 3 | 2, 3, 4 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
3, 4 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОПК-2 | 3 | 1 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОПК-6 | 3 | 1 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Экзамен (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета). |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Стадницкий, Г. В. Экология : учебник для вузов / Г. В. Стадницкий. — Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. — 296 c. — ISBN 978-5-93808-301-1. — Текст : электронный | ЭБС IPRBooks |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Экология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Кленова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 258 с. | ЭБС РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Финоченко В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы [Электронный ресурс] : учебное пособие для практических занятий / Г. Н. Соколова, Т. Г. Шульга, Л. В. Дергачева ; ред. И. В. Лебедева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 85 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Экология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. работам / И. А. Кленова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 45 с. | ЭБС РГУПС |
4 | Среда обитания [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Л. В. Дергачева, И. А. Кленова [и др.] ; ред. Г. Н. Соколова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 109 с. | ЭБС РГУПС |
5 | Практикум по промышленной экологии [Электронный ресурс] : учебное пособие для практических занятий и курсовой работы / Л. В. Дергачева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 94 с. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);
Лабораторное (научное) оборудование.
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 53223.