РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Гидравлика и гидропривод"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 2 Вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Дергачева Людмила Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Гидравлика и гидропривод" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультета, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Гидравлика и г_С_23.05.03_во_5_БЖД _п50787_50810.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Гидравлика и гидропривод".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Гидравлика и гидропривод" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Вагоны".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Энергетические установки и оборудование подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: технологические процессы и оборудование предприятий по производству и ремонту подвижного состава

Умеет: осуществлять диагностику технического состояния подвижного состава и его узлов при ремонте и движении поезда, а также надзор за их безопасной эксплуатацией

Имеет навыки: диагностирования технического состояния подвижного состава при его ремонте и движении поезда

ОПК-13 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Знает: методы и средства диагностики и контроля технического состояния вагонов; методы проверки обеспеченности вагона тормозными средствами; приборы и системы управления тормозами

Умеет: анализировать конструкции, прочность и надежность узлов и элементов вагонов; анализировать технологические процессы технического обслуживания подвижного состава; разрабатывать предложения по повышению надежности

Имеет навыки: методами анализа конструкций, прочности и надежности вагонов и их узлов; методами определения параметров пневматической и механической частей тормозных систем вагонов

ПСК-2.3 - способностью демонстрировать знания инфраструктуры, основных функций, методов управления вагонным хозяйством, особенностей эксплуатации, технологии технического обслуживания и ремонта вагонов, определять показатели работы предприятий вагонного хозяйства и систем ремонта вагонов для заданных условий, применять методы и средства диагностики и контроля технического состояния к элементам вагона, владением методами оптимизации срока службы, параметров безопасности и системы ремонта вагонов

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Гидравлика и гидропривод" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", "Химия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 10   10
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 55   55
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   40 54
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 10     10
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   40 44
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основы гидростатики ОПК-13, ПСК-2.3
2 Основы кинематики и динамики жидкости ОПК-13, ПСК-2.3
3 Гидравлические сопротивления ОПК-13, ПСК-2.3
4 Гидравлические машины и гидропривод ОПК-13, ПСК-2.3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   7
2 4 2   13
3 4 6   10
4 4 6   25
Итого 16 16   55
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1       84
2 2  
3   2
4 2 2
Итого 4 4   84
В т.ч. по интерактивным формам   4    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Основные физические свойства жидкости и параметры их характеризующие: 1) Гидравлика, как наука. Основные задачи и определения. 2)Текучесть, капельные жидкости, плотность жидкости, сжимаемость, температурное расширение, вязкость жидкости; 3)Понятие идеальной и реальной жидкости; 4)Силы действующие в жидкости. 5) Основное дифференциальное уравнение гидростатики. 2
Гидростатическое давление и его свойства: 1) Гидростатика как раздел гидравлики; 2) Суммарная сила гидростатического давления; 3) Свойства гидростатического давления. 4) Приборы для измерения давления. 2
2 Характеристика движения жидкости: 1) Понятие о кинематике жидкости, что она изучает; 2) Метод Лагранжа и Эйлера. 3) Понятие гидродинамика, что она изучает; 4) Установившееся и неустановившееся движение жидкости; 5) Линия тока, элементарная струйка, поток; 6) Равномерное и неравномерное движение. 7) Общее дифференциальные уравнения движения Л.Эйлера. 2
Уравнение Д.Бернулли как закон сохранения и превращения энергии в жидкости: 1) Уравнение Д.Бернулли для установившегося движения идеальной жидкости; 2) Уравнение Д.Бернулли для потока реальной жидкости. 3)Энергетическая и геометрическая интерпретация уравнения Д.Бернулли; 4) Практическое применение уравнения Д. Бернулли. 2
3 Режима движения жидкости. Виды потерь напора: 1) Виды сопротивлений; 2) Критерий режима движения. 3) Ламинарный режим; 4) Турбулентный режим; 5) Закон распределения трения и скоростей по сечению трубы при ламинарном и турбулентном режимах; 6) Местные потери напора. Формула Дарси-Вейсбаха. 7) Определения потерь напора при ламинарном режиме. 8) Потери напора на трение в трубах; 9) Гидравлически гладкие трубы; 10) Гидравлически шероховатые трубы; 11) Формула Альтшуля. 2
Виды трубопроводов. Гидравлический удар: 1) Классификация трубопроводов; 2) Понятие гидравлического удара; 3) Формула Жуковского; 4) Изменение пропускной способности трубопроводов в процессе их эксплуатации. 5) Мероприятия по снижению гидравлического удара. 2
4 Установки для повышения давления: 1) Характеристика насосов, их классификация и основные параметры; 2) Правило устойчивой работы насоса при установившемся течении жидкости в трубопроводе; 3) Понятие кавитации в центробежных насосах, меры борьбы с ней. 4) Работа насоса на сеть. 5) Определение рабочей точки насосной сети; 6)Параллельная и последовательная работа насосов; 7) Регулирование сети с насосом. 2
Гидромуфты и гидротрансформаторы: 1) Понятие, схемы гидромуфты; 2) Достоинства и недостатки гидропривода; 4) Понятие, схемы гидротрансформатора; 5) Понятие о объемной гидромашине. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
2 Уравнение Д.Бернулли как закон сохранения и превращения энергии в жидкости: 1) Уравнение Д.Бернулли для установившегося движения идеальной жидкости; 2) Уравнение Д.Бернулли для потока реальной жидкости. 3)Энергетическая и геометрическая интерпретация уравнения Д.Бернулли; 4) Практическое применение уравнения Д. Бернулли. 2
Заезд № 8
4 Установки для повышения давления: 1) Характеристика насосов, их классификация и основные параметры; 2) Правило устойчивой работы насоса при установившемся течении жидкости в трубопроводе; 3) Понятие кавитации в центробежных насосах, меры борьбы с ней. 4) Работа насоса на сеть. 5) Определение рабочей точки насосной сети; 6)Параллельная и последовательная работа насосов; 7) Регулирование сети с насосом. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Поверка приборов для измерения давления 2
2 Опытная проверка уравнения Д.Бернулли 2
3 Определение потерь напора по длине трубы 2
Определение повышения давления в трубах при гидравлическом ударе. Разработка мероприятий по снижению гидравлического удара 2
Потери напора в местных гидравлических сопротивлениях 2
4 Испытание центробежного насоса 2
Построение графика совместной работы насоса и сети. Определение рабочей точки насосной сети 2
Построение суммарной характеристики двух насосов с одинаковыми характеристиками 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
3 Определение повышения давления в трубах при гидравлическом ударе. Разработка мероприятий по снижению гидравлического удара 2
4 Испытание центробежного насоса 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Развитие гидравлики, как науки. Аномальные свойства воды. Законы Паскаля и Архимеда. Плаванье тел. 7
2 Метод Лагранжа и Эйлера. Понятие о напоре жидкости. Основное уравнение установившегося движения жидкости. Определение расхода по действительной и средней скорости жидкости. 13
3 Природа турбулентного режима движения реальной жидкости. Понятие о шероховатости труб. Зоны гидравлических сопротивлений. Формула Альтшуля. 10
4 Объемные гидромоторы и гидронасосы. Классификация, принцип действия и область применения гидропривода. Характеристики объемных насосов. Принцип действия объемного гидропривода. Основные элементы и агрегаты гидродинамического и объемного гидроприводов. Насосный, аккумуляторный, магистральный гидропривод. Принципиальная схема гидропривода. Регулируемый, нерегулируемый гидропривод. Внешняя и внутренняя характеристика гидромуфты. Гидротрансформаторы прямого и обратного хода, реверсивные. Одноступенчатые и многоступенчатые гидротрансформаторы, их схемы. 25

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Развитие гидравлики, как науки. Аномальные свойства воды. Законы Паскаля и Архимеда. Плаванье тел. 84
Основные физические свойства жидкости и параметры их характеризующие: 1) Гидравлика, как наука. Основные задачи и определения. 2)Текучесть, капельные жидкости, плотность жидкости, сжимаемость, температурное расширение, вязкость жидкости; 3)Понятие идеальной и реальной жидкости; 4)Силы действующие в жидкости. 5) Основное дифференциальное уравнение гидростатики.
Гидростатическое давление и его свойства: 1) Гидростатика как раздел гидравлики; 2) Суммарная сила гидростатического давления; 3) Свойства гидростатического давления. 4) Приборы для измерения давления.
Поверка приборов для измерения давления
2 Метод Лагранжа и Эйлера. Понятие о напоре жидкости. Основное уравнение установившегося движения жидкости. Определение расхода по действительной и средней скорости жидкости.
Характеристика движения жидкости: 1) Понятие о кинематике жидкости, что она изучает; 2) Метод Лагранжа и Эйлера. 3) Понятие гидродинамика, что она изучает; 4) Установившееся и неустановившееся движение жидкости; 5) Линия тока, элементарная струйка, поток; 6) Равномерное и неравномерное движение. 7) Общее дифференциальные уравнения движения Л.Эйлера.
Опытная проверка уравнения Д.Бернулли
3 Природа турбулентного режима движения реальной жидкости. Понятие о шероховатости труб. Зоны гидравлических сопротивлений. Формула Альтшуля.
Режима движения жидкости. Виды потерь напора: 1) Виды сопротивлений; 2) Критерий режима движения. 3) Ламинарный режим; 4) Турбулентный режим; 5) Закон распределения трения и скоростей по сечению трубы при ламинарном и турбулентном режимах; 6) Местные потери напора. Формула Дарси-Вейсбаха. 7) Определения потерь напора при ламинарном режиме. 8) Потери напора на трение в трубах; 9) Гидравлически гладкие трубы; 10) Гидравлически шероховатые трубы; 11) Формула Альтшуля.
Виды трубопроводов. Гидравлический удар: 1) Классификация трубопроводов; 2) Понятие гидравлического удара; 3) Формула Жуковского; 4) Изменение пропускной способности трубопроводов в процессе их эксплуатации. 5) Мероприятия по снижению гидравлического удара
Определение потерь напора по длине трубы
Потери напора в местных гидравлических сопротивлениях
4 Объемные гидромоторы и гидронасосы. Классификация, принцип действия и область применения гидропривода. Характеристики объемных насосов. Принцип действия объемного гидропривода. Основные элементы и агрегаты гидродинамического и объемного гидроприводов. Насосный, аккумуляторный, магистральный гидропривод. Принципиальная схема гидропривода. Регулируемый, нерегулируемый гидропривод. Внешняя и внутренняя характеристика гидромуфты. Гидротрансформаторы прямого и обратного хода, реверсивные. Одноступенчатые и многоступенчатые гидротрансформаторы, их схемы.
Гидромуфты и гидротрансформаторы: 1) Понятие, схемы гидромуфты; 2) Достоинства и недостатки гидропривода; 4) Понятие, схемы гидротрансформатора; 5) Понятие о объемной гидромашине
Построение графика совместной работы насоса и сети. Определение рабочей точки насосной сети
Построение суммарной характеристики двух насосов с одинаковыми характеристиками

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС
2 Практикум по гидравлике, гидравлическим машинам : учеб. пособие, Ч. II/ А. В. Коновалов, В. М. Гарин, В. Н. Баскаков [и др.]. ; ред. А. В. Коновалов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2013. -65 с ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-13 +
ПСК-2.3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-13 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПСК-2.3 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

построение характеристики сети с последующим определением рабочей точки при работе насоса на сеть;

определение основных действительных параметров насоса при работе его на сеть;

построение суммарной характеристики двух насосов с одинаковыми характеристиками при параллельном их включении в заданную сеть с последующим определением рабочей точки, суммарного расхода, напора и т.д;

построение суммарной характеристики двух насосов с одинаковыми характеристиками при последовательном их включении в заданную сеть с последующим определением рабочей точки, суммарного расхода, напора и т.д;

графическая интерпретация сети при работе насоса на сеть;

составление и изучение схем работы гидропривода и пневмопривода.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Жидкость и её основные свойства.
2) Параметры характеризующие жидкости.
3) Силы действующие в жидкости.
4) Гидростатическое давление и его свойство.
5) Основное уравнение гидростатики.
6) Дифференциальные уравнения равновесия жидкости Л. Эйлера.
7) Виды движения жидкости.
8) Кинематические элементы.
9) Уравнение постоянства расхода.
10) Дифференциальные уравнения движения жидкости Л. Эйлера.
11) Уравнение Д. Бернулли для элементарной струи идеальной жидкости.
12) Уравнения Д. Бернулли для потока идеальной и реальной жидкости.
13) Геометрическая интерпретация уравнения Д. Бернулли.
14) Физическая (энергетическая) интерпретация уравнения Д. Бернулли.
15) Практическое применение уравнения Д. Бернулли (водомер Вентури: схема, принцип действия, формулы).
16) Формула Руднева.
17) Назначение и виды гидравлических передач.
18) Характеристики гидромуфт.
19) Характеристики гидротрансформатора.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять режим движения жидкости. Определять числа Рейнольдса.
2) Использовать уравнение равномерного установившегося движения жидкости в расчетах.
3) Определять действительную и среднюю скорость при ламинарном режиме движения.
4) Определять расход при ламинарном режиме.
5) Определять потери напора по длине трубопровода при ламинарном режиме.
6) Строить эпюры скоростей при ламинарном режиме.
7) Определять действительную и осредненную скорости при турбулентном режиме.
8) Определять потери напора на прямом участке при турбулентном режиме (формула Дарси).
9) Определять зоны гидравлических сопротивлений.
10) Характеризовать виды местных сопротивлений.
11) Рассчитывать коэффициент местных сопротивлений (формула Вейсбаха).
12) Классифицировать трубы.
18) Классификацировать по принципу действия и области применения объемных насосов.


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчетом простого трубопровода.

2) Расчетом сложного трубопровода.

3) Навыками параллельного соединения труб.

4) Теорией гидравлического удара в трубах.

5) Мерами борьбы с гидравлическим ударом.

6) Теорией классификации объемных насосов.

7) Основными параметрами центробежного насоса.

8) Основные уравнения объемных насосов.

9) Напорной характеристикой насоса на практике.

10) Методикой определения рабочей точни насосной сети.

11) Методикой регулирования насосов.

12) Теорией параллельного соединения насосов.

13) Теорией последовательного соединения насосов.

14) Теорией кавитации в центробежных насосах.

15) Кавитационными характеристиками испытания центробежных насосов.

16) Мерами борьбы с кавитацией.

17) Характеристикой роторных насосов.

18) Конструктивными основными параметрами гидромуфты.

19) Конструктивными основными параметрами гидротрансформатора.

20) Понятиями, принципами действия объёмного гидропривода.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-13 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-2.3 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гроховский, Д. В. Основы гидравлики и гидропривод : учебное пособие / Д. В. Гроховский. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Политехника, 2020. — 237 c. — ISBN 978-5-7325-1086-7. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гидравлика, гидромашины и гидропневмопривод [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т.В. Артемьева, Т.М. Лысенко, А.Н. Румянцева, С.П. Стесин; ред. С.П. Стесин. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 336 с. НТБ РГУПС
2 Гидравлика и гидравлические машины [Текст] : учеб. пособие / В.М. Гарин, В.И. Сапрыкин, А.И. Озерский, И.В. Лебедева; ред. В.М. Гарин ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. - 115 с. НТБ РГУПС
3 Объемный гидропривод [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Коновалов, И. В. Лебедева, М. А. Коновалов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 50 с. ЭБС РГУПС
4 Гидравлические сети с насосной станцией [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. В. Коновалов, И. В. Лебедева, Л. В. Дергачева [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 42 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева Л.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Гидравлика и гидропривод". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Объемный гидропривод [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Коновалов, И. В. Лебедева, М. А. Коновалов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 50 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
3 Практикум по гидравлике, гидравлическим машинам и гидропневмоприводу : учеб. пособие/ В. М. Гарин, Л. В. Громова, И. В. Лебедева [и др.] ; ред. В. М. Гарин. -Ростов н/Д, 2010. - 131 с. ЭБС РГУПС
4 Практикум по гидравлике, гидравлическим машинам : учеб. пособие, Ч. II/ А. В. Коновалов, В. М. Гарин, В. Н. Баскаков [и др.]. ; ред. А. В. Коновалов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2013. -65 с ЭБС РГУПС
5 Гидравлические сети с насосной станцией [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. В. Коновалов, И. В. Лебедева, Л. В. Дергачева [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 42 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Л.р. №1 - прибор для поверки вакуумметров, прибор для поверки манометров.

Л.Р. №2 - установка для проверки уравнения Д. Бернулли.

Л.р. №4 - установка для определения потерь напора по длине трубы.

Л.Р. №5 - установка для определения потерь напора в местных сопротивлениях.

Л. Р. №7 - Определение повышения давления в трубах.

при гидравлическом ударе.

Л.р. №13,№14 - исследование работы ЦБН.

Л.р. №25 - исследование работы объёмного насоса.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 50810.