РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Безопасность жизнедеятельности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 7 Транспортный бизнес и логистика

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Рудиков Дмитрий Алексеевич, к.т.н., доц. Хвостиков Андрей Георгиевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Безопасность жизнедеятельности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультата, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Безопасность ж_С_23.05.04_во_8_БЖД _п51537_51538.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы, инженерно-технические средства и системы обеспечения транспортной безопасности, используемые на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта

Умеет: выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных уловий жизнедеятельности

Имеет навыки: методами оценки надежности технических средств обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, навыками их применения

ОПК-7 - владением основными методами организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Место дисциплины 1С.Б "Безопасность жизнедеятельности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб) 12 12 12
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 17 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 8 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4 4  
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 118   60 58
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 106   60 46
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 17 70 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Безопасность жизнедеятельности в условиях производства  
2 Человек и среда обитания  
3 Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем ОПК-7
4 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях ОПК-7

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 2   20
2 4 2 2 6
3 10 4 8 14
4 4 4 2 17
Итого 24 12 12 57
В т.ч. по интерактивным формам 18      

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2 4 106
2   2
3    
4    
Итого 4 4 4 106
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Теоретические основы БЖД: 1) Основные понятия и определения, аксиома о потенциальной опасности деятельности. 2) Теория рисков. 3) Принципы, методы и средства обеспечения БЖД. 2
Управление безопасностью жизнедеятельности в условиях производства: 1) Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. 2) Органы управления охраной труда. 3) Производственный травматизм. 4) Надзор и контроль за состоянием охраны труда. 5) Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 6) Обучение и инструктаж по охране труда. 2
Производственный травматизм. Обучение и инструктажи по охране труда: 1) Причины производственного травматизма. 2) Меры безопасности. 2
2 Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере: 1) Основы физического и умственного труда. 2) Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, мотивации. 3) Факторы, влияющие на надежность действия оператов. 4) Эргономические основы безопасности. 5) Система "человек-машина-среда". 2
Характерные состояния системы "человек- среда обитания": 1) Эволюция системы "человек- среда обитания". 2) Переход к техносфере. 3) Критерии и параметры безопасности техносферы. 2
3 Вредные химические факторы: 1) Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. 2) Системы вентиляции. 2
Вредные физические факторы: 1) Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. 2) Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и искусственное освещение, виды, нормирование. 3) Вредное действие виброакустических факторов на организм человека. 2
Ионизирующие и неионизирующие излучения: 1) Электромагнитные поля и излучения. Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. Критерии защиты. 2) Лазерное излучение. 3) Неионизирующие излучения и защита от них. 2
Основы электробезопасности: 1) Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. 2) Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. 2
Пожарная безопасность: 1) Классификация помещений, зданий и наружных установок. 2) Огнетушители и огнетушащие вещества. 3) Системы противопожарной защиты. 2
4 Основные источники ЧС и их классификация:: 1) Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; 2) Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; 3) ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС. 2
Основы защиты населения и производства от ЧС в РФ: 1) Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. 2) Обеззараживание объектов и территорий. 3) Борьба с терроризмом. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 11
1 Теоретические основы БЖД: 1) Основные понятия и определения, аксиома о потенциальной опасности деятельности. 2) Теория рисков. 3) Принципы, методы и средства обеспечения БЖД. 2
Управление безопасностью жизнедеятельности в условиях производства: 1) Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. 2) Органы управления охраной труда. 3) Производственный травматизм. 4) Надзор и контроль за состоянием охраны труда. 5) Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 6) Обучение и инструктаж по охране труда. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
2 Оценка микроклимата производственных помещений 2
3 3.1 Исследование производственного шума и оценка эффективности звукоизоляции 2
3.2 Оценка освещения производственных помещений 2
3.3 Исследование производственных вибраций 2
3.4 Исследование электромагнитныхизлучений от ПЭВМ 2
4 Приемы первой помощи с использованием робота-тренажера "Гоша" 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
2 Оценка микроклимата производственных помещений 4
3 3.1 Исследование производственного шума и оценка эффективности звукоизоляции
3.2 Оценка освещения производственных помещений
3.3 Исследование производственных вибраций
3.4 Исследование электромагнитныхизлучений от ПЭВМ
4 Приемы первой помощи с использованием робота-тренажера "Гоша"

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Деловая игра «Расследование несчастного случая. Оформление акта формы Н-1». 2
2 Расчет искусственного освещения помещений 2
3 Расчет эффективности звукопоглощения 2
Расчет защитного заземления 2
4 Оценка последствий аварий (катастроф) с газовоздушной смесью и взрывчатыми веществами 2
Прогнозирование последствий химической аварии на химически опасном объекте и транспорте 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Деловая игра «Расследование несчастного случая. Оформление акта формы Н-1». 2
2 Расчет искусственного освещения помещений 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Основные понятия и определения, аксиома о потенциальной опасности деятельности. Теория рисков Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. Органы управления охраной труда 6
Обучение и инструктажи по охране труда 5
Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 5
Производственный травматизм. 4
2 Основы физиологии и психологии труда. Эргономическое обеспечение комфортных условий труда. 3
Классификация работ по тяжести и напряжен-ности труда. Профессиональный отбор. 3
3 Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. 6
Пожарная безопасность. 5
Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и искусственное освещение, виды, нормирование. Вредное действие шума на организм человека. 3
4 Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС. 10
Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. Обеззараживание объектов и территорий. 7

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Основные понятия и определения, аксиома о потенциальной опасности деятельности. Теория рисков Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. Органы управления охраной труда 106
Обучение и инструктажи по охране труда
Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда.
Производственный травматизм.
Производственный травматизм. Обучение и инструктажи по охране труда: 1) Причины производственного травматизма. 2) Меры безопасности.
2 Основы физиологии и психологии труда. Эргономическое обеспечение комфортных условий труда.
Классификация работ по тяжести и напряжен-ности труда. Профессиональный отбор.
Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере: 1) Основы физического и умственного труда. 2) Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, мотивации. 3) Факторы, влияющие на надежность действия оператов. 4) Эргономические основы безопасности. 5) Система "человек-машина-среда".
Характерные состояния системы "человек- среда обитания": 1) Эволюция системы "человек- среда обитания". 2) Переход к техносфере. 3) Критерии и параметры безопасности техносферы.
3 Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование.
Пожарная безопасность.
Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и искусственное освещение, виды, нормирование. Вредное действие шума на организм человека.
Вредные химические факторы: 1) Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. 2) Системы вентиляции.
Вредные физические факторы: 1) Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. 2) Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и искусственное освещение, виды, нормирование. 3) Вредное действие виброакустических факторов на организм человека.
Ионизирующие и неионизирующие излучения: 1) Электромагнитные поля и излучения. Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. Критерии защиты. 2) Лазерное излучение. 3) Неионизирующие излучения и защита от них.
Основы электробезопасности: 1) Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. 2) Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов.
Пожарная безопасность: 1) Классификация помещений, зданий и наружных установок. 2) Огнетушители и огнетушащие вещества. 3) Системы противопожарной защиты.
Расчет эффективности звукопоглощения
Расчет защитного заземления
4 Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС.
Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. Обеззараживание объектов и территорий.
Основные источники ЧС и их классификация:: 1) Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; 2) Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; 3) ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС.
Основы защиты населения и производства от ЧС в РФ: 1) Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. 2) Обеззараживание объектов и территорий. 3) Борьба с терроризмом.
Оценка последствий аварий (катастроф) с газовоздушной смесью и взрывчатыми веществами
Прогнозирование последствий химической аварии на химически опасном объекте и транспорте

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Производственная санитария и гигиена труда [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Финоченко, Т. А. Бойко, Г. Н. Соколова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 95 с. ЭБС РГУПС
2 Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ОПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-7 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контрольные работы, предусмотренные в учебном плане, проводятся в форме компьютерного тестирования в ЦМКО;

1) Производственное освещение;

2) Учет и расследование несчастных случаев на производстве;

3) Негативное воздействие производственного шума и вибрации на человека;

4) Классификация чрезвычайных ситуаций;

5) Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

6)Методы и средства тушения пожаров;

7)Оказание первой помощи при переломах;

8) Оказание первой помощи при кровотечениях;

9) Оказание первой помощи при ожогах;

10)Действие электрического тока на человека;

11)Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

12) Эвакуация персонала при пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях;

13) Вредное действие электромагнитных полей;

14)Производственная вентиляция.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и задачи дисциплины «БЖД».
2) Принципы и методы обеспечения БЖД.
3) Опасные и вредные производственные факторы.
4) Концепция возникновения происшествия.
5) Понятие риска. Концепция приемлемого риска.
6) Понятие охраны труда.
7) Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда.
8) Ответственность за нарушение требований охраны труда.
9) Производственный травматизм. Классификация несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
10) Методы анализа производственного травматизма.
11) Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
12) Виды трудовой деятельности. Характеристика физического и умственного труда (тяжесть и напряженность трудового процесса).
13) Работоспособность. Пути повышения работоспособности.
14) Микроклимат производственных помещений. Негативное действие на организм человека неудовлетворительных параметров микроклимата. Методы обеспечения оптимальных и допустимых параметров микроклимата.
15) Негативное действие на организм человека пыли, паров и газов. Методы и средства защиты от их негативного воздействия.
16) Производственное освещение, классификация и нормирование.
17) Вредное действие шума и вибрации на организм человека. Методы и средства защиты от повышенных уровней виброакустических факторов.
18) Вредное действие на организм человека неионизирующих полей и излучений. Методы и средства защиты.
19) Вредное действие на организм человека ионизирующих полей и излучений. Методы и средства защиты.
20) Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на исход поражении я электрическим током.
21) Виды «включения» человека в электрическую цепь. Критерии электробезопасности (предельно-допустимые уровни тока и напряжения).
22) Шаговое напряжение и защита от него.
23) Защита от прямого и косвенного прикосновения человека к токоведущим частям электроустановки.
24) Классификация электрозащитных средств.
25) Понятие о горении и пожаре. Условия возникновения горения.
26) Методы прекращения горения.
27) Характеристика и область использования огнегасительных веществ.
Первичные средства пожаротушения (оборудование пожарных щитов, огнетушители). Пожарная техника. Автоматические системы пожарной сигнализации. Автоматические системы пожаротушения.
28) Классификация ЧС мирного и военного времени.
29) Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
30) Режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
31) Эвакуация населения при ЧС.
32) Защитные сооружения гражданской обороны.
33) Средства индивидуальной защиты при ЧС.
34) Порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.
35) Устойчивость функционирования промышленного предприятия в ЧС.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Приборы для измерения параметров микроклимата производственных помещений. Порядок проведения измерений.
2) Приборы для измерения параметров производственного освещения. Порядок проведения измерений.
3) Порядок расчета КЕО для производственного помещения.
4) Приборы для измерения параметров производственного шума. Порядок проведения измерений.
5) Приборы для измерения параметров производственной вибрации. Порядок проведения измерений.
6) Приборы для оценки электромагнитной обстановки на рабочем месте с ПЭВМ. Порядок проведения измерений ЭМП на рабочем месте с ПЭВМ.
7) Порядок и правила освобождения человека от воздействия электрического тока.
8) Порядок и правила оценки состояния пострадавшего при несчастном случае на производстве.
9) Порядок и правила проведения реанимационных мероприятий пострадавшему при поражении электрическим током.
10) Порядок и правила оказания первой помощи при переломах конечностей.
11) Порядок и правила оказания первой помощи при кровотечениях.
12) Порядок применения огнетушителей при тушении пожара в начальной стадии.
13) Порядок действий при землетрясении при нахождении в здании.
14) Порядок действий при наводнении.
15) Порядок действия при угрозе террористического акта

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Приведите необходимые исходные данные и последовательность расчёта заземляющего устройства.

2) Приведите необходимые исходные данные и последовательность расчета эффективности звукопоглощения.

3) Приведите необходимые исходные данные и последовательность искусственного освещения помещения.

4) Приведите необходимые исходные данные и последовательность расчета последствий взрыва газо-воздушной смеси (ГВС).

5) Приведите необходимые исходные данные и последовательность расчета зон заражения при аварии на химически опасном объекте.

6) Порядок действий по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ».

7) Порядок действий по сигналу гражданской обороны «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ».

8) Порядок действий по сигналу гражданской обороны «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА».

9) Порядок действий по сигналу гражданской обороны «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА».

10) Порядок действий в случае угрозы «Террористического акта».

11) Порядок оформления акта о расследовании несчастного случая на производстве.

12) Определение класса условий труда на рабочем месте.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 8 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / И.Г. Переверзев, Т.А. Финоченко, И.А. Яицков [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд., пе-раб. и доп. – Ростов н/Д, 2019. – 307 с.: ил. – Библиогр.: с. 304–306. ISBN 978-5-88814-843-3 ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Пожарная безопасность [Текст] : учеб. пособие / А. А. Феденко, С. В. Ситник, В. Н. Наконечный [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 219 с. ЭБС РГУПС
2 Защита в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учеб. пособие / А. В. Коновалов, М. К. Лобанова, В. Н. Наконечный [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 226 с. ЭБС РГУПС
3 Папсуев, М. А. Оценка устойчивости промышленных, транспортных и социальных объектов в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учеб. пособие / М. А. Папсуев, А. В. Коновалов ; ред. М. А. Папсуев ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2013. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Рудиков Д.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Безопасность жизнедеятельности в условиях производства. Расчеты [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. А. Финоченко, В. А. Фирсов, И. Г. Переверзев [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 209 с. ЭБС РГУПС
3 Первая помощь при несчастных случаях [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. Г. Хвостиков, Т.А. Финоченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 46 с. ЭБС РГУПС
4 Бойко, Т. А. Электробезопасность. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. - метод. пособие к лаб. работам / Т. А. Бойко, Е. Б. Воробьев ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 32 с. ЭБС РГУПС
5 Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ / Е. П. Чубарь, Т. А. Финоченко, И. Г. Переверзев [и др.] ; ред. Е. П. Чубарь ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 64 с. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное (научное) оборудование.

Л.р. № 1 - Комплекс приборов для измерения параметров микроклимата(анемометр цифровой DT-82, психрометр, барометр), МЭС-200.

Л.р. № 2 - Люксметр-яркомер «Аргус-12», Люксметр-пульсметр «Аргус-07».

Л.р. № 3 - Робот-тренажер «Гоша».

Л.р. № 4 - Анализатор шума SVAN 945 и источники шума, звукопоглощающая камера, частотный модулятор.

Л.р. № 5 - Прибор определения ЭМП ВЕ-метр- АТТ-002.

Л.р. № 6 - Стенд для исследования эффективности зануления.

Л.р. № 7 - Стенд для исследования эффективности защитного заземления.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51538.