РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Электроника"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители Шаповалова Юлия Владимировна, к.т.н., доц. Шаповалов Василий Витальевич, Пустовой Юрий Евгеньевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Электроника" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Носов Олег Геннадьевич, главный инженер, служба автоматики и телемеханики Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Электроника_С_23.05.05_во_5_АТ_п53157_53161.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электроника".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Дисциплина 1С.Б "Электроника" в соответствиии с утвержденным учебным планом ведется кафедрами "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" в 5 семестре (код РПД: 27963 (416, 6545, 9428, 10670, 13326, 18186, 27963, 37704, 43555, 53157) утверждена 09.08.2017, код РПД: 37704 (416, 6545, 9428, 10670, 13326, 18186, 27963, 37704, 43555, 53157) утверждена 30.06.2018, код РПД: 43640 (416, 6545, 9428, 10670, 13326, 18186, 27963, 37704, 43555, 53157) утверждена 25.06.2019, код РПД: 53161 (416, 6545, 9428, 10670, 13326, 18186, 27963, 37704, 43555, 53157))., "Теоретические основы электротехники" в 4 семестре (код РПД: 30633 (416, 6545, 9428, 10670, 13326, 18186, 27963, 37704, 43555, 53157) утверждена 09.08.2017, код РПД: 40026 (416, 6545, 9428, 10670, 13326, 18186, 27963, 37704, 43555, 53157) утверждена 30.06.2018, код РПД: 43819 (416, 6545, 9428, 10670, 13326, 18186, 27963, 37704, 43555, 53157) утверждена 25.06.2019, код РПД: 55879 (416, 6545, 9428, 10670, 13326, 18186, 27963, 37704, 43555, 53157)).

Целью дисциплины "Электроника" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Микропроцессорные информационно-управляющие системы", "Электромагнитная совместимость и средства защиты", "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: элементную базу и принципы построения электронных устройств

Умеет: проводить измерения параметров электронных устройств, обрабатывать и анализировать результаты

Имеет навыки: теоретического и экспериментального исследования схем электронных устройств

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: элементную базу и принципы построения электронных устройств

Умеет: выполнять синтез и анализ схем электронных устройств

Имеет навыки: расчета параметров схем электронных устройств

ОПК-10 - способностью применять знания в области электротехники и электроники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

Комментарии кафедры:

В результате изучения дисциплины компетенции формируются в части:.

ОПК-1 - способностью применять методы... теоретического и экспериментального исследования.

ОПК-10 - способностью применять знания в области... электроники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации.


Место дисциплины 1С.Б "Электроника" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Полупроводниковые материалы", "Теоретические основы электротехники", "Теория дискретных устройств".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 30 30 30
Практические, семинары (Пр) 2 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч.      
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка      
Контроль, всего и в т.ч. 41   41
Экзамен (Экз) 41   41
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 67 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 41   29 12
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 29   29  
Контроль, всего и в т.ч. 56     56
Экзамен (Экз) 56     56
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 11 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Транзисторные ключи ОПК-1, ОПК-10
2 Основы цифровой электроники ОПК-1, ОПК-10
3 Элементная база цифровых устройств ОПК-1, ОПК-10

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6   10  
2 10   12  
3 16 2 8  
Итого 32 2 30  
В т.ч. по интерактивным формам   2 30  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   2 29
2 2  
3   2
Итого 4 2 2 29
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Использование транзисторных ключей в цифровой электронике: 1) Назначение и классификация транзисторных ключей. Электронные цифровые ключи. 2) Ключ на биполярном транзисторе. 2
Переходные процессы в ключе на биполярном транзисторе: 1) Схема, временные диаграммы, основные расчетные соотношения 2) Переходные процессы при включении и выключении транзисторного ключа 3) Способы повышения быстродействия транзисторного ключа. 2
Анализ работы ключа на биполярном транзисторе. Статический и динамический режимы: 1) Принцип построения схемы ключа на основе эмиттерного повторителя 2) Схема и принцип работы сложного транзисторного ключа. 2
2 Общие сведения о цифровых устройствах: 1) Классификация цифровых устройств 2) Элементная база цифровых устройств. 2
Параметры цифровых интегральных микросхем: 1) Основные статические параметры и расчетные соотношения 2) Статическая передаточная характеристика, логические уровни и помехоустойчивость 3) Поля допусков логических уровней для ИМС различных серий 4) Основные динамические параметры и расчетные соотношения. 2
Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах: 1) Базовая схема логического элемента ТТЛ, принцип работы, электрические параметры, достоинства и недостатки 2) Схема ЛЭ ТТЛ с открытым коллектором, достоинства и недостатки, примеры применения 3) Схема ЛЭ ТТЛ с трёхстабильным выходом. Организация двунаправленной передачи данных 4) Базовая схема логического элемента ЛЭ ТТЛШ, принцип работы, электрические параметры, достоинства и недостатки. 2
Логические элементы КМОП в цифровых устройствах: 1) Базовая схема логического элемента КМОП. Реализация третьего состояния в схемотехнике ИМС КМОП, схема, принцип работы 2) Схемотехника логических элементов ИС КМОП, схемы И-НЕ, ИЛИ-НЕ, принцип работы. 3) Особенности ИС КМОП. Основные правила при хранении, транспортировке и монтаже. 2
Проблемы гальванически связанных цепей: 1) Гальваническая оптронная развязка. 2) Принцип действия, типы оптронов, основные характеристики и расчетные соотношения. 2
3 Комбинационные и арифметические устройства (часть 1): 1) Классификация, Способы описания. Анализ и синтез КУ 2) Мультиплексоры, принцип работы, УГО, таблица состояний. Использование мультиплексора, как универсальной логической схемы. Синтез устройств на основе мультиплексора 3) Дешифраторы, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы 4) Демультиплексоры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы 5) Компараторы, принцип работы, УГО, таблица состояний. 2
Комбинационные и арифметические устройства (часть 2). 2
Последовательностные устройства. Триггеры (часть 1): 1) Классификация и типы триггеров. 2) Асинхронные и синхронные RS-триггеры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения 3) D-триггеры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы 4) Т-триггеры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения 5) JK-триггеры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения 6) Схемотехника и принцип построения схем триггеров на основе D-, JK- и RS-триггеров. 2
Последовательностные устройства. Триггеры (часть 2). 2
Последовательностные устройства. Регистры (часть 1): 1) Классификация, принцип работы регистров 2) Параллельные регистры, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения. 3) Последовательные регистры, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения. 4) Схемотехника и принцип построения схем регистров памяти и сдвига на основе D- и JK-триггеров. 2
Последовательностные устройства. Регистры (часть 2). 2
Последовательностные устройства. Счетчики (часть 1): 1) Классификация, принцип работы. 2) Счетчики с последовательным переносом, принцип работы, УГО, временные диаграммы, примеры применения. 3) Счетчики с параллельным переносом, принцип работы, УГО, временные диаграммы, примеры применения 4) Схемотехника и способы изменения коэффициента счета счетчиков. Синтез счетчиков с произвольным коэффициентом счета. 2
Последовательностные устройства. Счетчики (часть 2). 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Использование транзисторных ключей в цифровой электронике: 1) Назначение и классификация транзисторных ключей. Электронные цифровые ключи. 2) Ключ на биполярном транзисторе. 2
2 Общие сведения о цифровых устройствах: 1) Классификация цифровых устройств 2) Элементная база цифровых устройств. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 RC-цепи в цифровых устройствах. Исследование свойств RC-цепей. Исследование формирователей сигналов на основе RС-цепей (часть 1) 2
RC-цепи в цифровых устройствах. Исследование свойств RC-цепей. Исследование формирователей сигналов на основе RС-цепей (часть 2) 2
Исследование транзисторного ключа (часть 1) 2
Исследование транзисторного ключа (часть 2) 2
Исследование транзисторного ключа (часть 3) 2
2 Цифровые интегральные микросхемы. Исследование базовых схем (часть 1) 2
Цифровые интегральные микросхемы. Исследование базовых схем (часть 2) 2
Цифровые интегральные микросхемы. Исследование базовых схем (часть 3) 2
Цифровые интегральные микросхемы. Исследование базовых схем (часть 4) 2
Контрольно-измерительные приборы и компоненты. Программирование генератора испытательных сигналов (часть 1) 2
Контрольно-измерительные приборы и компоненты. Программирование генератора испытательных сигналов (часть 2) 2
3 Исследование комбинационных устройств. Дешифраторы/демультиплексоры (часть 1) 2
Исследование комбинационных устройств. Дешифраторы/демультиплексоры (часть 2) 2
Исследование комбинационных устройств. Параллельные восьмиразрядные регистры с трехстабильными выходами (часть 1) 2
Исследование комбинационных устройств. Параллельные восьмиразрядные регистры с трехстабильными выходами (часть 2) 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 RC-цепи в цифровых устройствах. Исследование свойств RC-цепей. Исследование формирователей сигналов на основе RС-цепей (часть 1) 2
RC-цепи в цифровых устройствах. Исследование свойств RC-цепей. Исследование формирователей сигналов на основе RС-цепей (часть 2)
Исследование транзисторного ключа (часть 1)
Исследование транзисторного ключа (часть 2)
Исследование транзисторного ключа (часть 3)
2 Цифровые интегральные микросхемы. Исследование базовых схем (часть 1)
Цифровые интегральные микросхемы. Исследование базовых схем (часть 2)
Цифровые интегральные микросхемы. Исследование базовых схем (часть 3)
Цифровые интегральные микросхемы. Исследование базовых схем (часть 4)
Контрольно-измерительные приборы и компоненты. Программирование генератора испытательных сигналов (часть 1)
Контрольно-измерительные приборы и компоненты. Программирование генератора испытательных сигналов (часть 2)
3 Исследование комбинационных устройств. Дешифраторы/демультиплексоры (часть 1)
Исследование комбинационных устройств. Дешифраторы/демультиплексоры (часть 2)
Исследование комбинационных устройств. Параллельные восьмиразрядные регистры с трехстабильными выходами (часть 1)
Исследование комбинационных устройств. Параллельные восьмиразрядные регистры с трехстабильными выходами (часть 2)

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
3 Синтез счетчиков с произвольным коэффициентом счета 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
3 Синтез счетчиков с произвольным коэффициентом счета 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Переходные процессы в ключе на биполярном транзисторе: 1) Схема, временные диаграммы, основные расчетные соотношения 2) Переходные процессы при включении и выключении транзисторного ключа 3) Способы повышения быстродействия транзисторного ключа 29
Анализ работы ключа на биполярном транзисторе. Статический и динамический режимы: 1) Принцип построения схемы ключа на основе эмиттерного повторителя 2) Схема и принцип работы сложного транзисторного ключа
2 Параметры цифровых интегральных микросхем: 1) Основные статические параметры и расчетные соотношения 2) Статическая передаточная характеристика, логические уровни и помехоустойчивость 3) Поля допусков логических уровней для ИМС различных серий 4) Основные динамические параметры и расчетные соотношения
Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах: 1) Базовая схема логического элемента ТТЛ, принцип работы, электрические параметры, достоинства и недостатки 2) Схема ЛЭ ТТЛ с открытым коллектором, достоинства и недостатки, примеры применения 3) Схема ЛЭ ТТЛ с трёхстабильным выходом. Организация двунаправленной передачи данных 4) Базовая схема логического элемента ЛЭ ТТЛШ, принцип работы, электрические параметры, достоинства и недостатки
Логические элементы КМОП в цифровых устройствах: 1) Базовая схема логического элемента КМОП. Реализация третьего состояния в схемотехнике ИМС КМОП, схема, принцип работы 2) Схемотехника логических элементов ИС КМОП, схемы И-НЕ, ИЛИ-НЕ, принцип работы. 3) Особенности ИС КМОП. Основные правила при хранении, транспортировке и монтаже.
Проблемы гальванически связанных цепей: 1) Гальваническая оптронная развязка. 2) Принцип действия, типы оптронов, основные характеристики и расчетные соотношения
3 Комбинационные и арифметические устройства (часть 1): 1) Классификация, Способы описания. Анализ и синтез КУ 2) Мультиплексоры, принцип работы, УГО, таблица состояний. Использование мультиплексора, как универсальной логической схемы. Синтез устройств на основе мультиплексора 3) Дешифраторы, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы 4) Демультиплексоры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы 5) Компараторы, принцип работы, УГО, таблица состояний.
Комбинационные и арифметические устройства (часть 2)
Последовательностные устройства. Триггеры (часть 1): 1) Классификация и типы триггеров. 2) Асинхронные и синхронные RS-триггеры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения 3) D-триггеры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы 4) Т-триггеры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения 5) JK-триггеры, принцип работы, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения 6) Схемотехника и принцип построения схем триггеров на основе D-, JK- и RS-триггеров.
Последовательностные устройства. Триггеры (часть 2)
Последовательностные устройства. Регистры (часть 1): 1) Классификация, принцип работы регистров 2) Параллельные регистры, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения. 3) Последовательные регистры, УГО, таблица состояний, временные диаграммы, примеры применения. 4) Схемотехника и принцип построения схем регистров памяти и сдвига на основе D- и JK-триггеров.
Последовательностные устройства. Регистры (часть 2)
Последовательностные устройства. Счетчики (часть 1): 1) Классификация, принцип работы. 2) Счетчики с последовательным переносом, принцип работы, УГО, временные диаграммы, примеры применения. 3) Счетчики с параллельным переносом, принцип работы, УГО, временные диаграммы, примеры применения 4) Схемотехника и способы изменения коэффициента счета счетчиков. Синтез счетчиков с произвольным коэффициентом счета.
Последовательностные устройства. Счетчики (часть 2)

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шаповалов В.В., Шаповалова Ю.В. Введение в схемотехнику электронных устройств. Основы расчета и моделирования: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения. - 2017 ЭБС РГУПС
2 Основы электроники. Описание сигналов и схем электронных устройств : учеб.-метод. пособие / В.М. Духанин ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2006 ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ОПК-10 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-10 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

нет.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

студенты заочной формы обучения выполняют контрольные работы в форме компьютерного тестирования в ЭИОС РГУПС.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)1. Общие сведения о цифровых устройствах. Классификация интегральных микросхем.
2. Аналого-цифровые устройства. Аналого-цифровые преобразователи. Назначение, классификация, параметры и характеристики АЦП.
2)1. Транзисторные ключи. Назначение, классификация. Электронные цифровые ключи, принцип работы цифрового ключа. Ключ на биполярном транзисторе.
2. Аналого-цифровые устройства. Цифро-аналоговые преобразователи. Назначение, классификация, параметры и характеристики ЦАП.
3)1. Переходные процессы в ключе на биполярном транзисторе. Схема, временные диаграммы, основные расчетные соотношения. Переходные процессы при включении транзисторного ключа.
2. Комбинационные и арифметические устройства. Мультиплексоры, принцип работы, использование мультиплексора, как универсальной логической схемы.
4)1. Переходные процессы в ключе на биполярном транзисторе. Схема, временные диаграммы, основные расчетные соотношения. Переходные процессы при выключении транзисторного ключа.
2. Комбинационные и арифметические устройства. Дешифраторы и демультиплексоры, принцип работы, примеры применения.
5)1. Переходные процессы в ключе на биполярном транзисторе. Схема, временные диаграммы, основные расчетные соотношения. Способы повышения быстродействия транзисторного ключа.
2. Последовательностные устройства. Регистры, классификация, принцип работы, примеры применения.
6)1. Анализ работы транзисторного ключа. Статический и динамический режимы. Схема и принцип работы сложного транзисторного ключа.
2. Последовательностные устройства. Асинхронные и синхронные RS-триггеры, принцип работы, примеры применения.
7)1. Параметры цифровых интегральных микросхем. Основные статические параметры и расчетные соотношения.
2. Последовательностные устройства. JK-триггеры, принцип работы, примеры применения
8)1. Параметры цифровых интегральных микросхем. Основные динамические параметры и расчетные соотношения.
2. Последовательностные устройства. Счетчики, классификация. Счетчики с последовательным переносом, принцип работы, примеры применения.
9)1. Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах. ЛЭ ТТЛ со сложным инвертором, принцип работы, достоинства и недостатки.
2. Последовательностные устройства. Счетчики, классификация. Счетчики с параллельным переносом, принцип работы, примеры применения.
10)1. Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах. ЛЭ ТТЛ с открытым коллектором, принцип работы, достоинства и недостатки, примеры применения.
2. Функциональная база современных цифровых устройств.
11)1. Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах. ЛЭ ТТЛ с трёхстабильным выходом, принцип работы, примеры применения.
2. Последовательностные устройства. D- и Т-триггеры, принцип работы, примеры применения.
12)1. Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах. Базовая схема ЛЭ ТТЛШ, принцип работы, электрические параметры, достоинства и недостатки.
2. Синтез счетчиков с произвольным коэффициентом счета. Схемотехника и способы изменения коэффициента счета.
13)1. Логические элементы КМОП в цифровых устройствах. Базовая схема ЛЭ КМОП. Реализация третьего состояния в схемотехнике ИМС КМОП, принцип работы.
2. Аналого-цифровые устройства. Аналоговые компараторы и мультиплексоры.
14)1. Схемотехника логических элементов ИС КМОП, схемы И-НЕ, ИЛИ-НЕ, принцип работы. Особенности ИС КМОП. Основные правила при хранении, транспортировке и монтаже.
2. Аналого-цифровые устройства. Аналоговые ключи и устройства выборки-хранения.
15)Общие сведения о цифровых устройствах. Классификация интегральных микросхем.
16)Транзисторные ключи. Назначение, классификация. Электронные цифровые ключи, принцип работы цифрового ключа. Ключ на биполярном транзисторе.
17)Переходные процессы в ключе на биполярном транзисторе. Схема, временные диаграммы, основные расчетные соотношения. Переходные процессы при включении транзисторного ключа.
18)Переходные процессы в ключе на биполярном транзисторе. Схема, временные диаграммы, основные расчетные соотношения. Переходные процессы при выключении транзисторного ключа.
19)Переходные процессы в ключе на биполярном транзисторе. Схема, временные диаграммы, основные расчетные соотношения. Способы повышения быстродействия транзисторного ключа.
20)Анализ работы транзисторного ключа. Статический и динамический режимы. Схема и принцип работы сложного транзисторного ключа.
21)Параметры цифровых интегральных микросхем. Основные статические параметры и расчетные соотношения.
22)Параметры цифровых интегральных микросхем. Основные динамические параметры и расчетные соотношения.
23)Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах. ЛЭ ТТЛ со сложным инвертором, принцип работы, достоинства и недостатки.
24)Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах. ЛЭ ТТЛ с открытым коллектором, принцип работы, достоинства и недостатки, примеры применения.
25)Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах. ЛЭ ТТЛ с трёхстабильным выходом, принцип работы, примеры применения.
26)Логические элементы ТТЛ и ТТЛШ в цифровых устройствах. Базовая схема ЛЭ ТТЛШ, принцип работы, электрические параметры, достоинства и недостатки.
27)Логические элементы КМОП в цифровых устройствах. Базовая схема ЛЭ КМОП. Реализация третьего состояния в схемотехнике ИМС КМОП, принцип работы.
28)Функциональная база современных цифровых устройств.
29)Комбинационные и арифметические устройства. Мультиплексоры, принцип работы, использование мультиплексора, как универсальной логической схемы
30)Комбинационные и арифметические устройства. Дешифраторы и демультиплексоры, принцип работы, примеры применения.
31)Последовательностные устройства. Асинхронные и синхронные RS-триггеры, принцип работы, примеры применения.
32)Последовательностные устройства. D- и Т-триггеры, принцип работы, примеры применения.
33)Последовательностные устройства. JK-триггеры, принцип работы, примеры применения.
34)Последовательностные устройства. Регистры, классификация, принцип работы, примеры применения.
35)Последовательностные устройства. Счетчики, классификация. Счетчики с последовательным переносом, принцип работы, примеры применения.
36)Последовательностные устройства. Счетчики, классификация. Счетчики с параллельным переносом, принцип работы, примеры применения.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выполнить синтез и анализ схемы электронного устройства (проверяется при выполнении заданий практического занятия).
2)Нарисовать условно-графическое обозначение электронного устройства (проверяется при выполнении заданий практического занятия).
3)Построить схему внутренней структуры электронного устройства (проверяется при выполнении заданий практического занятия).
4)Построить таблицу состояний электронного устройства (проверяется при выполнении заданий практического занятия).

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Выполнить расчет и моделирование схемы электронного устройства (проверяется при выполнении лабораторных работ).

2)Сформулировать словесное описание принципа и алгоритма работы электронного устройства (проверяется при выполнении лабораторных работ).

3)Построить временные диаграммы входных и выходных сигналов электронного устройства (проверяется при выполнении лабораторных работ).

4)Проанализировать работу электронного устройства в статическом и динамическом режиме (проверяется при выполнении лабораторных работ).

5)Провести измерения параметров электронного устройства, обработать и представить результаты (проверяется при выполнении лабораторных работ).


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 5 1, 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бурков А.Т. Электроника и преобразовательная техника: учебник: в 2 т. – М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2015. - Т.1. Электроника. - 480 с. УМЦ ЖДТ
2 Бурков А.Т. Электроника и преобразовательная техника: учебник: в 2 т. – М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2015. - Т.2. Электронная и преобразовательная техника. - 307 с. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Акимова Т.Н. Электронная техника : учебник / Т.Н. Акимова. - М.: ФГБОУ ДПО "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2017. - 331 с. УМЦ ЖДТ
2 Новиков, Ю. В. Введение в цифровую схемотехнику : учебное пособие / Ю. В. Новиков. — 3-е изд. — Москва, Саратов : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 392 c. — ISBN 978-5-4497-0314-9. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
3 Лаппи, Ф. Э. Анализ простых электронных цепей. От электротехники к электронике. Схемы с диодами и транзисторами : учебное пособие / Ф. Э. Лаппи. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2012. — 144 c. — ISBN 978-5-7782-1917-5. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шаповалова Ю.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электроника". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Шаповалов В.В., Шаповалова Ю.В. Введение в схемотехнику электронных устройств. Основы импульсной техники: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения. - 2017 ЭБС РГУПС
3 Шаповалов В.В., Шаповалова Ю.В. Методические указания к лабораторным и практическим занятиям по дисциплине "Электроника": Учеб.-методич. пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения. - 2017 ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры;

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53161.