РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Математическое моделирование систем и процессов"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н. Заруцкая Татьяна Алексеевна, к.т.н., доц. Попова Наталия Андреевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Математическое моделирование систем и процессов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Математическое м с и п_С_23.05.05_во_5_АСЭЛ_п47361_52914.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Математическое моделирование систем и процессов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Математическое моделирование систем и процессов" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Микропроцессорные информационно-управляющие системы", "Системы электроснабжения электрического транспорта", "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности

Умеет: применять методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности

Имеет навыки: применения современных образовательных и информационных технологий для решения задач математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов

Индикатор:
ОПК-1.5 - использует физико-математический аппарат для разработки простых математических моделей явлений, процессов и объектов при заданных допущениях и ограничениях

Знает: методы математического анализа

Умеет: использовать методы математического анализа и моделирования

Имеет навыки: моделирования для обоснования принятия решений в профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-1.6 - использует методы математического анализа и моделирования для обоснования принятия решений в профессиональной деятельности
ОПК-10 - Способен формулировать и решать научно-технические задачи в области своей профессиональной деятельности

Знает: основные направления научно-исследовательской деятельности

Умеет: разрабатывать алгоритмы решения научно-технических задач в профессиональной деятельности

Имеет навыки: построения алгоритмов решения научно-технических задач в профессиональной деятельности при эксплуатации объектов транспорта

Индикатор:
ОПК-10.1 - знает основные направления научно-исследовательской деятельности в эксплуатации объектов транспорта; принципы построения алгоритмов решения научно-технических задач в профессиональной деятельности

Знает: принципы отбора информации для математического и имитационного моделирования транспортных объектов

Умеет: осуществлять математическое и имитационное моделирование транспортных объектов

Имеет навыки: навыками научно-исследовательской деятельности в области имитационного моделирования транспортных объектов

Индикатор:
ОПК-10.2 - владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области проведения поиска и отбора информации, математического и имитационного моделирования транспортных объектов

Место дисциплины 1Б.О "Математическое моделирование систем и процессов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика", "Теоретические основы электротехники", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 116   116
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 116   116
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 216 64 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 195   32 163
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 183   32 151
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 216 12 36 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Предмет Моделирование систем и процессов ОПК-1
2 Моделирование элементов системы тягового электроснабжения ОПК-10
3 Применение математического моделирования для решения электротехнических задач ОПК-1
4 Имитационное моделирование системы тягового электроснабжения ОПК-10

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 8   29
2 8 8   29
3 10 8   29
4 8 8   29
Итого 32 32   116
В т.ч. по интерактивным формам 8 4    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   183
2 2 2
3 2  
4 2  
Итого 8 4   183
В т.ч. по интерактивным формам        

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Основные понятия теории моделирования систем и процессов: 1) Модель и моделирование. 2) Моделирование систем и моделирование процессов. 3) Принципы системного подхода в моделировании. 4) Синтез модели на основе классического и системного подхода. 5) Основные характеристики и свойства моделей. 2
Классификация видов моделирования систем и процессов: 1) Детерминированное и стохастическое моделирование систем и процессов. 3) Физическое моделирование. 2
Дискретное и непрерывное моделирование систем и процессов. 2
2 Моделирование тяговой сети переменного тока: 1) Сопротивление одиночных проводов и контуров «проводник-земля». 2) Сопротивление параллельных контуров со взаимной индуктивностью. 3) Составное и эквивалентное приведенное сопротивление тяговой сети переменного тока. 2
Моделирование тяговой сети постоянного тока. 2
Моделирование тяговой подстанции: 1) Сопротивление тяговых подстанций постоянного и переменного тока.. 2) Уровни напряжений на шинах тяговых подстанций постоянного и переменного тока. 3) Моделирование работы трансформатора. 2
Моделирование линий электропередач: 1) Классификация линий электропередачи. 2) Виды линий электропередач используемых в системе тягового электроснабжения (ДПР, АБ, ПР, ВЛ и т.д.). 2
3 Процедура формирования эффективной модели: 1) Основы метода. 2) Свойства эффективной модели. 3) Решающее правило. 2
Моделирование переходного режима в электрической цепи первого порядка: 1) Основные методы анализа переходных процессов. 2) Основные методы анализа установившихся режимов. 2
Моделирование установившегося режима в электрической цепи первого порядка. 2
Расчет установившегося режима в электроэнергетических системах на основе линейных математических моделей: 1) Обобщенное уравнение состояния цепи.2) Уравнение узловых потенциалов. 3) Расчет установившегося режима по линейным моделям. 2
Матричный метод расчета электрических систем. 2
4 Имитационное моделирование системы электроснабжения: 1) Имитационное моделирование как современная основа выполнения расчётов режимов и показателей работы систем электроснабжения. 2) Структурная схема имитационной модели. 3) Законы распределения интервалов между поездами. 2
Моделирование графика движения поездов. 2
Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий: 1) Матричный метод расчёта мгновенных схем. 2) Расчёт токораспределения, потерь напряжения, потерь мощности и энергии. 3) Формирование задающих токов поездов при имитационном моделировании. 2
Примеры практического применения имитационного моделирования при моделировании режимов работы систем электроснабжения. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Основные понятия теории моделирования систем и процессов: 1) Модель и моделирование. 2) Моделирование систем и моделирование процессов. 3) Принципы системного подхода в моделировании. 4) Синтез модели на основе классического и системного подхода. 5) Основные характеристики и свойства моделей. 2
2 Моделирование тяговой сети переменного тока: 1) Сопротивление одиночных проводов и контуров «проводник-земля». 2) Сопротивление параллельных контуров со взаимной индуктивностью. 3) Составное и эквивалентное приведенное сопротивление тяговой сети переменного тока. 2
Заезд № 8
3 Моделирование переходного режима в электрической цепи первого порядка: 1) Основные методы анализа переходных процессов. 2) Основные методы анализа установившихся режимов. 2
4 Имитационное моделирование системы электроснабжения: 1) Имитационное моделирование как современная основа выполнения расчётов режимов и показателей работы систем электроснабжения. 2) Структурная схема имитационной модели. 3) Законы распределения интервалов между поездами. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Моделирование систем и процессов 2
Моделирование систем и процессов 2
Моделирование систем и процессов 2
Моделирование систем и процессов 2
2 Простейшие модели случайных и детерминированных систем 2
Простейшие модели случайных и детерминированных систем 2
Расчет основных элементов схемы замещения системы тягового электроснабжения 2
Расчет основных элементов схемы замещения системы тягового электроснабжения 2
3 Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов 2
Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов 2
Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов 2
Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов 2
4 Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий 2
Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий 2
Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий 2
Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Моделирование систем и процессов 2
2 Расчет основных элементов схемы замещения системы тягового электроснабжения 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Непрерывно-детерминированные модели (D-схемы) 8
Дискретно-детерминированные модели (F-схемы) 7
Дискретно-стохастические модели (P-схемы) 7
Сетевые модели 7
2 Методы и методики структурного анализа 19
Комбинированные модели 10
3 Построение концептуальных моделей и их формализация 29
4 Разработка и машинная реализация моделей систем 15
Алгоритмизация моделей систем и их машинная реализация 14

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Непрерывно-детерминированные модели (D-схемы) 183
Дискретно-детерминированные модели (F-схемы)
Дискретно-стохастические модели (P-схемы)
Сетевые модели
Классификация видов моделирования систем и процессов: 1) Детерминированное и стохастическое моделирование систем и процессов. 3) Физическое моделирование.
Дискретное и непрерывное моделирование систем и процессов
Моделирование систем и процессов
Моделирование систем и процессов
Моделирование систем и процессов
2 Методы и методики структурного анализа
Комбинированные модели
Моделирование тяговой сети постоянного тока
Моделирование тяговой подстанции: 1) Сопротивление тяговых подстанций постоянного и переменного тока.. 2) Уровни напряжений на шинах тяговых подстанций постоянного и переменного тока. 3) Моделирование работы трансформатора.
Моделирование линий электропередач: 1) Классификация линий электропередачи. 2) Виды линий электропередач используемых в системе тягового электроснабжения (ДПР, АБ, ПР, ВЛ и т.д.).
Простейшие модели случайных и детерминированных систем
Простейшие модели случайных и детерминированных систем
Расчет основных элементов схемы замещения системы тягового электроснабжения
3 Построение концептуальных моделей и их формализация
Процедура формирования эффективной модели: 1) Основы метода. 2) Свойства эффективной модели. 3) Решающее правило.
Моделирование установившегося режима в электрической цепи первого порядка
Расчет установившегося режима в электроэнергетических системах на основе линейных математических моделей: 1) Обобщенное уравнение состояния цепи.2) Уравнение узловых потенциалов. 3) Расчет установившегося режима по линейным моделям.
Матричный метод расчета электрических систем
Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов
Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов
Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов
Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов
4 Разработка и машинная реализация моделей систем
Алгоритмизация моделей систем и их машинная реализация
Моделирование графика движения поездов
Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий: 1) Матричный метод расчёта мгновенных схем. 2) Расчёт токораспределения, потерь напряжения, потерь мощности и энергии. 3) Формирование задающих токов поездов при имитационном моделировании.
Примеры практического применения имитационного моделирования при моделировании режимов работы систем электроснабжения
Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий
Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий
Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий
Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ОПК-10 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-10 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Цель моделирования систем и процессов
2 ) Задачи моделирования систем и процессов
3) Структуру и методологические основы моделирования систем и процессов
4) Принцип системного подхода в моделировании систем и процессов
5) Классификацию видов моделирования систем и процессов
6) Синтез модели на основе классического и системного подхода
7 ) Основные характеристики и свойства моделей
8) Детерминированное и стохастическое моделирование систем и процессов
9) Статическое и динамическое моделирование систем и процессов
10) Дискретное и непрерывное моделирование систем и процессов
11) Классификация линий электропередачи
12) Виды линий электропередач используемых в системе тягового электроснабжения
13) Основные методы анализа переходных процессов
14) Основные методы анализа установившихся режимов
15) Матричный метод расчета электрических систем
16) Расчет установившегося режима по линейным моделям
17) Имитационное моделирование как современная основа расчётов систем электроснабжения
18) Структурная схема имитационной модели
19) Законы распределения интервалов между поездами
20) Моделирование графика движения поездов
21) Матричный метод расчёта мгновенных схем
22) Расчёт токораспределения, потерь напряжения, потерь мощности и энергии.
23) Формирование задающих токов поездов при имитационном моделировании.
24) Примеры практического применения имитационного моделирования систем электроснабжения
25) Основные методы анализа переходных процессов
26) Основные подходы к построению математических моделей систем.
27) Основные методы анализа установившихся режимов.
28) Моделирование переходных и установившихся режимов в электрической цепи первого порядка
29) Сопротивление тяговых подстанций постоянного и переменного тока.
30) Моделирование работы трансформатора.
31) Составное и эквивалентное приведенное сопротивление тяговой сети переменного тока.
32) Сопротивление одиночных проводов и контуров «проводник-земля».
33) Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Применять математическое моделирование для решения электротехнических задач
2) Составлять простейшие модели случайных и детерминированных систем
3) Выполнять расчет основных элементов схемы замещения
4) Моделировать переходные режимы в электрической цепи первого порядка
5) Моделировать установившиеся режимы в электрической цепи первого порядка
6) Выполнять электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий
7) Определять токовые нагрузки поездов при производстве тяговых расчётов
8) Моделировать основные режимы работы системы тягового электроснабжения
9) Моделировать вероятностный, пакетный, заданный график движения поездов

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Применения прикладного программного обеспечения для компьютерного проектирования и моделирования устройств и систем электроснабжения.

2) Моделирования элементов системы тягового электроснабжения.

3) Применения математического моделирования для решения электротехнических задач.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 5 1, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
  ОПК-10 5 2, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Герман Л.А., Серебряков А.С. Регулируемые установки емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения железных дорог: учеб. пособие. - М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2015. - 316 с. УМЦ ЖДТ
2 Чернов Ю.А. Электроснабжение железных дорог: учеб. пособие. - М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2016. - 406 с. УМЦ ЖДТ
3 Марквардт К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог, М.: Транспорт, 1982.-582с. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Заруцкая Т.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Математическое моделирование систем и процессов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Моделирование и проектирование системы тягового электроснабжения: учебное пособие/ А.Л. Быкадоров, Ю.И. Жарков, Т.А. Заруцкая; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры;

Лабораторное (научное) оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 52914.