РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Электроэнергетические системы и сети"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Дынькин Борис Евгеньевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Электроэнергетические системы и сети" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Электроэнергетические с и с_С_23.05.05_во_7_АСЭЛ_п47112_52647.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электроэнергетические системы и сети".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Электроэнергетические системы и сети" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Автоматизация систем электроснабжения", "Электроснабжение железных дорог";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: 1. Методы теоретической электротехники для анализа и их применения в расчетах электроэнергетических систем и электрических сетей (ЭС). 2. Параметры ЭС и их характеристики. 3. Конструкции линий электропередачи. 4. Структуру производства и распределения энергии. 5. Иерархию построения ЭС. 6. Методы расчета и анализа потерь мощности и энергии в электрических сетях.

Умеет: 1. Обрабатывать исходную информации по параметрам ЭЭС. 2. Разрабатывать расчетные схемы электрических систем и сетей с учетом резервирования и обеспечения надежности соответствующих категорий потребителей. 3. Использовать теоретические методы обработки и анализа информации по режимам работы электрических сетей. 4. Проводить сравнение расчетных и эксплуатационных параметров ЭС с нормируемыми значениями с применением нормативно-технической документации.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин отдельных специализаций и прохождения производственных практик: 1. Использования нормативно-технической документации по обеспечению расчета и анализа режимов работы ЭС. 2. Использовать современные способы и средства для обеспечения надежности элементов ЭС в эксплуатации.

ПК-1 - способностью использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты

Знает: 1. Принципы построения схем ЭЭС. 2. Методы принятия решений по структуре, обеспечению эксплуатации и резервированию ЭС. 3. Классификацию объектов ЭС по категориям надежности потребителей. 4. Методы определения расчетных и эксплуатационных параметров ЭС. 5.

Умеет: 1. Обеспечивать расчеты режимов ЭС в нормальных, аварийных и послеаварийных режимах. 2. Определять схему ЭС при различных способах резервирования для систем различного напряжения. 3. Принимать решения по регулированию режимов работы ЭС. 4. Исследовать режимы с целью обеспечения наиболее экономичных режимов работы ЭС.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин отдельных специализаций и производственных практик: 1. Использовать методы организации эксплуатации электротехнических объектов с целью обеспечения заданной эффективности. 2. Рассчитывать ресурс элементов и устройств для конкретных типов оборудования, особенно понизительных трансформаторов и коммутационного оборудования. 3. Рассчитывать показатели работы для конкретных ЭС.

ПСК-1.6 - способностью демонстрировать знание способов выработки, передачи, распределения и преобразования электрической энергии, закономерностей функционирования электрических сетей и энергосистем, теоретических основ электрической тяги, техники высоких напряжений, технологии, правил и способов организации технического обслуживания и ремонта устройств контактной сети и линий электропередачи, тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств тягового электроснабжения, автоматики и телемеханики по заданному ресурсу и техническому состоянию, эксплуатационно-технических требований к системам электроснабжения

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Электроэнергетические системы и сети" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Электрические машины".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 10   10
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 10   10
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка      
Контроль, всего и в т.ч. 47   47
Экзамен (Экз) 47   47
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 46   31 15
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 31   31  
Контроль, всего и в т.ч. 51     51
Экзамен (Экз) 51     51
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 11 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общие сведения об электроэнергетике (историческая динамика и физико-технические основы) ПК-1, ПСК-1.6
2 Топливно-энергетический баланс страны, основные виды электростанции и проблема энергосбережения ПК-1, ПСК-1.6
3 Теория электрических сетей и систем ПК-1, ПСК-1.6
4 Принципы рационального построения систем электроснабжения ПК-1, ПСК-1.6

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 2    
2 6 2    
3 10 10    
4 8 2    
Итого 32 16    
В т.ч. по интерактивным формам 10 10    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   31
2    
3   2
4    
Итого 4 4   31
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Основные сведения об электроэнергетике. Электропередачи различного типа (трехфазный переменный ток; постоянный ток): 1) Законы Ома и Кирхгофа. Входной контроль на применение ТОЭ в дисциплине ЭЭС 2) Первый электродвигатель Якоби. Закон Джоуля-Ленца. 3) План ГОЭЛРО. Объединенная энергосистемв России. 4) Основные задачи развития ЭЭС в мире и в России. 5) Доливо-Добровольский: создание техники трехфазного переменного тока. Векторные диаграммы и их применение в трехфазных сетях. 2
Начало электрификации на переменном токе и основные закономерности электроэнергетики: 1) Первые электростанции и сети в России (начало ХХ в.). 2) Определяющие факторы и особенности электрификации страны. 3) Организационная структура электроэнергетических систем (ЭЭС). 4) Основные технико-экономические показатели ЭЭС. 2
Техника исследования энергосистем: 1) Математические и физические модели. Программы РАСТР, ТКЗ, симуляторы. 2) Компьютеризация управления и проектирования. 3) Расчетные режимы работы ЭЭС. 2
Реформа электроэнергетики: 1) Цели и принципы реформирования ЭЭС. 2) Изменения в ЭЭС в конце ХХ в. 3) Структурные преобразования и риски. 2
2 Основные энергетические потоки и структура топливно-энергетического комплекса: 1) Динамика добычи нефти, природного газа и угля. Запасы углеводородов. 2) Экспортные потоки углеводородов. 3) Особая значимость отечественной проблемы энергосбережения. 2
Технико-экономические особенности электростанций: 1) Электростанции тепловые, гидравлические и атомные. Их сопоставимость. Области применения и особенности. 2) Инвестиционные проблемы. 3) Нетрадиционные источники энергии. 2
Перспективные источники электроэнергии: 1) Возобновляемые источники энергии. 2) Альтернативные источники энергии 3) Возобновляемые источники энергии 4) Малые ГЭС. 2
3 Основные соотношения трехфазных систем: 1) Токи, мощности, треугольник мощностей, физическая суть мощностей. 2) Особенности несимметричных трехфазных сетей. 3) Основные показатели режимов работы трехфазной сети. 2
Конструктивные особенности линий электропередачи: 1) Воздушные и кабельные линии. 2) Токопроводы и шинопроводы. 3) Шнуры и провода. 4) Самоподдерживающиеся изолированные провода. 5) Способы прокладки линий передачи. 2
Схемы замещения линий электропередачи и трансформаторов: 1) Особенности схем замещения элементов электрических цепей. 2) Воздушная и кабельная линия. 3) Двух- и трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы. 2
Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование: 1) Потери мощности и электроэнергии. 2) Падения и потери напряжения. 3) Способы регулирования напряжения. 4) Технико-экономическая оптимизация потерь мощности и электроэнергии. 5) Компенсация реактивной мощности. 6) Статическая и динамическая устойчивость энергосистем. 2
Выбор основного силового оборудования: 1) Экономические принципы при выборе силового оборудования. 2) Определение экономически оптимального сечения линий. 3) Расчет сетей по допустимому нагреву. 4) Категории электропотребителей по степени надежности электрообеспечения. 5) Выбор трансформаторов. 2
4 Структурные схемы электроснабжения: 1) Разновидности иерархической структуры электроснабжения. 2) Принцип глубокого ввода. 3) Структурные схемы подстанций. 4) Схемы внешнего электроснабжения тяговых подстанций. 2
Разновидности распределительных сетей 10, 6 и 0.4 кВ: 1) Сети радиальные и магистральные. 2) Оптимальная мощность понижающей подстанции 10 и 6 кВ. 2) Компенсация реактивной мощности. 2
Схемы распределительных и тяговых подстанций: 1) Схемы подстанций. Транзитные, отпаячные, опорные. 2) Включение подстанций в систему внешнего электроснабжения 3) Взаимное влияние сетей тяговых и нетяговых потребителей и системы внешнего элеектроснабжения. 2
Принципы выбора структуры распределительной сети: 1) Учет надежности при выборе структуры сети 2) Учет типов источников энергии 3) Использование режимной и системной автоматики при проектировании и эксплуатации сети 4) ТЭО выриантов сети при проектировании. Капитальные затраты и экусплуатационные расходы. Учет потерь. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 10
1 Основные сведения об электроэнергетике. Электропередачи различного типа (трехфазный переменный ток; постоянный ток): 1) Законы Ома и Кирхгофа. Входной контроль на применение ТОЭ в дисциплине ЭЭС 2) Первый электродвигатель Якоби. Закон Джоуля-Ленца. 3) План ГОЭЛРО. Объединенная энергосистемв России. 4) Основные задачи развития ЭЭС в мире и в России. 5) Доливо-Добровольский: создание техники трехфазного переменного тока. Векторные диаграммы и их применение в трехфазных сетях. 2
Техника исследования энергосистем: 1) Математические и физические модели. Программы РАСТР, ТКЗ, симуляторы. 2) Компьютеризация управления и проектирования. 3) Расчетные режимы работы ЭЭС. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Расчет основных показателей режима работы трех-фазной симметричной цепи. Потери в сетях, к.п.д. сети. Мероприятия по снижению потерь. 2
2 Топливно-энергетический баланс страны, основные виды электростанции и проблема энергосбережения. 2
3 Определение параметров схем замещения линии и трансформатора. Знакомство с каталожными данными на двух- и трехобмоточные трансформаторы. 2
Расчет потерь напряжения, мощности и электроэнергии в сети. Магистральные линии. Понятие итерационного расчета. 2
Технико-экономические показатели при сооружении и эксплуатации электроэнергетических объектов. Определение критериев экономической эффективности средне- и долгосрочных инвестиций. 2
Выбор сечений проводов по допустимому нагреву и экономической плотности тока. Изучение и практическое использование справочного материала. 2
Оценка экономической эффективности компенсации реактивной мощности в простейшей и сложно-замкну-той сети. Знакомство с программно-методическим комплексом «КРМ–РГУПС» и проведение реальных расчетов. 2
4 Выбор сечения проводов в различных магистральных схемах распределительных сетей 10, 6 и 0.4 кВ. Проверка по допустимой потере напряжения и нагреву в послеаварийных режимах. Выбор экономически оптимального варианта системы электроснабжения из числа технически равноценных. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Расчет основных показателей режима работы трех-фазной симметричной цепи. Потери в сетях, к.п.д. сети. Мероприятия по снижению потерь. 2
3 Определение параметров схем замещения линии и трансформатора. Знакомство с каталожными данными на двух- и трехобмоточные трансформаторы. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Начало электрификации на переменном токе и основные закономерности электроэнергетики: 1) Первые электростанции и сети в России (начало ХХ в.). 2) Определяющие факторы и особенности электрификации страны. 3) Организационная структура электроэнергетических систем (ЭЭС). 4) Основные технико-экономические показатели ЭЭС. 31
Реформа электроэнергетики: 1) Цели и принципы реформирования ЭЭС. 2) Изменения в ЭЭС в конце ХХ в. 3) Структурные преобразования и риски.
2 Основные энергетические потоки и структура топливно-энергетического комплекса: 1) Динамика добычи нефти, природного газа и угля. Запасы углеводородов. 2) Экспортные потоки углеводородов. 3) Особая значимость отечественной проблемы энергосбережения.
Технико-экономические особенности электростанций: 1) Электростанции тепловые, гидравлические и атомные. Их сопоставимость. Области применения и особенности. 2) Инвестиционные проблемы. 3) Нетрадиционные источники энергии.
Перспективные источники электроэнергии: 1) Возобновляемые источники энергии. 2) Альтернативные источники энергии 3) Возобновляемые источники энергии 4) Малые ГЭС
Топливно-энергетический баланс страны, основные виды электростанции и проблема энергосбережения.
3 Основные соотношения трехфазных систем: 1) Токи, мощности, треугольник мощностей, физическая суть мощностей. 2) Особенности несимметричных трехфазных сетей. 3) Основные показатели режимов работы трехфазной сети.
Конструктивные особенности линий электропередачи: 1) Воздушные и кабельные линии. 2) Токопроводы и шинопроводы. 3) Шнуры и провода. 4) Самоподдерживающиеся изолированные провода. 5) Способы прокладки линий передачи.
Схемы замещения линий электропередачи и трансформаторов: 1) Особенности схем замещения элементов электрических цепей. 2) Воздушная и кабельная линия. 3) Двух- и трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы.
Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование: 1) Потери мощности и электроэнергии. 2) Падения и потери напряжения. 3) Способы регулирования напряжения. 4) Технико-экономическая оптимизация потерь мощности и электроэнергии. 5) Компенсация реактивной мощности. 6) Статическая и динамическая устойчивость энергосистем.
Выбор основного силового оборудования: 1) Экономические принципы при выборе силового оборудования. 2) Определение экономически оптимального сечения линий. 3) Расчет сетей по допустимому нагреву. 4) Категории электропотребителей по степени надежности электрообеспечения. 5) Выбор трансформаторов.
Расчет потерь напряжения, мощности и электроэнергии в сети. Магистральные линии. Понятие итерационного расчета.
Технико-экономические показатели при сооружении и эксплуатации электроэнергетических объектов. Определение критериев экономической эффективности средне- и долгосрочных инвестиций.
Выбор сечений проводов по допустимому нагреву и экономической плотности тока. Изучение и практическое использование справочного материала.
Оценка экономической эффективности компенсации реактивной мощности в простейшей и сложно-замкну-той сети. Знакомство с программно-методическим комплексом «КРМ–РГУПС» и проведение реальных расчетов.
4 Структурные схемы электроснабжения: 1) Разновидности иерархической структуры электроснабжения. 2) Принцип глубокого ввода. 3) Структурные схемы подстанций. 4) Схемы внешнего электроснабжения тяговых подстанций.
Разновидности распределительных сетей 10, 6 и 0.4 кВ: 1) Сети радиальные и магистральные. 2) Оптимальная мощность понижающей подстанции 10 и 6 кВ. 2) Компенсация реактивной мощности.
Схемы распределительных и тяговых подстанций: 1) Схемы подстанций. Транзитные, отпаячные, опорные. 2) Включение подстанций в систему внешнего электроснабжения 3) Взаимное влияние сетей тяговых и нетяговых потребителей и системы внешнего элеектроснабжения
Принципы выбора структуры распределительной сети: 1) Учет надежности при выборе структуры сети 2) Учет типов источников энергии 3) Использование режимной и системной автоматики при проектировании и эксплуатации сети 4) ТЭО выриантов сети при проектировании. Капитальные затраты и экусплуатационные расходы. Учет потерь
Выбор сечения проводов в различных магистральных схемах распределительных сетей 10, 6 и 0.4 кВ. Проверка по допустимой потере напряжения и нагреву в послеаварийных режимах. Выбор экономически оптимального варианта системы электроснабжения из числа технически равноценных.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Расчет распределительной сети 10-35 кВ: задания и методические указания к расчетно-графической работе по дисциплине «Электроэнергетические системы и сети» / Б.Е.Дынькин; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-1 +
ПСК-1.6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПСК-1.6 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

РГР «Расчет электрической распределительной сети напряжением 10-35 кВ».


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Структура электрической системы.
2) Общая характеристика отечественной энергетики.
3) Технико-экономические показатели электрических станций различного вида.
4) Схемы распределительных сетей 6, 10 кВ для питания потребителей 1-ой. 2-ой и 3-ей категории.
5) Конструктивные особенности элементов сети: воздушных и кабельных линий, токопроводов. Виды прокладки кабельных линий.
6) Схемы замещения воздушных и кабельных линий. Особенности индуктивного сопротивления и емкостной проводимости.
7) Схема замещения двухобмоточного трансформатора. Определение ее параметров по паспортным данным.
8) Виды задания электрических нагрузок. Потери мощности в линиях электропередачи. Мероприятия по их снижению.
9) Потери мощности в двухобмоточных трансформаторах. Экономичные режимы двух трансформаторов на подстанции.
10) Определение годовых потерь электроэнергии в линиях электропередачи.
11) Определение годовых потерь электроэнергии в двухобмоточных трансформаторах.
12) Модель годового графика электрической нагрузки. Понятие числа часов использования максимума нагрузки и времени максимальных потерь. Назначение этих расчетных параметров.
13) Понятие о падении и потере напряжения в воздушной линии.
14) Выбор сечения проводников по допустимому нагреву.
15) Проверка и расчет воздушной линии по допустимой потере напряжения.
16) Минимизация приведенных затрат, зависящих от одного расчетного параметра. Определение экономической плотности тока для линий электропередачи.
17) Расчет магистральной линии по экономической плотности тока с последующим определением потерь мощности и напряжения на отдельных ее участках.
18) Минимум приведенных затрат как критерий эффективности капитальных вложений. Составляющие приведенных затрат.
19) Экономическое сравнение вариантов электроснабжения по сроку окупаемости дополнительных капитальных вложений. Числовой пример.
20) Взаимодействие технических и экономических показателей вариантов сооружения электроэнергетических объектов. Основные экономические показатели при сооружении и эксплуатации этих объектов.
21) Компенсация реактивной мощности: виды достигаемого технико-экономического эффекта.
22) Средства компенсации реактивной мощности (конденсаторные батареи, синхронные двигатели, синхронные компенсаторы). Их технико-экономическое сравнение.
23) Организация системных расчетов компенсации реактивных нагрузок и экономическое потребителей в направлении установок компенсирующих устройств целесообразной мощности.
24) Понятие о статической и динамической устойчивости энергосистем. Электрическая расчетная схема для анализа. Влияние фазовых углов на потоки активной и реактивной мощности.
25) Анализ динамической устойчивости энергосистемы на расчетной схеме.
26) Способы повышения динамической устойчивости энергосистем.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитать режимные показатели работы электрической сети.
2) Рассчитать сечения проводов сетей до и свыше 1000 В.
3) Выбрать мощность компенсирующих устройств потребителей электроэнергии.
4) Выбрать мощность понижающих трансформаторов в центрах питания распределительных сетей.
5) Рассчитать основные экономические показатели эффективности инвестиций в системы электроснабжения.
6) Рассчитать показатели качества электроэнергии.
7) Обосновать надежность различных схем электрических сетей.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами построения математических моделей.

2) Методами определения режимных показателей работы систем электроснабжения.

3) Методами оптимизации систем электроснабжения.

4) Методами оценки экономической эффективности проектных решений.

5) Методами оценки показателей качества электроэнергии.

6) Методами системного подхода к построению математических моделей работы сетей и энергосистем.

7) Методами проектирования систем электроснабжения на среднесрочную и долгосрочную перспективу.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.6 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ковалев И.Н. Электроэнергетические системы и сети: учебник. – М.: ТФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2015. - 363 с. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Электрические сети и энергосистемы / Р.И. Караев и др. -М.: Транспорт, 1988. НТБ РГУПС
2 Электроэнергетика: учеб. пособие для вузов/Ю.В. Шаров, В.Я. Хорольский, М.А. Таранов и др. - М.:Форум: ИНФРА-М, 2013. - 379 с.: граф., ил., схемы, табл. - Библиогр.: 34 назв. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дынькин Б.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электроэнергетические системы и сети". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Выбор силового оборудования в системе внешнего электроснабжения предприятия: учебное пособие к курсовому и дипломному проектированию / И.Н. Ковалев; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2011. – 31 с.: ил. Библиогр.: 6 назв. НТБ РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 52647.