РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Попова Наталия Андреевна, д.т.н., доц. Семенов Юрий Георгиевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Электроснабжение и э т и п п_С_23.05.05_во_67_АСЭЛ_п40764_50204.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Контактная сеть и ЛЭП", "Системы электроснабжения электрического транспорта", "Тяговые и трансформаторные подстанции";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: 1.Основы проектирования систем электроснабжения и электропитания транспортных и промышленных потребителей. 2.Перечень основных нормативных документов (стандарты) по правилам проектирования элементов систем. 3.Физические принципы работы основных элементов системы электропитания и электроснабжения 4.Правила выбора параметров системы электроснабжения .

Умеет: 1.Произвести правильный выбор оборудования. 2.Произвести рациональный выбор варианта построения системы электроснабжения потребителей.3.Проводить анализ полученных результатов путем сравнения с существующими нормативами.

Имеет навыки: Обосновать, разработать, объяснить структуру систем и устройств электропитания и электроснабжения потребителей.

ОПК-12 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Знает: 1.Принципы обнаружения неисправностей в оборудовании систем электроснабжения. 2.Методы определения текущего технического состояния оборудования

Умеет: 1.Составить план обнаружения неисправности. 2.Определить сроки проведения проверок по контролю за состоянием оборудования. 3.Определить ресурс элемента системы электроснабжения.

Имеет навыки: 1.Использовать современные методы обнаружения неисправностей в эксплуатации согласно инструкциям по эксплуатации для конкретных типов технического оборудования. 2.Рассчитывать оставшийся ресурс элементов и устройств для конкретных типов технического оборудования.

ПК-4 - владением нормативными документами по ремонту и техническому обслуживанию систем обеспечения движения поездов, способами эффективного использования материалов и оборудования при техническом обслуживании и ремонте систем обеспечения движения поездов, владением современными методами и способами обнаружения неисправностей в эксплуатации, определения качества проведения технического обслуживания систем обеспечения движения поездов, владением методами расчета показателей качества

Знает: 1.Основные характеристики устройств электропитания и электроснабжения потребителей. 2.Системы электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте и метрополитенах 3. Теоретические основы электрической тяги, техники высоких напряжений. 4. Схемы питания потребителей, методы расчета и средства защиты систем и устройств обеспечения безопасности движения поездов. 5.Теорию преобразования электрической энергии к виду, удобному для питания тяги и экономичному требуемой пропускной и провозной способностей железнодорожной линии.6. Способы организации технического обслуживания и ремонта устройств линий электропередачи трансформаторных подстанций, линейных устройств тягового электроснабжения, автоматики и телемеханики.

Умеет: 1.Выполнять расчеты и выбирать устройства электроснабжения и электропитания потребителей. 2. Читать электрические схемы силовых устройств электропитания и электроснабжения.

Имеет навыки: 1. Использовать технологии, правила и способы организации технического обслуживания и ремонта устройств электроснабжения и электропитания. 2. Определять закономерности функционирования электрических сетей

ПСК-1.6 - способностью демонстрировать знание способов выработки, передачи, распределения и преобразования электрической энергии, закономерностей функционирования электрических сетей и энергосистем, теоретических основ электрической тяги, техники высоких напряжений, технологии, правил и способов организации технического обслуживания и ремонта устройств контактной сети и линий электропередачи, тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств тягового электроснабжения, автоматики и телемеханики по заданному ресурсу и техническому состоянию, эксплуатационно-технических требований к системам электроснабжения

Место дисциплины 1С.Б "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 6, 7 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 118 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6 7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 48 64
Лекции (Лек) 56 56 24 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16   16
Практические, семинары (Пр) 40 40 24 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 10     10
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 10     10
Самоподготовка        
Контроль, всего и в т.ч. 124   57 67
Экзамен (Экз) 67     67
Зачет (За) 57   57  
Общая трудоемкость, часы 252 118 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   3 4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 28 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9 10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 10 2 2 10
Лекции (Лек) 8 8 4   2 2
Лабораторные работы (Лаб) 8 8 6 2    
Практические, семинары (Пр) 8 8       8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 1 1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 211   40 50 60 61
Контрольная работа (К) 12     12    
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП) 10         10
Самоподготовка 189   40 38 60 51
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 252 28 51 57 63 81
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общие сведения об электроэнергетике и электроснабжение потребителей электрической энергии ПСК-1.6
2 Системы электроснабжения промышленных потребителей ОПК-12, ПСК-1.6
3 Системы электроснабжения и электропитания транспортных потребителей ОПК-12, ПСК-1.6
4 Ресурсосберегающее оборудование и технологии на транспорте и в промышленности ПСК-1.6
5 Электропитание нетяговых потребителей и электрические нагрузки нетяговых потребителей ОПК-12, ПСК-1.6
6 Схемы электроснабжения нетяговых потребителей ПК-4
7 Заземление, защита от сверхтока и перенапряжения на линиях электроснабжения и трансформаторных подстанциях ПСК-1.6
8 Эксплуатация и перспективы развития хозяйства нетяговых потребителей ПК-4, ПСК-1.6
9 Тарифы на электроэнергию и учёт электропотребления ПК-4

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4    
2 6 6    
3 10 10    
4 4 4    
5 12 6 6  
6 6 2 4  
7 6 2 4  
8 4 2 2  
9 4 4    
Итого 56 40 16  
В т.ч. по интерактивным формам 20 12    
В т.ч. практическая подготовка   8 8  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   8 189
2 2  
3    
4    
5   2
6 2  
7   2
8   2
9 2 2
Итого 8 8 8 189
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   8 8  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Производство и распределение электрической энергии: Источники электрической энергии и основные виды электростанций. 2
История развития электроэнергетики: 1) История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока. 2) Понятие о системах электроснабжения и потребителях электроэнергии. 3) Категории электроприемников. 2
2 Электроснабжение промышленных предприятий: 1)Режимы работы промышленных потребителей электроэнергии. 2)Электрические нагрузки промышленных установок. 2
Внутрицеховые электрические сети: 1) Устройство и конструктивное выполнение сетей напряжением до 1000 В. 2)Потери мощности и напряжения в электрических сетях. 2
Внутризаводское электроснабжение промышленных предприятий: 1)Основное электрооборудование подстанций промышленных предприятий. 2)Выбор числа и мощности трансформаторов на подстанциях. 2
3 Электроснабжение железнодорожных потребителей электрической энергией: Схемы и принципы электроснабжения железнодорожных потребителей электрической энергией. 2
Электроснабжение нетяговых потребителей: 1)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на неэлектрифицированных участках железных дорог .2)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на электрифицированных линиях. 3) Классификация устройств СЦБ по надежности обеспечения электроэнергией. 3) Система продольного электроснабжения два провода - рельс (ДПР). 2
Системы и устройства электропитания потребителей. Химические источники тока (ХИТ): 1) Назначение, классификация. 2) Электрические параметры. 3) Устройство и принципы работы кислотно-свинцовых аккумуляторов. 4) Устройство и принципы работы щелочных аккумуляторов. 5) Аккумуляторные помещения. 6) Перспективные ХИТ. 7) Системы электропитания: автономная, буферная, безаккумуляторная, комбинированная. 2
Воздушные линии электроснабжения и трансформаторные подстанции: 1) Конструктивные особенности линий электропередач. 2) Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов. 3) Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование. 2
Выбор основного силового оборудования: 1) Экономические принципы при выборе силового оборудования 2) Определение экономически оптимального сечения линий. 3) Расчет сетей по допустимому нагреву. 4) Выбор трансформаторов. 2
4 Качество электроэнергии: 1) Показатели качества электроэнергии. 2) Нормы напряжения. 3) Повышение качества электроэнергии.4) Учет и тарифы расходуемой электроэнергии. 4) Технический и коммерческий учёт электроэнергии. 5) Автоматизация учёта электроэнергии. 2
Общие технические мероприятия по экономии электроэнергии: 1) Удельные расход электроэнергии. 3) Ограничители холостого хода. 4) Повышение уровня использования установленной мощности электрооборудования. 5) Регулирования графика нагрузки предприятия. 2
Семестр № 7
5 Электропитание станционных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств электрической централизации. 2) Электропитание устройств автоматизации сортировочных горок. 3) Электропитание устройств диспетчерской централизации. 4) Расчет электропитающей установки поста электрической централизации. 2
Электропитание перегонных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств автоматической блокировки. 2) Электропитание устройств полуавтоматической блокировки. 3) Электропитание устройств автоматической переездной сигнализации. 4) Расчет электропитания устройств автоматической блокировки и переездной сигнализации. 2
Методы и средства защиты устройств СЦБ от электрических воздействий: 1) Классификация электрических воздействий и объектов защиты. 2) Защита от мощных импульсных помех. 3) Защита от токовых перегрузок. 4) Селективная защита устройств электропитания и потребителей. 2
Механический расчет проводов воздушных линий: 1) Определение расчетных климатических условий. 2) Определение механических нагрузок на провода. 2
Особенности электроснабжения ремонтно-эксплуатационных депо: 1) Схемы электроснабжения депо. 2) Особенности электроснабжения цехов. 2
Электроснабжение крупных станций и узлов: 1) Иерархическая структура электроснабжения. 2) Внешняя и внутренняя схемы электроснабжения предприятия. 3) Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий. 2
6 Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий: Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий. 2
Электроснабжение линейных потребителей: 1) Схемы питания устройств железнодорожной автоматики и линейных потребителей. 2) Секционирование линий разъединителями и реклоузерами. 3) Схемы питания постов электрической централизации и устройств связи. 2
Электрические нагрузки системы автоблокировки и потребителей станций: 1) Электрический расчёт нагрузок высоковольтных и низковольтных линий питания железнодорожной автоматики 2) Выбор сечения проводников линий питания нетяговых потребителей. 2
7 Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения: 1) Защитное заземление оборудования линий 6(10) кВ. 2) Заземление оборудования в системе ДПР 27,5 кВ. 3) Заземление устройств железнодорожной автоматики и связи. 2
Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения: 1) Виды перенапряжений на высоковольтных линиях питания нетяговых потребителей. 2) Оборудование и устройства защиты от перенапряжений. 3) Принцип эшелонирования защиты от перенапряжений. 4) Защита от перенапряжений воздушных и кабельных линий. 5) Снижение электромагнитного влияния на воздушные линии 6(10) кВ. 2
Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей: 1) Конструкция комплектных трансформаторых подстанций. 2) Оборудование и защита модуля питания фидера автоблокировки. 3) Открытые трансформаторные подстанции. 2
8 Эксплуатация энергохозяйства: 1) Организационные структуры и документация 2) Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения. 2
Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии: 1) Общие сведения о потерях электроэнергии 2) Аудит энергопотребления 3) Планирование снижения потерь электроэнергии 4) Повышение качества электроэнергии. 2
9 Виды тарифов на электроэнергию: Виды тарифов на электроэнергию. 2
Технический и коммерческий учёт электроэнергии: 1)Технический учёт электроэнергии 2) Коммерческий учёт и борьба с хищениями электроэнергии 3) Автоматизация учёта электроэнергии. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 8
1 Производство и распределение электрической энергии: Источники электрической энергии и основные виды электростанций. 2
2 Электроснабжение промышленных предприятий: 1)Режимы работы промышленных потребителей электроэнергии. 2)Электрические нагрузки промышленных установок. 2
Заезд № 10
6 Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий: Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий. 2
Заезд № 11
9 Технический и коммерческий учёт электроэнергии: 1)Технический учёт электроэнергии 2) Коммерческий учёт и борьба с хищениями электроэнергии 3) Автоматизация учёта электроэнергии. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
5 Электропитание станционных устройств СЦБ 2
Механический расчет проводов воздушных линий 2
Особенности электроснабжения ремонтно-эксплуатационных депо 2
6 Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий 2
Электрические нагрузки системы автоблокировки и потребителей станций 2
7 Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения 2
Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения 2
8 Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
5 Электропитание станционных устройств СЦБ  
Механический расчет проводов воздушных линий
Особенности электроснабжения ремонтно-эксплуатационных депо
6 Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий
Электрические нагрузки системы автоблокировки и потребителей станций
7 Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения
Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения
8 Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Производство и распределение электрической энергии 2
История развития электроэнергетики 2
2 Электроснабжение промышленных предприятий 2
Внутрицеховые электрические сети 2
Внутризаводское электроснабжение промышленных предприятий 2
3 Электроснабжение железнодорожных потребителей электрической энергией 2
Электроснабжение нетяговых потребителей 2
Воздушные линии электроснабжения и трансформаторные подстанции 2
Выбор основного силового оборудования 2
Системы и устройства электропитания потребителей.Химические источники тока 2
4 Качество электроэнергии 2
Общие технические мероприятия по экономии электроэнергии 2
Семестр № 7
5 Механический расчет проводов воздушных линий 2
Электрические нагрузки устройств железнодорожной автоматики 2
Расчет электрических нагрузок устройств нетягового электроснабжения 2
6 Электрические нагрузки системы 2
7 Системы заземления устройств нетягового электроснабжения 2
8 Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения 2
9 Технический и коммерческий учет электроэнергии 2
Тарифы на электроэнергию 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
5 Расчет электрических нагрузок устройств нетягового электроснабжения 2
7 Системы заземления устройств нетягового электроснабжения 2
8 Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения 2
9 Технический и коммерческий учет электроэнергии 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 История развития электроэнергетики: 1) История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока. 2) Понятие о системах электроснабжения и потребителях электроэнергии. 3) Категории электроприемников. 78
Производство и распределение электрической энергии
История развития электроэнергетики
2 Внутрицеховые электрические сети: 1) Устройство и конструктивное выполнение сетей напряжением до 1000 В. 2)Потери мощности и напряжения в электрических сетях.
Внутризаводское электроснабжение промышленных предприятий: 1)Основное электрооборудование подстанций промышленных предприятий. 2)Выбор числа и мощности трансформаторов на подстанциях.
Электроснабжение промышленных предприятий
Внутрицеховые электрические сети
Внутризаводское электроснабжение промышленных предприятий
3 Электроснабжение железнодорожных потребителей электрической энергией: Схемы и принципы электроснабжения железнодорожных потребителей электрической энергией
Электроснабжение нетяговых потребителей: 1)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на неэлектрифицированных участках железных дорог .2)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на электрифицированных линиях. 3) Классификация устройств СЦБ по надежности обеспечения электроэнергией. 3) Система продольного электроснабжения два провода - рельс (ДПР).
Системы и устройства электропитания потребителей. Химические источники тока (ХИТ): 1) Назначение, классификация. 2) Электрические параметры. 3) Устройство и принципы работы кислотно-свинцовых аккумуляторов. 4) Устройство и принципы работы щелочных аккумуляторов. 5) Аккумуляторные помещения. 6) Перспективные ХИТ. 7) Системы электропитания: автономная, буферная, безаккумуляторная, комбинированная
Воздушные линии электроснабжения и трансформаторные подстанции: 1) Конструктивные особенности линий электропередач. 2) Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов. 3) Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование.
Выбор основного силового оборудования: 1) Экономические принципы при выборе силового оборудования 2) Определение экономически оптимального сечения линий. 3) Расчет сетей по допустимому нагреву. 4) Выбор трансформаторов.
Электроснабжение железнодорожных потребителей электрической энергией
Электроснабжение нетяговых потребителей
Воздушные линии электроснабжения и трансформаторные подстанции
Выбор основного силового оборудования
Системы и устройства электропитания потребителей.Химические источники тока
4 Качество электроэнергии: 1) Показатели качества электроэнергии. 2) Нормы напряжения. 3) Повышение качества электроэнергии.4) Учет и тарифы расходуемой электроэнергии. 4) Технический и коммерческий учёт электроэнергии. 5) Автоматизация учёта электроэнергии.
Общие технические мероприятия по экономии электроэнергии: 1) Удельные расход электроэнергии. 3) Ограничители холостого хода. 4) Повышение уровня использования установленной мощности электрооборудования. 5) Регулирования графика нагрузки предприятия.
Качество электроэнергии
Общие технические мероприятия по экономии электроэнергии
Курс № 4
5 Электропитание станционных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств электрической централизации. 2) Электропитание устройств автоматизации сортировочных горок. 3) Электропитание устройств диспетчерской централизации. 4) Расчет электропитающей установки поста электрической централизации. 111
Электропитание перегонных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств автоматической блокировки. 2) Электропитание устройств полуавтоматической блокировки. 3) Электропитание устройств автоматической переездной сигнализации. 4) Расчет электропитания устройств автоматической блокировки и переездной сигнализации
Методы и средства защиты устройств СЦБ от электрических воздействий: 1) Классификация электрических воздействий и объектов защиты. 2) Защита от мощных импульсных помех. 3) Защита от токовых перегрузок. 4) Селективная защита устройств электропитания и потребителей.
Механический расчет проводов воздушных линий: 1) Определение расчетных климатических условий. 2) Определение механических нагрузок на провода.
Особенности электроснабжения ремонтно-эксплуатационных депо: 1) Схемы электроснабжения депо. 2) Особенности электроснабжения цехов.
Электроснабжение крупных станций и узлов: 1) Иерархическая структура электроснабжения. 2) Внешняя и внутренняя схемы электроснабжения предприятия. 3) Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий.
Механический расчет проводов воздушных линий
Электрические нагрузки устройств железнодорожной автоматики
6 Электроснабжение линейных потребителей: 1) Схемы питания устройств железнодорожной автоматики и линейных потребителей. 2) Секционирование линий разъединителями и реклоузерами. 3) Схемы питания постов электрической централизации и устройств связи.
Электрические нагрузки системы автоблокировки и потребителей станций: 1) Электрический расчёт нагрузок высоковольтных и низковольтных линий питания железнодорожной автоматики 2) Выбор сечения проводников линий питания нетяговых потребителей
Электрические нагрузки системы
7 Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения: 1) Защитное заземление оборудования линий 6(10) кВ. 2) Заземление оборудования в системе ДПР 27,5 кВ. 3) Заземление устройств железнодорожной автоматики и связи.
Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения: 1) Виды перенапряжений на высоковольтных линиях питания нетяговых потребителей. 2) Оборудование и устройства защиты от перенапряжений. 3) Принцип эшелонирования защиты от перенапряжений. 4) Защита от перенапряжений воздушных и кабельных линий. 5) Снижение электромагнитного влияния на воздушные линии 6(10) кВ.
Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей: 1) Конструкция комплектных трансформаторых подстанций. 2) Оборудование и защита модуля питания фидера автоблокировки. 3) Открытые трансформаторные подстанции.
8 Эксплуатация энергохозяйства: 1) Организационные структуры и документация 2) Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения
Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии: 1) Общие сведения о потерях электроэнергии 2) Аудит энергопотребления 3) Планирование снижения потерь электроэнергии 4) Повышение качества электроэнергии
9 Виды тарифов на электроэнергию: Виды тарифов на электроэнергию
Тарифы на электроэнергию

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Электроснабжение и электропитание транспортных потребителей: Учеб-но-методическое пособие к курсовому проектированию/ Н.В. Ожиганов. Н.А. Попова; РГУПС. – Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6 7
ОПК-12 + +
ПК-4   +
ПСК-1.6 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-12 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-4 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-1.6 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

расчет электрических нагрузок и выбор силового оборудования системы электроснабжения (для очной формы обучения 7 семестр);

расчет электрических нагрузок и выбор силового оборудования системы электроснабжения (для заочной формы обучения 7 семестр).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

выбор силового оборудования и режимных параметров электрической сети в системе электроснабжения предприятия (для заочной формы обучения 6 семестр);

- предусмотрена для групп заочного обучения ЗЖС замена контрольной работы тестированием в ЦМКО по блокам А1, А2, А3 тестовых заданий фонда оценочных средств. Блоки тестовых заданий находятся в разработке и планируются к внедрению в 2019/2020 уч. году.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Источники электрической энергии и основные виды электростанций.
2) История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока.
3) Принципы и особенности электрификации страны.
4) Общая характеристика потребителей электроэнергии
5) Категории электроприемников.
6) Обобщенные энергетические показатели потребителей.
7)Режимы работы промышленных потребителей электроэнергии.
8)Электрические нагрузки промышленных установок.
9)Графики нагрузки. Методы расчета электрических нагрузок.
10)Внутрицеховые электрические сети.
11)Назначение и устройство защитных заземлений и занулений.
12)Внутризаводское электроснабжение промышленных предприятий:
13)Назначение и особенности электрических сетей внутризаводского электроснабжения напряжением выше 1000 В.
14)Схемы трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
15)Основное электрооборудование подстанций промышленных предприятий.
16) Схема питания электрифицированного участка от электрической станции.
17) Схемы питания тяговых подстанций и тяговой сети.
18) Электроснабжение устройств СЦБ.
19) Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на неэлектрифицированных участках железных дорог.
20) Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на электрифицированных линиях.
21) Линии, питающие устройства автоблокировки.
22) Химические источники тока (ХИТ). Назначение, классификация. Электрические параметры.
23) Классификация устройств СЦБ по надежности обеспечения электроэнергией.
24) Системы электропитания: автономная, буферная, безаккумуляторная, комбинированная.
25) Выпрямительно-преобразовательные устройства
26) Конструктивные особенности линий электропередач. Воздушные и кабельные линии. 27)Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов
28) Потери мощности и электроэнергии.
29) Падения и потери напряжения.
30) Способы регулирования напряжения.
31) Выбор основного силового оборудования
32) Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей. Общие положения.
33) Конструкции, установка и подключение КТП.
34) Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии
35) Качество электроэнергии. Показатели качества электроэнергии.
36) Учет и тарифы расходуемой электроэнергии.
37) Компенсация реактивной мощности. Источники реактивной мощности.
38) Способы уменьшения потребления реактивной мощности

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов
2) Схемы замещения двух- и трехобмоточных трансформаторов и автотрансформаторов
3) Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование
4) Расчет потерь мощности и электроэнергии.
5) Расчет падения и потерь напряжения.
6) Способы регулирования напряжения.
7) Технико-экономическая оптимизация потерь мощности и электроэнергии.
8) Выбор основного силового оборудования
9) Определение экономически оптимального сечения линий.
10)Расчет сетей по допустимому нагреву.
11)Выбор трансформаторов.
12)Выбор и расчет мощности компенсирующих устройств.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выбор основного силового оборудования
2) Определение экономически оптимального сечения линий.
3) Расчет сетей по допустимому нагреву
4) Выбор трансформаторов.

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Электропитание устройств электрической централизации.
2) Электропитание устройств автоматизации сортировочных горок. Электропитание устройств диспетчерской централизации.
3) Расчет электропитающей установки поста электрической централизации.
4) Электропитание перегонных устройств СЦБ. Электропитание устройств автоматической блокировки.
5) Электропитание устройств полуавтоматической блокировки.
6) Электропитание устройств автоматической переездной сигнализации.
7) Методы и средства защиты устройств СЦБ от электрических воздействий. Классификация электрических воздействий и объектов защиты.
8) Защита от мощных импульсных помех.
9) Защита от токовых перегрузок.
10) Селективная защита устройств электропитания и потребителей.
11) Механический расчет проводов воздушных линий. Определение расчетных климатических условий
12) Механический расчет проводов воздушных линий. Определение механических нагрузок на провода.
13) Особенности электроснабжения заводов железнодорожного транспорта.
14) Электроснабжение крупных станций и узлов. Иерархическая структура электроснабжения.
15) Внешняя и внутренняя схемы электроснабжения предприятия.
16) Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий.
17) Схемы питания устройств железнодорожной автоматики и линейных потребителей.
18) Секционирование линий разъединителями и реклоузерами.
19) Схемы питания постов электрической централизации и устройств связи.
20) Электрический расчёт нагрузок высоковольтных и низковольтных линий питания железнодорожной автоматики.
21) Выбор сечения проводников линий питания нетяговых потребителей.
22) Электрические высоковольтные сети нетягового электроснабжения. Режим нейтрали в сетях высокого напряжения.
23) Симметричные и несимметричные короткие замыкания в сетях высокого напряжения.
24) Режимы нейтрали в трёхфазных низковольтных системах.
25) Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения. Защитное заземление оборудования линий 6(10) кВ.
26) Заземление оборудования в системе ДПР 27,5 кВ.
27) Заземление устройств железнодорожной автоматики и связи.
28) Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения. Виды перенапряжений на высоковольтных линиях питания нетяговых потребителей.
29) Оборудование и устройства защиты от перенапряжений.
30) Защита от перенапряжений воздушных и кабельных линий.
31) Снижение электромагнитного влияния на воздушные линии 6(10) кВ.
32) Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей. Конструкция комплектных трансформаторых подстанций.
33) Оборудование и защита модуля питания фидера автоблокировки.
34) Открытые трансформаторные подстанции.
35) Эксплуатация энергохозяйства. Организационные структуры и документация.
36) Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Механический расчет проводов воздушной линии
2) Расчет электрических нагрузок фидерной зоны нетягового электроснабжения
3) Расчет электрических нагрузок железнодорожной станции
4) Расчет защитного заземления устройств нетягового электроснабжения
5) Расчёт сверхтока на высоковольтной линии электроснабжения автоблокировки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчёт токов однофазного и трёхфазного короткого замыкания низковольтных фидеров.

2) Выбор низковольтных токовых защит и построение карты селективности.

3) Расчет электрических нагрузок нетягового электроснабжения.

4) Организация эксплуатации и ремонта устройств электроснабжения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 6 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 7 6, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 8, 9 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 8, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6, 8, 9 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.6 6 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 5, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 7, 8 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Электроснабжение нетяговых потребителей железнодорожного транспорта. Устройство, обслуживание, ремонт [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.М. Долдиным [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011.— 304 c.— ЭБС «IPRbooks» ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ковалев И.Н. Электроэнергетические системы и сети. – М.: Транспорт (учебник для вузов ж.д. тр-та) ЭБС РГУПС
2 Москаленко А.В. Электрические сети и системы : учеб. для техникумов, колледжей ж.-д. трансп./ А.В. Москаленко; УМЦ по образованию на ж.-д. трансп.. -М.: Маршрут, 2007. -252 с.:a-ил. УМЦ ЖДТ
3 Электропитание устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи : учеб. для вузов ж.-д. трансп. / В.В. Сапожников, Н.П. Ковалев, В.А. Кононов и др. ; под ред. В.В. Сапожникова.- М. : Маршрут, 2005. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Попова Н.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей: учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий/ Н.А.Попова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) УМЦ ЖДТ

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры;

Лабораторное (научное) оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 50204.