РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Электроснабжение железных дорог"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Быкадоров Александр Леонович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Электроснабжение железных дорог" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Электроснабжение ж д_С_23.05.05_во_8_АСЭЛ_п40760_52641.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электроснабжение железных дорог".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Электроснабжение железных дорог" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Основы компьютерного проектирования и моделирования устройств электроснабжения";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: 1.Терминологию элементов и показателей систем тягового электроснабжения 2.Перечень основных нормативных документов (стандарты) , регламентирующих работу систем электроснабжения 3.Нормативные показатели работы систем тягового электроснабжения диагностирования.

Умеет: 1.Произвести правильный выбор показателей и технические данные работы систем электроснабжения. 2.Систематизировать и анализировать результаты работы устройств электроснабжения. 3.Использовать современные информационные технологии для получения технической рнформации4.Проводить сравнение полученных оценок технического состояния с нормируемыми значениями.

Имеет навыки: 1.Использования нормативно-технической документации по своевременному обслуживанию конкретных элементов и систем тягового электроснабжения. 2.Производства расчётов для анализа и оценки текущего состояния устройств электроснабжения. 3. Рассчитывать и анализировать режимы работы cистем электроснабжения

ПК-1 - способностью использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты

Знает: 1.Показатели качества электрической энергии 2.Перечень основных нормативных документов (стандарты) , регламентирующих работу систем электроснабжения 3.Нормативные показатели качества работы систем тягового электроснабжения.

Умеет: 1.Оценивать эффективность работы систем электроснабжения. 2.Оценивать качество работы систем электроснабжения. 3.Использовать современные информационные технологии для оценки качества работы систем электроснабжения.

Имеет навыки: 1. Использовать систем менеджмента качества оценки работы систем тягового электроснабжения2.Производства расчётов для анализа качества работы систем тягового электроснабжения.

ПСК-1.1 - способностью проводить экспертизу и выполнять расчеты прочностных и динамических характеристик устройств контактной сети и линий электропередачи, обнаруживать и устранять отказы устройств электроснабжения в эксплуатации, проводить их испытания, разрабатывать технологические процессы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта узлов и деталей устройств электроснабжения с применением стандартов управления качеством, оценивать эффективность и качество систем электроснабжения с использованием систем менеджмента качества

Знает: 1. Методы расчёта систем тягового электроснабжения. 2. Знать режимы работы систем тягового электроснабжения. 3. Знать требования к выбору мест расположения тяговых подстанций и линейных устройств систем электроснабжения.

Умеет: 1. Пользоваться методикой расчёта основных параметров системы тягового электроснабжения. 2. Пользоваться компьютерными технологиями для проектирования системы тягового электроснабжения.

Имеет навыки: 1. Владеет методологией расчетов параметров тягового электроснабжения. 2. Владеет компьютерными технологиями для проектирования и проверки соответствия рассчитанных параметров систем электроснабжения требованиям нормативных документов.

ПСК-1.3 - владением методологией расчетов основных параметров системы тягового электроснабжения, выбора мест расположения тяговых подстанций и линейных устройств тягового электроснабжения в зависимости от размеров движения и иных существенных условий, в том числе при организации тяжеловесного, скоростного и высокоскоростного движения поездов

Знает: Методы технико-экономического анализа деятельности хозяйства электроснабжения.

Умеет: Пользоваться методами технико-экономического анализа деятельности хозяйства электроснабжения.

Имеет навыки: Владеет методами расчёта технико-экономических показателей деятельности хозяйства электроснабжения.

ПСК-1.5 - владением методами оценки и выбора рациональных технологических режимов работы устройств электроснабжения, навыками эксплуатации, технического обслуживания и ремонта устройств электроснабжения, навыками организации и производства строительно-монтажных работ в системе электроснабжения железных дорог и метрополитенов, владением методами технико-экономического анализа деятельности хозяйства электроснабжения

Знает: 1.Физические основы получения электрической энергии 2.Технологические и технические средства промышленного производства электрической энергии.3Способы передачи электрической энергии 4. 3Способы распределения электрической энергии.

Умеет: 1.Анализировать способы производства электрической. 2. Анализировать схемы распределенияэлектрической.

Имеет навыки: 1. Составления схем распределения электрической энергии 2.Анализа эффективности различных схем распределения электрической энергии.

ПСК-1.6 - способностью демонстрировать знание способов выработки, передачи, распределения и преобразования электрической энергии, закономерностей функционирования электрических сетей и энергосистем, теоретических основ электрической тяги, техники высоких напряжений, технологии, правил и способов организации технического обслуживания и ремонта устройств контактной сети и линий электропередачи, тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств тягового электроснабжения, автоматики и телемеханики по заданному ресурсу и техническому состоянию, эксплуатационно-технических требований к системам электроснабжения

Комментарии кафедры:

- оценивать эффективность и качество систем электроснабжения с использованием систем менеджмента качества (ПСК-1.1).

- владением методологией расчетов основных параметров системы тягового электроснабжения, выбора мест расположения тяговых подстанций и линейных устройств тягового электроснабжения (ПСК-1.3).

- владением методами технико-экономического анализа деятельности хозяйства электроснабжения (ПСК-1.5).

– знанием способов выработки, передачи, распределения и преобразования электрической энергии (ПСК-1.6).


Место дисциплины 1С.Б "Электроснабжение железных дорог" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Контактные сети и линии электропередачи", "Тяговые и трансформаторные подстанции", "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 63 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 60 60 60
Лекции (Лек) 36 36 36
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр) 22 22 22
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч.      
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка      
Контроль, всего и в т.ч. 45   45
Экзамен (Экз) 45   45
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 63 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 45   33 12
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 33   33  
Контроль, всего и в т.ч. 54     54
Экзамен (Экз) 54     54
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 9 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Системы электрической тяги и тягового электроснабжения железных дорог. Электроснабжение нетяговых потребителей ПК-1, ПСК-1.1, ПСК-1.3, ПСК-1.5, ПСК-1.6
2 Электрические параметры элементов системы электроснабжения ПСК-1.1, ПСК-1.3, ПСК-1.6
3 Качество электроэнергии. Взаимодействие системы тягового электроснабжения и ЭПС ПСК-1.1, ПСК-1.3, ПСК-1.5
4 Энергосберегающие технологии в системе тягового электроснабжения ПСК-1.3, ПСК-1.5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 12 6 2  
2 10 16    
3 6      
4 8      
Итого 36 22 2  
В т.ч. по интерактивным формам 16 6 2  
В т.ч. практическая подготовка   2 2  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 2 33
2    
3    
4    
Итого 2 2 2 33
В т.ч. по интерактивным формам 1 2    
В т.ч. практическая подготовка   2 2  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Системы электрической тяги: 1)Этапы и перспективы развития электрической тяги, технико-экономические показатели. 2) Системы электрической тяги постоянного тока. 3)Системы электрической тяги переменного тока нормальной, пониженной частоты, повышенного напряжения. 4)Электрическая тяга с использованием принципа левитации. 5) Особенности электрической тяги метрополитена. 2
Системы тягового электроснабжения: 1) Перспективы создания систем повышенного напряжения постоянного тока. 2)Трёхпроводные системы тягового электроснабжения и оценка их эффективности. 3)Целесообразные этапы усиления систем электроснабжения. 2
Схемы внешнего электроснабжения тяговых подстанций, схемы питания и секционирования тяговой сети, схемы питания нетяговых потребителей и СЦБ: 1) Схемы внешнего электроснабжения тяговых подстанций постоянного и переменного тока. 2) Схемы питания и секционирования тяговой сети постоянного и переменного тока. 3)Схемы питания нетяговых потребителей и СЦБ в системах переменного и постоянного тока. 2
Схемы соединения обмоток понизительных трансформаторов, фазировка подстанций: 1)Векторные диаграммы понизительных трансформаторов тяговых подстанций переменного тока. 2)Подключение группы тяговых подстанций к линии электропередачи. 2
Схемы питания и секционирования. 2
Особенности электроснабжения городского электрического транспорта. 2
2 Электрические характеристики понизительных трансформаторов, автотрансформаторов и преобразовательных агрегатов: 1)Сопротивление тяговых подстанций переменного тока. 2)Сопротивление тяговой сети постоянного тока. 2
Сопротивление проводов, тросов и рельсов: 1)Сопротивление питающих и отсасывающих фидеров, тросов группового заземления. 2)Рельсовая цепь и её сопротивление с учётом шунтирующего влияния земли. 2
Сопротивление тяговых сетей: 1) Сопротивление тяговой сети постоянного тока. 2) Сопротивление одиночных проводов и контуров «проводник-земля» в системе переменного тока. 3) Сопротивление параллельно соединённых контуров со взаимной индуктивностью. 4) Составное и эквивалентное приведенное сопротивление тяговой сети переменного тока. 5) Расчёт мгновенных схем. 2
Сопротивление тяговых подстанций постоянного тока. 2
Сопротивление тяговых подстанций переменного тока. 2
3 Качество электроэнергии и его влияние на эффективность работы системы тягового электроснабжения: 1)Показатели качества электроэнергии. 2)Влияние качества напряжения на работу электрических локомотивов и пропускную способность участка железной дороги. 3) Несимметрия напряжений на тяговых подстанциях и её количественная оценка. 4)Гармоники тока и напряжения в системе электроснабжения постоянного и переменного тока и методы снижения их влияния. 2
Компенсация реактивной мощности: 1)Теоретические основы компенсации реактивной мощности. 2)Поперечная ёмкостная компенсация. 3)Продольная ёмкостная компенсация. 2
Вынужденные режимы тягового электроснабжения: 1)Схемы вынужденных режимов и их характеристика. 2)Влияние глубокого снижения напряжения в тяговой сети на работу ЭПС Минимальные допустимые уровни напряжения в тяговой сети. 3)Расчёт действительной пропускной способности по устройствам электроснабжения. 2
4 Структура расходов электроэнергии в системе тягового электроснабжения: 1)Структура потерь энергии в тяговой сети. Условные потери энергии. 2) Совершенствование методов учёта расходов и потерь энергии в тяговой сети. 2
Несимметрия напряжений и токов. 2
Пути экономии электроэнергии в системе тягового электроснабжения: 1)Транзит мощности в тяговой сети и способы его ограничения. 2)Рекуперация электрической энергии в системе электрической тяги постоянного тока. 3)Специфика рекуперации энергии в системе электрической тяги переменного тока. 2
Взаимодействие системы тягового электроснабжения и ЭПС. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 11
1 Системы электрической тяги: 1)Этапы и перспективы развития электрической тяги, технико-экономические показатели. 2) Системы электрической тяги постоянного тока. 3)Системы электрической тяги переменного тока нормальной, пониженной частоты, повышенного напряжения. 4)Электрическая тяга с использованием принципа левитации. 5) Особенности электрической тяги метрополитена. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Исследование эффективности применения компенсации реактивной мощности. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Исследование эффективности применения компенсации реактивной мощности. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Подключение группы тяговых подстанций к линии электропередачи при различных схемах понизительных трансформаторов. 2
Подключение группы тяговых подстанций к линии электропередачи при различных схемах понизительных трансформаторов. 2
Подключение группы тяговых подстанций к линии электропередачи при различных схемах понизительных трансформаторов. 2
2 Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе. 2
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе. 2
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе. 2
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе. 2
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе. 2
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе. 2
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе. 2
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Подключение группы тяговых подстанций к линии электропередачи при различных схемах понизительных трансформаторов. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Системы тягового электроснабжения: 1) Перспективы создания систем повышенного напряжения постоянного тока. 2)Трёхпроводные системы тягового электроснабжения и оценка их эффективности. 3)Целесообразные этапы усиления систем электроснабжения. 33
Схемы внешнего электроснабжения тяговых подстанций, схемы питания и секционирования тяговой сети, схемы питания нетяговых потребителей и СЦБ: 1) Схемы внешнего электроснабжения тяговых подстанций постоянного и переменного тока. 2) Схемы питания и секционирования тяговой сети постоянного и переменного тока. 3)Схемы питания нетяговых потребителей и СЦБ в системах переменного и постоянного тока.
Схемы соединения обмоток понизительных трансформаторов, фазировка подстанций: 1)Векторные диаграммы понизительных трансформаторов тяговых подстанций переменного тока. 2)Подключение группы тяговых подстанций к линии электропередачи.
Схемы питания и секционирования
Особенности электроснабжения городского электрического транспорта
Подключение группы тяговых подстанций к линии электропередачи при различных схемах понизительных трансформаторов.
Подключение группы тяговых подстанций к линии электропередачи при различных схемах понизительных трансформаторов.
2 Электрические характеристики понизительных трансформаторов, автотрансформаторов и преобразовательных агрегатов: 1)Сопротивление тяговых подстанций переменного тока. 2)Сопротивление тяговой сети постоянного тока.
Сопротивление проводов, тросов и рельсов: 1)Сопротивление питающих и отсасывающих фидеров, тросов группового заземления. 2)Рельсовая цепь и её сопротивление с учётом шунтирующего влияния земли.
Сопротивление тяговых сетей: 1) Сопротивление тяговой сети постоянного тока. 2) Сопротивление одиночных проводов и контуров «проводник-земля» в системе переменного тока. 3) Сопротивление параллельно соединённых контуров со взаимной индуктивностью. 4) Составное и эквивалентное приведенное сопротивление тяговой сети переменного тока. 5) Расчёт мгновенных схем.
Сопротивление тяговых подстанций постоянного тока
Сопротивление тяговых подстанций переменного тока
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе.
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе.
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе.
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе.
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе.
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе.
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе.
Расчёт мгновенных схем для участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе.
3 Качество электроэнергии и его влияние на эффективность работы системы тягового электроснабжения: 1)Показатели качества электроэнергии. 2)Влияние качества напряжения на работу электрических локомотивов и пропускную способность участка железной дороги. 3) Несимметрия напряжений на тяговых подстанциях и её количественная оценка. 4)Гармоники тока и напряжения в системе электроснабжения постоянного и переменного тока и методы снижения их влияния.
Компенсация реактивной мощности: 1)Теоретические основы компенсации реактивной мощности. 2)Поперечная ёмкостная компенсация. 3)Продольная ёмкостная компенсация.
Вынужденные режимы тягового электроснабжения: 1)Схемы вынужденных режимов и их характеристика. 2)Влияние глубокого снижения напряжения в тяговой сети на работу ЭПС Минимальные допустимые уровни напряжения в тяговой сети. 3)Расчёт действительной пропускной способности по устройствам электроснабжения.
4 Структура расходов электроэнергии в системе тягового электроснабжения: 1)Структура потерь энергии в тяговой сети. Условные потери энергии. 2) Совершенствование методов учёта расходов и потерь энергии в тяговой сети.
Несимметрия напряжений и токов
Пути экономии электроэнергии в системе тягового электроснабжения: 1)Транзит мощности в тяговой сети и способы его ограничения. 2)Рекуперация электрической энергии в системе электрической тяги постоянного тока. 3)Специфика рекуперации энергии в системе электрической тяги переменного тока.
Взаимодействие системы тягового электроснабжения и ЭПС

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Системы электроснабжения электрического транспорта. Расчёт параметров силового оборудования и контактной сети: учебное пособие к выполнению курсового проекта / А.Л. Быкадоров, Т.А. Заруцкая; ФБГОУ ВО РГУПС. –Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ПК-1 +
ПСК-1.1 +
ПСК-1.3 +
ПСК-1.5 +
ПСК-1.6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-1.1 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-1.3 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-1.5 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-1.6 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет мощности понизительного трансформатора тяговой подстанции (для заочников).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Этапы и перспективы развития электрической тяги, технико-экономические показатели
2) Системы электрической тяги постоянного тока.
3) Перспективы создания системы электрической постоянного тока повышенного напряжения
4) Системы электрической тяги переменного тока.
5) Системы электрической тяги переменного тока пониженной частоты
6) Системы электрической тяги переменного тока повышенного напряжения
7) Электрическая тяга с использованием принципа левитации
8) Система тягового электроснабжения с ЭУП.
9) Система тягового электроснабжения 2х25 кв.
10) Целесообразные этапы усиления систем электроснабжения
11) Схемы внешнего электроснабжения тяговых подстанций постоянного и переменного тока
12) Схемы питания и секционирования тяговой сети постоянного и переменного тока
13) Схемы питания нетяговых потребителей и СЦБ в системах переменного тока.
14) Схемы питания нетяговых потребителей и СЦБ в системах постоянного тока.
15) Векторные диаграммы понизительных трансформаторов тяговых подстанций переменного тока.
16) Подключение группы тяговых подстанций к линии электропередачи.
17) Сопротивление тяговых подстанций переменного тока
18) Сопротивление тяговой сети постоянного тока
19) Рельсовая цепь и её сопротивление с учётом шунтирующего влияния земли.
20) Сопротивление тяговой сети постоянного тока
21) Сопротивление одиночных проводов и контуров «проводник-земля» в системе переменного тока.
22) Сопротивление контуров со взаимной индуктивностью
23) Составное сопротивление тяговой сети переменного тока.
24) Эквивалентное приведенное сопротивление тяговой сети переменного тока.
25) Расчёт мгновенных схем (консольное питание, однопутный участок, постоянный ток).
26) Расчёт мгновенных схем (двустороннее питание, однопутный участок, постоянный ток).
27) Расчёт мгновенных схем (двустороннее питание, двухпутный участок, постоянный ток).
28) Расчёт мгновенных схем (схема узлового питания)
29) Особенности расчёта мгновенных схем на участках переменного тока.
30) Показатели качества электроэнергии
31) Влияние качества напряжения на работу электрических локомотивов и пропускную способность 32.участка железной дороги.
33) Несимметрия напряжений на тяговых подстанциях и её количественная оценка
34) Гармоники тока и напряжения в системе тягового электроснабжения
35) Теоретические основы компенсации реактивной мощности
36) Поперечная ёмкостная компенсация
37) Продольная ёмкостная компенсация
38) Схемы вынужденных режимов и их характеристика
39) Нормы напряжения в тяговых сетях переменного и постоянного тока
40) Транзит мощности в тяговой сети и способы его ограничения.
41) Рекуперация электрической энергии в системе электрической тяги постоянного тока
42) Специфика рекуперации энергии в системе электрической тяги переменного тока.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Производить расчет систем электроснабжения
2) Выбирать параметры силового электрооборудования подстанций, сечения контактной сети, линейных устройств тягового электроснабжения, мест расположения постов секционирования и пунктов параллельного соединения, компенсирующих устройств

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами оценки и расчета показателей эффективности устройств электроснабжения.

2) Методами и средствами повышения качества электрической энергии.

3) Методами вычисления параметров схем замещения тяговой сети в различных режимах.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 8 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.1 8 1, 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.3 8 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.5 8 1, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.6 8 1, 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Конюхова Е.А. Электроснабжение. Учебник для вузов/Е.А.Конюхова-М:МЭИ,2014,-510с. ЭБС IPRBooks
2 Чернов, Ю.А. Электроснабжение железных дорог : учеб. пособие / Ю.А. Чернов . – Москва : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. – 408 c. – ISBN 978-5-89035-931-5 УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Журнал Железные дороги мира [Текст]:научно- технический журнал/учредитель: ОАО "Российские железные дороги" .- М.: Редакция. - ISSN 0321-1495. -Выходит ежемесячно 2019 ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
2 Марквардт К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог, М.: Транспорт, 1982.-582с. УМЦ ЖДТ
3 Южаков Б.Г. Техническое обслуживание оборудования электрических подстанций и сетей: учеб. пособие: в 2 ч.-М.-2018. Ч.1.-278 с. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быкадоров А.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электроснабжение железных дорог". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Системы электроснабжения электрического транспорта. Компьютерное моделирование и проектирование систем тягового электроснабжения: учебное пособие/ А.Л. Быкадоров, Ю.И. Жарков, Т.А. Заруцкая; ФБГОУ ВО РГУПС. –Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС
3 Системы электроснабжения электрического транспорта. Расчёт параметров силового оборудования и контактной сети: учебное пособие к выполнению курсового проекта / А.Л. Быкадоров, Т.А. Заруцкая; ФБГОУ ВО РГУПС. –Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС
4 Системы электроснабжения электрического транспорта. Электроснабжение железных дорог: учебно-методическое пособие к выполнению лабораторно-практических работ / Ю.И.Жарков, А.Л. Быкадоров, Н.А. Попова; ФБГОУ ВО РГУПС. –Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС
5 Быкадоров А.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электроснабжение железных дорог". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 52641.