РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.В.ОД "Электромагнитная совместимость и средства защиты" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.05 Системы обеспечения движения поездов |
||
Специализация |
||
№ 1 Электроснабжение железных дорог |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2020 г. |
|
Автор-составитель д.т.н., доц. Семенов Юрий Георгиевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Электромагнитная совместимость и средства защиты" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".
Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Электромагнитная с и с з_С_23.05.05_во_9_АСЭЛ_п40755_52384.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Электромагнитная совместимость и средства защиты".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Электромагнитная совместимость и средства защиты" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Электроснабжение железных дорог".
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к прохождению практики;
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: 1. Основные принципы и способы защиты внешней и внутренней инфраструктуры от влияний системы электроснабжения. 2. Основные принципы, способы и средства защиты производственного персонала от опасных и вредных электромагнитных и гальванических влияний. 3. Физические принципы функционирования средств защиты. 4. Причины и возможные последствия опасных влияний тяговой сети для обслуживающего персонала и элементов технической инфраструктуры. Умеет: 1. Определить вид влияний и степень их опасности. 2. Произвести выбор метода обеспечения безопасного производства работ при эксплуатации элементов системы обеспечения поездов в условиях влияний тяговых сетей. 3. Произвести рациональный выбор средств защиты от опасных и мешающих влияний тяговых сетей. 4. Проводить оценку опасности электромагнитных и гальванических воздействий на персонал и окружающую среду. Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего прохождения производственных практик: 1. Выявить причины негативного влияния и последствий влияния на инфраструктуру системы обеспечения движения поездов. 2. Использовать современные методы защиты от негативного влияния тяговых сетей и предотвращения возможных аварий в системе согласно инструкциям по эксплуатации для конкретных типов технического оборудования. |
ОПК-7 - владением основными методами организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
Знает: 1.Терминологию в области электромагнитной совместимости. 2. Перечень основных нормативных документов (стандарты) в области электромагнитной совместимости системы тягового электроснабжения с внешней инфраструктурой. 3. Физические принципы влияний. 4.Нормы опасных и мешающих влияний. 5. Последствия электромагнитных и гальванических влияний на внешнюю инфраструктуру. 6. Вопросы рационального экономического выбора средств защиты от влияний системы тягового электроснабжения. Умеет: 1. Пользоваться нормативными источниками в области электромагнитной совместимости системы тягового электроснабжения с внешней инфраструктурой. 2. Проводить сравнение полученных результатов расчета уровней влияний с нормируемыми значениями, определенные в правилах технической эксплуатации, технического обслуживания, ремонта элементов систем электроснабжения. 3. Экономически обосновывать принятия решений по выбору средств защиты от опасных и мешающих влияний. Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего прохождения производственных практик: 1. Использовать современные способы и технические средства для определения опасных электромагнитных и гальванических влияний тяговых сетей на внутреннюю и внешнюю инфраструктуру. 2. Использования нормативно-технической документации по своевременному обслуживанию конкретных типов элементов и технических систем. |
ПК-2 - способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации, сертификации и правилам технической эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и производства систем обеспечения движения поездов, использовать технические средства для диагностики технического состояния систем, использовать элементы экономического анализа в практической деятельности |
Знает: 1. Расчетные режимы и методы расчета электромагнитных и гальванических влияний на смежную инфраструктуру и внутрисистемные элементы. 2. Новые технические решения по снижению опасных и мешающих влияний. 3. Методы математического и имитационного моделирования электромагнитных и гальванических влияний тяговых сетей. 4. Варианты технико-экономического обоснования принимаемых мер и применяемых средств защиты от влияний тяговых сетей. Умеет: 1. Составлять электрические схемы замещения при моделировании электромагнитных влияний. 2. Использовать методы расчета влияний для получения оценок их уровней. 3. Использовать полученные оценки степени и вида влияний для принятия обоснованного технического решения по снижению влияний. Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего прохождения производственных практик и практической деятельности: 1. Осуществлять экспертизу технической документации (протоколы испытаний, измерений, результаты технико-экономического анализа и др.). 2. Соблюдать правила безопасного производства работ при техническом обслуживании и ремонте систем обеспечения движения поездов в условиях влияний тяговых сетей. |
ПК-5 - способностью разрабатывать и использовать методы расчета надежности техники в профессиональной деятельности, обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, осуществлять экспертизу технической документации |
Место дисциплины 1С.В.ОД "Электромагнитная совместимость и средства защиты" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Контактная сеть и ЛЭП", "Тяговые и трансформаторные подстанции", "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей", практики.
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.
Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .
Дисциплина реализуется в 9 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 83 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
9 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 80 | 80 | 80 |
Лекции (Лек) | 32 | 32 | 32 |
Лабораторные работы (Лаб) | 32 | 32 | 32 |
Практические, семинары (Пр) | 16 | 16 | 16 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 3 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 25 | 25 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | 10 | 10 | |
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 15 | 15 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 36 | 36 | |
Экзамен (Экз) | 36 | 36 | |
Зачет (За) | |||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 83 | 144 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 | 4 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 24 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
13 | 14 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 22 | 22 | 2 | 20 |
Лекции (Лек) | 4 | 4 | 2 | 2 |
Лабораторные работы (Лаб) | 16 | 16 | 16 | |
Практические, семинары (Пр) | 2 | 2 | 2 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 1 | 1 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 111 | 40 | 71 | |
Контрольная работа (К) | ||||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | 10 | 10 | ||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 101 | 40 | 61 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | ||
Экзамен (Экз) | 9 | 9 | ||
Зачет (За) | ||||
Общая трудоемкость, часы | 144 | 24 | 43 | 101 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 4 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Изучаемые компетенции |
1 | Проблема электромагнитной совместимости в системе электроснабжения железных дорог. и физические основы электромагнитных влияний | ОПК-7, ПК-2 |
2 | Основы теории электромагнитных влияний | ПК-2, ПК-5 |
3 | Электромагнитная совместимость элементов системы электроснабжения и способы защиты от электромагнитных влияний | ОПК-7, ПК-2, ПК-5 |
4 | Основы теории гальванических влияний и средства защиты от коррозии подземных сооружений. | ПК-2, ПК-5 |
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 8 | 6 | 10 | 3 |
2 | 8 | 6 | 8 | 4 |
3 | 8 | 2 | 8 | 5 |
4 | 8 | 2 | 6 | 3 |
Итого | 32 | 16 | 32 | 15 |
В т.ч. по интерактивным формам | 10 | 16 | ||
В т.ч. практическая подготовка | 2 | 16 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 16 | 101 | |
2 | 2 | |||
3 | 2 | |||
4 | ||||
Итого | 4 | 2 | 16 | 101 |
В т.ч. по интерактивным формам | ||||
В т.ч. практическая подготовка | 2 | 16 |
Лекционные занятия
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 9 | ||
1 | Основные положения: 1) Терминология, система стандартов. 2) Виды влияющих и подверженных влиянию объектов. 3) Источники и приемники влияний. 4) Опасные и мешающие влияния. 5) Расчетные режимы влияний. 6) Характеристики сближений. 7) Нормирование влияний. 8) Понятие критической трассы сближения. | 2 |
Источники импульсных электромагнитных помех в электротяговых сетях: 1) Нарушения токосъема. 2) Частичные разряды в изоляции. 3) Переходные процессы при коммутации электрических цепей. 4) Помехи от коронирующих линий. 5) Помехи от электроподвижного состава. | 2 | |
Электрические влияния: 1) Свойства электрических индукционных полей. 2) Электрическая индукция. 3) Взаимные связи между протяженными проводящими объектами. 4) Свойства электрических влияний и опасные режимы. | 2 | |
Магнитные влияния: 1) Свойства магнитных индукционных полей. 2) Магнитная индукция. 3) Взаимные магнитные связи между протяженными проводящими объектами. 4) Свойства магнитных влияний, опасные режимы. | 2 | |
2 | Электромагнитные влияния тяговых сетей на смежные линии: 1) Основные уравнения электромагнитных влияний. 2) Уравнения электрических влияний. 3) Уравнения магнитных влияний. 4) Допустимые уровни опасных электромагнитных влияний. 5) Влияние фидерных зон тяговой сети на электрически короткие и длинные линии. | 2 |
Экранирование смежных линий: 1) Эффект экранирования. 2) Экранирование системой с экранирующим проводом. 3) Экранирование рельсами. 4) Экранирование оболочкой кабеля. 5) Улучшение экранирующих свойств экранов. | 2 | |
Мешающие магнитные влияния тяговых сетей переменного тока: 1) Источники и причины возникновения мешающих влияний. 2) Гармонический состав тягового тока и мешающих влияний. 3) Определение напряжения шума в линиях связи. 4) Допустимые уровни мешающих влияний. | 2 | |
Мешающие магнитные влияния тяговых сетей постоянного тока: 1) Источники и причины возникновения мешающих влияний. 2) Гармонический состав влияющего тока и мешающих влияний. 3) Расчет напряжения шума в линиях связи. | 2 | |
3 | Влияния тяговой сети на смежные линии: 1) Влияния на воздушные линии 6 - 10 кВ. 2) Влияния на линии ДПР. 3) Влияния на линии продольного электроснабжения низкого напряжения. | 2 |
Электромагнитная совместимость внутри подстанций: 1) Индуктивные и кондуктивные помехи. 2) Несимметрия питающих напряжений. 3) Обратная трансформация напряжения. 4) Переходные процессы при коммутации электрического оборудования, импульсные и апериодические процессы. | 2 | |
Способы снижения электромагнитных влияний: 1) Новые системы электроснабжения с пониженным уровнем электромагнитных влияний. 2) Способы защиты, применяемые в линиях низкого напряжения. 3) Способы, применяемые на тяговых подстанциях. 4) Способы, применяемые в линиях связи. | 2 | |
Защита персонала и окружающей среды от воздействия электромагнитных влияний: 1) Защита персонала при обслуживании линий от наведенных напряжений. 2) Защита окружающей среды от электромагнитных влияний. | 2 | |
4 | Гальванические влияния: 1) Источники гальванические влияний. 2) Гальванические связи между объектами. 3) Гальванические влияния систем электроснабжения постоянного и переменного тока. 4) Свойства гальванических влияний. | 2 |
Гальванические влияния тяговых сетей на подземные сооружения: 1) Потенциалы, токи в рельсовой цепи и токи в земле. 2) Потенциальные диаграммы и их построение. 3) Анодная и катодная зоны. 4) Коррозия подземных сооружений. 3.3. Гальванические влияния тяговых сетей и линий ДПР на смежные линии: 1) Причины возникновения. 2) Влияние гармоник тягового тока. 3) Влияние на рельсовые цепи автоблокировки. 4) Коррозия фундаментов опор контактной сети. | 2 | |
Способы снижения гальванических влияний и защита подземных сооружений от коррозии: 1) Усиление изоляции элементов контактной сети и рельсов от заземленных частей. 2) Дренажная защита. 3) Катодная защита. 4) Протекторная защита. 5) Вентильное секционирование рельсовых цепей. | 2 | |
Защита фундаментов опор контактной сети от коррозии: 1) Условия и правила и защиты фундаментов опор. 2) Защита искровыми промежутками, диодными и тиристорными заземлителями. 3) Контроль технического состояния фундаментов опор контактной сети. | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лекционных занятий | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Заезд № 13 | ||
2 | Экранирование смежных линий: 1) Эффект экранирования. 2) Экранирование системой с экранирующим проводом. 3) Экранирование рельсами. 4) Экранирование оболочкой кабеля. 5) Улучшение экранирующих свойств экранов. | 2 |
Заезд № 14 | ||
3 | Влияния тяговой сети на смежные линии: 1) Влияния на воздушные линии 6 - 10 кВ. 2) Влияния на линии ДПР. 3) Влияния на линии продольного электроснабжения низкого напряжения. | 2 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 9 | ||
1 | Электрические влияния тяговой сети | 2 |
Магнитные влияния тяговой сети в вынужденном режиме работы | 2 | |
Магнитные влияния тяговой сети в вынужденном режиме работы | 2 | |
Магнитные влияния тяговой сети в режиме короткого замыкания | 2 | |
Магнитные влияния тяговой сети в режиме короткого замыкания | 2 | |
2 | Эффект экранирования смежных линий | 2 |
Эффект экранирования смежных линий | 2 | |
Гармонический состав тягового тока | 2 | |
Гармонический состав тягового тока | 2 | |
3 | Электрические влияния системы с 2х25 кВ | 2 |
Магнитные влияния системы с 2х25 кВ | 2 | |
Магнитные влияния системы с экранирующим проводом | 2 | |
Магнитные влияния системы с экранирующим проводом | 2 | |
4 | Токи коррозии фундаментов опор | 2 |
Исследование потенциалов и токов в рельсах и токов в земле | 2 | |
Исследование потенциалов и токов в рельсах и токов в земле | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 5 | ||
1 | Электрические влияния тяговой сети | 16 |
Магнитные влияния тяговой сети в вынужденном режиме работы | ||
Магнитные влияния тяговой сети в вынужденном режиме работы | ||
Магнитные влияния тяговой сети в режиме короткого замыкания | ||
Магнитные влияния тяговой сети в режиме короткого замыкания | ||
2 | Эффект экранирования смежных линий | |
Эффект экранирования смежных линий | ||
Гармонический состав тягового тока | ||
Гармонический состав тягового тока | ||
3 | Электрические влияния системы с 2х25 кВ | |
Магнитные влияния системы с 2х25 кВ | ||
Магнитные влияния системы с экранирующим проводом | ||
Магнитные влияния системы с экранирующим проводом | ||
4 | Токи коррозии фундаментов опор | |
Исследование потенциалов и токов в рельсах и токов в земле | ||
Исследование потенциалов и токов в рельсах и токов в земле |
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 9 | ||
1 | Расчет опасных электрических влияний тяговой сети на отключенные провода линий | 2 |
Расчет магнитных влияний в вынужденном режиме работы тяговой сети | 2 | |
Расчет магнитных влияний в режиме короткого замыкания в тяговой сети | 2 | |
2 | Расчет магнитных влияний в режиме короткого замыкания в тяговой сети | 2 |
Расчет гармонического состава тягового тока | 2 | |
Расчет напряжения шума в воздушной и кабельной линии | 2 | |
3 | Расчет магнитных влияний на трехфазную линию продольного электроснабжения | 2 |
4 | Построение потенциальных диаграмм рельсовых цепей обратного тока | 2 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Курс № 5 | ||
1 | Расчет опасных электрических влияний тяговой сети на отключенные провода линий | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 9 | ||
1 | Свойства переменных индукционных полей | 3 |
2 | Мешающие влияния в системе постоянного тока | 4 |
3 | Электромагнитная совместимость внутри подстанций | 5 |
4 | Мешающие влияния в системе постоянного тока | 3 |
Вид обучения: 5.8 лет заочное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Курс № 5 | ||
1 | Свойства переменных индукционных полей | 101 |
Основные положения: 1) Терминология, система стандартов. 2) Виды влияющих и подверженных влиянию объектов. 3) Источники и приемники влияний. 4) Опасные и мешающие влияния. 5) Расчетные режимы влияний. 6) Характеристики сближений. 7) Нормирование влияний. 8) Понятие критической трассы сближения. | ||
Источники импульсных электромагнитных помех в электротяговых сетях: 1) Нарушения токосъема. 2) Частичные разряды в изоляции. 3) Переходные процессы при коммутации электрических цепей. 4) Помехи от коронирующих линий. 5) Помехи от электроподвижного состава. | ||
Электрические влияния: 1) Свойства электрических индукционных полей. 2) Электрическая индукция. 3) Взаимные связи между протяженными проводящими объектами. 4) Свойства электрических влияний и опасные режимы. | ||
Магнитные влияния: 1) Свойства магнитных индукционных полей. 2) Магнитная индукция. 3) Взаимные магнитные связи между протяженными проводящими объектами. 4) Свойства магнитных влияний, опасные режимы. | ||
Расчет магнитных влияний в вынужденном режиме работы тяговой сети | ||
Расчет магнитных влияний в режиме короткого замыкания в тяговой сети | ||
2 | Мешающие влияния в системе постоянного тока | |
Электромагнитные влияния тяговых сетей на смежные линии: 1) Основные уравнения электромагнитных влияний. 2) Уравнения электрических влияний. 3) Уравнения магнитных влияний. 4) Допустимые уровни опасных электромагнитных влияний. 5) Влияние фидерных зон тяговой сети на электрически короткие и длинные линии. | ||
Мешающие магнитные влияния тяговых сетей переменного тока: 1) Источники и причины возникновения мешающих влияний. 2) Гармонический состав тягового тока и мешающих влияний. 3) Определение напряжения шума в линиях связи. 4) Допустимые уровни мешающих влияний. | ||
Мешающие магнитные влияния тяговых сетей постоянного тока: 1) Источники и причины возникновения мешающих влияний. 2) Гармонический состав влияющего тока и мешающих влияний. 3) Расчет напряжения шума в линиях связи. | ||
Расчет магнитных влияний в режиме короткого замыкания в тяговой сети | ||
Расчет гармонического состава тягового тока | ||
Расчет напряжения шума в воздушной и кабельной линии | ||
3 | Электромагнитная совместимость внутри подстанций | |
Электромагнитная совместимость внутри подстанций: 1) Индуктивные и кондуктивные помехи. 2) Несимметрия питающих напряжений. 3) Обратная трансформация напряжения. 4) Переходные процессы при коммутации электрического оборудования, импульсные и апериодические процессы. | ||
Способы снижения электромагнитных влияний: 1) Новые системы электроснабжения с пониженным уровнем электромагнитных влияний. 2) Способы защиты, применяемые в линиях низкого напряжения. 3) Способы, применяемые на тяговых подстанциях. 4) Способы, применяемые в линиях связи. | ||
Защита персонала и окружающей среды от воздействия электромагнитных влияний: 1) Защита персонала при обслуживании линий от наведенных напряжений. 2) Защита окружающей среды от электромагнитных влияний. | ||
Расчет магнитных влияний на трехфазную линию продольного электроснабжения | ||
4 | Мешающие влияния в системе постоянного тока | |
Гальванические влияния: 1) Источники гальванические влияний. 2) Гальванические связи между объектами. 3) Гальванические влияния систем электроснабжения постоянного и переменного тока. 4) Свойства гальванических влияний. | ||
Гальванические влияния тяговых сетей на подземные сооружения: 1) Потенциалы, токи в рельсовой цепи и токи в земле. 2) Потенциальные диаграммы и их построение. 3) Анодная и катодная зоны. 4) Коррозия подземных сооружений. 3.3. Гальванические влияния тяговых сетей и линий ДПР на смежные линии: 1) Причины возникновения. 2) Влияние гармоник тягового тока. 3) Влияние на рельсовые цепи автоблокировки. 4) Коррозия фундаментов опор контактной сети. | ||
Способы снижения гальванических влияний и защита подземных сооружений от коррозии: 1) Усиление изоляции элементов контактной сети и рельсов от заземленных частей. 2) Дренажная защита. 3) Катодная защита. 4) Протекторная защита. 5) Вентильное секционирование рельсовых цепей. | ||
Защита фундаментов опор контактной сети от коррозии: 1) Условия и правила и защиты фундаментов опор. 2) Защита искровыми промежутками, диодными и тиристорными заземлителями. 3) Контроль технического состояния фундаментов опор контактной сети. | ||
Построение потенциальных диаграмм рельсовых цепей обратного тока |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Бадер М.П. Электромагнитная совместимость: Учебник для вузов железнодорожного транспорта [Текст]. – М.: УМК МПС, 2002. – 638 с. | НТБ РГУПС |
2 | Электромагнитная совместимость и средства защиты: методические указания к учебно-исследовательским лабораторным работам[Электронный ресурс]/ Сост. Ю.Г. Семенов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 41 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Семенов, Ю.Г. Расчет опасных и мешающих влияний тяговой сети переменного тока на смежные линии: учебно-методическое пособие по выполнению комплексной курсовой работы [Электронный ресурс] / Ю.Г. Семенов; ФГБОУ ВО РГУПС, Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2017. – 26 c. | ЭБС РГУПС |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
9 | |
ОПК-7 | + |
ПК-2 | + |
ПК-5 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОПК-7 | 9 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
||
ПК-2 | 9 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
||
ПК-5 | 9 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | ||
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
расчет опасных электрических и магнитных влияний на воздушную линию низкого напряжения.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Экзамен. Семестр № 9
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Виды электромагнитных помех от электроэнергетического оборудования и электротранспорта.
2) Виды влияний тяговых сетей. Опасные и мешающие влияния. Нормы опасных и мешающих влияний.
3) Характеристики сближений, расчетные режимы электромагнитных влияний и критическая трасса.
4) Физические основы электрических и магнитных влияний тяговых сетей. Опасные режимы.
5) Основные уравнения электромагнитных влияний.
6) Уравнения электрических и магнитных влияний.
7) Эффект экранирования смежных линий, экранирование рельсами и оболочками кабелей..
8) Источники возникновения и гармонический состав мешающих влияний в системе переменного и постоянного тока.
9) Напряжение шума в линиях связи от влияний системы переменного и постоянного тока.
10) Электромагнитные влияния на воздушные линии 6 - 10 кВ и на линии ДПР.
11) Электромагнитные влияния на линии продольного электроснабжения низкого напряжения.
12) Электромагнитная совместимость внутри подстанций. Индуктивные и кондуктивные помехи в силовых и вторичных цепях. Влияния переходных процессов от коммутации электрического оборудования.
13) Влияние несимметрии питающих напряжений и обратной трансформации напряжения на подстанциях.
14) Принцип снижения влияний системой с отсасывающими трансформаторами.
15) Принцип снижения влияний системой 2х25кВ.
16) Принцип снижения влияний системой с ЭП.
17) Способы снижения электромагнитных влияний, применяемые в линиях низкого напряжения.
18) Способы снижения электромагнитных влияний, применяемые на тяговых подстанциях.
19) Способы снижения электромагнитных влияний, применяемые в линиях связи.
20) Способы защиты персонала и окружающей среды от воздействия электромагнитных влияний.
21) Причины возникновения потенциалов и токов в рельсах, подземных сооружениях и земле и гальванические влияния на инфраструктуру.
22) Причины и последствия коррозии подземных сооружений Различие и степень опасности анодной и катодной зоны и знакопеременных зон.
23) Принцип работы электрического дренажа, усиленного дренажа, катодной и протекторной защиты.
24) Мероприятия по борьбе с коррозией, применяемые на трубопроводах, оболочках кабелей, в рельсовых цепях обратного тока.
25) Причины коррозии фундаментов опор контактной сети и нормирование токов коррозии.
26) Факторы влияния тяговой сети на рельсовые цепи автоблокировки.
27) Условия, правила и устройства для защиты фундаментов опор от коррозии.
28) Нормативные документы, по обеспечению безопасности производства работ на линиях при наличии электромагнитных влияний тяговой сети.
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Математический аппарат для оценки уровня электрических и магнитных влияний.
2) Математический аппарат для оценки уровня мешающих влияний.
3) Имитационное моделирование электромагнитных влияний.
4) Составление электрических схем замещения влияющих и подверженных влиянию объектов.
5) Расчет уровней электрических влияний на провода воздушных линий.
6) Расчет уровней магнитных влияний в вынужденном и в режиме короткого замыкания в тяговой сети.
7) Расчет напряжений в проводах линий при совместном электрическом и магнитном влияниях.
8) Расчет коэффициента экранирующего действия.
9) Расчет гармонического состава тягового переменного и выпрямленного тока.
10) Расчет напряжения шума в смежных линиях связи, на участках переменного и постоянного тока.
11) Расчет мешающих влияний на линии связи при влиянии нескольких фидерных зон.
12) Расчет потенциалов, токов рельсов и токов в земле.
13) Выбор рациональных способов защиты фундаментов опор и элементов конструкции контактной сети.
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Методология расчета электрических влияний тяговой сети.
2) Методология расчета магнитных влияний тяговой сети.
3) Методология определения мешающих влияний тяговых сетей на воздушные и кабельные линии связи.
4) Рациональные способы защиты линий связи от опасных и мешающих влияний, применяемые в инфраструктуре тягового электроснабжения.
5) Рациональные способы снижения гальванических влияний и коррозии подземных сооружений.
6) Рациональные способы снижения опасных электрических и магнитных влиянии, применяемые в смежных линиях.
7) Методология выбора технически и экономически обоснованных методов и средств обеспечения электромагнитной совместимости.
8) Методы моделирования электромагнитных и гальванических влияний.
9) Мероприятия по обеспечению безопасного выполнения работ и защиты персонала от опасных влияний.
Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС) |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОПК-7 | 9 | 1, 3 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 3 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 3 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 3 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 3 | Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
|||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-2 | 9 | 1, 2, 3, 4 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1, 2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 2, 3, 4 | Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
|||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ПК-5 | 9 | 2, 3, 4 | Балльная оценка на экзамене | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
2, 3, 4 | Процент верных на тестировании | - правильность выполнения заданий. | |||
2, 3, 4 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
2, 3, 4 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | |||
2, 3, 4 | Дуальная оценка за расчетно-графическую работу | - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Экзамен (письменно-устный). Автоматизированное тестирование. Выполнение практического задания в аудитории. Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета). Защита расчетно-графической работы. |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Бадер М.П. Электромагнитная совместимость: Учебник для вузов железнодорожного транспорта [Текст]. – М.: УМК МПС, 2002. – 638 с. | НТБ РГУПС |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Журнал Железнодорожный транспорт [Текст]: научно-теоретический технико-экономический журнал/учредитель: ОАО "Российские железные дороги".2019 | НТБ РГУПС |
2 | Правила защиты устройств проводной связи и проводного вещания от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог переменного тока [Текст]: утв.: 21.10.87 / МПС СССР; Ред. Н.Л. Немцова. - М. : Транспорт, 1989. - 134 с. | НТБ РГУПС |
3 | Семенов, Ю.Г. Электромагнитная совместимость и средства защиты: методические указания к учебно-исследовательским лабораторным работам [Электронный ресурс]/ Ю.Г. Семенов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 41 с.: ил. 19, Библиогр.: 5 назв. | ЭБС РГУПС |
4 | Семенов, Ю.Г.Расчет опасных и мешающих влияний тяговой сети переменного тока на смежные линии: учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы [Электронный ресурс] / Ю.Г. Семенов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 26 c. | ЭБС РГУПС |
5 | Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. М.: Транспорт, 1982. – 528 с. | НТБ РГУПС |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС |
2 | http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС |
3 | https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС |
4 | https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС |
5 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
6 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
7 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
8 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
9 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru" |
10 | https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Семенов Ю.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электромагнитная совместимость и средства защиты". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. | ЭИОС РГУПС |
2 | Электромагнитная совместимость и средства защиты: методические указания к учебно-исследовательским лабораторным работам [Электронный ресурс]/Ю.Г. Семенов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 41 с. | ЭБС РГУПС |
3 | Расчет опасных и мешающих влияний тяговой сети переменного тока на смежные линии: учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы [Электронный ресурс] / Ю.Г. Семенов; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 26 c. | ЭБС РГУПС |
Программное обеспечение
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Microsoft Windows. Операционная система. | О |
2 | Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. | И |
3 | Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);
Офисная оргтехника и компьютеры.
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 52384.