РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Релейная защита"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Жарков Юрий Иванович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Релейная защита" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Релейная з_С_23.05.05_во_7_АСЭЛ_п40717_51609.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Релейная защита".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Релейная защита" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Автоматизация систем электроснабжения", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов (контактная сеть и линии электропередачи)", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов (тяговые и трансформаторные подстанции)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: 1.Назначение, определения и терминологию релейной защиты электроустановок от коротких замыканий. 2.Принципы и методологию построения релейной защиты. 3.Требования к свойствам, основные виды и технические средства релейных защит. 4.Основные принципы и методы построения, расчета, выбора параметров функционирования токовых и дистанционных релейных защит высоковольтных линий электропередач и трансформаторов.

Умеет: 1.Выполнить выбор вида релейной защиты высоковольтных линий электропередачи и силовых трансформаторов. 2. Произвести расчет и выбор параметров защиты, обеспечивающих устойчивость ее функционирование.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин специализации и прохождения производственных практик: 1. Расчета уставок и анализа зон действия токовых и дистанционных защит воздушных линий электропередачи с напряжением до 35 кВ

ПСК-1.4 - владением методологией построения автоматизированных систем управления и способностью применять ее по отношению к электроустановкам, образующим систему тягового электроснабжения

Знает: 1.Методы оценки и выбора рациональных параметров функционирования релейных защит. 2. Методы испытания и оценки характеристик технических средств релейной защиты. 3. Методы расчета, выбора уставок и определения зон действия токовых, дистанционных релейных защит высоковольтных линий электропередачи и силовых трансформаторов.

Умеет: 1.Использовать методы оценки и выбора рациональных параметров функционирования при построении релейных защит. 2. Проводить испытания и оценивать характеристики технических средств релейной защиты. 3. Рассчитывать, выбирать уставки и определять зоны действия токовых, дистанционных релейных защит высоковольтных линий электропередачи и силовых трансформаторов.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин специализации и прохождения производственных практик: 1. Испытания и оценки характеристики технических средств релейной защиты.

ПСК-1.5 - владением методами оценки и выбора рациональных технологических режимов работы устройств электроснабжения, навыками эксплуатации, технического обслуживания и ремонта устройств электроснабжения, навыками организации и производства строительно-монтажных работ в системе электроснабжения железных дорог и метрополитенов, владением методами технико-экономического анализа деятельности хозяйства электроснабжения

Комментарии кафедры:

* – компетенция ПСК-1.4 реализуется в части «владения методологией построения релейной защиты и способностью применять ее по отношению к электроустановкам, образующим систему тягового электроснабжения».

* – компетенция ПСК-1.5 реализуется в части «владения методами оценки и выбора рациональных технологических режимов работы релейной защиты устройств тягового электроснабжения».


Место дисциплины 1С.Б "Релейная защита" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Контактные сети и линии электропередачи", "Тяговые и трансформаторные подстанции", "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 14 14 14
Практические, семинары (Пр) 2 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   31 62
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81   31 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основы релейной защиты ПСК-1.4, ПСК-1.5
2 Технические средства релейной защиты ПСК-1.4, ПСК-1.5
3 Защита электрических сетей ПСК-1.4, ПСК-1.5
4 Защита трансформаторов ПСК-1.4, ПСК-1.5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6      
2 14   10 17
3 6 2 2 16
4 6   2 16
Итого 32 2 14 49
В т.ч. по интерактивным формам 12 4 8  
В т.ч. практическая подготовка   2 2  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   2 81
2    
3   2
4    
Итого 4 2 2 81
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   2 2  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Назначение и основные понятия о релейной защите (РЗ): 1) Релейная защита – составная часть автоматического управления в аварийных режимах системы электроснабжения. 2) Повреждения и ненормальные режимы в электроустановках. 3) Структурная схема релейной защиты. 2
Основные виды релейной защиты: 1) Токовые защиты: плавкие предохранители, максимально-токовая защита, токовая отсечка, дифференциальная защита. 2) Потенциальные защиты. 3) Дистанционные защиты. 4) Импульсные защиты. 5) Высокочастотные защиты. 6) Неэлектрические защиты. 2
Общие принципы построения и требования к свойствам защиты от коротких замыканий: 1)Функции релейной защиты.2) Принцип быстродействия;3) Принцип селективности.4)Принцип надежности функционирования: основные, резервные и дополнительные защиты 5) Принцип независимости действия основной и резервной защит 6) Принцип приоритета действия основной защиты перед действием резервной защиты 7) Принцип приоритета ложного и излишнего действия защиты перед ее отказом 8)Принцип устойчивости функционирования: чувствительность к коротким замыканиям, отстроенность от нормального режима, отстроенность от внешних коротких замыканий. 2
2 Измерительные трансформаторы тока: 1) Назначения и особенности использования в релейной защите. 2 Схемы соединения обмоток. 2
Измерительные трансформаторы напряжения: 1) Назначение и особенности использования в релейной защите. 2) Схемы соединений обмоток. 2
Измерительные преобразователи постоянного тока. 2
Фильтры: 1) Классификация фильтров. 2) Фильтры тока и напряжения нулевой последовательности. 2
Источники питания: 1) Оперативное питание. 2) Блок питания. 2
Реле: общие сведения: 1) Классификация реле: по способу воздействия на коммутационный аппарат, принципы действия и конструкции, по числу подведенных электрических величин. 2) Максимальные и минимальные реле. 2
Реле, реагирующее на одну и на две электрическую величину: 1) Основы теории электромагнитных реле тока и напряжения, промежуточных и реле времени. 2) Реле с магнитоуправляемыми контактами. 3) Полупроводниковые реле тока и напряжения времени. 2
3 Токовая защита: 1) Максимально-токовая защита. 2) Токовая отсечка. 3) Максимально-токовая направленная защита. 4) Методика выбора уставок защит. 5) Анализ зон действия. 6) Продольная и поперечная дифференциальные токовые защиты. 2
Защита от замыканий на землю в сетях с заземленной и изолированной нейтралью: 1) Особенности режима замыкания на землю в сетях. 2) Сигнализация о замыканиях на землю в сетях с изолированной нейтралью. 3) Защита нулевой последовательности. 4) Ненаправленные и направленные защиты. 2
Дистанционная защита: 1) Основные принципы и схемы защиты. 2) Выдержка времени зон действия многоступенчатых защит. 3) Методика выбора уставок. 4) Анализ зон действия. 2
4 Общие сведения: 1) Виды повреждений и ненормальных режимов. 2) Особенности переходных процессов при включении трансформаторов. 3) Защита от внутренних и внешних повреждений. 2
Защиты, реагирующие на величину тока: 1) Максимально-токовая защита. 2) Токовая отсечка. 3) Области применения защит. 4) Методика выбора уставок. 2
Дифференциальная защита: 1) Принцип действия и схемы защит трехфазных трансформаторов с различными схемами соединения обмоток. 2) Токи небаланса: причины, влияние на защиту и меры по уменьшению их влияния. 3) Дифференциально-токовая отсечка. 4) Методы отстройки от бросков токов намагничивания. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 10
1 Назначение и основные понятия о релейной защите (РЗ): 1) Релейная защита – составная часть автоматического управления в аварийных режимах системы электроснабжения. 2) Повреждения и ненормальные режимы в электроустановках. 3) Структурная схема релейной защиты. 2
Общие принципы построения и требования к свойствам защиты от коротких замыканий: 1)Функции релейной защиты.2) Принцип быстродействия;3) Принцип селективности.4)Принцип надежности функционирования: основные, резервные и дополнительные защиты 5) Принцип независимости действия основной и резервной защит 6) Принцип приоритета действия основной защиты перед действием резервной защиты 7) Принцип приоритета ложного и излишнего действия защиты перед ее отказом 8)Принцип устойчивости функционирования: чувствительность к коротким замыканиям, отстроенность от нормального режима, отстроенность от внешних коротких замыканий. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Снятие характеристик, испытания трансформаторов тока и электромеханических реле, наладка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта. 2
Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта. 2
Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта. 2
Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта. 2
Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта. 2
3 Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта. 2
4 Составление структурной и принципиальной схем дифференциальной защиты трансформаторного трехфазного трансформатора, выбор трансформаторов тока, расчет уставок, сборка, наладка на рассчитанные параметры срабатывания и испытания защиты. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
2 Снятие характеристик, испытания трансформаторов тока и электромеханических реле, наладка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта. 2
Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта.
Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта.
Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта.
Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта.
3 Снятие характеристик, испытания электронных реле и реле на интегральных микросхемах, настройка на заданные параметры срабатывания, использование в защите конкретного объекта.
4 Составление структурной и принципиальной схем дифференциальной защиты трансформаторного трехфазного трансформатора, выбор трансформаторов тока, расчет уставок, сборка, наладка на рассчитанные параметры срабатывания и испытания защиты.

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
3 Расчет уставок релейной защиты 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
3 Расчет уставок релейной защиты 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Полупроводниковые реле тока и напряжения времени. Измерительные преобразователи постоянного тока. Фильтры: 1) Классификация фильтров. 2) Фильтры тока и напряжения нулевой последовательности. Источники питания: 1) Оперативное питание. 2) Блок питания..Выходные органы релейной защиты: 1) Контактные. 2) Бесконтактные. 17
3 Ненаправленные и направленные защиты 16
4 Газовая защита: 1) Принципы действия защиты. 16

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Основные виды релейной защиты: 1) Токовые защиты: плавкие предохранители, максимально-токовая защита, токовая отсечка, дифференциальная защита. 2) Потенциальные защиты. 3) Дистанционные защиты. 4) Импульсные защиты. 5) Высокочастотные защиты. 6) Неэлектрические защиты. 81
2 Полупроводниковые реле тока и напряжения времени. Измерительные преобразователи постоянного тока. Фильтры: 1) Классификация фильтров. 2) Фильтры тока и напряжения нулевой последовательности. Источники питания: 1) Оперативное питание. 2) Блок питания..Выходные органы релейной защиты: 1) Контактные. 2) Бесконтактные.
Измерительные трансформаторы тока: 1) Назначения и особенности использования в релейной защите. 2 Схемы соединения обмоток.
Измерительные трансформаторы напряжения: 1) Назначение и особенности использования в релейной защите. 2) Схемы соединений обмоток.
Измерительные преобразователи постоянного тока
Фильтры: 1) Классификация фильтров. 2) Фильтры тока и напряжения нулевой последовательности.
Источники питания: 1) Оперативное питание. 2) Блок питания.
Реле: общие сведения: 1) Классификация реле: по способу воздействия на коммутационный аппарат, принципы действия и конструкции, по числу подведенных электрических величин. 2) Максимальные и минимальные реле.
Реле, реагирующее на одну и на две электрическую величину: 1) Основы теории электромагнитных реле тока и напряжения, промежуточных и реле времени. 2) Реле с магнитоуправляемыми контактами. 3) Полупроводниковые реле тока и напряжения времени.
3 Ненаправленные и направленные защиты
Токовая защита: 1) Максимально-токовая защита. 2) Токовая отсечка. 3) Максимально-токовая направленная защита. 4) Методика выбора уставок защит. 5) Анализ зон действия. 6) Продольная и поперечная дифференциальные токовые защиты.
Защита от замыканий на землю в сетях с заземленной и изолированной нейтралью: 1) Особенности режима замыкания на землю в сетях. 2) Сигнализация о замыканиях на землю в сетях с изолированной нейтралью. 3) Защита нулевой последовательности. 4) Ненаправленные и направленные защиты.
Дистанционная защита: 1) Основные принципы и схемы защиты. 2) Выдержка времени зон действия многоступенчатых защит. 3) Методика выбора уставок. 4) Анализ зон действия.
4 Газовая защита: 1) Принципы действия защиты.
Общие сведения: 1) Виды повреждений и ненормальных режимов. 2) Особенности переходных процессов при включении трансформаторов. 3) Защита от внутренних и внешних повреждений.
Защиты, реагирующие на величину тока: 1) Максимально-токовая защита. 2) Токовая отсечка. 3) Области применения защит. 4) Методика выбора уставок.
Дифференциальная защита: 1) Принцип действия и схемы защит трехфазных трансформаторов с различными схемами соединения обмоток. 2) Токи небаланса: причины, влияние на защиту и меры по уменьшению их влияния. 3) Дифференциально-токовая отсечка. 4) Методы отстройки от бросков токов намагничивания.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Е.П. Фигурнов, Ю.И. Жарков, Т.Е. Петрова Релейная защита фидеров контактной сети однофазного переменного тока: учебное пособие/ Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПСК-1.4 +
ПСК-1.5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПСК-1.4 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-1.5 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

основные виды релейной защиты;

измерительные трансформаторы тока и напряжения;

измерительные реле защит,реагирующее на одну и две электрические величины;

токовые и дистанционные защиты линий электропередачи;

защиты трансформаторов;

предусмотрена для групп заочного обучения ЗЖС замена контрольной работы тестированием в ЦМКО по блокам тестовых заданий фонда оценочных средств. Блоки тестовых заданий соответствуют тематике разделов 1...3 содержания дисциплины, приведенной в настоящей программе.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Назначение релейной защиты. Структурная схема.
2) Причины и виды коротких замыканий и ненормальных режимов.
3) Основные виды релейной защиты, их достоинства, недостатки, область применения .
4) Функции релейной защиты, правильные и неправильные действия при внутренних и внешних коротких замыканиях.
5) Селективность защиты , понятие, способы реализации, Абсолютная и относительная селективность.
6) Требования к быстродействию защиты. Назначения выдержки времени.
7) Устойчивость функционирования РЗ, понятие, показатели .
8) Надежность функционирования РЗ. Основные и резервные защиты .
9) Особенности использования трансформаторов тока для релейной защиты.
10) Схемы соединения трансформаторов тока .
11) Электромагнитные измерительные реле, назначения, конструкция.
12) Промежуточные и указательные реле, назначение, конструкция
13) Реле времени, назначение, конструкция.
14) Реле направления мощности назначение, конструкция, мертвая зона.
15) Реле сопротивления, назначение, конструкция.
16) Угловые характеристики реле сопротивления на комплексной плоскости, области срабатывания и несрабатывания.
17) Простые, сложные и составные угловые характеристики реле сопротивления.
18) Максимальная токовая защита электрической сети. Схемы, выбор уставки.
19) Токовая отсечка. Схема, выбор уставки, зона защиты .
20) Токовая направленная защита, назначение, схемы, мертвая зона.
21) Защита от замыканий на землю.
22) Дистанционная защита сети.
23) Датчики тока и напряжения в сетях постоянного тока.
24) Высококачественные защиты. Основные принципы выполнения.
25) Направленная защита с высокочастотной блокировкой.
26) Дифференциально-фазная высокочастотная защита.
27) Принципы построения микропроцессорных защит.
28) Микропроцессорные защиты. Общие сведения, структурная схема.
29) Алгоритмы виртуальных измерительных органов тока и сопротивления микропроцессорных защит.
30) Основные сведения об интеллектуальных терминалах.
31) Виды повреждений и ненормальных режимов трансформаторов.
32) Защиты трансформаторов, реагирующие на значение тока.
33) Газовая защита трансформаторов.
34) Принцип действия и особенности дифференциальной защиты трансформатора.
35) Дифференциальная защита трансформаторов: отсечка, защита с БНТ, защита с торможением.
36) Условия работы и схемы включения трансформаторов напряжения.
37) Трансформаторы тока и напряжения нулевой последовательности.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять параметры релейных защит электротехнического оборудования и устройств от токов коротких замыканий в системах электроснабжения

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения методами расчета и выбора параметров функционирования релейной защиты от токов короткого замыкания линий электропередач и трансформаторов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.4 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.5 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Фигурнов Е.П. Релейная защита. Учебник. В 2 ч. Ч.1.3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009. – 415 с. НТБ РГУПС
2 Фигурнов Е.П. Релейная защита. Учебник. В 2 ч. Ч.2.3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009. – 604 с. НТБ РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Почаевец В.С. Защита и автоматика устройств электроснабжения: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. – 191 с. УМЦ ЖДТ
2 Фигурнов Е.П., Жарков Ю.И., Петрова Т.Е. Релейная защита сетей тягового электроснабжения переменного тока [Текст]: учеб. пособие для студентов вузовж.-д. транспорта/ Под ред. Е.П. Фигурнова. – М.: Маршрут, 2006. – 272 с. НТБ РГУПС
3 Фигурнов Е.П. Релейная защита. Учебник для вузов ж.-д. трансп. – М.: Желдориздат, 2002. НТБ РГУПС
4 Жарков Ю. И., Лысенко В.Г., Стороженко Е. А. Методы и средства автоматизированного диагностирования систем релейной защиты и автоматики: Монография/ Под ред. Ю.И. Жаркова. - Ростов н/Д:Рост.гос. ун-т путей сообщения, 2003.-148 с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жарков Ю.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Релейная защита". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Жарков Ю.И., Стороженко Е.А., Бодров П.А. Исследование электромеханических реле: методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Релейная защита». – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. – 63 с. НТБ РГУПС
3 Е.П. Фигурнов, Ю.И. Жарков, Т.Е. Петрова Релейная защита фидеров контактной сети однофазного переменного тока: учебное пособие к курсовому и дипломному проектированию/ Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2009. – 105 с. НТБ РГУПС
4 Короткие замыкания и определения их удаленности в тяговых сетях 27,5 кВ: Учебное пособие/ Е.П. Фигурнов, Ю.И. Жарков, Т.Е. Петрова; Рост. гос. ун-т путей сообщения - Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И
4 Лицензионное программное обеспечение к заводской диагностической установке «RETOM»(для лабораторных работ) О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры;

Лабораторное (научное) оборудование;

Образец техники.

1 Ретом 41-М (испытательная система для релейной защиты и автоматики)-1 .

2 Установка У 5053 (установки для наладки и проверки релейных защит и автоматики)- 2 .

3 Стенд для проверки электромеханических реле - 2 .

4 Стенд для проверки реле времени - 2 .

5 Стенд для проверки реле тока - 2 .

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51609.