РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Основы теории надежности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители д.т.н., проф. Дынькин Борис Евгеньевич, д.т.н., доц. Семенов Юрий Георгиевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Основы теории надежности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Основы т н_С_23.05.05_во_5_АСЭЛ_п40702_51555.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы теории надежности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы теории надежности" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Тяговые и трансформаторные подстанции", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов (часть 1, часть 2)", "Электроснабжение железных дорог";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: 1. Методы математического анализа и их применение в теории надежности. 2. Законы надежности и их характеристики. 3.Планы испытаний на надежность и методы обработки результатов испытаний. 4. Методы обеспечения надежности.

Умеет: 1. Обрабатывать исходную информации по надежности эксплуатируемых объектов. 2. Разрабатывать расчетные схемы надежности электрических систем и сетей с учетом резервирования и обеспечения надежности соответствующих категорий потребителей. 3. Использовать теоретические методы обработки и анализа информации по надежности для оценки развития электрических сетей. 4. Проводить сравнение полученных оценок надежности с нормируемыми значениями с применением нормативно-технической документации и результатов эксплуатации объектов.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин отдельных специализаций и прохождения производственных практик: 1. Использования нормативно-технической документации по обеспечению своевременного обслуживания конкретных элементов и технических систем. 2. Использовать современные способы и средства для обеспечения надежности элементов систем в эксплуатации.

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: 1. Принципы построения схем надежности объектов. 2. Методы принятия решений по обеспечению надежности. 3. Классификацию объектов по надежности. 4. Методы определения текущего состояния надежности оборудования и методы прогнозирования надежности.

Умеет: 1.Использовать методы принятия статистических решений о состоянии технического объекта. 2. Определять схему надежности системы при различных способах резервирования для восстанавливаемых и невосстанавливаемых систем.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин отдельных специализаций и производственных практик: 1. Использовать методы организации эксплуатации электротехнических объектов с целью обеспечения заданного уровня надежности. 2. Рассчитывать оставшийся ресурс элементов и устройств для конкретных типов оборудования. 3. Рассчитывать показатели надежности для конкретных типов технического оборудования.

ПК-5 - способностью разрабатывать и использовать методы расчета надежности техники в профессиональной деятельности, обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, осуществлять экспертизу технической документации

Место дисциплины 1С.Б "Основы теории надежности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 10   10
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 39   39
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   29 64
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 78   29 49
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основные понятия и термины теории надежности. ОПК-1, ПК-5
2 Надежность невосстанавливаемых систем. ОПК-1, ПК-5
3 Надежность восстанавливаемых систем ОПК-1, ПК-5
4 Обеспечение надежности систем обеспечения движения поездов (систем электроснабжения). ОПК-1, ПК-5

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2 2 11
2 4 6 6 13
3 4 6 6  
4 4 2 2 15
Итого 16 16 16 39
В т.ч. по интерактивным формам 8   8  
В т.ч. практическая подготовка   2 2  

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2 2 78
2    
3    
4    
Итого 4 2 2 78
В т.ч. по интерактивным формам   2 2  
В т.ч. практическая подготовка   2 2  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Основы теории надежности как научная дисциплина: 1) Предмет, цель и задачи надежности. 2) История возникновения и развития научной дисциплины. 3) Роль систем (тягового) электроснабжения (обеспечения движения поездов в организации бесперебойного и безопасного движения поездов). 4) Основные проблемы обеспечения надежности систем электроснабжения (обеспечения движения поездов). 2
Основные понятия, термины и определения: 1) Свойства надежности для технического объекта (системы) 2) Состояния технического объекта (системы) с точки зрения надежности. 3) Категории потребителей по надежности электроснабжения. Типы нарушений и восстановлений работоспособного состояния объекта (системы). Классификация отказов систем электроснабжения. 4) Виды отказов. 5) Типы объектов (систем). Невосстанавливаемые и восстанавливаемые объекты (системы). Показатели надежности. 2
2 Количественные показатели надежности невосстанавливаемых систем: ) Основное свойство и основная случайная величина, определяющие надежность невосстанавливаемых систем 2) Количественные показатели безотказности невосстанавливаемых систем 3) Зависимости между показателями надежности 4) График зависимости интенсивности отказов от времени 5) Законы распределения времени между отказами 6) Практические навыки по расчету количественных показателей надежности невосстанавливаемых систем. 2
Модели надежности систем: 1) Понятие о структурных схемах надежности (ССН) 2) Способы соединения элементов в ССН. 2
3 Потоки отказов и восстановлений восстанавливаемых систем: 1) Особенности процесса эксплуатации восстанавливаемых систем 2) Понятие потока отказов и восстановлений 3) Свойства потока отказов и восстановлений. 2
Расчет надежности восстанавливаемых систем: 1) График состояний восстанавливаемой системы 2) Методы расчета надежности восстанавливаемых систем 3) Порядок расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем 4) Практические навыки по расчету надежности восстанавливаемых нерезервированных систем 5) Порядок расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем 6) Практические навыки по расчету надежности восстанавливаемых резервированных систем - расчет надежности двухтрансформаторной тяговой подстанции. 2
4 Сбор, обработка и анализ информации о надежности: 1) Системы и методы сбора и обработки информации о надежности 2) Причины отказов 3) Порядок проведения анализа причин отказов. Испытания систем на надежность: Испытания изделий. 2
Статистические данные об отказах и показателях надежности: анализ статистических данных об отказах устройств электроснабжения. Ущерб от недоотпуска электроэнергии. 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 7
1 Основы теории надежности как научная дисциплина: 1) Предмет, цель и задачи надежности. 2) История возникновения и развития научной дисциплины. 3) Роль систем (тягового) электроснабжения (обеспечения движения поездов в организации бесперебойного и безопасного движения поездов). 4) Основные проблемы обеспечения надежности систем электроснабжения (обеспечения движения поездов). 2
Основные понятия, термины и определения: 1) Свойства надежности для технического объекта (системы) 2) Состояния технического объекта (системы) с точки зрения надежности. 3) Категории потребителей по надежности электроснабжения. Типы нарушений и восстановлений работоспособного состояния объекта (системы). Классификация отказов систем электроснабжения. 4) Виды отказов. 5) Типы объектов (систем). Невосстанавливаемые и восстанавливаемые объекты (системы). Показатели надежности. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Определение количественных показателей надежности систем по результатам эксплуатации 2
2 Исследование надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования 2
Исследование надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования 2
Исследование надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования 2
3 Исследование надежности восстанавливаемых резервированных систем с различной пропускной способностью 2
Исследование надежности восстанавливаемых резервированных систем с различной пропускной способностью 2
Исследование надежности восстанавливаемых резервированных систем с различной пропускной способностью 2
4 Исследование влияния технического обслуживания (профилактики) на надежность систем 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Определение количественных показателей надежности систем по результатам эксплуатации 2
2 Исследование надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования
Исследование надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования
Исследование надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования
3 Исследование надежности восстанавливаемых резервированных систем с различной пропускной способностью
Исследование надежности восстанавливаемых резервированных систем с различной пропускной способностью
Исследование надежности восстанавливаемых резервированных систем с различной пропускной способностью
4 Исследование влияния технического обслуживания (профилактики) на надежность систем

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Вычисление количественных характеристик надежности невосстанавливаемых систем 2
2 Вычисление количественных характеристик надежности невосстанавливаемых систем. Расчет надежности невосстанавливаемых систем при проектировании. Расчет надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования. 2
Вычисление количественных характеристик надежности невосстанавливаемых систем. Расчет надежности невосстанавливаемых систем при проектировании. Расчет надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования. 2
Вычисление количественных характеристик надежности невосстанавливаемых систем. Расчет надежности невосстанавливаемых систем при проектировании. Расчет надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования. 2
3 Расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем. Расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем. 2
Расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем. Расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем. 2
Расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем. Расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем. 2
4 Повышение надежности систем обеспечении движения поездов (систем электроснабжения). 2

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Вычисление количественных характеристик надежности невосстанавливаемых систем 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Надежность аппаратных средств (аппаратного обеспечения). Испытания систем на надежность. 11
2 Система стандартов по надежности в технике и в энергетике 13
4 Сбор, обработка и анализ информации о надежности: Причины отказов. Оценка надежности систем обеспечения движения поездов (систем электроснабжения) и оценка ущерба. 15

Вид обучения: 5 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 3
1 Надежность аппаратных средств (аппаратного обеспечения). Испытания систем на надежность. 78
2 Система стандартов по надежности в технике и в энергетике
Количественные показатели надежности невосстанавливаемых систем: ) Основное свойство и основная случайная величина, определяющие надежность невосстанавливаемых систем 2) Количественные показатели безотказности невосстанавливаемых систем 3) Зависимости между показателями надежности 4) График зависимости интенсивности отказов от времени 5) Законы распределения времени между отказами 6) Практические навыки по расчету количественных показателей надежности невосстанавливаемых систем.
Модели надежности систем: 1) Понятие о структурных схемах надежности (ССН) 2) Способы соединения элементов в ССН.
Вычисление количественных характеристик надежности невосстанавливаемых систем. Расчет надежности невосстанавливаемых систем при проектировании. Расчет надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования.
Вычисление количественных характеристик надежности невосстанавливаемых систем. Расчет надежности невосстанавливаемых систем при проектировании. Расчет надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования.
Вычисление количественных характеристик надежности невосстанавливаемых систем. Расчет надежности невосстанавливаемых систем при проектировании. Расчет надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования.
3 Потоки отказов и восстановлений восстанавливаемых систем: 1) Особенности процесса эксплуатации восстанавливаемых систем 2) Понятие потока отказов и восстановлений 3) Свойства потока отказов и восстановлений.
Расчет надежности восстанавливаемых систем: 1) График состояний восстанавливаемой системы 2) Методы расчета надежности восстанавливаемых систем 3) Порядок расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем 4) Практические навыки по расчету надежности восстанавливаемых нерезервированных систем 5) Порядок расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем 6) Практические навыки по расчету надежности восстанавливаемых резервированных систем - расчет надежности двухтрансформаторной тяговой подстанции.
Расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем. Расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем.
Расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем. Расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем.
Расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем. Расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем.
4 Сбор, обработка и анализ информации о надежности: Причины отказов. Оценка надежности систем обеспечения движения поездов (систем электроснабжения) и оценка ущерба.
Сбор, обработка и анализ информации о надежности: 1) Системы и методы сбора и обработки информации о надежности 2) Причины отказов 3) Порядок проведения анализа причин отказов. Испытания систем на надежность: Испытания изделий.
Статистические данные об отказах и показателях надежности: анализ статистических данных об отказах устройств электроснабжения. Ущерб от недоотпуска электроэнергии
Повышение надежности систем обеспечении движения поездов (систем электроснабжения).

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Основы теории надежности электрических сетей. Методические указания к расчетно-графической работе по дисциплине «Основы теории надежности»/ Дынькин Б.Е. РГУПС: - Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-5 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

- РГР «Расчет надежности резервированной электрической сети при различной степени обеспечения пропускной способности элементов» - (очная и заочная форма обучения).


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные положения теории надежности: надежность, безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость.
2) Понятия о состояниях объектов с точки зрения их надежности. Понятие отказа, виды отказов.
3)Система сбора и обработки информации о надежности систем обеспечения движения поездов.
4) Понятие о структурных схемах надежности (ССН). Способы соединений элементов в ССН и определение вероятностей безотказной работы и средней наработки до отказа схем при этих способах соединений.
5) Виды резервирования. Способы структурного резервирования систем
6) Методы расчета надежности.
7) Виды расчетов надежности, допущения при расчетах, порядок выполнения расчетов.
8) Методика расчета надежности невосстанавливаемых нерезервированных систем
9) Методика расчета надежности невосстанавливаемых систем с постоянным общим резервированием.
10) Методика расчета надежности невосстанавливаемых систем с постоянным раздельным (элементным) резервированием.
11) Методика расчета надежности невосстанавливаемых систем с общим резервированием способом замещения
12) Восстанавливаемые системы. Потоки отказов и восстановлений.
13) Показатели безотказности восстанавливаемых нерезервированных систем: параметр потока отказов, средняя наработка на отказ, вероятность появления числа n отказов за время t, вероятность безотказной работы.
14) Показатели ремонтопригодности восстанавливаемых нерезервированных систем: вероятность восстановления работоспособного состояния системы, плотность вероятности восстановления, интенсивность восстановления, среднее время восстановления.
15) Комплексные показатели надежности восстанавливаемых систем: коэффициент готовности и коэффициент простоя.
16) Графы состояний восстанавливаемых нерезервированных и резервированных систем.
17) Основные этапы расчета надежности восстанавливаемых резервированных систем.
18) Методы обеспечения надежности и безопасности систем обеспечения движения поездов
19) Количественные показатели надежности (безотказности) невосстанавливаемых систем. Вероятности безотказной работы и отказа: статистическое определение этих вероятностей, графики функций
20) Количественные показатели надежности (безотказности) невосстанавливаемых систем. Плотность вероятности отказов: статистическое определение, связь с вероятностями безотказной работы и отказа, связь с интенсивностью отказов
21) Количественные показатели надежности (безотказности) невосстанавливаемых систем. Интенсивность отказов: статистическое определение, график функции, связь с вероятностями безотказной работы и отказа, связь с плотностью вероятности отказов
22) Количественные показатели надежности (безотказности) невосстанавливаемых систем. Средняя наработка до отказа: статистическое определение, связь с вероятностью безотказной работы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Найти вероятность безотказной работы устройства за m часов, если из n однотипных устройств, поставленных на испытание, за m часов отказало r.
2) Найти среднюю наработку до отказа объекта (в часах) при заданной интенсивности отказов .
3) Найти параметр потока отказов на интервале от 0 до t часов, если за t часов из n устройств, поставленных на испытание, отказало m устройств, которые немедленно заменялись новыми.
4) Найти коэффициент простоя объекта, если известен его коэффициент готовности.
5) Заданы структурная схема надежности устройства и вероятности безотказной работы элементов. Определить вероятность безотказной работы устройства.
6) Определить вероятность безотказной работы , интенсивность отказов и среднюю наработку на отказ .
7) Система состоит из трех устройств, которые независимо друг от друга могут отказать. Отказ каждого из них приводит к отказу системы. Заданы вероятности отказов всех устройств. Найти вероятность того, что система проработает безотказно.
8) Прибор может работать в двух режимах: «1» и «2». Режим «1» наблюдается в А% случаев, режим «2» – в В% случаев за время работы . Заданы вероятности отказов прибора при работе в режиме «1» и в режиме «2». Найти вероятность отказа прибора за заданное время .
9) Прибор состоит из равнонадежных блоков. Вероятности того, что за время каждый из блоков проработает безотказно, равны. Отказ прибора произойдет при отказе всех блоков. Найти вероятность того, что за заданное время прибор проработает безотказно.
10) Задана вероятность безотказной работы системы в течение заданного периода. Предполагается, что справедлив экспоненциальный закон надежности. Рассчитать интенсивность отказов и плотность вероятности отказа для заданного момента времени.
11) Система состоит из четырех блоков и выходит из строя при отказе любого одного блока. Известны значения средней наработки до отказа всех блоков. Блоки имеют экспоненциальное распределение наработки до отказа. Рассчитать среднюю наработку до отказа системы.
12) Заданы интенсивность отказа элемента, отнесенная к одному переключению, интенсивность отказа по «0», интенсивность отказа по «1». Определить: вероятность безотказной работы элемента за n переключений; вероятность отказа при переключении (1/пер); вероятность отказа за i переключений; вероятность отказа по «0» за i переключений; вероятность отказа по «1» за i переключений; среднюю наработку до отказа.
13) Определить показатели надежности двухтрансформаторной подстанции. Задана категория и мощность нагрузки и мощность трансформаторов.
14) Определить показатели надежности обеспечения питания тяжеловесного поезда для системы без постов секционирования и с несколькими постами.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Рассчитать параметры надежности системы электроснабжения (проверяется в ходе выполнения и защиты РГР).


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Горелик А.В. Практикум по основам теории надежности учебное пособие/ Горелик А.В., Ермакова О.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013.— 133 c. НТБ РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Половко А.М. Сборник задач по теории надежности. – М.: Советское радио,1972 НТБ РГУПС
2 Семенов Ю.Г., Лысенко В.Г., Попова Н.А. Надежность и основы диагностики технических систем. Методические указания к лабораторно-практическим работам. / Ю.Г. Семенов, В.Г. Лысенко, Н.А.Попова. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2000. НТБ РГУПС
3 Хорольский В.Я., Таранов М.А. Надежность электроснабжения: учебное пособие: М. 2014.-128 с. НТБ РГУПС
4 Гук Ю.Б., Синенко М.М., Тремясов В.А. Расчет надежности схем электроснабжения. – Л.: Энергоатомиздат, ЛО, 1990 – 216 с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дынькин Б.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы теории надежности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Надежность и основы диагностики технических систем. Методические указания к лабораторно-практическим работам/ Ю.Г.Семенов. РГУПС: - Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51555.