РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Попова Наталия Андреевна, д.т.н., доц. Семенов Юрий Георгиевич, Осипова Анна Ивановна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Электроснабжение и э т и п п_С_23.05.05_во_67_АСЭЛ_п46928_54627.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Системы электроснабжения электрического транспорта", "Техническая диагностика систем электроснабжения", "Тяговые и трансформаторные подстанции";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-1 - Способен организовывать и выполнять работы (технологические процессы) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации объектов системы обеспечения движения поездов на основе знаний об особенностях функционирования её основных элементов и устройств, а так же правил технического обслуживания и ремонта

Знает: устройство, принцип действия, технические характеристики и конструктивные особенности основных элементов, узлов и устройств системы обеспечения движения поездов

Умеет: организовывать работы (технологические процессы) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации объектов системы обеспечения движения поездов

Имеет навыки: монтажа объектов системы обеспечения движения поездов

Индикатор:
ПК-1.1 - Знает устройство, принцип действия, технические характеристики и конструктивные особенности основных элементов, узлов и устройств системы обеспечения движения поездов

Знает: фундаментальные инженерные теории

Умеет: проводить анализ полученных результатов путем сравнения с существующими нормативами

Имеет навыки: применения знания фундаментальных инженерных теорий для организации и выполнения работ по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации системы обеспечения движения поездов

Индикатор:
ПК-1.2 - Использует знания фундаментальных инженерных теорий для организации и выполнения работ по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации системы обеспечения движения поездов
ПК-2 - Способен использовать нормативно-технические документы для контроля качества и безопасности технологических процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, их модернизации, оценки влияния качества продукции на безопасность движения поездов, использовать технические средства для диагностики технического состояния систем

Знает: основные характеристики устройств электропитания иэлектроснабжения потребителей электрической энергии

Умеет: использовать нормативно-технические документы для контроля качества и безопасности технологических процессов эксплуатации

Имеет навыки: применения принципов и методов диагностирования технического состояния объектов

Индикатор:
ПК-2.1 - Применяет принципы и методы диагностирования технического состояния объектов, для оценки необходимых объемов работ по техническому обслуживанию и модернизации системы обеспечения движения поездов

Место дисциплины 1Б.Ф "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 6, 7 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 84 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6 7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 84 84 36 48
Лекции (Лек) 56 56 24 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 28 28 12 16
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 195   99 96
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 40     40
Самоподготовка 155   99 56
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 324 84 144 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   4 5

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 20 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12 13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 4 6 4 6
Лекции (Лек) 16 16 4 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб)            
Практические, семинары (Пр) 4 4   2   2
             
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 291   32 98 68 93
Контрольная работа (К) 12     12    
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП) 40         40
Самоподготовка 239   32 86 68 53
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 324 20 36 108 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Общие сведения об электроэнергетике и электроснабжение потребителей электрической энергии  
2 Системы электроснабжения промышленных потребителей  
3 Системы электроснабжения и электропитания транспортных потребителей ПК-1
4 Ресурсосберегающее оборудование и технологии на транспорте и в промышленности ПК-2
5 Электропитание нетяговых потребителей и электрические нагрузки нетяговых потребителей  
6 Схемы электроснабжения нетяговых потребителей  
7 Заземление, защита от сверхтока и перенапряжения на линиях электроснабжения и трансформаторных подстанциях ПК-2
8 Эксплуатация и перспективы развития хозяйства нетяговых потребителей ПК-1
9 Тарифы на электроэнергию и учёт электропотребления  

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   34
2 6 2   20
3 10 6   20
4 4     25
5 12 6   14
6 6 4    
7 6 2   14
8 4 2   14
9 4 2   14
Итого 56 28   155
В т.ч. по интерактивным формам 20 12    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     239
2 2  
3 2 2
4 2  
5    
6 4 2
7    
8 4  
9    
Итого 16 4   239
В т.ч. по интерактивным формам 16 4    
В т.ч. практическая подготовка   4    

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Производство и распределение электрической энергии: 1) Источники электрической энергии и основные виды электростанций. 2)Структура электро-энергетических систем (ЭЭС). 2
История развития электроэнергетики: 1) История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока. 2) Понятие о системах электроснабжения и потребителях электроэнергии. 3) Категории электроприемников. 2
2 Электроснабжение промышленных предприятий: Режимы работы промышленных потребителей электроэнергии. Электрические нагрузки промышленных установок. Графики нагрузки. Методы расчета электрических нагрузок. 2
Внутрицеховые электрические сети: 1) Устройство и конструктивное выполнение сетей напряжением до 1000 В. Выбор сечения проводов и кабелей по допустимому нагреву электрическим током. Электрооборудование внутрицеховых сетей. Защитная аппаратура для сетей напряжением до 1000 В. Потери мощности и напряжения в электрических сетях. Назначение и устройство защитных заземлений и занулений. 2
Внутризаводское электроснабжение промышленных предприятий: Назначение и особенности электрических сетей внутризаводского электроснабжения напряжением выше 1000 В. Схемы трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Основное электрооборудование подстанций промышленных предприятий. Выбор числа и мощности трансформаторов на подстанциях. Выбор варианта внутризаводского электроснабжения. 2
3 Электроснабжение железнодорожных потребителей электрической энергией: 1) Схема питания электрифицированного участка от электрической станции. 2) Схемы питания тяговых подстанций и тяговой сети. 2
Электроснабжение нетяговых потребителей: 1)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на неэлектрифицированных участках железных дорог .2)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на электрифицированных линиях. 3) Классификация устройств СЦБ по надежности обеспечения электроэнергией. 3) Система продольного электроснабжения два провода - рельс (ДПР). 2
Системы и устройства электропитания потребителей. Химические источники тока (ХИТ): 1) Назначение, классификация. 2) Электрические параметры. 3) Устройство и принципы работы кислотно-свинцовых аккумуляторов. 4) Устройство и принципы работы щелочных аккумуляторов. 5) Аккумуляторные помещения. 6) Перспективные ХИТ. 7) Системы электропитания: автономная, буферная, безаккумуляторная, комбинированная. 2
Воздушные линии электроснабжения и трансформаторные подстанции: 1) Конструктивные особенности линий электропередач. 2) Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов. 3) Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование. 2
Выбор основного силового оборудования: 1) Экономические принципы при выборе силового оборудования 2) Определение экономически оптимального сечения линий. 3) Расчет сетей по допустимому нагреву. 4) Выбор трансформаторов. 2
4 Качество электроэнергии: 1) Показатели качества электроэнергии. 2) Нормы напряжения. 3) Повышение качества электроэнергии.4) Учет и тарифы расходуемой электроэнергии. 4) Технический и коммерческий учёт электроэнергии. 5) Автоматизация учёта электроэнергии. 2
Общие технические мероприятия по экономии электроэнергии. 2
Семестр № 7
5 Электропитание станционных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств электрической централизации. 2) Электропитание устройств автоматизации сортировочных горок. 3) Электропитание устройств диспетчерской централизации. 4) Расчет электропитающей установки поста электрической централизации. 2
Электропитание перегонных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств автоматической блокировки. 2) Электропитание устройств полуавтоматической блокировки. 3) Электропитание устройств автоматической переездной сигнализации. 4) Расчет электропитания устройств автоматической блокировки и переездной сигнализации. 2
Методы и средства защиты устройств СЦБ от электрических воздействий: 1) Классификация электрических воздействий и объектов защиты. 2) Защита от мощных импульсных помех. 3) Защита от токовых перегрузок. 4) Селективная защита устройств электропитания и потребителей. 2
Механический расчет проводов воздушных линий: 1) Определение расчетных климатических условий. 2) Определение механических нагрузок на провода. 2
Особенности электроснабжения ремонтно-эксплуатационных депо. 2
Электроснабжение крупных станций и узлов. 2
6 Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий. 2
Электроснабжение линейных потребителей. 2
Электрические нагрузки системы автоблокировки и потребителей станций. 2
7 Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения: 1) Защитное заземление оборудования линий 6(10) кВ. 2) Заземление оборудования в системе ДПР 27,5 кВ. 3) Заземление устройств железнодорожной автоматики и связи. 2
Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения: 1) Виды перенапряжений на высоковольтных линиях питания нетяговых потребителей. 2) Оборудование и устройства защиты от перенапряжений. 3) Принцип эшелонирования защиты от перенапряжений. 4) Защита от перенапряжений воздушных и кабельных линий. 5) Снижение электромагнитного влияния на воздушные линии 6(10) кВ. 2
Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей: 1) Конструкция комплектных трансформаторых подстанций. 2) Оборудование и защита модуля питания фидера автоблокировки. 3) Открытые трансформаторные подстанции. 2
8 Эксплуатация энергохозяйства: 1) Организационные структуры и документация. 2) Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения. 3)Обслуживание и ремонт силового оборудования. 4) Эксплуатация и ремонт воздушных, кабельных линий АБ, ПЭ и ДПР. 2
Обеспечение надежного электроснабжения потребителей: 1).Аварийно-восстановительные средства. 2).Методы временного восстановления устройств электроснабжения 3). Очистка гололеда с проводов ВЛ. 2
9 Виды тарифов на электроэнергию. 2
Технический и коммерческий учет электроэнергии. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 11
1 Производство и распределение электрической энергии: 1) Источники электрической энергии и основные виды электростанций. 2)Структура электро-энергетических систем (ЭЭС). 2
2 Электроснабжение промышленных предприятий: Режимы работы промышленных потребителей электроэнергии. Электрические нагрузки промышленных установок. Графики нагрузки. Методы расчета электрических нагрузок. 2
Заезд № 12
3 Электроснабжение железнодорожных потребителей электрической энергией: 1) Схема питания электрифицированного участка от электрической станции. 2) Схемы питания тяговых подстанций и тяговой сети. 2
4 Качество электроэнергии: 1) Показатели качества электроэнергии. 2) Нормы напряжения. 3) Повышение качества электроэнергии.4) Учет и тарифы расходуемой электроэнергии. 4) Технический и коммерческий учёт электроэнергии. 5) Автоматизация учёта электроэнергии. 2
Заезд № 13
6 Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий. 2
Электроснабжение линейных потребителей. 2
Заезд № 14
8 Эксплуатация энергохозяйства: 1) Организационные структуры и документация. 2) Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения. 3)Обслуживание и ремонт силового оборудования. 4) Эксплуатация и ремонт воздушных, кабельных линий АБ, ПЭ и ДПР. 2
Обеспечение надежного электроснабжения потребителей: 1).Аварийно-восстановительные средства. 2).Методы временного восстановления устройств электроснабжения 3). Очистка гололеда с проводов ВЛ. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Не предусмотрено.


Вид обучения: 5.8 лет заочное

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Источники электрической энергии и основные виды электростанций (семинар) 2
История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока. (семинар) 2
2 Системы электропитания и потребители энергии. (семинар) 2
3 Выбор силового оборудования и режимных параметров электрической сети в системе электроснабжения предприятия 2
Размещение, выбор и расчет мощности компенсирующих устройств 2
Определение потерь мощности и электроэнергии в линиях и трансформаторах 2
Семестр № 7
5 Механический расчет проводов воздушных линий 2
Электрические нагрузки устройств железнодорожной автоматики 2
Расчет электрических нагрузок устройств нетягового электроснабжения 2
6 Принципы проектирования систем электроснабжения предприятий 2
Электрические нагрузки системы автоблокировки и потребителей станций 2
7 Системы заземления устройств нетягового электроснабжения 2
8 Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения 2
9 Виды тарифов на электроэнергию 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
3 Выбор силового оборудования и режимных параметров электрической сети в системе электроснабжения предприятия 2
Курс № 5
6 Принципы проектирования систем электроснабжения предприятий 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Основные электродинамические законы трехфазных сетей переменного тока 34
2 Технико-экономические особенности основных видов электростанций 20
3 Технико-экономическая оптимизация потерь мощности и электроэнергии 20
4 Повышение качества электроэнергии 25
Семестр № 7
5 Механический расчет проводов воздушной линии 6
Расчет электрических нагрузок нетягового электроснабжения 8
7 Расчет защитного заземления устройств нетягового электроснабжения 14
8 Организация эксплуатации устройств нетягового электроснабжения 7
Учет электрической энергии в нетяговом электроснабжении 7
9 Электроснабжение транспортных потребителей 14

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Основные электродинамические законы трехфазных сетей переменного тока 118
История развития электроэнергетики: 1) История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока. 2) Понятие о системах электроснабжения и потребителях электроэнергии. 3) Категории электроприемников.
Источники электрической энергии и основные виды электростанций (семинар)
История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока. (семинар)
2 Технико-экономические особенности основных видов электростанций
Внутрицеховые электрические сети: 1) Устройство и конструктивное выполнение сетей напряжением до 1000 В. Выбор сечения проводов и кабелей по допустимому нагреву электрическим током. Электрооборудование внутрицеховых сетей. Защитная аппаратура для сетей напряжением до 1000 В. Потери мощности и напряжения в электрических сетях. Назначение и устройство защитных заземлений и занулений.
Внутризаводское электроснабжение промышленных предприятий: Назначение и особенности электрических сетей внутризаводского электроснабжения напряжением выше 1000 В. Схемы трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Основное электрооборудование подстанций промышленных предприятий. Выбор числа и мощности трансформаторов на подстанциях. Выбор варианта внутризаводского электроснабжения.
Системы электропитания и потребители энергии. (семинар)
3 Технико-экономическая оптимизация потерь мощности и электроэнергии
Электроснабжение нетяговых потребителей: 1)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на неэлектрифицированных участках железных дорог .2)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на электрифицированных линиях. 3) Классификация устройств СЦБ по надежности обеспечения электроэнергией. 3) Система продольного электроснабжения два провода - рельс (ДПР).
Системы и устройства электропитания потребителей. Химические источники тока (ХИТ): 1) Назначение, классификация. 2) Электрические параметры. 3) Устройство и принципы работы кислотно-свинцовых аккумуляторов. 4) Устройство и принципы работы щелочных аккумуляторов. 5) Аккумуляторные помещения. 6) Перспективные ХИТ. 7) Системы электропитания: автономная, буферная, безаккумуляторная, комбинированная
Воздушные линии электроснабжения и трансформаторные подстанции: 1) Конструктивные особенности линий электропередач. 2) Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов. 3) Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование.
Выбор основного силового оборудования: 1) Экономические принципы при выборе силового оборудования 2) Определение экономически оптимального сечения линий. 3) Расчет сетей по допустимому нагреву. 4) Выбор трансформаторов.
Размещение, выбор и расчет мощности компенсирующих устройств
Определение потерь мощности и электроэнергии в линиях и трансформаторах
4 Повышение качества электроэнергии
Общие технические мероприятия по экономии электроэнергии
Курс № 5
5 Механический расчет проводов воздушной линии 121
Расчет электрических нагрузок нетягового электроснабжения
Электропитание станционных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств электрической централизации. 2) Электропитание устройств автоматизации сортировочных горок. 3) Электропитание устройств диспетчерской централизации. 4) Расчет электропитающей установки поста электрической централизации.
Электропитание перегонных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств автоматической блокировки. 2) Электропитание устройств полуавтоматической блокировки. 3) Электропитание устройств автоматической переездной сигнализации. 4) Расчет электропитания устройств автоматической блокировки и переездной сигнализации
Методы и средства защиты устройств СЦБ от электрических воздействий: 1) Классификация электрических воздействий и объектов защиты. 2) Защита от мощных импульсных помех. 3) Защита от токовых перегрузок. 4) Селективная защита устройств электропитания и потребителей.
Механический расчет проводов воздушных линий: 1) Определение расчетных климатических условий. 2) Определение механических нагрузок на провода.
Особенности электроснабжения ремонтно-эксплуатационных депо
Электроснабжение крупных станций и узлов
Механический расчет проводов воздушных линий
Электрические нагрузки устройств железнодорожной автоматики
Расчет электрических нагрузок устройств нетягового электроснабжения
6 Электрические нагрузки системы автоблокировки и потребителей станций
Электрические нагрузки системы автоблокировки и потребителей станций
7 Расчет защитного заземления устройств нетягового электроснабжения
Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения: 1) Защитное заземление оборудования линий 6(10) кВ. 2) Заземление оборудования в системе ДПР 27,5 кВ. 3) Заземление устройств железнодорожной автоматики и связи.
Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения: 1) Виды перенапряжений на высоковольтных линиях питания нетяговых потребителей. 2) Оборудование и устройства защиты от перенапряжений. 3) Принцип эшелонирования защиты от перенапряжений. 4) Защита от перенапряжений воздушных и кабельных линий. 5) Снижение электромагнитного влияния на воздушные линии 6(10) кВ.
Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей: 1) Конструкция комплектных трансформаторых подстанций. 2) Оборудование и защита модуля питания фидера автоблокировки. 3) Открытые трансформаторные подстанции.
Системы заземления устройств нетягового электроснабжения
8 Организация эксплуатации устройств нетягового электроснабжения
Учет электрической энергии в нетяговом электроснабжении
Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения
9 Электроснабжение транспортных потребителей
Виды тарифов на электроэнергию
Технический и коммерческий учет электроэнергии
Виды тарифов на электроэнергию

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6 7
ПК-1 + +
ПК-2 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-2 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

расчет электрических нагрузок и выбор силового оборудования системы электроснабжения транспортного предприятия (для очной формы обучения 7 семестр);

расчет электрических нагрузок и выбор силового оборудования системы электроснабжения транспортного предприятия (для заочной формы обучения 7 семестр).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Источники электрической энергии и основные виды электростанций.
2) История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока.
3) Принципы и особенности электрификации страны.
4) Общая характеристика потребителей электроэнергии
5) Категории электроприемников.
6) Обобщенные энергетические показатели потребителей.
7)Режимы работы промышленных потребителей электроэнергии.
8)Электрические нагрузки промышленных установок.
9)Графики нагрузки. Методы расчета электрических нагрузок.
10)Внутрицеховые электрические сети.
11)Назначение и устройство защитных заземлений и занулений.
12)Внутризаводское электроснабжение промышленных предприятий:
13)Назначение и особенности электрических сетей внутризаводского электроснабжения напряжением выше 1000 В.
14)Схемы трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
15)Основное электрооборудование подстанций промышленных предприятий.
16) Схема питания электрифицированного участка от электрической станции.
17) Схемы питания тяговых подстанций и тяговой сети.
18) Электроснабжение устройств СЦБ.
19) Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на неэлектрифицированных участках железных дорог.
20) Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на электрифицированных линиях.
21) Линии, питающие устройства автоблокировки.
22) Химические источники тока (ХИТ). Назначение, классификация. Электрические параметры.
23) Классификация устройств СЦБ по надежности обеспечения электроэнергией.
24) Системы электропитания: автономная, буферная, безаккумуляторная, комбинированная.
25) Выпрямительно-преобразовательные устройства
26) Конструктивные особенности линий электропередач. Воздушные и кабельные линии. 27)Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов
28) Потери мощности и электроэнергии.
29) Падения и потери напряжения.
30) Способы регулирования напряжения.
31) Выбор основного силового оборудования
32) Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей. Общие положения.
33) Конструкции, установка и подключение КТП.
34) Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии
35) Качество электроэнергии. Показатели качества электроэнергии.
36) Учет и тарифы расходуемой электроэнергии.
37) Компенсация реактивной мощности. Источники реактивной мощности.
38) Способы уменьшения потребления реактивной мощности

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов
2) Схемы замещения двух- и трехобмоточных трансформаторов и автотрансформаторов
3) Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование
4) Расчет потерь мощности и электроэнергии.
5) Расчет падения и потерь напряжения.
6) Способы регулирования напряжения.
7) Технико-экономическая оптимизация потерь мощности и электроэнергии.
8) Выбор основного силового оборудования
9) Определение экономически оптимального сечения линий.
10)Расчет сетей по допустимому нагреву.
11)Выбор трансформаторов.
12)Выбор и расчет мощности компенсирующих устройств.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выбор основного силового оборудования
2) Определение экономически оптимального сечения линий.
3) Расчет сетей по допустимому нагреву
4) Выбор трансформаторов.

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Электропитание устройств электрической централизации.
2) Электропитание устройств автоматизации сортировочных горок. Электропитание устройств диспетчерской централизации.
3) Расчет электропитающей установки поста электрической централизации.
4) Электропитание перегонных устройств СЦБ. Электропитание устройств автоматической блокировки.
5) Электропитание устройств полуавтоматической блокировки.
6) Электропитание устройств автоматической переездной сигнализации.
7) Методы и средства защиты устройств СЦБ от электрических воздействий. Классификация электрических воздействий и объектов защиты.
8) Защита от мощных импульсных помех.
9) Защита от токовых перегрузок.
10) Селективная защита устройств электропитания и потребителей.
11) Механический расчет проводов воздушных линий. Определение расчетных климатических условий
12) Механический расчет проводов воздушных линий. Определение механических нагрузок на провода.
13) Особенности электроснабжения заводов железнодорожного транспорта.
14) Электроснабжение крупных станций и узлов. Иерархическая структура электроснабжения.
15) Внешняя и внутренняя схемы электроснабжения предприятия.
16) Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий.
17) Схемы питания устройств железнодорожной автоматики и линейных потребителей.
18) Секционирование линий разъединителями и реклоузерами.
19) Схемы питания постов электрической централизации и устройств связи.
20) Электрический расчёт нагрузок высоковольтных и низковольтных линий питания железнодорожной автоматики.
21) Выбор сечения проводников линий питания нетяговых потребителей.
22) Электрические высоковольтные сети нетягового электроснабжения. Режим нейтрали в сетях высокого напряжения.
23) Симметричные и несимметричные короткие замыкания в сетях высокого напряжения.
24) Режимы нейтрали в трёхфазных низковольтных системах.
25) Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения. Защитное заземление оборудования линий 6(10) кВ.
26) Заземление оборудования в системе ДПР 27,5 кВ.
27) Заземление устройств железнодорожной автоматики и связи.
28) Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения. Виды перенапряжений на высоковольтных линиях питания нетяговых потребителей.
29) Оборудование и устройства защиты от перенапряжений.
30) Защита от перенапряжений воздушных и кабельных линий.
31) Снижение электромагнитного влияния на воздушные линии 6(10) кВ.
32) Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей. Конструкция комплектных трансформаторых подстанций.
33) Оборудование и защита модуля питания фидера автоблокировки.
34) Открытые трансформаторные подстанции.
35) Эксплуатация энергохозяйства. Организационные структуры и документация.
36) Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Механический расчет проводов воздушной линии
2) Расчет электрических нагрузок фидерной зоны нетягового электроснабжения
3) Расчет электрических нагрузок железнодорожной станции
4) Расчет защитного заземления устройств нетягового электроснабжения
5) Расчёт сверхтока на высоковольтной линии электроснабжения автоблокировки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчёт токов однофазного и трёхфазного короткого замыкания низковольтных фидеров.

2) Выбор низковольтных токовых защит и построение карты селективности.

3) Расчет электрических нагрузок нетягового электроснабжения.

4) Организация эксплуатации и ремонта устройств электроснабжения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-1 6 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
  ПК-2 6 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Электроснабжение нетяговых потребителей железнодорожного транспорта. Устройство, обслуживание, ремонт [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.М. Долдиным [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011.— 304 c.— ЭБС «IPRbooks» ЭБС РГУПС
2 Ковалев И.Н. Электроэнергетические системы и сети. – М.: Транспорт (учебник для вузов ж.д. тр-та) ЭБС РГУПС
3 Москаленко А.В. Электрические сети и системы : учеб. для техникумов, колледжей ж.-д. трансп./ А.В. Москаленко; УМЦ по образованию на ж.-д. трансп.. -М.: Маршрут, 2007. -252 с.:a-ил. УМЦ ЖДТ
4 Электропитание устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи : учеб. для вузов ж.-д. трансп. / В.В. Сапожников, Н.П. Ковалев, В.А. Кононов и др. ; под ред. В.В. Сапожникова.- М. : Маршрут, 2005. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Попова Н.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей: учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий/ Н.А.Попова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) УМЦ ЖДТ
3 Электроснабжение и электропитание транспортных потребителей: Учеб-но-методическое пособие к курсовому проектированию/ Н.В. Ожиганов. Н.А. Попова; РГУПС. – Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 54627.