РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Теоретические основы автоматизированных систем управления"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Лысенко Владимир Георгиевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Теоретические основы автоматизированных систем управления" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Теоретические о а с у_С_23.05.05_во_56_АСЭЛ_п47076_53116.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теоретические основы автоматизированных систем управления".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Теоретические основы автоматизированных систем управления" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Автоматизация систем электроснабжения", "Микропроцессорные информационно-управляющие системы", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-3 - Способен осуществлять оперативное управление работой устройств электроснабжения в пределах обслуживаемых участков

Знает: нормативные документы и акты по оперативному управлению работой устройств электроснабжения, правила эксплуатации устройств электроснабжения

Умеет: осуществлять оперативное управление работой устройств электроснабжения в пределах обслуживаемых участков

Имеет навыки: управления работой устройств электроснабжения

Индикатор:
ПК-3.1 - Знать нормативные документы и акты по оперативному управлению работой устройств электроснабжения, правила эксплуатации устройств электроснабжения

Знает: обозначения, принятые на принципиальных схемах устройств и оборудования электроснабжения

Умеет: составлять принципиальные схемы устройств и оборудования электроснабжения

Имеет навыки: составления и чтения принципиальных схем устройств и оборудования электроснабжения

Индикатор:
ПК-3.2 - Знание и умение читать принципиальные схемы устройств и оборудования электроснабжения

Знает: способы контроля деятельности бригад (коллективов производственных участков, линейных предприятий) по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации объектов системы обеспечения движения поездов, в том числе в нестандартных ситуациях

Умеет: анализировать деятельность бригад (коллективов производственных участков, линейных предприятий) по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации объектов системы обеспечения движения поездов, в том числе в нестандартных ситуациях

Имеет навыки: Планирования, анализа и контроля деятельности бригад (коллективов производственных участков, линейных предприятий) по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации объектов системы обеспечения движения поездов, в том числе в нестандартных ситуациях

Индикатор:
ПК-3.3 - Планирует, анализирует и контролирует деятельность бригад (коллективов производственных участков, линейных предприятий) по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации объектов системы обеспечения движения поездов, в том числе в нестандартных ситуациях

Место дисциплины 1Б.Ф "Теоретические основы автоматизированных систем управления" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теоретические основы электротехники", "Электроника", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 5, 6 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 84 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 84 84 48 36
Лекции (Лек) 40 40 16 24
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16  
Практические, семинары (Пр) 28 28 16 12
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87   51 36
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 87   51 36
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 84 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 4 6 6
Лекции (Лек) 10 10 4 2 4
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2  
Практические, семинары (Пр) 4 4   2 2
           
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 187   32 62 93
Контрольная работа (К) 12     12  
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 175   32 50 93
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 16 36 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Основные понятия и определения автоматизированного управления ПК-3
2 Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог ПК-3
3 Логика и элементы схемотехники автоматизированных систем управления ПК-3
4 Методы кодирования данных. ПК-3
5 Методология построения автоматизированных систем управления ПК-3
6 Базовые понятия системного анализа автоматизированных систем управления ПК-3
7 Базовые понятия структурного анализа автоматизированных систем управления ПК-3
8 Прикладные вопросы автоматизированного управления ПК-3

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8 4 10
2 4 4 4 10
3 4 4 4 21
4 4   4 10
5 6 4   10
6 6 6   10
7 6 2   10
8 6     6
Итого 40 28 16 87
В т.ч. по интерактивным формам 6 2 4  
В т.ч. практическая подготовка   4 2  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   2 2 175
2   2
3 4  
4 2  
5    
6    
7 2  
8 2  
Итого 10 4 2 175
В т.ч. по интерактивным формам        
В т.ч. практическая подготовка   4 2  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Понятия «управление» и «система управления»: 1) Управление как процесс. 2) Алгоритм управления. 3) Взаимодействие элементов системы управления. 4) Структурная схема системы управления. 5) Принципы и способы управления. 6) Задачи, решаемые системой управления («стабилизации», «выполнения программы», «слежения». 7) Автоматическое и автоматизированное управление. Терминология теории автоматизированного управления: 1) Определение понятий «система», «элемент», «подсистема», «структура», «связь», «состояние», «поведение», «внешняя среда», «модель», «равновесие», «устойчивость», «развитие», «цель», «большая система». 2
Этапы управления: 1) Формирование целей. 2) Определение объекта управления. 3) Структурный синтез модели. 4) Идентификация параметров. 5) Реализация управ-ления. 6) Адаптация. Объект и предмет теории автоматизированного управления: 1) Вероятностные методы в кибернетике. 2) Методы дискретной математики в кибернетике. 3) Мысленное моделирование. 4) Аналоговое моделирование. 6) Символическое моделирование. 7) Математическое моделирование. 7) Имитационное моделирование. 8) Комбиниро-ванное моделирование. 9) Информационное моделирование. 10) Структурно-системное моделирование. 11) Ситуационное моделирование. 12) Реальное моделиро-вание. 2
2 Общие понятия и определения. Количество сообщений и количество информации. 2
Непрерывные и дискретные сигналы. Их спектры. Модуляция, демодуляция. 2
3 Алгебра логики, основные понятия, начальные сведения. Основные логические операции. 2
Логические функции, преобразование и минимизация. Построение таблиц истинности. Алгоритмы решения логических задач. 2
4 Числовые коды простые, составные, комбинаторные. 2
Помехозащищенные коды. Коды с повторением. 2
Семестр № 6
5 Классификация автоматизированных систем управления: 1) Основные классификационные признаки. 2) Функциональная подсистема автоматизированной системы управления. 3) Автоматизированная система обработки данных, математическое, информационное и лингвистическое обеспечение. 4) Техническое обеспечение. 5) Виды автоматизированных систем. 2
Основные принципы построения автоматизированных систем управления: 1) Принцип системного подхода. 2) Принцип новых задач. 3) Принцип первого руководителя. 4) Принцип типизации и непрерывного развития. 4) Единая информационная база и автома-тизация документооборота. 5) Комплектность задач. 2
Этапы разработки автоматизированной системы управления. Задачи, решаемые на стадии проектирования автоматизированной системы управления. 2
6 Системность как общее свойство материи. 2
Место системного анализа в системных представлениях. 2
. Развитие системного анализа. Методики и процедуры системного анализа: 1) Принципы, этапы и процедуры системного анализа. 2) Определение целей системного анализа. 3) Анализ структуры системы. 4) Сбор данных о функционировании системы. 5) Исследование информационных потоков. 6) Построение моделей системы. 7) Исследование ресурсных возможностей. 8) Формирование критериев. 9) Анализ альтернативных решений. 10) Принятие решения. 11) Внедрение результатов. 2
7 Цели и задачи структурного анализа. 2
Уровни описания структуры. 2
Принципы формализации описания системы методами теории графов. Принципы топологической декомпозиции структуры автоматизированной системы управления. 2
8 Процесс принятия решений в автоматизированной системе управления: 1) Проблемы принятия решений в больших системах. 2) Процесс принятия управленческих решений. 3) Общая постановка задачи принятия решений. 4) Классификация задач принятия решений. 2
Виды управления: 1) Централизованное управление. 2) Децентрализованное управление. 3) Иерархическое управление. 2
Основные типы иерархий: 1) Эргатические системы управления (особенности человеко-машинных (эргатических) систем управления, инженерно-психологические проблемы создания и эксплуатации эргатических систем управления, специфика анализа и синтеза эргатических систем управления). 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 10
3 Алгебра логики, основные понятия, начальные сведения. Основные логические операции. 2
Логические функции, преобразование и минимизация. Построение таблиц истинности. Алгоритмы решения логических задач. 2
Заезд № 11
4 Числовые коды простые, составные, комбинаторные. 2
Заезд № 12
7 Цели и задачи структурного анализа. 2
8 Процесс принятия решений в автоматизированной системе управления: 1) Проблемы принятия решений в больших системах. 2) Процесс принятия управленческих решений. 3) Общая постановка задачи принятия решений. 4) Классификация задач принятия решений. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Сравнительный анализ основных характеристик автоматизированных систем управления различных видов 2
Сравнительный анализ основных характеристик автоматизированных систем управления различных видов 2
2 Структурный анализ автоматизированной систе-мы управления 2
Структурный анализ автоматизированной систе-мы управления 2
3 Построение таблиц истинности 2
Построение таблиц истинности 2
4 Анализ достоверности передаваемых данных. 2
Анализ достоверности передаваемых данных. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Сравнительный анализ основных характеристик автоматизированных систем управления различных видов 2
Сравнительный анализ основных характеристик автоматизированных систем управления различных видов
2 Структурный анализ автоматизированной систе-мы управления
Структурный анализ автоматизированной систе-мы управления
3 Построение таблиц истинности
Построение таблиц истинности
4 Анализ достоверности передаваемых данных.
Анализ достоверности передаваемых данных.

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Структурный синтез модели автоматизированной системы управления 2
Структурный синтез модели автоматизированной системы управления 2
Структурный синтез модели автоматизированной системы управления 2
Структурный синтез модели автоматизированной системы управления 2
2 Сравнительное исследование способов кодирования информации 2
Сравнительное исследование способов кодирования информации 2
3 Решение задач преобразования и минимизации логических функций 2
Решение задач преобразования и минимизации логических функций 2
Семестр № 6
5 Этапы разработки автоматизированной системы управления объектом системы электроснабжения 2
Этапы разработки автоматизированной системы управления объектом системы электроснабжения 2
6 Структурный анализ автоматизированной системы управления объектом электроснабжения 2
Топологическая декомпозиция структуры автоматизированной системы управления 2
Топологическая декомпозиция структуры автоматизированной системы управления 2
7 Анализ эффективности видов управления объектами электроснабжения 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Структурный синтез модели автоматизированной системы управления 2
2 Сравнительное исследование способов кодирования информации 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Объект и предмет теории автоматизированного управления: 1) Вероятностные методы в кибернетике. 2) Методы дискретной математики в кибернетике. 3) Мысленное моделирование. 10
2 Непрерывные и дискретные сигналы. Их спектры.Кодирование: Числовые коды простые, составные. 2) Комбинаторные коды. 10
3 Алгоритмы решения логических задач 21
4 Помехозащищенные коды. 10
Семестр № 6
5 Этапы разработки автоматизированной системы управления 10
6 Принципы формализации описания системы методами теории графов.Принципы топологической декомпозиции структуры автоматизированной системы управления 10
7 Классификация задач принятия решений. 10
8 Эргатические системы управления (особенности человеко-машинных (эргатических) систем управления, инженерно-психологические проблемы создания и эксплуатации эргатических систем управления, специфика анализа и синтеза эргатических систем управления). 6

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Объект и предмет теории автоматизированного управления: 1) Вероятностные методы в кибернетике. 2) Методы дискретной математики в кибернетике. 3) Мысленное моделирование. 175
Понятия «управление» и «система управления»: 1) Управление как процесс. 2) Алгоритм управления. 3) Взаимодействие элементов системы управления. 4) Структурная схема системы управления. 5) Принципы и способы управления. 6) Задачи, решаемые системой управления («стабилизации», «выполнения программы», «слежения». 7) Автоматическое и автоматизированное управление. Терминология теории автоматизированного управления: 1) Определение понятий «система», «элемент», «подсистема», «структура», «связь», «состояние», «поведение», «внешняя среда», «модель», «равновесие», «устойчивость», «развитие», «цель», «большая система».
Этапы управления: 1) Формирование целей. 2) Определение объекта управления. 3) Структурный синтез модели. 4) Идентификация параметров. 5) Реализация управ-ления. 6) Адаптация. Объект и предмет теории автоматизированного управления: 1) Вероятностные методы в кибернетике. 2) Методы дискретной математики в кибернетике. 3) Мысленное моделирование. 4) Аналоговое моделирование. 6) Символическое моделирование. 7) Математическое моделирование. 7) Имитационное моделирование. 8) Комбиниро-ванное моделирование. 9) Информационное моделирование. 10) Структурно-системное моделирование. 11) Ситуационное моделирование. 12) Реальное моделиро-вание.
Структурный синтез модели автоматизированной системы управления
Структурный синтез модели автоматизированной системы управления
Структурный синтез модели автоматизированной системы управления
2 Непрерывные и дискретные сигналы. Их спектры.Кодирование: Числовые коды простые, составные. 2) Комбинаторные коды.
Общие понятия и определения. Количество сообщений и количество информации
Непрерывные и дискретные сигналы. Их спектры. Модуляция, демодуляция
Сравнительное исследование способов кодирования информации
3 Алгоритмы решения логических задач
Решение задач преобразования и минимизации логических функций
Решение задач преобразования и минимизации логических функций
4 Помехозащищенные коды.
Помехозащищенные коды. Коды с повторением
5 Этапы разработки автоматизированной системы управления
Классификация автоматизированных систем управления: 1) Основные классификационные признаки. 2) Функциональная подсистема автоматизированной системы управления. 3) Автоматизированная система обработки данных, математическое, информационное и лингвистическое обеспечение. 4) Техническое обеспечение. 5) Виды автоматизированных систем.
Основные принципы построения автоматизированных систем управления: 1) Принцип системного подхода. 2) Принцип новых задач. 3) Принцип первого руководителя. 4) Принцип типизации и непрерывного развития. 4) Единая информационная база и автома-тизация документооборота. 5) Комплектность задач.
Этапы разработки автоматизированной системы управления. Задачи, решаемые на стадии проектирования автоматизированной системы управления
Этапы разработки автоматизированной системы управления объектом системы электроснабжения
Этапы разработки автоматизированной системы управления объектом системы электроснабжения
6 Принципы формализации описания системы методами теории графов.Принципы топологической декомпозиции структуры автоматизированной системы управления
Системность как общее свойство материи
Место системного анализа в системных представлениях
. Развитие системного анализа. Методики и процедуры системного анализа: 1) Принципы, этапы и процедуры системного анализа. 2) Определение целей системного анализа. 3) Анализ структуры системы. 4) Сбор данных о функционировании системы. 5) Исследование информационных потоков. 6) Построение моделей системы. 7) Исследование ресурсных возможностей. 8) Формирование критериев. 9) Анализ альтернативных решений. 10) Принятие решения. 11) Внедрение результатов.
Структурный анализ автоматизированной системы управления объектом электроснабжения
Топологическая декомпозиция структуры автоматизированной системы управления
Топологическая декомпозиция структуры автоматизированной системы управления
7 Классификация задач принятия решений.
Уровни описания структуры
Принципы формализации описания системы методами теории графов. Принципы топологической декомпозиции структуры автоматизированной системы управления
Анализ эффективности видов управления объектами электроснабжения
8 Эргатические системы управления (особенности человеко-машинных (эргатических) систем управления, инженерно-психологические проблемы создания и эксплуатации эргатических систем управления, специфика анализа и синтеза эргатических систем управления).
Виды управления: 1) Централизованное управление. 2) Децентрализованное управление. 3) Иерархическое управление.
Основные типы иерархий: 1) Эргатические системы управления (особенности человеко-машинных (эргатических) систем управления, инженерно-психологические проблемы создания и эксплуатации эргатических систем управления, специфика анализа и синтеза эргатических систем управления).

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5 6
ПК-3 + +
ПК-4    

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-3 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятия «управление» и «система управления». Управление как процесс.
2) Понятия «управление» и «система управления». Алгоритм управления.
3) Понятия «управление» и «система управления». Взаимодействие элементов системы управления.
4) Понятия «управление» и «система управления». Структурная схема системы управления.
5) Понятия «управление» и «система управления». Принципы и способы управления.
6) Понятия «управление» и «система управления». Задачи, решаемые системой управления
7) Понятия «управление» и «система управления». Автоматическое и автоматизированное управление.
8) Терминология теории автоматизированного управления. Определение понятий «система», «элемент», «подсистема».
9) Терминология теории автоматизированного управления. Определение понятий «структу-ра», «связь», «состояние», «поведение».
10) Терминология теории автоматизированного управления. Определение понятий «внешняя среда», «модель», «равновесие».
11) Терминология теории автоматизированного управления. Определение понятий «устойчивость», «развитие», «цель», «большая система».

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Этапы управления. Формирование целей, определение объекта управления.
2) Этапы управления. Структурный синтез модели, идентификация параметров.
3) Этапы управления. Реализация управления, адаптация.
4) Объект и предмет теории автоматизированного управления. Вероятностные методы в кибернетике.
5) Объект и предмет теории автоматизированного управления. Методы дискретной математики в кибернетике.
6) Объект и предмет теории автоматизированного управления. Мысленное моделирование.
7) Объект и предмет теории автоматизированного управления. Аналоговое моделирование.
8) Объект и предмет теории автоматизированного управления. Символическое моделирование.
9) Объект и предмет теории автоматизированного управления. Математическое моделирование.
10 Объект и предмет теории автоматизированного управления. Имитационное моделирование.
11) Объект и предмет теории автоматизированного управления. Комбинированное моделирование.
12) Объект и предмет теории автоматизированного управления. Информационное моделирование.
13) Объект и предмет теории автоматизированного управления. Структурно-системное моделирование.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог. Общие понятия и определения.
2) Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог. Количество сообщений и количество информации.
3) Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог. Непрерывные и дискретные сигналы. Их спектры.
4) Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог. Модуляция.
5) Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог. Демодуляция.
6) Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог. Числовые коды простые, составные.
7) Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог. Комбинаторные коды.
8) Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог. Помехозащищенные коды.
9) Информация в автоматизированных системах управления электроснабжением железных дорог. Коды с повторением.
10) Логика и элементы схемотехники автоматизированных систем управления. Алгебра логики, основные понятия.
11) Логика и элементы схемотехники автоматизированных систем управления. Основные логические операции.
12) Логика и элементы схемотехники автоматизированных систем управления. Логические функции, их преобразование.
13) Логика и элементы схемотехники автоматизированных систем управления. Логические функции, их минимизация.
14) Логика и элементы схемотехники автоматизированных систем управления. Построение таблиц истинности.
15) Логика и элементы схемотехники автоматизированных систем управления. Алгоритмы решения логических задач

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Классификация автоматизированных систем управления. Основные классификационные признаки.
2) Классификация автоматизированных систем управления. Функциональная подсистема автоматизированной системы управления.
3) Классификация автоматизированных систем управления. Автоматизированная система обработки данных.
4) Классификация автоматизированных систем управления. Математическое, информационное и лингвистическое обеспечение.
5) Классификация автоматизированных систем управления. Техническое обеспечение.
6) Классификация автоматизированных систем управления. Виды автоматизированных систем.
7) Основные принципы построения автоматизированных систем управления. Принцип системного подхода.
8) Основные принципы построения автоматизированных систем управления. Принцип новых задач.
9) Основные принципы построения автоматизированных систем управления. Принцип первого руководителя, принцип типизации и непрерывного развития.
10) Основные принципы построения автоматизированных систем управления. Единая информационная база и автоматизация документооборота, комплектность задач.
11) Этапы разработки автоматизированной системы управления.
12) Задачи, решаемые на стадии проектирования автоматизированной системы управления.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Системность как общее свойство материи.
2) Место системного анализа в системных представлениях.
3) Развитие системного анализа.
4) Методики и процедуры системного анализа. Принципы, этапы и процедуры системного анализа.
5) Методики и процедуры системного анализа. Определение целей системного анализа.
6) Методики и процедуры системного анализа. Анализ структуры системы.
7) Методики и процедуры системного анализа. Сбор данных о функционировании системы, исследование информационных потоков.
8) Методики и процедуры системного анализа. Построение моделей системы.
9) Методики и процедуры системного анализа. Исследование ресурсных возможностей, формирование критериев.
10) Методики и процедуры системного анализа. Анализ альтернативных решений, принятие решения, внедрение результатов.
11) Цели и задачи структурного анализа.
12) Уровни описания структуры.
13) Принципы формализации описания системы методами теории графов.
14) Принципы топологической декомпозиции структуры автоматизированной системы управления.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Процесс принятия решений в автоматизированной системе управления. Проблемы принятия решений в больших системах.

2) Процесс принятия решений в автоматизированной системе управления. Общая постановка задачи принятия решений.

3) Процесс принятия решений в автоматизированной системе управления. Классификация задач принятия решений.

4) Виды управления. Централизованное управление.

5) Виды управления. Децентрализованное управление.

6) Виды управления. Иерархическое управление. Основные типы иерархий.

7) Виды управления. Эргатические системы управления, особенности создания и эксплуатации.

8) Виды управления. Специфика анализа и синтеза эргатических систем управления.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-3 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Душин, В. К. Теоретические основы информационных процессов и систем : учебник / В. К. Душин. — 5-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 348 c. — ISBN 978-5-394-01748-3. — Текст : электронный ЭБС IPRBooks
2 Маршаков, Д. В. Теоретические основы автоматики и телемеханики [Текст] : учеб. пособие / Д. В. Маршаков, С. В. Соколов, Д. В. Швалов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 132 с. : ил., прил., табл. - Библиогр.: 17 назв. -ISBN 978-5-88814-743- ЭБС РГУПС
3 Малин, А. С. Исследование систем управления [Текст] : учеб. для вузов / А.С. Малин, В.И. Мухин. - М. : ГУ ВШЭ, 2002. - 399 с. : ил., табл. - Библиогр.: 12 назв. - ISBN 5-7598-0192- ЭБС РГУПС
4 Суркова Л.Е. Моделирование систем автоматизации и управления технологическими процессами [Электронный ресурс]: практикум/ Суркова Л.Е., Мокрова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2019.— 46 c. ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лысенко В.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теоретические основы автоматизированных систем управления". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Моделирование дискретных устройств автоматики систем электроснабжения с использованием программного пакета Multisim : учебно-методическое пособие / Ю.И. Жарков, Д.В. Колосов, И.Г. Фролов ; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2012. – 70 с. :Библиогр. : 6 назв. НТБ РГУПС
3 Жарков, Ю. И. Теоретические основы автоматизированных систем управления [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к лаб.-практ. работам / Ю. И. Жарков, В. Г. Лысенко, О. В. Кубкина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 48 с. : ил. - Библиогр.: 3 назв. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Компьютерные программы по автоматизации оперативно-диспетчерского управления устройствами электроснабжения (АРМ – ЭЧЦ и др.) О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры;

Тренажерное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 53116.