РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2020 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Контактная сеть и линии электропередачи"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2020 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Бодров Павел Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Контактная сеть и линии электропередачи" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Контактная с и л э_С_23.05.05_во_67_АСЭЛ_п47958_51182.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Контактная сеть и линии электропередачи".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Контактная сеть и линии электропередачи" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Автоматизация систем электроснабжения", "Системы электроснабжения электрического транспорта", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-1 - Способен организовывать и выполнять работы (технологические процессы) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации объектов системы обеспечения движения поездов на основе знаний об особенностях функционирования её основных элементов и устройств, а так же правил технического обслуживания и ремонта

Знает: 1.Терминологию при эксплуатации контактной сети и ЛЭП. 2.Перечень основных нормативных документов (стандарты) по правилам эксплуатации контактной сети и текущего состояния элементов. 3. Принципы работы основных конструкционных элементов и узлов. 4.Нормируемые показатели габаритов при эксплуатации контактной сети. 5.Правила выбора оборудования и их параметров.

Умеет: 1. Произвести рациональный выбор оборудования при требуемых условиях эксплуатации. 2. Произвести оптимальный выбор методов и технических средств определения технического состояния объектов. 3.Использовать теоретические методы проектирования элементов конструкции контактной сети и ЛЭП. 4.Проводить анализ работы эксплуатируемого участка с анализом необходимости осмотра и ремонта устройств контактной сетью.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин отдельных специализаций и прохождения производственных практик: 1.Использовать современные способы и средства эксплуатации контактной сети. 2.Использования теоретических при строительстве, эксплуатации и ремонте элементов контактной сети. 3.Использования нормативно-технической документации по обслуживанию конкретных элементов и системы в целом.

Индикатор:
ПК-1.1 - Знает устройство, принцип действия, технические характеристики и конструктивные особенности основных элементов, узлов и устройств системы обеспечения движения поездов

Знает: 1.Терминологию при эксплуатации контактной сети и ЛЭП. 2.Перечень основных нормативных документов (стандарты) по правилам эксплуатации контактной сети и текущего состояния элементов. 3. Принципы работы основных конструкционных элементов и узлов. 4.Нормируемые показатели габаритов при эксплуатации контактной сети. 5.Правила выбора оборудования и их параметров.

Умеет: 1.Произвести рациональный выбор оборудования при требуемых условиях эксплуатации. 2.Произвести оптимальный выбор методов и технических средств определения технического состояния объектов. 3.Использовать теоретические методы проектирования элементов конструкции контактной сети и ЛЭП. 4.Проводить анализ работы эксплуатируемого участка с анализом необходимости осмотра и ремонта устройств контактной сетью.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин отдельных специализаций и прохождения производственных практик: 1.Использовать современные способы и средства эксплуатации контактной сети. 2.Использования теоретических при строительстве, эксплуатации и ремонте элементов контактной сети. 3.Использования нормативно-технической документации по обслуживанию конкретных элементов и системы в целом.

Индикатор:
ПК-1.2 - Использует знания фундаментальных инженерных теорий для организации и выполнения работ по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации системы обеспечения движения поездов
ПК-2 - Способен использовать нормативно-технические документы для контроля качества и безопасности технологических процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, их модернизации, оценки влияния качества продукции на безопасность движения поездов, использовать технические средства для диагностики технического состояния систем

Знает: 1.Технологию, правила и способы организации технического обслуживания и ремонта устройств контактной сети и линий электропередачи, тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств тягового электроснабжения, автоматики и телемеханики по заданному ресурсу и техническому состоянию;2. Сущность, принципы и средства достижения устойчивого процесса передачи электроэнергии из контактной сети к движущемуся электроподвижному составу;3.Технические системы контактной подвески и токоприемника.

Умеет: Производить расчеты проводов и контактных подвесок, определять ветровые отклонения, колебания и вибрацию проводов, оценивать механику и качество токосъема, износ проводов.

Имеет навыки: Владения методами тепловых расчетов элементов контактной сети и воздушных линий, приемами выявления причин пережогов проводов контактной подвески и мерами их предотвращения, балльной оценкой состояния контактной сети.

Индикатор:
ПК-2.1 - Применяет принципы и методы диагностирования технического состояния объектов, для оценки необходимых объемов работ по техническому обслуживанию и модернизации системы обеспечения движения поездов

Знает: 1.Технологию, правила и способы организации технического обслуживания и ремонта устройств контактной сети и линий электропередачи, тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств тягового электроснабжения, автоматики и телемеханики по заданному ресурсу и техническому состоянию;2. Сущность, принципы и средства достижения устойчивого процесса передачи электроэнергии из контактной сети к движущемуся электроподвижному составу;3.Технические системы контактной подвески и токоприемника.

Умеет: Производить расчеты проводов и контактных подвесок, определять ветровые отклонения, колебания и вибрацию проводов, оценивать механику и качество токосъема, износ проводов.

Имеет навыки: Владения методами тепловых расчетов элементов контактной сети и воздушных линий, приемами выявления причин пережогов проводов контактной подвески и мерами их предотвращения, балльной оценкой состояния контактной сети.

Индикатор:
ПК-2.2 - Производит оценку взаимного влияния элементов системы обеспечения движения поездов и факторов, воздействующих на работоспособность и надежность оборудования системы обеспечения движения поездов с использованием современных научно-обоснованных методик

Место дисциплины 1Б.О "Контактная сеть и линии электропередачи" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теоретические основы электротехники", "Физика", "Электроника", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 6, 7 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 108 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6 7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 108 108 60 48
Лекции (Лек) 56 56 24 32
Лабораторные работы (Лаб) 24 24 24  
Практические, семинары (Пр) 28 28 12 16
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 135   39 96
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 40     40
Самоподготовка 95   39 56
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 108 108 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   3 5

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 24 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12 13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 4 10 4 6
Лекции (Лек) 16 16 4 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4    
Практические, семинары (Пр) 4 4   2   2
             
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 251   32 58 68 93
Контрольная работа (К) 12     12    
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП) 40         40
Самоподготовка 199   32 46 68 53
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 288 24 36 72 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Раздел дисциплины Изучаемые компетенции
1 Условия работы и основные технические особенности ЛЭП ПК-1, ПК-2
2 Условия работы и основные конструктивные параметры контактной сети ПК-1, ПК-2
3 Цепные контактные подвески ПК-1, ПК-2
4 Методы проектирования устройств контактной сети и воздушных линий ПК-1, ПК-2
5 Разработка плана контактной сети станции и перегона ПК-1, ПК-2
6 Сооружение, монтаж и эксплуатация контактной сети ПК-1, ПК-2
7 Эксплуатация контактной сети  
8 Техника безопасности при эксплуатации контактной сети ПК-1, ПК-2

Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   6 9
2 10 4 6 10
3 6 4 6 10
4 6 4 6 10
5 10 4   36
6 10 6   18
7 6      
8 6 6   2
Итого 56 28 24 95
В т.ч. по интерактивным формам 10 2 4  
В т.ч. практическая подготовка   4 4  

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   4 199
2 2  
3 4 2
4    
5 4 2
6 2  
7 2  
8    
Итого 16 4 4 199
В т.ч. по интерактивным формам 16 4 4  
В т.ч. практическая подготовка   4 4  

Лекционные занятия

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Классификация ЛЭП. Основные элементы и габариты ЛЭП: 1) Классификация по уровню напряжения. 2) Вертикальные и горизонтальные габариты ЛЭП, защита от атмосферных и коммутационных перенапряжений. 3) Особенности работы нейтрали ЛЭП. 4) Причины и характер повреждений ЛЭП. 2
2 Основные элементы: 1) Контактный провод. 2) Несущий трос. 3)Арматура и изоляторы. 4)Уровни напряжения и условия эксплуатации. 2
Провода контактной сети: 1) Медные несущие троса. 2) Биметаллические несущие троса. 3) Способы соединения тросов. 4) Контактные провода. 2
Изоляторы КС: 1) Конструкция изоляторов. 2) Классификация изоляторов по назначению. 3) Электрическая прочность изоляторов. 4) Механическая прочность изоляторов. 5) Количество изоляторов в гирлянде. 2
Поддерживающие и фиксирующие устройства: 1) Прямые и обратные фиксаторы. 2) Изолированные и неизолированные консоли. 3) Конструкция жестких поперечин. 4) Конструкция гибких поперечин. 2
Питание и секционирование: 1) Продольное и поперечное секционирование. 2) Трехпролетное изолирующее сопряжение. 3) Нейтральная вставка, ее расположение и конструктивные особенности. 4) Места установки секционных изоляторов и разъединителей. 2
3 Классификация и обозначения: 1) Классификация по способу крепления контактного провода к несущему тросу. 2) Классификация по способу натяжения проводов. 3) Классификация по взаимному расположению проводов в плане. 4) Классификация по типу струн. 2
Механический расчет: 1) Постоянные нагрузки. 2) Временные нагрузки. 3) Результирующие нагрузки. 4) Выбор расчетного режима. 5) Уравнение провисания гибкой нити. 6) Уравнение провисание свободно подвешенного провода. 7) Уравнение для определения длины провода в пролете. 8) Уравнение состояния свободно подвешенного провода. 9) Критические пролет, нагрузка и температура. 10) Расчет длины пролета цепной контактной подвески. 2
Взаимодействие контактных подвесок и токоприемника: 1) Классификация токоприемников. 2) Основные элементы токоприемников. 3) Условия эксплуатации токоприемников. 4) Основные понятия эластичности подвески. 5) Жесткость подвески. 6) Основные вопросы и проблемы токосъема. 7) Обеспечение надежности токосъема. 8) Токосъем при скоростном движении поездов. 9) Причины и характер износа контактного провода. 10) Мероприятия по замене контактного провода. 2
4 Методы проектирования: 1) Рабочая документация проектирования. 2) Общие исследования при проектировании. 3) Инженерно-технические расчеты. 2
Нагрузки действующие на провода: 1) Нагрузки от силы тяжести проводов. 2) Ветер и ветровые нагрузки. 3) Гололед и гололедные нагрузки. 4) Результирующие нагрузки. 2
Подбор типовых конструкций контактной сети: 1) Подбор консолей. 2) Подбор кронштейнов. 3) Подбор фиксаторов. 4) Выбор жестких поперечин. 5) Выбор опор и закрепление их в грунте. 2
Семестр № 7
5 Принципы составления планов: 1) Общие принципы трассировки. 2) Расстановка изолированных сопряжений и нейтральных вставок. 3) Расстановка опор в горловине станции. 2
Составление плана контактной сети станции: 1) Подготовка плана. 2) Наметка мест фиксации контактных проводов. 3) Расстановка опор в средней части станции. 4) Разбивка анкерных участков. 5) Расстановка зигзагов. 6) Трассировка питающих линий. 7) Составления секционирования контактной сети станции. 8) Составление спецификации. 2
Составление плана контактной сети перегона: 1) Подготовка плана. 2) Разбивка анкерных участков. 3) Расстановка зигзагов. 4) Трассировка питающих линий. 5) Составление спецификации. 2
Питание и секционирование контактной сети: Продольное и поперечное секционирование станции. 2
Выбор оборудования контактной сети: Выбор поддерживающих и фиксирующих устройств. Выбор опор. 2
6 Сооружение контактной сети: 1) Установка опор методом с поля. 2) Установка опор методом с пути. 2
Монтаж контактной сети: Методы монтажа контактной подвески. 2
Технология строительно-монтажных работ: 1) Технология установки опор, 2) Технология монтажа контактных подвесок. 2
Приемка к эксплуатации контактной сети: 1) Способы оценки состояния КС с использованием ВИКС. 2) Выставление оценок состояния. 3) Организация эксплуатации КС. 4) Безопасность труда при ремонте и эксплуатации КС. 5) Оперативное управление устройствами КС. 2
Ускоренное восстановление контактной сети: 1) Восстановление при обрыве несущего троса и контактного провода в пределах пролета. 2) При зоне повреждения больше одного пролета. 3) Восстановление при обрыве поперечного несущего троса. 4) Восстановление при повреждении верхнего и (или) нижнего фиксирующего троса. 5) Восстановление при повреждении опоры жесткой либо гибкой поперечины. 6) Восстановление при повреждении промежуточной опоры 7) Способы установки временных опор. 2
7 Основы технической эксплуатации контактной сети. 2
Техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети. 2
Модернизация и реконструкция контаткной сети. 2
8 Организация безопасности труда при эксплуатации контактной сети: Общие вопросы охраны труд при работе на контактной сети. 2
Безопасность работ при работе на съемной вышке. 2
Охрана труда при ускоренном восстановлении контактной сети: Охрана труда при замене опор, Охрана труда при замене проводов контактной подвески. 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лекционных занятий Трудоемкость аудиторной работы, часы
Заезд № 11
1 Классификация ЛЭП. Основные элементы и габариты ЛЭП: 1) Классификация по уровню напряжения. 2) Вертикальные и горизонтальные габариты ЛЭП, защита от атмосферных и коммутационных перенапряжений. 3) Особенности работы нейтрали ЛЭП. 4) Причины и характер повреждений ЛЭП. 2
2 Основные элементы: 1) Контактный провод. 2) Несущий трос. 3)Арматура и изоляторы. 4)Уровни напряжения и условия эксплуатации. 2
Заезд № 12
3 Классификация и обозначения: 1) Классификация по способу крепления контактного провода к несущему тросу. 2) Классификация по способу натяжения проводов. 3) Классификация по взаимному расположению проводов в плане. 4) Классификация по типу струн. 2
Механический расчет: 1) Постоянные нагрузки. 2) Временные нагрузки. 3) Результирующие нагрузки. 4) Выбор расчетного режима. 5) Уравнение провисания гибкой нити. 6) Уравнение провисание свободно подвешенного провода. 7) Уравнение для определения длины провода в пролете. 8) Уравнение состояния свободно подвешенного провода. 9) Критические пролет, нагрузка и температура. 10) Расчет длины пролета цепной контактной подвески. 2
Заезд № 13
5 Принципы составления планов: 1) Общие принципы трассировки. 2) Расстановка изолированных сопряжений и нейтральных вставок. 3) Расстановка опор в горловине станции. 2
Питание и секционирование контактной сети: Продольное и поперечное секционирование станции. 2
Заезд № 14
6 Сооружение контактной сети: 1) Установка опор методом с поля. 2) Установка опор методом с пути. 2
7 Основы технической эксплуатации контактной сети. 2

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Основные конструктивные ЛЭП 2
Режимы работы ЛЭП 2
Расчет параметров схемы замещения ЛЭП 2
2 Основные элементы контактной сети 2
Механическое и электрическое секционирование контактной сети 2
Воздушные стрелки 2
3 Основные параметры цепных контактных подвесок 2
Механический расчет полукомпенсированных цепных контактных подвесок 2
Расчет нагрузок и длин пролета цепных контактных подвесок 2
4 Выбор оборудования контактной сети 2
Выбор опорных конструкций 2
Выбор поддерживающих и фиксирующих 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Основные конструктивные ЛЭП 4
Режимы работы ЛЭП
Расчет параметров схемы замещения ЛЭП
2 Основные элементы контактной сети
Механическое и электрическое секционирование контактной сети
Воздушные стрелки
3 Основные параметры цепных контактных подвесок
Механический расчет полукомпенсированных цепных контактных подвесок
Расчет нагрузок и длин пролета цепных контактных подвесок
Курс № 5
4 Выбор оборудования контактной сети  
Выбор опорных конструкций
Выбор поддерживающих и фиксирующих

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
2 Основные элементы и конструкции ЛЭП 2
Основные элементы контактной сети 2
3 Основные параметры цепных контактных подвесок 2
Расчет цепных контактных подвесок 2
4 Проектирование участка контактной сети однофазного переменного тока 2
Выбор опорудования контактной сети 2
Семестр № 7
5 Разработка плана контактной сети станции 2
Разработка плана контактной сети перегона 2
6 Технология сооружения контактной сети 2
Технология монтажа контактной сети 2
Приемка в эксплуатацию контактной сети 2
8 Техника безопасности при эксплуатации контактной сети 2
Техника безопасности при работе на съемной вышке 2
Техника безопасности при ведении ускоренного восстановления, обслуживания и ремонта 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Курс № 4
3 Основные параметры цепных контактных подвесок 2
Курс № 5
5 Разработка плана контактной сети станции 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Основные элементы ЛЭП 9
2 Борьба с гололедом 10
3 Выбор изоляторов на КС и ЛЭП 10
4 Проблемы токосъема при скоростном движении 10
Семестр № 7
5 Нормы времени при восстановлении, реконструкции и модернизации КС. Расчет продолжительности и количества «окон» 36
6 Способы сооружения и монтажа контактной сети 18
8 Безопасность труда при эксплуатации 2

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Курс № 4
1 Основные элементы ЛЭП 78
2 Борьба с гололедом
Провода контактной сети: 1) Медные несущие троса. 2) Биметаллические несущие троса. 3) Способы соединения тросов. 4) Контактные провода
Изоляторы КС: 1) Конструкция изоляторов. 2) Классификация изоляторов по назначению. 3) Электрическая прочность изоляторов. 4) Механическая прочность изоляторов. 5) Количество изоляторов в гирлянде.
Поддерживающие и фиксирующие устройства: 1) Прямые и обратные фиксаторы. 2) Изолированные и неизолированные консоли. 3) Конструкция жестких поперечин. 4) Конструкция гибких поперечин.
Питание и секционирование: 1) Продольное и поперечное секционирование. 2) Трехпролетное изолирующее сопряжение. 3) Нейтральная вставка, ее расположение и конструктивные особенности. 4) Места установки секционных изоляторов и разъединителей.
Основные элементы и конструкции ЛЭП
Основные элементы контактной сети
3 Выбор изоляторов на КС и ЛЭП
Взаимодействие контактных подвесок и токоприемника: 1) Классификация токоприемников. 2) Основные элементы токоприемников. 3) Условия эксплуатации токоприемников. 4) Основные понятия эластичности подвески. 5) Жесткость подвески. 6) Основные вопросы и проблемы токосъема. 7) Обеспечение надежности токосъема. 8) Токосъем при скоростном движении поездов. 9) Причины и характер износа контактного провода. 10) Мероприятия по замене контактного провода.
Расчет цепных контактных подвесок
Курс № 5
4 Проблемы токосъема при скоростном движении 121
Методы проектирования: 1) Рабочая документация проектирования. 2) Общие исследования при проектировании. 3) Инженерно-технические расчеты.
Нагрузки действующие на провода: 1) Нагрузки от силы тяжести проводов. 2) Ветер и ветровые нагрузки. 3) Гололед и гололедные нагрузки. 4) Результирующие нагрузки.
Подбор типовых конструкций контактной сети: 1) Подбор консолей. 2) Подбор кронштейнов. 3) Подбор фиксаторов. 4) Выбор жестких поперечин. 5) Выбор опор и закрепление их в грунте.
Проектирование участка контактной сети однофазного переменного тока
Выбор опорудования контактной сети
5 Нормы времени при восстановлении, реконструкции и модернизации КС. Расчет продолжительности и количества «окон»
Составление плана контактной сети станции: 1) Подготовка плана. 2) Наметка мест фиксации контактных проводов. 3) Расстановка опор в средней части станции. 4) Разбивка анкерных участков. 5) Расстановка зигзагов. 6) Трассировка питающих линий. 7) Составления секционирования контактной сети станции. 8) Составление спецификации.
Составление плана контактной сети перегона: 1) Подготовка плана. 2) Разбивка анкерных участков. 3) Расстановка зигзагов. 4) Трассировка питающих линий. 5) Составление спецификации.
Выбор оборудования контактной сети: Выбор поддерживающих и фиксирующих устройств. Выбор опор
Разработка плана контактной сети перегона
6 Способы сооружения и монтажа контактной сети
Монтаж контактной сети: Методы монтажа контактной подвески.
Технология строительно-монтажных работ: 1) Технология установки опор, 2) Технология монтажа контактных подвесок
Приемка к эксплуатации контактной сети: 1) Способы оценки состояния КС с использованием ВИКС. 2) Выставление оценок состояния. 3) Организация эксплуатации КС. 4) Безопасность труда при ремонте и эксплуатации КС. 5) Оперативное управление устройствами КС.
Ускоренное восстановление контактной сети: 1) Восстановление при обрыве несущего троса и контактного провода в пределах пролета. 2) При зоне повреждения больше одного пролета. 3) Восстановление при обрыве поперечного несущего троса. 4) Восстановление при повреждении верхнего и (или) нижнего фиксирующего троса. 5) Восстановление при повреждении опоры жесткой либо гибкой поперечины. 6) Восстановление при повреждении промежуточной опоры 7) Способы установки временных опор.
Технология сооружения контактной сети
Технология монтажа контактной сети
Приемка в эксплуатацию контактной сети
7 Техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети
Модернизация и реконструкция контаткной сети
8 Безопасность труда при эксплуатации
Организация безопасности труда при эксплуатации контактной сети: Общие вопросы охраны труд при работе на контактной сети
Безопасность работ при работе на съемной вышке
Охрана труда при ускоренном восстановлении контактной сети: Охрана труда при замене опор, Охрана труда при замене проводов контактной подвески
Техника безопасности при эксплуатации контактной сети
Техника безопасности при работе на съемной вышке
Техника безопасности при ведении ускоренного восстановления, обслуживания и ремонта

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6 7
ПК-1 + +
ПК-2 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-2 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

проектирование участка контактной сети электрифицированных железных дорог.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Классификация ЛЭП
2) Провода и тросы ЛЭП. Основные материалы, применяемые для проводов и тросов ЛЭП.
3) Способы соединения и ремонт проводов и тросов.
4) Расположение проводов и защитных тросов на опорах. Транспозиция проводов ЛЭП.
5) Типы опор и их классификация.
6) Фундаменты и закрепление опор в грунте.
7) Особенности технологии производства проводов и опор.
8) Изоляторы и изолирующие элементы, применяемые в ЛЭП.
9) Линейная арматура.
10) Конструкция кабельных линий.
11) Способы прокладки кабелей.
12) Санитарно-защитная зона.
13) Основные габариты ЛЭП.
14) Защита от атмосферных и коммутационных перенапряжений.
15) Определение места повреждения и способы борьбы с гололедом на ЛЭП.
16) Составление и расчет параметров схемы замещения элементарного участка ЛЭП.
17) Составление и расчет параметров схемы замещения кабельной вставки, источника питания и нагрузки линии.
18) Определение нагрузок, действующих на провода и конструкции ЛЭП. Гололедные и ветровые нагрузки, как случайные величины. Районирование территории России по ветру, гололеду и температуре.
19) Расчет нагрузок от собственного веса, гололеда и ветровых воздействий на провода, поддерживающие и опорные устройства. Результирующие нагрузки.
20) Расчет проводов ЛЭП, как свободно подвешенных проводов. Задачи расчета.
21) Расчет проводов ЛЭП, как гибкой нити. Уравнение провисание гибкой нити.
22) Уравнение длины провода в пролете. Расчетные режимы.
23) Уравнение равновесия.
24) Уравнение состояния. Способы решения уравнения состояния.
25) Критический пролет.
26) Критическая нагрузка.
27) Критическая температура.
28) Выбор исходного режима при расчете свободно подвешенного провода. Расчет проводов в анкерном участке.
29) Эквивалентный пролет. Построение монтажных кривых.
30) Пересечение ЛЭП с искусственными сооружениями, железной дорогой и между собой.
31) Механический расчет проводов ЛЭП при пересечении.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять ветровые отклонения, колебания и вибрацию проводов.
2) Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами тепловых расчетов элементов контактной сети и воздушных линий.
2) Навыками применения прикладного программного обеспечения для компьютерного проектирования и моделирования устройств и систем электроснабжения.

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Назначение и условия работы контактной сети.(К.С.)
2) Технические требования и нормы ПУТЭКС к контактным подвескам.
3) Общие сведения о ВЛ и К.С. Тяговые К.С. промышленного эл. транспорта, городского эл. транспорта, метрополитенов..
4) Конструкция ,материал и типы контактного. провода(К.П.) ,несущего троса(Н.Т.) и др. проводов к.с.
5) Технические данные и физико-механические характеристики проводов и элементов КС.
6) Влияние климатических факторов на КС,.
7) Расчетные климатические условия, нормативные и расчетные нагрузки, результирующие нагрузки.
8) Расчет свободно подвешенного провода, исходный и расчетный режимы. Цель расчета свободно подвешенного провода.
9) Вывод уравнения равновесия провода в пролете.
10) Определение длины провода в пролете.
11) Установление исходного режима. Критическая нагрузка, пролет, температура.
12) Эквивалентный пролет. Монтажные кривые.
13) Понятие о токосъеме. Критерии качества токосъема.
14) Типы токоприемников . Приведенная масса . Модели пары токоприемник – КС.
15) Эластичность контактной подвески. Требования к эластичности К.С.
16) Классификация контактных подвесок Простые контактные подвески.
17) Цепные контактные подвески. Способы подвешивания К.П. и Н.Т.
18) Способы натяжения проводов К.С . Компенсирующие устройства.
19) Расположение проводов цепной контактной подвески в плане. Специальные контактные подвески, область их применения.
20) Фиксаторы и условия их работы.
21) Ветровые отклонения провода. Определение максим. допустимых длин пролетов простой к.с.
22) Ветровые отклонения проводов цепной к. подвески. Эквивалентная нагрузка.
23) Порядок расчета максимальных длин пролетов для цепной контактной подвески.
24) Основные элементы и конструкции К.С. ж.д.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Производить расчеты проводов и контактных подвесок
2) Определять ветровые отклонения, колебания и вибрацию проводов
3) Оценивать механику и качество токосъема, износ проводов
4) Описывать основные элементы систем электроснабжения с помощью пакетов прикладных программ, применяемых при компьютерном проектировании
5) Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами тепловых расчетов элементов контактной сети и воздушных линий.

2) Приемами выявления причин пережогов проводов контактной подвески и мерами их предотвращения.

3) Балльной оценкой состояния контактной сети.

4) Навыками применения прикладного программного обеспечения для компьютерного проектирования и моделирования устройств и систем электроснабжения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций: учебно-методическое пособие / М.С. Тимофеева; ФГБОУ ВО РГУПС. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2020. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 44 (ЭБС РГУПС)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-1 6 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 5, 6, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 8 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
  ПК-2 6 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 5, 6, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 8 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Ресурсы электронной информационно-образовательной среды, электронной библиотечной системы и иные ресурсы, необходимые для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Контактная сеть электрифицированных железных дорог. Расчеты, выбор конструкций и составление монтажных планов : учеб. пособие/ А.Н. Зимакова, В.М. Гиенко, В.А. Скворцов; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.. -2-е изд., стер. -М.: Пиар-Пресс, 2011. -231 с. УМЦ ЖДТ
2 Устройство и техническое обслуживание контактной сети: учеб. пособие/В.Е. Чекулаев и др.; под ред. А.А. Федотова. - М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2014. - 436 с. УМЦ ЖДТ
3 Михеев В.П. Контактные сети и линии электропередачи: Учебник для вузов ж.-д. транспорта. — М.: Маршрут, 2003.— 416 с. НТБ РГУПС
4 Коптев А.А. Устойчивость систем электроснабжения в аварийных и чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. – М. : Маршрут, 2006. – 400 c. НТБ РГУПС
5 Бондарев Н.А. Контактная сеть [Электронный ресурс]: учебник/ Бондарев Н.А., Чекулаев В.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, Маршрут, 2006.— 590 c ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бодров П.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Контактная сеть и линии электропередачи". РГУПС. - Ростов н/Д, 2020. ЭИОС РГУПС
2 Контактные сети и линии электропередачи. Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ / П.А. Бодров, ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС
3 Питание и секционирование контактной сети: учебно-методическое пособие/ П.А.Бодров, Н.А. Попова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 40 с.: ил.- Библиогр.: с.29 НТБ РГУПС
4 Контактные сети и линии электропередачи. Учебно-методическое пособие к выполнению курсовых и дипломных проектов / П.А. Бодров, М.Л. Лив-шиц, ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017(Электронное издание) ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Официальный сайт РГУПС
2 http://cmko.rgups.ru/. Центр мониторинга качества образования РГУПС
3 https://portal.rgups.ru/. Система личных кабинетов НПР и обучающихся в ЭИОС
4 https://webinar.rgups.ru/. Электронный университет РГУПС
5 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
6 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
7 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
8 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
9 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека периодических изданий "public.ru"
10 https://e.lanbook.com/. Электронно-библиотечная система "Лань"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Microsoft Windows. Операционная система. О
2 Microsoft Office / Open Office. Программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. И
3 Adobe Acrobat Reader. Программное обеспечение для просмотра электронных публикаций в формате PDF И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры;

Лабораторное (научное) оборудование.

Токоприемник.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 51182.