РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе А.Н. Гуда

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

А1.Б "История и философия науки"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

09.06.01 Информатика и вычислительная техника

Направленность

Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами

Квалификация выпускника "Исследователь.преподаватель-исследователь"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.ф.н., доц. Баскаков Юрий Васильевич, д.т.н., проф. Петрушин Александр Дмитриевич, д.ф.н., проф. Тахтамышев Владимир Григорьевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины А1.Б "История и философия науки" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".







Рекомендуемое имя и тип файла документа:
А1Б_История и ф н_А_09.06.01_во_2_ФИО_п48712_и48714.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "История и философия науки".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "История и философия науки" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 «Дисциплины (модули)»" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук";


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: особенности техногенной цивилизации, закономерности развития науки, характеристики научно-исследовательской деятельности и ее основные этапы, специфику научной эвристической деятельности.

Умеет: использовать современные методы научного анализа для критической оценки современных научных достижений; обосновывать направление исследований, позволяющее генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач. технологии для решения конкретных профессиональных задач; проектировать и осуществлять комплексные исследования в предметной области

Имеет навыки: обосновывать валидные общенаучные исследовательские методы для изучения теоретических и практических проблем.

УК-1 - Способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Знает: знает основы целостного системного научного мировоззрения; философские основы современной научной картины мира; основную проблематику истории и философии науки; закономерности и методологию научного познания

Умеет: использовать основные понятия философии науки и методологию научного исследования в профессиональной деятельности

Имеет навыки: проектировать и осуществлять комплексные исследования в предметной области.

УК-2 - Способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

Знает: этические нормы научной деятельности.

Умеет: следовать этическим нормам научной деятельности при решении профессиональных задач

Имеет навыки: осуществлять исследовательскую деятельность с учетом ценностей этических норм

УК-5 - Способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности

Знает: особенности современного этапа развития науки; типы научной рациональности как теоретические основания научной картины мира; характеристику науки как социального института; современные стратегии научного поиска; этические проблемы научного творчества.

Умеет: определять и планировать задачи профессионального и личностного развития на основе понимания особенностей современного этапа развития науки.

Имеет навыки: планировать и решать задачи личностного развития с учетом этических императив научного творчества.

УК-6 - Способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

Знает: особенности методологии теоретических и экспериментальных исследований

Умеет: ставить цель, определять задачи и основные этапы научного исследования.

Имеет навыки: самостоятельного проведения экспериментального исследования.

ОПК-1 - Владением методологией теоретических и экспериментальных исследований в области профессиональной деятельности

Знает: основные и вариативные стороны исследовательских методов

Умеет: определять валидный метод исследования для решения поставленной задачи

Имеет навыки: применения новых методов исследования.

ОПК-3 - Cпособностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности

Знает: особенности организации исследовательской работы в коллективе

Умеет: ставить цели, задачи исследования и обеспечить его профессиональными кадрами

Имеет навыки: организаторской работы в научном коллективе.

ОПК-4 - Готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности

Знает: основные требования, предъявляемые к научным публикациям

Умеет: профессионально формулировать результаты своих исследований

Имеет навыки: представлять результаты исследований в виде научных публикаций с учетом соблюдения авторских прав.

ОПК-6 - Способностью представлять полученные результаты научно-исследовательской деятельности на высоком уровне и с учетом соблюдения авторских прав

Знает: основные методы патентных исследований

Умеет: документально обеспечивать процесс лицензирования результатов инновационной деятельности

Имеет навыки: квалификации документов, обеспечивающих защиту авторских прав.

ОПК-7 - Владением методами проведения патентных исследований, лицензирования и защиты авторских прав при создании инновационных продуктов в области профессиональной деятельности

Знает: содержание образовательных программ высшего образования по своей специальности.

Умеет: подготовить план практического занятия и разработать содержательную сторону лекционного занятия.

Имеет навыки: проведения практических и лекционных занятий.

ОПК-8 - Готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования

Место дисциплины А1.Б "История и философия науки" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку А1 Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Научно-исследовательская деятельность".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): аспирант. 4 года очное, аспирант. 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 70 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 68 68 68
Лекции (Лек) 40 40 40
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 28 28 28
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 38   38
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р) 18   18
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 20   20
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 70 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: аспирант. 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 6 6
Лекции (Лек) 6 6 6  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2   2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121     121
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р) 18     18
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 103     103
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 6 138
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Общие проблемы философии науки. Понятие науки и этапы ее развития. (Компетенция/и УК-1, УК-2)

1.1. Наука как предмет философии: Философское осмысление науки. Особенности научного познания. Наука как сфера культуры. Наука как социальный институт, ее основные функции в обществе. Взаимосвязь философии и науки. Предмет философии науки. Основные этапы развития философии науки. Возникновение науки и основные этапы ее истории.

2. Общие проблемы философии науки. Структура научного знания и динамика научного исследования. (Компетенция/и УК-5, УК-6)

2.1. Структура научного знания: Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения. Методология научного исследования, методы эмпирического и теоретического познания. Структура теоретического знания. Структура эмпирического знания. Основания науки. Научная картина мира и ее функции.

2.2. Динамика научного исследования: Историческая изменчивость механизмов порождения нового знания. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Механизмы развития научных понятий. Структура научного поиска. Становление развитой научной теории. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

3. Общие проблемы философии науки. Особенности современного этапа развития науки. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-3)

3.1. Современный этап развития науки: Научные традиции и научные революции. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия. Глобальные научные революции и типы научной рациональности. Основные характеристики постнеклассической науки. Синергетика и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Экологическая этика и ее философские основания. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития.

4. Философские проблемы информатики. (Компетенция/и ОПК-4, ОПК-6)

4.1. Предмет философии информатики: Общие представления о современном информационном обществе, аспекты его развития, информатизация и информатика. Концепция информационного общества. Происхождение информационных обществ. Информационная среда как новая среда обитания человека. Общая теория систем. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники. Интернет как метафора глобального мозга Эпистемологическое содержание компьютерной революции Социальная информатика.

4.2. Моделирование в информатике: Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Классификация моделей, проблема адекватности. Конструктивная природа информатики, меры информации. способы получения и представления информации. Ключевые этапы моделирования. Абстрактные модели сущностей Переход от моделей к оригиналу и обратно.

4.3. Информатика и синергетика: Синергетика как междисциплинарный подход к изучению процессов самозарождения, становления и развития сущностей окружающей нас действительности. Понятие системы и системного подхода к изучению действительности. Синергетический подход в информатике. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете.

4.4. Информационные технологии: Истоки формальных рассуждений. Левополушарное и правополушарное мышление. Паралогическое мышление. Человеческие рассуждения, детское и взрослое мышление. Связь процесса познания с формализацией информации и решением задач. Принятие решений и задачи принятия решений. Проблемы оценки решений и измерительные шкалы. Инженерия знаний и искусственный интеллект. Технологический подход к исследованию знаний, формализация знаний. Информационные базы знаний, способы представления и обработки знаний. Проблемы искусственного интеллекта и его эволюция. Информационные технологии и процессы. Теоретический базис информационных технологий. Детерминированные и недетерминированные вычисления, искусственные нейронные сети и нейрокомпьютинг. Случайный поиск, моделирование эволюций и генетические алгоритмы.

5. История информатики. (Компетенция/и ОПК-7, ОПК-8)

5.1. Становление информатики: Происхождение информационных обществ. Письменность и книгопечатание История развития информационного общества. Кибернетика Н. Винера, Р. Эшби. Общая теория систем. А..И. Берг – основоположник отечественной информатики и кибернетики.

5.2. Информатики и постнеклассическая наука: Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человеко-мерных системах. Конструктивная кибернетическая эпистемология X. фон Ферстера и В. Турчина. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете.

5.3. Информатика и ЭВМ: Технические и социальные предпосылки изобретения ЭВМ. Первые проекты ЭВМ от реле до электронного триггера. И.С. Брук – российский изобретатель вычислительной машины. Большая электронно-вычислительная машина С.А. Лебедева. Поколения ЭВМ и перспективы современной компьютеризации.

5.4. Развитие информатики в России: Математические методы в программировании. Экономическая математика Л.В. Кантаровича. Школа математических приложений Ляпунова А.А. Первые исследования и первые машинные программы решения интеллектуальных задач. История автоматизации рассуждений и доказательства теорем. Методы резолюций Дж. Робинсона и С. Маслова Игровые автоматы и ситуационное моделирование Д. Поспелова.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   4
2 8 4   4
3 4 3   4
4 16 9   4
5 8 10   4
Итого 40 28   20
В т.ч. по интерактивным формам 20 28    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Предмет и основные концепции современной философии науки 2
2 Методология научного исследования. Динамика науки и механизмы порождения научного знания 4
3 Стратегия современного научного исследования 3
4 Предмет философии информатики 3
Моделирование в информатике 2
Информатика и синергетика 2
Информационные технологии 2
5 Становление информатики 2
Информатика и постнеклассическая наука 2
Информатика и ЭВМ 2
Развитие информатики в России 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Соотношение научного, вненаучного и ненаучного знания. Характеристика основных этапов развития науки: наука античного мира, наука средних веков, наука эпохи Возрождения и Нового времени. Соотношение науки и экономики, науки и политической системы. Наука и идеология. 4
2 Экстерналистские и интерналистские факторы динамики науки как социокультурного явления. Постановка проблемы в научном поиске, понятие проблемы. Эмпирические данные и теоретические обобщения, способы теоретического осмысления эмпирического материала. Научное открытие как созидание нового знания, характер нового и особенности его формирования в научном поиске. 4
3 Современный тип научной рациональности: правомерность его выделения и его основные характеристики. Области науки и научные проблемы, в которых проявляется новый тип рациональности. Основные направления развития современной науки. Современная наука и тенденции развития глобального человечества, этические проблемы современного этапа развития науки. 4
4 Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете. Наблюдаемость, фрактальность, диалог. Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки XXI в. и как глобальная среда непрерывного образования. Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете. Наблюдаемость, фрактальность, диалог. Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки XXI в. и как глобальная среда непрерывного образования. 4
5 История развития эволюционных вычислений и метаэвристических алгоритмов. История нейрокомпьютинга 4

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения аспирант. 5 лет заочное составляет 103 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / Ю.В. Баскаков, Н.Г. Дюргеров, А.Д. Петрушин, В.Г. Тахтамышев ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 408 с. ЭБС РГУПС НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
УК-1 +
УК-2 +
УК-5 +
УК-6 +
ОПК-1 +
ОПК-3 +
ОПК-4 +
ОПК-6 +
ОПК-7 +
ОПК-8 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-1 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
УК-2 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
УК-5 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
УК-6 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-1 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-4 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-7 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Роль Л.В. Кантаровича в развитии теории математического программирования. 2. Роль Н.А. Криницкого в развитии теории программирования ЭВМ 3. Сибирские школы информатики Г.И. Марчука и А.П. Ершова 4. Южнороссийсикие школы информатики Каляева А.В. и Мелихова А. Н. 5. Роль Д.А. Поспелова в развитие теории искусственного интеллекта в России. 6. Персептрон для распознавания образов Ф. Розенблата 7. Игровые программы М. Ботвинника.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры.
2) Предмет философии науки и ее функции.
3) Философия науки первого позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль).
4) Философия науки неопозитивизма (Б.Рассел, М.Шлик, Г.Фреге, Р.Карнап).
5) Философия науки постпозитивизма (К.Поппер, И.Локатос, Т. Кун, П. Фейерабенд).
6) Научная картина мира и ее исторические формы. Общие закономерности развития науки.
7) Особенности научного познания. Наука и религия, наука и философия, наука и искусство.
8) Возникновение науки. Наука античного мира.
9) Наука Нового времени: становление механической картины мира.
10) Эмпирическое исследование, его структура и методы.
11) Теоретическое исследование, его структура и методы.
12) Основания науки.
13) Феномен научных революций. Научные революции и смена типов рациональности.
14) Универсальный эволюционизм и современная научная картина мира.
15) Техника как предмет философского анализа.
16) Понятия технической и инженерной деятельности.
17) Понятие современной техногенной цивилизации.
18) Философское осмысление научно-технической революции. Технический оптимизм и
техниче¬ский пессимизм (технофобия).
19) Основные концепции взаимосвязи науки, техники и научно-технического знания.
20) Ступени рационального обобщения в технике.
21) Особенности методологии технических наук и технического проектирования.
22) Дисциплинарная организация технической науки. Междисциплинарные, проблемно и проектно ориентированные исследования.
23) Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках.
24) Особенности и виды инженерной деятельности. Структура технической теории..
25) Этапы формирования технической теории особенности ее функционирования.
26) Экологические угрозы и современные нормы технического действия.
27) Новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития. Прогнозирование научно-технического развития и управление им.
28) Структура и основные этапы инженерного творчества. Особенности инженерного
решения технических проблем.
29) Особенности синергетического подхода к системному исследованию и проектированию.
30) Социальная оценка техники и социальная ответственность деятельности инженера.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Показать достоинство и ограниченность методологии критического рационализма К.Поппера на примере его социально-философских взглядов.
2) Привести доказательства, подтверждающие правоту концепции научных революций Т.Куна.
3) Приводить примеры из истории науки, которые указывают на значение неявного знания в научном исследовании.
4) Формулировать и обосновывать свое отношение к концепции П. Фейерабенда, утверждающей познавательный и мировоззренческий релятивизм.
5) Показать на примере конкретного художественного образа его отличие от научного понятия.
6) Обосновать наиболее перспективные и значимые для глобального человечества направления развития современной науки.
7) Обосновать границы использования принципа механистического детерминизма для научного исследования общества.
8) Сравнивать отдельные формы эмпирического и теоретического познания и укажите их достоинства и недостатки.
9) Обосновать достоверность вывода о принципе универсального эволюционизма как характерной особенности постнеклассической науки.
10) Анализировать аргументы сторонников интерналистского и экстарналистского развития науки и обосновывать свою точку зрения на причины развития науки.
11) Формулировать личную обоснованную оценку социальных последствий современного этапа научно-технического развития.
12) Демонстрировать взаимодействие элементов рационального и эмпирического познания при использовании гипотетико-дедуктивного метода.
13) Формулировать научные проблемы и задачи в определенной области научно-технического исследования.
14) Дать характеристику техногенной цивилизации и проанализировать этапы ее развития.
15) Ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты исследований.
16) Различать объект и предмет научно-технического исследования и четко определять их.
17) Определять естественнонаучную, техническую и социальную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественно-количественный анализ.
18) Разрабатывать математические модели изучаемых объектов, выполнять их системный анализ.
19) Выбирать методы исследования технических систем на эмпирическом и теоретическом уровнях.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проводить различие научного знания и знания, полученного в обыденном опыте, на примере прогнозирования изменения погоды.

2) Обоснования плана проведения мысленного эксперимента с целью изучения физических характеристик металлов.

3) Определения типов научной рациональности, в границах которых формируются аргументы для обоснования позиций сциентизма и антисциентизма.

4) Обоснования принадлежности синергетической парадигмы познания к постнеклассическому типу рациональности.

5) Характеристики проблемных ситуаций в науке, связанных с областью научных исследований аспиранта.

6) Исследовательской и проектной деятельности в избранной диссертантом технической области.

7) Выбирать методы и разрабатывать алгоритмы решения задач.

8) Проведения анализа результатов научных исследований в своей области научно-технической деятельности.

9) Математического моделирования при решении технических задач.

10) Формализации и оптимизации исследовательских задач с помощью теории управления сложными системами и методов функционального анализа.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-1 2 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-2 2 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-5 2 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-6 2 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 2 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 2 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 2 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 2 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 2 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 2 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Степин, В. С. Философия и методология науки [Электронный ресурс] / В. С. Степин. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, Альма Матер, 2015. — 719 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 История и философия науки [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Верескун, П. М. Постников, Ю. Д. Мишин [и др.] ; Сибир. гос. ун-т путей сообщ. - Новосибирск : Наука, 2011. - 248 с. ЭБС РГУПС НТБ РГУПС
2 История и философия науки [Электронный ресурс] : учебное пособие для аспирантов технических и экономических специальностей / З. Т. Фокина, О. М. Ледяева, Е. Г. Кривых, С. Д. Мезенцев ; под ред. С. Д. Мезенцев. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 138 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Баскаков Ю.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "История и философия науки". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Баскаков, Ю. В. История и философия науки [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Баскаков, В. Г. Тахтамышев ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 52 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48714.