РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе А.Н. Гуда

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

А1.В.ДВ "Патентно-лицензионная деятельность и сертификация объектов научной деятельности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

09.06.01 Информатика и вычислительная техника

Направленность

Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами

Квалификация выпускника "Исследователь.преподаватель-исследователь"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Соломин Владимир Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины А1.В.ДВ "Патентно-лицензионная деятельность и сертификация объектов научной деятельности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Гаврилов Александр Витальевич, Главный специалист Ростовского филиала Главэкспертизы России, Ростовский филиал Главэкспертизы России.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
А1ВДВ_Патентно-лицензионная д и с о н д_А_09.06.01_во_2_ЭМА_п48751_и48753.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Патентно-лицензионная деятельность и сертификация объектов научной деятельности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Патентно-лицензионная деятельность и сертификация объектов научной деятельности" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 «Дисциплины (модули)»" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и направленностью "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Научно-исследовательская деятельность", "Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук";

подготовка обучающегося к прохождению практики;


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: современные научные системы и методы, являющиеся универсальными в научном российском и зарубежном обществе; основные направления современных научных достижений, методологию генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, способы защиты разных объектов интеллектуальной собственности, правила оформления заявочных материалов для защиты авторских прав на объекты научной деятельности в области системного анализа, управления и обработки информации.

Умеет: проводить анализ и оценку современных научных достижений в профессиональной сфере деятельности, патентный поиск, находить аналоги и выбирать прототип изобретения, составлять, оформлять, лицензионные договора на разные объекты интеллектуальной собственности в области системного анализа, управления и обработки информации.

Имеет навыки: оценки современных научных разработок и достижений, генерирование новых идей; составлять простые и сложные формулы изобретения; решения исследовательских и практических задач в междисциплинарных областях.

УК-1 - Способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Знает: основы патентного законодательства, и способы защиты разных объектов интеллектуальной собственности; правила оформления заявочных материалов для защиты авторских прав на объекты научной деятельности; процедуру сертификации и лицензирования объектов научной деятельности.

Умеет: самостоятельно осуществлять научные исследования в профессиональной сфере, проводить патентный поиск, находить аналоги и выбирать прототип изобретения, самостоятельно составлять заявки на выдачу патентов на изобретения; промышленные образцы, иметь навыки для ведения переписки с экспертами (ФИПС). Использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения задач в предметной области.

Имеет навыки: осуществлять научно-исследовательскую деятельность, вести патентный поиск, составления заявки на изобретение; оформления документов по процедуре сертификации объектов интеллектуальной собственности в области системного анализа, управления и обработки информации.

ОПК-7 - Владением методами проведения патентных исследований, лицензирования и защиты авторских прав при создании инновационных продуктов в области профессиональной деятельности

Знает: методы критического анализа и оценки современных научных исследований, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и технических задач.

Умеет: анализировать результаты научных исследований и применять их в исследовательской деятельности для повышения эффективности и надёжности качества технических систем.

Имеет навыки: по разработке новых и совершенствование существующих методов и средств анализа обработки информации для повышения эффективности надёжности и качества технических систем.

ПК-4 - Способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач

Место дисциплины А1.В.ДВ "Патентно-лицензионная деятельность и сертификация объектов научной деятельности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку А1 Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Научно-исследовательская деятельность".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): аспирант. 4 года очное, аспирант. 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 20 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 20
Лекции (Лек) 14 14 14
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 6 6 6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 79   79
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 79   79
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 20 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: аспирант. 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 6 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 6  
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2 2  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 98   98  
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 98   98  
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 6 104 4
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Организация патентно-лицензионной работы в РФ. (Компетенция/и ПК-4)

1.1. Основные этапы развития отечественного изобретательского права: История развития отечественного изобретательского права. Активная деятельность в области охраны и использования интеллектуальной собственности; пассивная деятельность в области использования интеллектуальной собственности; операции с ноу-хау; ведение документации.

1.2. Основные понятия, употребляемые в законодательных актах по промышленной собственности: Основные понятия и определения. Результаты интеллектуальной деятельности. Основное международное соглашение в области промышленной собственности – Парижская конвенция. Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности.

1.3. Законодательство РФ по промышленной собственности: Стандарты на решение изобретательских задач. Правовая защита интеллектуальной собственности.

1.4. Системы государственных органов руководства патентно-лицензионной деятельности: Система федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности.

2. Изобретения. (Компетенция/и ОПК-7)

2.1. Изобретения и их роль в ускорении НТП: Понятие изобретения, новизны, существенные отличия, неочевидность технического решения. Патент, срок его действия. Лицензии и их виды. Патентование изобретений за рубежом.

3. Методы решения технических задач. (Компетенция/и УК-1)

3.1. Метод проб и ошибок при решении технических задач: Личные качества изобретателя, психологические барьеры на пути решения технических задач, методы их преодоления.

3.2. Мозговой штурм: Генерирование новых идей, группы критиков. Морфологический анализ, списки вариантов, выбор лучших вариантов по морфологическим матрицам.

3.3. Метод контрольных вопросов: Списки контрольных вопросов. Использование аналогий, «идеальное» техническое решение, группы контрольных вопросов. Синектика. Метод фокальных объектов.

4. Оформление заявок на выдачу патента. (Компетенция/и УК-1)

4.1. Формула изобретения: Составление одно и многозвенных формул изобретения. Правила составления описания к заявке на предполагаемое изобретение на выдачу патента.

5. Лицензионная работа. (Компетенция/и ПК-4)

5.1. Лицензирование: Порядок лицензирования. Понятие и сущность лицензии и "ноу-хау". Экономические условия лицензионного бизнеса.

5.2. Лицензионное соглашение как форма торгового договора: Структура и содержание лицензионного договора. Лицензионное соглашение на секреты производства типа "ноу-хау". Инжиниринг. Требования и порядок отбора объектов лицензии и инжиниринга в области "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами".

6. Сертификация обьектов научной деятельности. (Компетенция/и ПК-4)

6.1. Сертификация обьектов научной деятельности в России: Сертификация объектов научной деятельности. Схемы сертификации. Выбор схемы сертификации. Организация работ по подтверждению соответствия объектов интеллектуальной собственности по направлению «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами».


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     14
2 2 2   16
3 4 2   12
4 2 2   12
5 2     10
6 2     15
Итого 14 6   79
В т.ч. по интерактивным формам 4 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
2 Определения прототипа, отличительных особенностей изобретения, составление формулы изобретения по направлению "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами". 2
3 Работа в команде. Мозговой штурм. Генерирование новых идей, группы критиков. 2
4 Правила оформление авторских прав на изобретения, на промышленный образец, полезную модель, товарный знак. Стадии прохождения оформления. 1
Проведения патентно-информационного поиска с помощью электронной базы данных в Интернете по направлению "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами". 1

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Особенности организации и управления патентно-лицензионной деятельностью в Российской Федерации. 14
2 Инновации и актуальность защиты прав интеллектуальной собственности. Изобретение как объект промышленной собственности. Изобретательский уровень Заявка на изобретение. Промышленная применимость. Объекты изобретения. Непатентоспособные объекты. Полезная модель. Новизна и промышленная применимость. 16
3 Ассоциативные и алгоритмические методы поиска решений творческих технических задач. Методы обучения учащихся конструированию технических устройств. Специфика использования и недостатки имеющихся методов технического творчества. 12
4 Правила оформления заявки на выдачу патента. Подача заявки. Приоритет. Экспертиза. 12
5 Лицензионный договор. Открытая лицензия. Принудительная лицензия. Действия, не признаваемые нарушением исключительного права. Право преждепользования. Продолжительность охраны. 10
6 Общие понятия о сертификации, объекты и цели сертификации Условия сертификации Правила и порядок проведения сертификации Развитие сертификации. Схема сертификации Обязательная сертификация. Добровольная сертификация Органы по сертификации 10. Подтверждение соответствия. Формы подтверждения соответствия 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения аспирант. 5 лет заочное составляет 98 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Основы инженерно-изобретательской деятельности и защита интеллектуальной собственности [Текст] : учеб. пособие / В. А. Соломин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 107 с. : ил., прил. - Библиогр.: 59 назв. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
УК-1 +
ОПК-7 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-1 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-7 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-4 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Интеллектуальная собственность.
2)Источники и объекты авторского права.
3)Субъекты авторского права и смежных прав.
4)Открытие.
5)Рационализаторское предложение.
6)Топология интегральных микросхем.
8)Селекционные достижения.
9)Патентное право.
10)Товарный знак.
11)Объекты и источники патентного права.
12)Международные организации и договоры в области патентного права.
13)Изобретение и полезная модель.
14)Решения, которые не подлежат охране как изобретения или полезные модели.
15)Виды объектов изобретений – устройство.
16)Виды объектов изобретений – способ.
15) Патентование изобретений за рубежом
16) Патентные суды
17) Автор изобретения и патентообладатель
18) Патентование изобретений организациями
19) Патентные пошлины
20) Лицензии, виды лицензий, срок действия лицензии
21) Патент на новое устройство
22) Патент на новый способ
23) Национальные патентные классификации
24) Международная патентная классификации
25) Патентная литература
26) Методика проведения патентного поиска
27) Глубина проведения патентного поиска
28) Психология технического творчества
29) Психологические барьеры на пути начинающего изобретателя
30) Инерция мышления «узкого» специалиста
31) Методы решения технических задач
31) Метод «проб и ошибок»
32) Мозговой штурм
33) Морфологический метод решения технических задач
34) Метод контрольных вопросов
35) Синектический метод
36) Использование аналогий в синектическом методе
37) Алгоритм решения изобретательских задач
38) Технические противоречия и их выявление
39) Использование физических эффектов в изобретательстве
40) Стандарты для решения технических задач
41) Приемы решения изобретательских задач
42) Аналоги изобретения
43) Прототип изобретения
44) Формула изобретения, правила ее составления
45) Одно- и многозвенная формула изобретения
46) Правила составления описания к заявке на выдачу патента
47) Патентная документация, правила оформления
48) Реферат к заявке на выдачу патента
49) Заявление о выдаче патента
50) Понятие и сущность лицензии и "ноу-хау".
51) Экономические условия лицензионного бизнеса.
52) Лицензионное соглашение как форма торгового договора.
53) Структура и содержание лицензионного договора.
54) Лицензионное соглашение на секреты производства типа "ноу-хау". Инжиниринг.
55) Требования и порядок отбора объектов лицензии и инжиниринга.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять объект изобретения
2) Оценивать степень новизны технического решения
3) Выявлять существенные отличия заявляемого технического решения
4) Доказывать неочевидность заявляемого технического решения для среднего специалиста в данной области
5) Оценивать патентноспособность технического решения
6) Ориентироваться в патентной литературе
7) Определять индекс МПК заявляемого технического решения
8) Проводить патентный поиск
9) Преодолевать барьеры на пути создания изобретения
10) Решать технические задачи методом проб и ошибок
11) Решать технические задачи методом мозгового штурма
12) Решать возникающие технические задачи морфологическим методом
13) Решать изобретательские задачи синектическим методом
14) Использовать АРИЗ для создания инновационных технических решений
15) Выявлять технические противоречия
16) Выявлять физические противоречия в задаче
17) Использовать физические эффекты при создании изобретений
18) Находить аналоги нового технического решения
19) Выявлять прототип среди аналогов
20) Критически оценивать аналоги и прототип
22) Составлять формулу изобретения
23) Составлять описание к заявке на выдачу патента на изобретение
24) Оформлять патентную документацию
25) Вести переписку с экспертами патентного ведомства
26) Использовать стандарты для решения технических задач
27) Использовать известные приемы решения технических задач
28) Оформлять графические материалы к заявке на выдачу патента

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой проведения патентного поиска по российским источникам.

2)Методикой проведения патентного поиска по иностранным источникам.

3)Способами выявления патентноспособности новых инновационных решений.

4)Методикой подбора аналогов при патентном поиске.

5)Методикой выбора прототипа изобретения.

6)Способом организации решения технической задачи методом мозгового штурма.

7)Способом решения технической задачи при помощи морфологического анализа.

8)Способом решения технической задачи синектическим методом.

9)Алгоритмом решения изобретательских задач.

10)Способами составления формулы изобретения.

11)Способами составления описания к заявке на выдачу патента.

12)Стандартами и приемами решения технических задач на уровне изобретений.

13)Методами оценки эффективности изобретения в современных условиях в РФ и за рубежом.

14)Методикой переписки с патентными ведомствами по заявкам на выдачу патента.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-1 2 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 2 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 2 1, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сычев, А. Н. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Н. Сычев. — Электрон. текстовые данные. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 160 c. ЭБС IPRBooks
2 Основы инженерно-изобретательской деятельности [Текст] : учеб. пособие / В. А. Соломин ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2013. - 98 с. : ил., прил. - Библиогр.: 56 назв. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Основы научных исследований в технике [Текст] : монография / В. И. Ковалевский, А. В. Зубарев, К. А. Мартиросов. - Краснодар : Издат. Дом - Юг, 2014. - 285 с. : ил., прил., табл. ЭБС РГУПС
2 Жуков, Е. А. Право интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. А. Жуков. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2011. — 227 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соломин В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Патентно-лицензионная деятельность и сертификация объектов научной деятельности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Патентно-лицензионная деятельность и защита интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / В. А. Соломин, В. В. Шаповалов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 69 с. : ил., прил. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48753.