РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Сметное дело в строительстве"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

08.03.01 Строительство

Профильная направленность

Промышленное и гражданское строительство

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Жигунова Анна Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Сметное дело в строительстве" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Прокопов Альберт Юрьевич, профессор, ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Сметное д в с_Б_08.03.01_во_8_ИПС_и48579.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Сметное дело в строительстве".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Сметное дело в строительстве" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Промышленное и гражданское строительство".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства

Знает: Теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства

Умеет: Принимать решения в профессиональной сфере

Имеет навыки: Оценки преимуществ и недостатков выбранной планировочной и конструктивной схем

Индикатор:
ОПК-3.2 - Выбор планировочной и конструктивной схемы здания, оценка преимуществ и недостатков выбранной планировочной и конструктивной схем

Знает: Основные положения нормативно-правовых и нормативно-технических документов

Умеет: Принимать решения в профессиональной сфере с учетом требований нормативно-правовых и нормативно-технических документов при

Имеет навыки: Выбора нормативно-правовых и нормативно-технических документов

Индикатор:
ОПК-3.6 - Выбор нормативно-правовых и нормативно-технических документов при принятии решения в профессиональной сфере
ОПК-8 - Способен осуществлять и контролировать технологические процессы строительного производства и строительной индустрии с учетом требований производственной и экологической безопасности, применяя известные и новые технологии в области строительства и строительной индустрии

Знает: Основные технологические процессы строительного производства и строительной индустрии

Умеет: Реализовать основные принципы сметного ценообразования

Имеет навыки: Подготовки документации для сдачи/приёмки законченных видов

Индикатор:
ОПК-8.3 - Подготовка документации для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ (продукции)

Место дисциплины 1Б.О "Сметное дело в строительстве" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Организация, управление и планирование строительства", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 30 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 30 30 30
Лекции (Лек) 20 20 20
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 10 10 10
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 105   105
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 105   105
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 30 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 130   32 98
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 118   32 86
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 10 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Ценообразование в строительстве. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Общие сведения, принципы и механизм ценообразования в строительстве.

1.2. Нормативно-методические документы и методические подходы к ценообразованию.

1.3. Виды цен и методы определения стоимости строительной продукции.

1.4. Структура сметной стоимости строительства.

2. Организация строительного проектирования и договорных отношений. (Компетенция/и ОПК-8)

2.1. Этапы проектной подготовки и организация проектирования.

2.2. Составление бизнес-плана проекта.

2.3. Виды и классификация строительной продукции. Способы строительства объектов.

2.4. Подрядные договора: правовое обеспечение, принципы и этапы заключения подрядных договоров, содержание разделов договора подряда.

3. Сметное нормирование в строительстве. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Состав и содержание сметно-нормативной базы.

3.2. Виды сметных нормативов.

3.3. Состав сметной документации.

4. Методика определения сметных затрат. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Определение величины накладных расходов и сметной прибыли и их состав.

4.2. Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих и эксплуатацию дорожно-строительных машин.

4.3. Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов.

4.4. Определение свободной (рыночной) цены приобретения оборудования, инструмента и инвентаря, предназначенного для производственных нужд.

5. Методика составления сметной документации. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Составление локальных смет и локальных сметных расчётов.

5.2. Составление объектных смет и объектных сметных расчётов.

5.3. Составление сводного сметного расчёта стоимости строительства.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   20
2 4 2   25
3 4 2   20
4 4 2   20
5 4 2   20
Итого 20 10   105
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Изучение норматично-правовых и методических документов в сметном деле 2
2 Разработка бизнес-плана проекта 2
3 Определение стоимости машино-часа эксплуатации строительных машин и сметной стоимости строительных материалов 2
4 Разработка локальных сметных расчетов на строительные работы, ремонтно-строительные работы и монтажные работы 2
5 Разработка объектных смет и расчетов и сводного сметного расчета стоимости строительства 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Ценообразование в строительстве 20
2 Организация строительного проектирования и договорных отношений 25
3 Сметное норомирование в строительстве 20
4 Методика определения сметных затрат 20
5 Методика составления сметной документации 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 118 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ОПК-3 +
ОПК-8 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контроль по разделам рабочей программы.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Общие сведения о ценообразовании в строительстве
2) Принципы ценообразования в строительстве
3) Механизмы ценообразования в строительстве
4) Нормативно-методические документы и методические подходы к ценообразованию
5) Виды цен на строительную продукцию
6) Методы определения стоимости строительной продукции
7) Структуру сметной стоимости строительства
8) Основы организации строительного проектирования
9) Основы организации договорных отношений
10) Этапы проектной подготовки и организация проектирования
11) Основы определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок
12) Виды и классификацию строительной продукции
13) Способы строительства объектов
14) Принципы и этапы заключения подрядных договоров
15) Содержание разделов договора подряда
16) Состав и содержание сметно-нормативной базы
17) Виды сметных нормативов
18) Состав сметной документации
19) Методику определения сметных затрат
20) Величины накладных расходов и сметной прибыли и их состав
21) Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих
22) Порядок определения сметных затрат на эксплуатацию дорожно-строительных машин
23) Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов
24) Порядок определения свободной (рыночной) цены приобретения оборудования, инструмента и инвентаря, предназначенного для производственных нужд
25) Методику составления сметной документации

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Составления бизнес-плана проекта
2) Осуществлять сметное нормирование в строительстве
3) Определять сметные затраты
4) Определять величины накладных расходов и сметной прибыли
5) Определять сметные затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию дорожно-строительных машин
6) Определять сметную стоимость материальных ресурсов
7) Определять свободную (рыночную) цену приобретения оборудования
8) Определять свободную (рыночную) цену приобретения инструмента и инвентаря

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Правового обеспечения подрядных договоров.

2) Составления локальных смет и локальных сметных расчётов.

3) Составления объектных смет и объектных сметных расчётов.

4) Составления сводного сметного расчёта стоимости строительства.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 8 1, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
  ОПК-8 8 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ценообразование и сметное дело в строительстве : учебное пособие для академического бакалавриата / Х. М. Гумба [и др.] ; под общей редакцией Х. М. Гумба. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 372 с. ЭБС Юрайт
2 Кукота, А. В. Ценообразование в строительстве : учебное пособие для академического бакалавриата / А. В. Кукота, Н. П. Одинцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. ЭБС Юрайт
3 Опарин, С. Г. Архитектурно-строительное проектирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Опарин, А. А. Леонтьев ; под общей редакцией С. Г. Опарина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 283 с. ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жигунова А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Сметное дело в строительстве". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Сметное дело в строительстве : учебно-методическое пособие к контрольной работе / А.В. Жигунова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. ЭБС РГУПС
3 Сметное дело в строительстве : учебно-методическое пособие для практической и самостоятельной работы / А.В. Жигунова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48579.