РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД "Инструменты и технологии регулирующего воздействия"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Программа прикладной магистратуры

Система государственного и муниципального управления

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.cоц.н., доц. Большакова Галина Ивановна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины ФТД "Инструменты и технологии регулирующего воздействия" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, зав. кафедрой теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
ФТД_Инструменты и т р в_М_38.04.04_во_4_ГМУ_п48278_и48287.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Инструменты и технологии регулирующего воздействия".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: перспективы развития оценки регулирующего воздействия на региональном уровне; систему оценки регулирующего воздействия.

Умеет: находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях, учитывающие правовую и нормативную базу; анализировать уровень регулирующего воздействия.

Имеет навыки: владения методами эффективного управления в социальной сфере; навыками обоснования тенденций развития общества и системы государственного и муниципального управления; навыками оценки мер государственного регулирования при внедрении системы оценки регулирующего воздействия.

ПК-2 - владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях

Место дисциплины ФТД "Инструменты и технологии регулирующего воздействия" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку ФТД Образовательной программы.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Политический процесс".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУМ, КУМ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 31   31
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 31   31
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 72 32 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 2   2

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 6 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек)        
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6 2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 62   34 28
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 62   34 28
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 72 6 36 36
Зачетные единицы (ЗЕТ) 2      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Теоретико-методологические особенности и система институтов оценки регулирующего воздействия. (Компетенция/и ПК-2)

1.1. Процедура оценки регулирующего воздействия.

1.2. Принципы и методы регулирующего воздействия.

2. Применение оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации. (Компетенция/и ПК-2)

2.1. Особенности оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации.

2.2. Нормативно-правовое регулирования государственного воздействия.

3. Механизмы оценки регулирующего воздействия в процессе принятия регулирующих решений. (Компетенция/и ПК-2)

3.1. Схемы (модели) оценки регулирующего воздействия.

3.2. Выбор сферы регулирования.

3.3. Выбор уполномоченного на проведение оценки регулирующего.

4. Опыт стран организации экономического сотрудничества и развития по оценке. (Компетенция/и ПК-2)

4.1. Основы оценки регулирующего воздействия в России: текущее состояние и перспективы развития.

4.2. Зарубежная система иснтитутов регулирующего воздействия.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   8
2 4 4   8
3 4 4   8
4 4 4   7
Итого 16 16   31
В т.ч. по интерактивным формам 4      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Институт оценки регулирующего воздействия 4
2 Инструменты регулирующего воздействия в процессе принятия регулирующих решений 4
3 Внедрение механизма оценки регулирующего воздействия в процесс принятия регулирующих решений на региональном уровне 4
4 Основные направления развития системы оценки регулирующего воздействия на региональном уровне. Перспективы развития оценки регулирующего воздействия на региональном уровне. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Методология оценки регулирующего воздействия. Место ОРВ во множестве видов оценивания 8
2 Причины государственного регулирования, а также его роль в функционировании экономики. Теория смещается с обоснования необходимости вмешательства государства в сторону эффективного государственного управления и оптимального присутствия государства в экономике 8
3 Обоснование вмешательства государства в развитие экономики. Теория рентоориентированного поведения 8
4 Теорема Коуза. Комплексные теории государственного регулирования, когда при трактовке государственного регулирования акцент либо смещается с общественного интереса к частному 7

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 62 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова, Г.И. Инструменты и технологии регулирующего воздействия: учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы / Г.И. Большакова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 54с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-2 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие "оценка регулирующего воздействия".
2) Назначение применения оценки регулирующего воздействия.
3) Процедуры применения оценки регулирующего воздействия.
4) Технологии применения оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации.
5) Этапы проведения оценки регулирующего воздействия.
6) Модели оценки регулирующего воздействия.
7) Инструменты регулирующего воздействия на политические процессы.
8) Инструменты регулирующего воздействия на принятие нормативных правовых актов.
9) Порядок проведения оценки регулирующего воздействия на ранней стадиив регионах.
10) Полномочия субъектов Российской Федерации в облатси нормативно-правового регулирования, в отношении которых может проводиться ОРВ.
11) Сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в административном, гражданском, трудовом, муниципальном праве.
12) Методы анализа использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности.
13) Основные административные процессы и принципы их регламентации.
14) Параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов.
15) Перспективы развития оценки регулирующего воздействия на региональном уровне.
16) Система оценки регулирующего воздействия.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять цели регулирующего воздействия в проектах управленческих решений.
2) Определять суть проблемы, на которое направлено регулирование, и вовлечённые группы лиц.
3) Анализировать возможные варианты достижения цели.
4) Анализировать прямые и косвенные воздействия на экономику и социальную сферу в целом.
5) Исследовать способы оценки соблюдения регулирующих правил.
6) Использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.
7) Анализировать направления государственного регулирующего воздействия.
8) Применять современные социальные технологии для реализации управленческих процессов в обществе и его различных подсистемах.
9) Выявлять отклонения и принимать корректирующие меры.
10) Вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу.
11) Анализировать уровень регулирующего воздействия.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Продемонстрировать навыки определения возможных вариантов достижения поставленных целей.

2) Продемонстрировать навыки описания проблемной ситуации, требующей государственного регулирования.

3) Продемонстрировать навыки определения целей регулирования.

4) Продемонстрировать навыки использования имеющихся вариантов регулирующего воздействия.

5) Продемонстрировать навыки ведения консультаций с заинитересованными сторонами.

6) Продемонстрировать навыки анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

7) Продемонстрировать навыки деловых коммуникаций.

8) Продемонстрировать навыки владения современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

9) Продемонстрировать навыки использования нормативно-правовой базы, регулирующей процесс технологий регулирующего воздействия.

10) Продемонстрировать навыки использования методов эффективного управления в социальной сфере; навыками обоснования тенденций развития общества и системы государственного и муниципального управления.

11) Продемонстрировать навыки оценки мер государственного регулирования при внедрении системы оценки регулирующего воздействия.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов / Н. Б. Филинов-Чернышев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 324 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова Г. И. Методы принятия управленческих решений : учеб.-метод. пособие/ Г. И. Большакова; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2015. -63 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова Г.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Инструменты и технологии регулирующего воздействия". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Большакова, Г.И. Инструменты и технологии регулирующего воздействия: учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» / Г.И. Большакова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. - 54с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48287.