РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.В "История транспорта"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Профильная направленность

Технологии организации экскурсионных услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.и.н., проф. Харченко Любовь Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины ФТД.В "История транспорта" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.и.н., доц. Шалак Максим Евгеньевич, Доцент кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения, ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
ФТДВ_История т_Б_43.03.02_во_6_ФИО_п48172_и48244.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "История транспорта".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Иностранный язык (второй)";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-5 - Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Знает: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте

Умеет: воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Имеет навыки: анализа закономерностей социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте

Индикатор:
УК-5.1 - Способен воспринимать закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте

Знает: основные исторические события и процессы развития общества

Умеет: воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Имеет навыки: анализа межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Индикатор:
УК-5.2 - Понимает и воспринимает разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте

Знает: простейшие методы адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах

Умеет: воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Имеет навыки: общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения

Индикатор:
УК-5.3 - Использует простейшие методы адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах; навыки общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения

Место дисциплины ФТД.В "История транспорта" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к факультативным дисциплинам.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История (история России, всеобщая история)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 24 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 24
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 39   39
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 39   39
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 72 24 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 2   2

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Роль транспорта в жизни общества. (Компетенция/и УК-5)

1.1. Предмет и функции курса «История транспорта»: Предмет и функции курса «История транспорта» как отрасли научного знания, его место в системе исторических дисциплин.

1.2. Транспорт как важнейшая составляющая экономического развития: Транспорт как важнейшая составляющая экономического развития. Влияние социально-экономических и физико-географических особенностей на развитие путей сообщения. Структурные элементы транспортной системы.

2. Транспорт древних цивилизаций и средневековья. (Компетенция/и УК-5)

2.1. Транспорт древних цивилизаций: Развитие транспорта древних цивилизаций (Древний Египет, Древняя Греций, Древний Китай и др). Роль водного и сухопутного транспорта в развитии древних цивилизаций.

2.2. Развитие транспорта в эпоху средневековья: Развитие транспорта в эпоху средневековья. Крупнейшие географические открытия, повлиявшие на развитие новых торговых путей. Технологическая революция. Начало машинного производства в Западной Европе и его влияние на развитие транспорта.

2.3. Транспортная система Киевской Руси (IX-XII вв.): Транспортная система Киевской Руси (IX-XII вв.). основные виды транспорта Древней Руси. Торговые пути и древние порты восточных славян.

2.4. Пути сообщения Московского государства: Формирование и развитие путей сообщения Московского государства (XV-XVII вв.).

3. Развитие транспорта в эпоху Нового времени (XVIII-XIX в.). (Компетенция/и УК-5)

3.1. Развитие транспорта в Западной Европе в XVIII-XIX вв: Развитие транспорта в Западной Европе в XVIII-XIX вв. Первая научно-техническая революция (середина XVIII-начало XIX вв.) и развитие транспорта. Создание первых машин как предпосылка развития транспорта. Начало парового судоходства. Применение пара на железнодорожном и сухопутном транспорте. Появление паровоза и развитие железных дорог. Начало воздухоплавания и зарождение авиации. Появление двигателя внутреннего сгорания. Крупнейшие ученые и их научные достижения, повлиявшие на развитие транспорта.

3.2. Транспорт России в XVIII -1-й пол. XIX вв: Транспорт России в XVIII -1-й пол. XIX вв. Пути сообщения в России в XVIII в. Развитие водного транспорта и строительство первых пароходов в России. Развитие сети сухопутных дорог. Создание общегосударственных органов управления путями сообщения. Департамент водяных коммуникаций. Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения. Начало подготовки инженеров путей сообщения (1809). Предпосылки развития железнодорожного транспорта в России и начало железнодорожного строительства. Возведение и ввод в эксплуатацию Царскосельской (1837) и Петербурго-Московской железных дорог (1842-1851) и их роль в развитии путей сообщения в России. Вклад отечественных ученых и инженеров в развитие путей сообщения.

3.3. Транспортная отрасль России во 2-й пол. XIX в: Транспортная отрасль России во 2-й пол. XIX в. Сухопутные и водные пути сообщения в середине и второй половине XIX в. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) как катализатор железнодорожного строительства.

3.4. Государственная политика в области развития транспортной отрасли: Государственная политика в области развития транспортной отрасли. Начало создания первой сети железных дорог в России (1857). Образование и деятельность Главного общества железных дорог. Возникновение службы военных сообщений (ВОСО). Создание Министерства путей сообщения (МПС, 1865). Первый министр путей сообщения П.П. Мельников и его роль в активизации железнодорожного строительства. Начало железнодорожного строительства в регионах России (Урал, Сибирь, Средняя Азия, Закавказье, Донбасс, Криворожье).

3.5. Транспорт России на рубеже XIX-XX в: Транспорт России на рубеже XIX-XX в. Роль железнодорожного транспорта в развитии российской экономики на рубеже XIX-XX в. Интенсивное железнодорожное строительство в России на рубеже XIX-XX вв., новые подходы к эксплуатации железных дорог. С.Ю. Витте и его роль в развитии железнодорожного транспорта. Транссибирская железнодорожная магистраль: основные этапы и особенности ее возведения. Значение Транссибирской магистрали для развития государства.

3.6. Автомобильный, авиационный и водный транспорт на рубеже XIX-XX вв: Автомобильный, авиационный и водный транспорт на рубеже XIX-XX вв. Начало развития отечественного автомобилестроения и авиастроения на рубеже XIX-XX вв. и сферы их применения. Появление новых типов судов. Начало производства теплоходов.

3.7. Развитие науки и образования: Развитие науки и образования Вклад российских ученых и инженеров в развитее транспортной отрасли. Развитие транспортного образования.

4. Развитие транспорта в конце XIX-XX вв. (Компетенция/и УК-5)

4.1. Развитие транспорта на рубеже XIX-XX вв: Развитие транспорта на рубеже XIX-XX вв. Вторая научно-техническая революция и ее влияние на развитие транспорта (1870-1900 гг.). Появление новой техники и новых материалов в ходе индустриализации и их роль в развитии транспорта (XIX-XX вв.). Изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания. Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта на рубеже XIX-XX вв.

4.2. Развитие транспорта в XX в: Развитие транспорта в XX в. Возникновение автомобильного и авиационного транспорта. Развитие железнодорожного транспорта в первой пол. XX в. Транспорт в Первой мировой и Второй мировой войнах и в послевоенный восстановительный период. Третья научно-техническая революция (вторая пол. XX в.) и ее влияние на развитие транспортной отрасли. Автоматизация и информатизация, развитие энергетики и новых материалов.

5. Транспорт России, СССР в 1-й пол. XX в. (Компетенция/и УК-5)

5.1. Транспортная система России в условиях политических и социально-экономических изменений начала XX в: Транспортная система России в условиях политических и социально-экономических изменений начала XX в. Революции 1905 г., февральская и октябрьская 1917 г., Первая мировая и гражданская войны. Создание новой системы управления транспортом советского государства. Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) и первые наркомы. Роль советской власти в восстановлении и развитии транспортной отрасли России. План ГОЭЛРО.

5.2. Восстановление и развитие отечественного железнодорожного транспорта: Восстановление и развитие отечественного железнодорожного транспорта. Формирование отечественной транспортной системы на новой технической основе и ее роль в развитии экономики страны. Реформирование железнодорожного транспорта в 1920-1930-е гг. Возведение крупнейших железнодорожных магистралей (Турксиб, Москва-Донбасс и др.).

5.3. Транспорт в индустриальном развитии страны: Роль транспорта в индустриальном развитии страны в годы предвоенных пятилеток. Развитие речного и морского транспорта. Создание отечественной авиационной и автомобильной промышленности.

5.4. Государственная политика по подготовке специалистов транспорта: Государственная политика по подготовке специалистов транспортной отрасли. Формирование системы транспортных учебных заведений.

5.5. Транспортная система СССР накануне и в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн: Транспортная система СССР накануне и в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн. Развитие железнодорожного транспорта в предвоенный период: строительство новых и реконструкция старых железных дорог, станций и узлов, обновление подвижного состава, укрепление ремонтной базы. Перестройка железнодорожного транспорта на военный лад и его роль в эвакуации промышленных предприятий на восток. Железнодорожники тыла – фронту. Железнодорожники и железнодорожный транспорт в событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн. Водный, авиационный и автомобильный транспорт в годы войны.

5.6. Вклад ученых и специалистов-транспортников в Победу: Вклад ученых и специалистов-транспортников в Победу.

6. Развитие транспорта во 2-й пол. XX-нач. XXI вв. (Компетенция/и УК-5)

6.1. Транспорт СССР во 2-й пол. XX в: Транспорт СССР во 2-й пол. XX в. Восстановление и развитие транспортной системы СССР в послевоенный период (1946-1955). Задачи и основные этапы восстановления транспорта в 1946-1955 гг.

6.2. Развитие железнодорожного транспорта: Развитие железнодорожного транспорта: техническое перевооружение (1956-1965); Генеральный план электрификации железных дорог (1956) и основные этапы его осуществления. Основные этапы развития отечественного локомотивостроения, вагоностроения и вагонного хозяйства. Развитие систем связи, автоматизации, вычислительной техники и информационных технологий. Строительство новых железных дорог: Байкало-Амурской магистрали и др.

6.3. Водный, воздушный и автомобильный транспорт: Водный, воздушный и автомобильный транспорт Восстановление и развитие речного и морского транспорта. Обновление и пополнение флота новыми судами, интенсификация перевозок. Восстановление гражданского воздушного флота, обновление и развитие авиационного парка. Автомобильный транспорт в восстановлении экономики в послевоенный период, строительство новых дорог и автомобильных заводов в 1960-1980-е гг.

6.4. Развитие транспорта в современном мире (рубеж XX- XXI в.): Развитие транспорта в современном мире (рубеж XX- XXI в.) Роль транспорта в развитии торгово-экономических отношений в современном мире. Основные направления и тенденции развития железнодорожного, водного, авиационного, автомобильного и трубопроводного транспорта. Конкуренция, преимущества и недостатки различных видов транспорта.

6.5. Транспорт современной России (рубеж XX- XXI в.): Транспорт современной России (рубеж XX- XXI в.) Транспорт в условиях перехода к рыночным отношениям (1985-1990 гг.). Транспортная система России в условиях рыночных реформ (1990-2000-е гг.). Изменение законодательной транспортной отрасли. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (июль 1995 г.). Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в XXI в. Акционирование железных дорог. Основные вопросы развития воздушного, водного и автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики.

6.6. Роль науки в развитии транспорта: Роль науки в развитии транспорта Крупнейшие ученые транспортной отрасли и научные достижения.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   2
2 2 2   2
3 2 2   6
4 2 2   8
5 2 2   12
6 2 2   9
Итого 12 12   39
В т.ч. по интерактивным формам 2      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 1.1. Предмет и функции курса «История транспорта» как 1.2. Транспорт как важнейшая составляющая экономического развития. 2
2 2.1. Транспорт древних цивилизаций (Древний Египет, Древняя Греций, Древний Китай и др). 2.2. Развитие транспорта в эпоху средневековья. 2.3. Транспортная система Киевской Руси (IX-XII вв.). 2.4. Пути сообщения Московского государства (XV-XVII вв.). 2
3 3.1. Развитие транспорта в Западной Европе в XVIII-XIX вв. 3.2. Транспорт России в XVIII -1-й пол. XIX вв. 3.3. Транспортная отрасль России во 2-й пол. XIX в. 3.4. Государственная политика в области развития транспортной отрасли. 3.5. Транспорт России на рубеже XIX-XX в. 3.6. Автомобильный, авиационный и водный транспорт на рубеже XIX-XX вв. 3.7. Развитие науки и образования 2
4 4.1. Развитие транспорта на рубеже XIX-XX вв. 4.2. Развитие транспорта в XX в. 2
5 5.1. Транспортная система России в условиях политических и социально-экономических изменений начала XX в. 5.2. Восстановление и развитие отечественного железнодорожного транспорта. 5.3. Транспорт в индустриальном развитии страны в годы предвоенных пятилеток. 5.4. Государственная политика по подготовке специалистов транспортной отрасли. 5.5. Транспортная система СССР накануне и в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн. 5.6. Вклад ученых и специалистов-транспортников в Победу. 2
6 6.1. Транспорт СССР во 2-й пол. XX в. 6.2. Развитие железнодорожного транспорта 6.3 Водный, воздушный и автомобильный транспорт 6.4. Развитие транспорта в современном мире (рубеж XX- XXI в.) Роль транспорта в развитии торгово-экономических отношений в современном мире. 6.5. Транспорт современной России (рубеж XX- XXI в.) 6.6. Роль науки в развитии транспорта 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 1.1. Предмет и функции курса «История транспорта» как отрасли научного знания, его место в системе исторических дисциплин. 1.2. Транспорт как важнейшая составляющая экономического развития. Влияние социально-экономических и физико-географических особенностей на развитие путей сообщения. Структурные элементы транспортной системы. 2
2 2.1. Развитие транспорта древних цивилизаций (Древний Египет, Древняя Греций, Древний Китай и др). Роль водного и сухопутного транспорта в развитии древних цивилизаций. 2.2. Развитие транспорта в эпоху средневековья. Крупнейшие географические открытия, повлиявшие на развитие новых торговых путей. Технологическая революция. Начало машинного производства в Западной Европе и его влияние на развитие транспорта. 2
3 3.1. Развитие транспорта в Западной Европе в XVIII-XIX вв. Первая научно-техническая революция (середина XVIII-начало XIX вв.) и развитие транспорта. Создание первых машин как предпосылка развития транспорта. Начало парового судоходства. Применение пара на железнодорожном и сухопутном транспорте. Появление паровоза и развитие железных дорог. Начало воздухоплавания и зарождение авиации. Появление двигателя внутреннего сгорания. Крупнейшие ученые и их научные достижения, повлиявшие на развитие транспорта. 3.2. Транспорт России в XVIII -1-й пол. XIX вв. Начало подготовки инженеров путей сообщения (1809). Предпосылки развития железнодорожного транспорта в России и начало железнодорожного строительства. Возведение и ввод в эксплуатацию Царскосельской (1837) и Петербурго-Московской железных дорог (1842-1851) и их роль в развитии путей сообщения в России. Вклад отечественных ученых и инженеров в развитие путей сообщения. 3.3. Транспортная отрасль России во 2-й пол. XIX в. Сухопутные и водные пути сообщения в середине и второй половине XIX в. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) как катализатор железнодорожного строительства. 3.5. Транспорт России на рубеже XIX-XX в. Роль железнодорожного транспорта в развитии российской экономики на рубеже XIX-XX в. Интенсивное железнодорожное строительство в России на рубеже XIX-XX вв., новые подходы к эксплуатации железных дорог. С.Ю. Витте и его роль в развитии железнодорожного транспорта. Транссибирская железнодорожная магистраль: основные этапы и особенности ее возведения. Значение Транссибирской магистрали для развития государства. 3.7. Развитие науки и образования Вклад российских ученых и инженеров в развитее транспортной отрасли. Развитие транспортного образования. 6
4 4.1. Развитие транспорта на рубеже XIX-XX вв. Вторая научно-техническая революция и ее влияние на развитие транспорта (1870-1900 гг.). Появление новой техники и новых материалов в ходе индустриализации и их роль в развитии транспорта (XIX-XX вв.). Изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания. Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта на рубеже XIX-XX вв. 4.2. Развитие транспорта в XX в. Возникновение автомобильного и авиационного транспорта. Развитие железнодорожного транспорта в первой пол. XX в. Транспорт в Первой мировой и Второй мировой войнах и в послевоенный восстановительный период. Третья научно-техническая революция (вторая пол. XX в.) и ее влияние на развитие транспортной отрасли. Автоматизация и информатизация, развитие энергетики и новых материалов. 8
5 5.2. Восстановление и развитие отечественного железнодорожного транспорта. Формирование отечественной транспортной системы на новой технической основе и ее роль в развитии экономики страны. Реформирование железнодорожного транспорта в 1920-1930-е гг. Возведение крупнейших железнодорожных магистралей (Турксиб, Москва-Донбасс и др.). 5.3. Роль транспорта в индустриальном развитии страны в годы предвоенных пятилеток. Развитие речного и морского транспорта. Создание отечественной авиационной и автомобильной промышленности. 5.5. Транспортная система СССР накануне и в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн. Развитие железнодорожного транспорта в предвоенный период: строительство новых и реконструкция старых железных дорог, станций и узлов, обновление подвижного состава, укрепление ремонтной базы. Перестройка железнодорожного транспорта на военный лад и его роль в эвакуации промышленных предприятий на восток. Железнодорожники тыла – фронту. Железнодорожники и железнодорожный транспорт в событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн. Водный, авиационный и автомобильный транспорт в годы войны. 5.6. Вклад ученых и специалистов-транспортников в Победу. 12
6 6.2. Развитие железнодорожного транспорта: техническое перевооружение (1956-1965); Генеральный план электрификации железных дорог (1956) и основные этапы его осуществления. Основные этапы развития отечественного локомотивостроения, вагоностроения и вагонного хозяйства. Развитие систем связи, автоматизации, вычислительной техники и информационных технологий. Строительство новых железных дорог: Байкало-Амурской магистрали и др. 6.3 Водный, воздушный и автомобильный транспорт Восстановление и развитие речного и морского транспорта. Обновление и пополнение флота новыми судами, интенсификация перевозок. Восстановление гражданского воздушного флота, обновление и развитие авиационного парка. Автомобильный транспорт в восстановлении экономики в послевоенный период, строительство новых дорог и автомобильных заводов в 1960-1980-е гг. 6.4. Развитие транспорта в современном мире (рубеж XX- XXI в.) Роль транспорта в развитии торгово-экономических отношений в современном мире. Основные направления и тенденции развития железнодорожного, водного, авиационного, автомобильного и трубопроводного транспорта. Конкуренция, преимущества и недостатки различных видов транспорта. 6.5. Транспорт современной России (рубеж XX- XXI в.) Транспортная система России в условиях рыночных реформ (1990-2000-е гг.). Изменение законодательной транспортной отрасли. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (июль 1995 г.). Основные вопросы развития воздушного, водного и автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики. 6.6. Роль науки в развитии транспорта Крупнейшие ученые транспортной отрасли и научные достижения. 9

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
УК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-5 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и функции курса «История транспорта» и его место в системе исторических дисциплин.
2) Транспорт древних цивилизаций как предыстория транспортного развития.
3) Водный и сухопутный транспорт Древней Руси.
4) Водный и сухопутный транспорт Московского государства.
5) Развитие путей сообщения в России в XVIII в.
6) Открытия, ставшие базовыми для развития железнодорожного транспорта.
7) Начало железнодорожного строительства в России: Царскосельская и Петербурго-Московская железные дороги.
8) Создание общегосударственных органов управления путями сообщения в России.
9) Подготовка специалистов для транспортной отрасли России.
10) Железнодорожное строительство в регионах России. Северо-Кавказские железные дороги.
11) С.Ю. Витте и его роль в железнодорожном строительстве.
12) Транссибирская железнодорожная магистраль и ее историческое значение.
13) Развитие железных дорог мира во второй половине XIX в.
14) Роль научных открытий в развитии транспорта в XIX в.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать особенности складывания структурных элементов транспортной системы.
2) Охарактеризовать развитие железных дорог России на рубеже XIX-XX вв.
3) Проанализировать особенности транспортного развития Европейских стран накануне первой мировой войны и в послевоенный период.
4) Проанализировать основные итоги транспортного развития Российской империи к февралю 1917 г.
5) Охарактеризовать деятельность крупнейших ученых и инженеров П.П. Мельникова, Н.А. Белелюбского и др. и их вклад в развитие железнодорожного транспорта.
6) Рассмотреть основные мероприятия советской власти по созданию транспортной системы государства.
7) Рассмотреть вопросы создания новой системы управления транспортом. Наркомат путей сообщения (НКПС).
8) Охарактеризовать восстановление и развитие отечественной транспортной системы в 1920-е-1930-е гг.
9) Проанализировать роль транспорта в осуществлении плана индустриализации страны.
10) Рассмотреть развитие железнодорожного транспорта в 1920-е-1930-е гг.
11) Рассмотреть развитие речного и морского транспорта в 1920-е-1930-е гг.
12) Охарактеризовать основные этапы создания отечественной авиационной и автомобильной промышленности в 1920-е-1930-е гг.
13) Рассмотреть государственную политику по формированию системы транспортных учебных заведений.
14) Проанализировать состояние транспортная система советского государства накануне Великой Отечественной войны.
15) Мировая транспортная система накануне и в годы Второй мировой войны.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Охарактеризуйте основные вопросы функционирования железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны.

2) Охарактеризуйте основные этапы деятельности по восстановлению и развитию транспортной системы СССР в послевоенный период (1946-1955).

3) Охарактеризуйте основные направления развития железнодорожного транспорта в 1956-1965.

4) Проанализируйте Генеральный план электрификации железных дорог и основные.

5) Рассмотрите деятельность по восстановлению и развитию речного и морского транспорта в послевоенный период.

6) Рассмотрите деятельность по развитию воздушного транспорта в послевоенный период. Обновление авиационного парка.

7) Охарактеризуйте развитие автомобильного транспорта: активное участие в восстановлении экономики в послевоенный период.

8) Проанализируйте развитие железнодорожного транспорта в 1960-е-1980-е гг.

9) Рассмотрите вклад крупнейших ученых и их научные достижения в развитии транспортной отрасли в 1960-е-1980-е гг.

10) Охарактеризуйте транспортную систему СССР в условиях перехода к рыночным отношениям.

11) Охарактеризуйте транспортную систему России в условиях рыночной реформы.

12) Проанализируйте основные положения Концепции Проанализируйте структурной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации в XXI в.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  УК-5 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Симакова О.В. Железные дороги. Общий курс [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.В. Симакова. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2014. — 224 c. ЭБС IPRBooks
2 Иванов, И. А. Дороги мира. История и современность [Электронный ресурс] / И. А. Иванов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Инфра-Инженерия, 2017. — 282 c. ЭБС IPRBooks
3 Вульфов, А. История железных дорог российской империи. Все-таки строить [Электронный ресурс] / А. Вульфов. — Электрон. текстовые данные. — М. : РИПОЛ классик, 2016. — 744 c. ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Харченко Л.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "История транспорта". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Харченко Л.Н. История транспорта России: учебно-методическое пособие / Л.Н. Харченко; ФГБОУ ВО РГУПС. –Ростов н/Д: РГУПС, 2019. – 31 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48244.