РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1М.В.ОД "Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Программа прикладной магистратуры

Система государственного и муниципального управления

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.плт.н. Аштаев Юрий Сергеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ОД "Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.ю.н. Черепахина Ольга Леонидовна, юрисконсульт, Филиал ФАУ Министерства обороны РФ "ЦСКА".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВОД_Управление и п в у р и н_М_38.04.04_во_2_ГМУ_и48054.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Система государственного и муниципального управления".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Методы разработки и принятия управленческих решений и их реализации";

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Сущность и содержание различных категорий инвестиций и инвестиционной деятельности в условиях неопределенности и рисков, методы оценки эффективности инвестиционных проектов.

Умеет: Находить и принимать организационные управленческие решения при разработке инвестиционного проекта, в том числе и в кризисных ситуациях. Умеет работать с законодательными и другими нормативными документами, статистическими материалами, научной литературой, чтобы правильно понимать процессы, происходящие в инвестиционной сфере, уметь оценить тенденции и перспективы ее развития.

Имеет навыки: Владения методами управления на всех этапах жизненного цикла инвестиционного проекта в условиях риска и неопределенности.

ПК-2 - владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях

Место дисциплины 1М.В.ОД "Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Управление проектами".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУМ, КУМ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   60
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 10   10
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 50   50
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 4 10
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 10 10   10
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   68 53
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 9     9
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 112   68 44
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Теоретические основы управления инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности. (Компетенция/и ПК-2)

2. Жизненный цикл инвестиционного проекта. (Компетенция/и ПК-2)

3. Методология оценки рисков инвестиционного проекта. (Компетенция/и ПК-2)

4. Эффективность инвестиционных проектов. (Компетенция/и ПК-2)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   12
2 4 8   12
3 4 8   12
4 4 8   14
Итого 16 32   50
В т.ч. по интерактивным формам 8      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Проблемы инвестиционной деятельности. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Сущность инвестиционного проекта и основное содержание управления проектами. Понятие, экономическое содержание риска и неопределенности в инвестиционном проектировании. Сущность и причины неопределенности. Обусловленность рисков наличием неопределенности. Виды рисков проектной деятельности и факторы, их определяющие. 8
2 Содержание стадий жизненного цикла проекта. Разработка жизненного цикла инвестиционного проекта. Процесс принятия инвестиционного решения по проекту. 8
3 Методы оценки проектных рисков. Факторы, определяющие выбор методов оценки рисков. Специфика оценки рисков инновационных проектов. 8
4 Основные этапы разработки экономического обоснования. Основные методы оценки экономической эффективности инвестиций. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Проблемы инвестиционной деятельности. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Сущность инвестиционного проекта и основное содержание управления проектами. Понятие, экономическое содержание риска и неопределенности в инвестиционном проектировании. Сущность и причины неопределенности. Обусловленность рисков наличием неопределенности. Виды рисков проектной деятельности и факторы, их определяющие. 12
2 Содержание стадий жизненного цикла проекта. Разработка жизненного цикла инвестиционного проекта. Процесс принятия инвестиционного решения по проекту. 12
3 Методы оценки проектных рисков. Факторы, определяющие выбор методов оценки рисков. Специфика оценки рисков инновационных проектов. 12
4 Основные этапы разработки экономического обоснования. Основные методы оценки экономической эффективности инвестиций. 14

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 112 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шевкунов, Н.О. Управление проектами [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / Н. О. Шевкунов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 22 с. - Библиогр. : 3 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-2 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1. Инвестиционный проект: понятие и виды. 2. Жизненный цикл инвестиционного проекта. 3. Подготовка к разработке инвестиционного проекта. 4. Управление организацией проектирования. 5. Бизнес-план инвестиционного проекта. 6. Системный подход в управлении проектами. 7. Финансовое моделирование проекта. 8. Сравнительный анализ стандартов управления проектами. 9. Ценностно-ориентированное управление проектами. 10. Управление проектами с учетом принципов концепции устойчивого развития. 11. Учет неопределенности и рисков в инвестиционном проекте. 12. Денежные потоки и финансирование проекта. 13. Управление инновационным проектом на примере ... 14. Стратегическое планирование как основа для создания инвестиционных проектов. 15. Структура инвестиционного проекта. 16. Освоенный объем в управлении проектами. Проблемы освоенного объема. 17. Организационные особенности реализации крупных проектов на территории РФ. 18. Анализ внешней среды - основная процедура при подготовке инвестиционного проекта. 19. Управление изменениями в крупном инвестиционном проекте. 20. Инструменты и методы управления рисками инвестиционного проекта. 21. Управление рисками инфестиционного проекта: теория и практика.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Экономическая сущность и классификация инвестиций.
2) Значение и цели инвестирования.
3) Роль инвестиций в развитии экономики.
4) Механизмы осуществления инвестиционной деятельности.
5) Объекты и субъекты инвестиционной деятельности.
6) Сущность и типология инвесторов.
7) Порядок прекращения или приостановления инвестиционной деятельности.
8) Основные нормативные документы, регламентирующие инвестиционную деятельность в России.
10) Цели и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
11) Государственная защита и гарантии инвестиций.
12) Инвестиционная политика РФ и зарубежных стран, основные модели.
13) Содержание, классификация и особенности инвестиционных проектов.
14) Понятие и экономическое содержание риска.
15) Понятие и содержание неопределенности в инвестиционном проектировании.
16) Сущность и причины неопределенности.
17) Виды рисков проектной деятельности.
18) Управление инвестиционными проектами.
19) Объекты и субъекты проектного управления.
20) Процессы управления проектами.
21) Основные подходы к управлению проектами.
22) Проблемы управления проектами.
23) Содержание фаз жизненного цикла инвестиционного проекта.
24) Содержание и порядок разработки технико-экономического обоснования инвестиционного проекта.
25) Понятие, структура и роль бизнес-плана.
26) Формирование бюджета инвестиционного проекта.
27) Основные стадии инвестиционного проекта.
28) Сущность, назначение инвестиционного решения.
29) Факторы, влияющие на процесс принятия инвестиционного решения.
30) Условия неопределенности принятия инвестиционного решения.
31) Виды инвестиционных рисков.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать основные подходы к оценке рисков инвестиционных проектов.
2) Охарактеризовать факторы, определяющие выбор методов оценки рисков.
3) Применить качественные методы оценки проектных рисков.
4) Провести качественный анализ рисков.
5) Выявить причины и последствия проектных рисков.
6) Использовать количественные методы оценки проектных рисков.
7) Провести количественный анализ рисков.
8) Показать специфику оценки рисков инновационных проектов.
9) Определить особенности оценки проектных рисков в финансово-кредитной сфере.
10) Провести оценку рисков инвестиционных проектов в реальном секторе национальной экономике.
11) Планировать сроки инвестиционного проекта.
12) Формировать участников проектной деятельности.
13) Руководить инвестиционным проектом.
14) Формировать рабочую группу инвестиционного проекта.
15) Выбирать организационную форму инвестиционного проекта.
16) Контролировать ход выполнения инвестиционного проекта.
17) Применять системный подход в управлении.
18) Осуществлять оперативное управление.
19) Осуществлять управление качеством.
20) Разрабатывать концепции инвестиционного проекта.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения основных методов оценки эффективности инвестиций: коммерческих, экономических,бюджетных и социальных результатов реализации инвестиционных проектов.

2) Применения системы показателей, используемой в международной и деловой практике РФ.

3) Выбора проекта из альтернативных.

4) Ранжирования при отборе проектов.

5) Использования информации о современных методах финансирования инвестиционных проектов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 2 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова, Е. Ф. Щипанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — (Университеты России). ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Воронцовский А.В. Управление рисками: учебник / А.В. Воронцовский. - М.: Издательство "Юрайт", 2019. - 414 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Аштаев Ю.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Шевкунов, Н.О. Управление проектами [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / Н. О. Шевкунов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 22 с. - Библиогр. : 3 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48054.