РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1М.В.ДВ "Политическая конфликтология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Программа прикладной магистратуры

Система государственного и муниципального управления

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.плт.н. Аштаев Юрий Сергеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ДВ "Политическая конфликтология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, зав. кафедрой теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВДВ_Политическая к_М_38.04.04_во_3_ГМУ_п47977_и47996.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Политическая конфликтология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Политическая конфликтология" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Система государственного и муниципального управления".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Современные методы социологических исследований и диагностики";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные направления регулирования публичного сектора; содержание дисциплин базовой части цикла

Умеет: использовать знания при оценке современных социально-экономических процессов; успешно решать проблемы в области государственного и муниципального управления

Имеет навыки: методами эффективного управления в социальной сфере; навыками обоснования тенденций развития общества и системы государственного и муниципального управления

ПК-3 - способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями

Место дисциплины 1М.В.ДВ "Политическая конфликтология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Служебная этика и культура управления", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУМ, КУМ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 15 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 15 15 7 8
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 11 11 3 8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 156   65 91
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 144   65 79
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 15 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Политическая конфликтология как наука и учебная дисциплина. (Компетенция/и ПК-3)

1.1. Методы и методология изучения политической конфликтологии: 1) Институциональный метод исследования политических институтов. 2) Социологические методы - основные методы в общей и политической конфликтологии. 3) Общественное развитие через борьбу различных социальных групп с позиций конфликтологической парадигмы.

1.2. Функции, роль и значение политической конфликтологии: 1) Познавательная функция как способ познания природы политического конфликта. 2) Диагностическая функция в системе мониторинга политической реальности. 3) Значение организационно-технологиеской функции в системе мер по предупреждению и разрешению конфликтных ситуация в политической сфере. 4) Теоретические и прикладные методы конфликтологии.

2. Возникновение и развитие конфликтологических идей и теорий. (Компетенция/и ПК-3)

2.1. Представления о конфликте и консенсусе в эпохи Античности и Средневековья: 1) Политическое учение Конфуция. 2) Политические взгляды древнегреческих философов: Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля. 3) Социально-политическая мысль в Средние века: Аврелий августи и Фома Аквинский.

2.2. Конфликтологические концепции Нового времени и эпохи Просвещения: 1) Н. Макиавелли как апологет беспринципной политики. 2) Теория общественного договора в политических взглядах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. 3) Классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит).

2.3. Развитие конфликтологических идей в социологических теориях XIX- начале XX в: 1) Роль позитивной социологии (по О. Конту) в разрешении социальных конфликтов. 2) Теория классового конфликта в работах К. Маркса и Р. Дарендорфа. 3) Основные положения конфликтологического функционализма Л. Козера. 4) Т. Шеллинг: "Стратегия конфликта". 5) Особенности становления и развития конфликтологии в России.

3. Понятие, сущность, особенности и типология политического конфликта. (Компетенция/и ПК-3)

3.1. Понятие и сущность политического конфликта, его особенности и типология: 1) Научные подходы к понятию политического конфликта. 2) Особенности политического конфликта: публичность и открытый характер проявления; всеобщая значимость; обусловленность властными отношениями; идеологический характер мотивации конфликта; институциональная организованность; правовые коллизии политического конфликта и др.

3.2. Конфликты политических интересов и политических культур: 1) Понятие конфликта политических интересов. 2) Конфликт политических культур как разновидность политического конфликта. 3) Латентный конфликт политических культур в современном российском обществе.

3.3. Этнополитические и религиозно-политические конфликты, причины возникновения: 1) Понятие и признаки ип этнополитического коняликта. 2) Причины возникновения этнических конфликтов. 3) Классификация этнических конфликтов. 4) Основания возникновения религиозно-политических конфликтов.

4. Структура политического конфликта. (Компетенция/и ПК-3)

4.1. Основные элементы структуры политического конфликта: 1) Научные подходы к структурной модели конфликта (К. Митчелл, А.И. Шипилов, Л.Н. Тимофеев, А.Р. Аклаев, В.П. Ратников, М. Вебер). 2) Субъекты политического конфликта, их характеристика.

4.2. Участники политического конфлитка и среда его развития: 1) Место и роль лидера в структуре политического конфликта. 2) Роль жертвы в структуре политического конфликта. 3) Внутренняя оппозиция и "пятая колонна" в структуре противоборствующей стороны. 4) Уровни развертывания политического конфликта.

5. Политологический анализ конфликта и конфликтного поведения. (Компетенция/и ПК-3)

5.1. Определение общей динамики конфликта: 1) Научные точки зрения на динамику конфликта (В.Ф. Нэх, В.П. Пугачев, В.П. Ратников, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов и др.). 2) Возникновение противоречия и формирование конфликтной ситуации. 3) Понятие инцидента, его место и роль в структуре и динамике политического конфликта.

5.2. Развитие конфликта, его разрешение и послеконфликтная стадия: 1) Стадия эскалации конфликта. 2) Причины "переоценки ценностей" во взаимоотношениях конфликтующих сторон. 3) Варианты развития событий на стадии деэскалации и разрешения конфликта. 4) Роль послеконфликтной стадии в завершении конфликта.

6. Формы противоборства в структуре политического конфликта. (Компетенция/и ПК-3)

6.1. Война и революция как формы политического конфликта: 1) Понятие войны и ее место в политике. 2) Сходство и раличие понятий "война" и "военный конфликт". 3) Признаки войны и их значение для теоретического анализа политического конфликта. 4) Причины возникновения войн. 5) Понятие революции с конфликтологической точки зрения. 6) Стадии развития революции. 7) Причины и признаки революций.

6.2. Политический конфликт в различных типах политической системы: 1) Политический конфликт в условиях тоталитаризма, авторитаризма и демократии.

6.3. Насилие в политическом (социальном) конфликте: 1) Научные подходы к понятию и типологизации политического насилия (А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин и др.). 2) Научные объяснения человеческой агрессивности. 3) Научные теории по ограничению насилия (К. Лоренц, З. Фрейд, Л. Толстой, А.А. Гусейнов, И.А. Ильин и др.).

7. Урегулирование и разрешение политических конфликтов. (Компетенция/и ПК-3)

7.1. Общие принципы и подходы к урегулированию и разрешению политических конфликтов: 1) Принципы урегулирования конфликта: принцип постепенности и принцип синхронности (М.М. лебедев). 2) Возможные варианты урегулирования политических конфликтов в современной России. 3) Специфика управления политическим конфликтом.

7.2. Переговоры как способ предупреждения и разрешения политического конфликта: 1) Понятие и суть переговоров. 2) Типология и функции политических переговоров. 3) Роль третьей стороны в переговорах. 4) PR-сопровождение переговорного процесса. 5) Подготовка и проведение переговоров.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 3 5   14
2 3 5   14
3 2 5   14
4 2 5   14
5 2 4   14
6 2 4   13
7 2 4   13
Итого 16 32   96
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Определение понятия «конфликтология». Методы исследования конфликтологии. Функции конфликтологии. Роль и значение конфликтологии как науки и учебной дисциплины. История развития конфликтологической мысли. 5
2 2.1 Представления о конфликте и консенсусе в эпохи Античности и Средневековья 2.2 Конфликтологические концепции Нового времени и эпохи Просвещения 2.3 Развитие конфликтологических идей в социологических теориях XIX- начале XX в. 5
3 Определение понятия и сущности социально-политического конфликта. Сравнительный анализ социального, политического и социально-политического конфликтов. Различие конфликтов по объекту, предмету и сторонам конфликтного взаимодействия. Возможные варианты трансформации конфликтов. Причины возникновения социально-политических конфликтов. 5
4 Элементарная структура конфликта. Сложная структура конфликта. Противоборствующая сторона конфликта. Третья сторона конфликта. Объект и предмет конфликта. Основные виды социальных конфликтов. 5
5 Конструирование «жертвы» как способ создания управляемого конфликта: Понятие «жертва» в социально-политическом конфликте. Причины конструирования «жертвы» в конфликте. Механизмы и этапы конструирования «жертвы» в конфликте. Практики конструирования «жертвы» в конфликте. 4
6 Социально-политический протест. Политическая и социальная революция. «Цветные» революции и причины их возникновения. Гражданская война. 4
7 Понятия «урегулирование» и «разрешение» конфликта. Основные способы урегулирования социально-политических конфликтов. Управление конфликтами. Роль третьей стороны в урегулировании социально-политических конфликтов. 2
Переговоры как способ предотвращения и разрешения социально-политических конфликтов: Понятие и суть переговоров. Типология и функции переговоров. PR – сопровождение переговорного процесса. Подготовка и проведение переговоров. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1.1 Методы и методология изучения политической конфликтологии 1.2 Функции, роль и значение политической конфликтологии 14
2 2.1 Представления о конфликте и консенсусе в эпохи Античности и Средневековья 2.2 Конфликтологические концепции Нового времени и эпохи Просвещения 14
3 3.1 Понятие и сущность политического конфликта, его особенности и типология. 3.2 Конфликты политических интересов и политических культур. 3.3 Этнополитические и религиозно-политические конфликты, причины возникновения. 14
4 4.1 Основные элементы структуры политического конфликта. 4.2 Участники политического конфлитка и среда его развития 14
5 5.1 Определение общей динамики конфликта. 5.2 Развитие конфликта, его разрешение и послеконфликтная стадия. 14
6 6.1 Война и революция как формы политического конфликта. 6.2 Политический конфликт в различных типах политической системы 13
7 7.1 Общие принципы и подходы к урегулированию и разрешению политических конфликтов. 7.2 Переговоры как способ предупреждения и разрешения политического конфликта 13

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 144 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хубулури, Е. И. Политическая конфликтология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е. И. Хубулури ; ред. И. Ф. Денисенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 23 с. - Библиогр. - Глоссарий. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-3 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Конфликтология как междисциплинарная наука. Понятие "конфликт" и его основные
характеристики.
2) Понятие "политический конфликт". Объект и предмет политической конфликтологии.
3) Функции и методология политической конфликтологии.
4) Методика исследования случая (case-study) и ее применение в анализе политических
конфликтов.
5) Исследования конфликтов в социологии.
6) Исследование конфликтов в психологии.
7) Исследования конфликтов в политической науке.
8) Исследования конфликтов в международных отношениях.
9) Новейшие тенденции в развитии конфликтологии.
10) Сущность и причины политических конфликтов.
11) Основные типологии политических конфликтов.
12) Позитивные и негативные функции политических конфликтов.
13) Кризис в процессе развертывания политического конфликта.
14) Модели кризисного развития политических конфликтов.
15) Внутренние вооруженные конфликты в контексте кризисного развития общества и
политической системы.
16) Война и изменение ее характера в начале XXI века.
17) Парламентские, правительственные, конституционные кризисы в политике.
18) Завершение как этап в развитии конфликта. Управление политическими конфликтами.
19) "Замораживание" политических конфликтов.
20) Урегулирование и разрешение политических конфликтов.
21) Политические конфликты в современной России и их специфика.
22) Понятие "этнополитический конфликт".
23) Специфика этнополитических конфликтов.
24) Причины и типы этнополитических конфликтов.
25) Механизм развертывания этнополитического конфликта.
26) Конфликтогенность в современной мировой политике: основные факторы и тенденции.
27) Объяснительные модели конфликтов в мировой политике в 90-е гг. XX века.
28) Объяснительные модели конфликтов в мировой политике в начале XXI века.
29) Понятие и виды международно-политических конфликтов.
30) Причины, субъекты, функции и этапы международно-политических конфликтов.
31) Возможности урегулирования международно-политических конфликтов.
32) Сущность политического терроризма. Политический террор и политический терроризм.
33) Причины, цели и методы террористической деятельности. Принципы организации
террористических группировок.
34) Типологии политического терроризма. Государственный, международный и внутренний
терроризм.
35) Политический терроризм экстремизм в современной России и его специфика.
36) Контртеррористическая и антитеррористическая деятельность мирового сообщества и
национальных государств.
37) Левый терроризм: цели, идеологемы, организации, методы деятельности.
38) Правый терроризм: цели, идеологемы, организации, методы деятельности.
39) Националистический терроризм: цели, идеологемы, организации, методы деятельности.
40) Исламистский терроризм: цели, идеологемы, организации, методы деятельности.
41) Понятие "переговоры". Функции переговоров.
42) Переговоры в условиях конфликта.
43) Подготовка к переговорам.
44) Структура переговорного процесса.
45) Стили ведения переговоров.
46) Особые случаи в ведении переговоров.
47) Третья сторона в политическом конфликте. Эффективность посредничества.
48) Использование силы и применение санкций третьей стороной при урегулировании
конфликта.
49) Технология посредничества.
50) Виды посредничества. Официальное и неофициальное посредничество.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Конструировать определение категорий: Агрессия. Военная стадия конфликта. Вооруженный конфликт.
2) Конструировать определение категорий: Временная граница конфликта. Добрые услуги. Консенсус.
3) Конструировать определение категорий: Конфликт. Конфликтная ситуация. Конфликтная установка. Конфликтное поведение.
4) Конструировать определение категорий: Конфликтология международных отношений. Международно-политический конфликт. Международный конфликт. Межнациональный конфликт.
5) Конструировать определение категорий: Миротворческие операции. Миротворческие силы.
6) Конструировать определение категорий:Национально-освободительная война. Объект конфликта. Организатор конфликта.
7) Конструировать определение категорий: Переговоры. Подстрекатель к конфликту. Политическая причина конфликта.
8) Конструировать определение категорий: Пособник конфликта. Посредничество. Предмет конфликта.
9) Конструировать определение категорий: Предупреждение конфликта. Принудительные действия.
10) Конструировать определение категорий: Промежуточная (предвоенная) стадия международного конфликта. Пространственная граница конфликта.
11) Конструировать определение категорий: Противоборствующая сторона. Противоречие. Разрешение конфликта.
12) Конструировать определение категорий: Социально-культурная причина конфликта. Социально-психологическая причина конфликта.
13) Конструировать определение категорий: Среда международного конфликта. Стратегия конфликтного поведения.
14) Конструировать определение категорий: Третья сторона. Урегулирование конфликта. Участник конфликта.
15) использовать знания при оценке современных социально-экономических процессов; успешно решать проблемы в области государственного и муниципального управления.
16) ориентироваться в вопросах международной конкуренции.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Навыками анализа влияния международного права на конфликтологию международных отношений.

2) Навыками анализа общепризнанных принципов международного права в контексте конфликтологии международных отношений.

3) Навыками анализа конфликтов в сфере мировой политики, межнациональных конфликтов.

4) Навыками анализа конфликта как противоречия, границ конфликта (пространственных границ конфликта, временных границ конфликта, начала и окончания конфликта).

5) Навыками анализа функций конфликта.

6) Навыками анализа геополитических подходов к определению участников конфликта.

7) Навыками анализа причин конфликтов в сфере международных отношений.

8) Навыками анализа международно-правовых механизмов воздействия на конфликтные ситуации международного характера.

9) Навыками анализа миротворческих операций и их роли в разрешении международных конфликтов.

10) Навыками анализа стадий, видов, типов и форм миротворческой деятельности в конфликтных регионах.

11) обоснования тенденций развития общества и системы государственного и муниципального управления.

12) разрабатки систем стратегического, текущего и оперативного контроля.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 3 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сирота, Н. М. Политическая конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Сирота. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 121 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07245-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт] ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Абашидзе, А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-07334-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт] ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Аштаев Ю.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Политическая конфликтология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Хубулури, Е. И. Политическая конфликтология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е. И. Хубулури ; ред. И. Ф. Денисенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 23 с. - Библиогр. - Глоссарий. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47996.