РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Строительная физика"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

08.03.01 Строительство

Профильная направленность

Промышленное и гражданское строительство

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Богатина Алла Юрьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Строительная физика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Прокопов Альберт Юрьевич, профессор, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Строительная ф_Б_08.03.01_во_6_ИПС_п47899_и47901.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Строительная физика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Строительная физика" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Промышленное и гражданское строительство".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "САПР зданий", "САПР сооружений";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства

Знает: нормативную базу проектирования, конструирования и расчета зданий и сооружений; основные понятия климатологии, теплофизики и теплотехники. архитектурной светологии и строительной светотехники; архитектурной и строительной акустики; основные физические явления, фундаментальные понятия, законы и теории классической и современной физики

Умеет: на основании нормативной базы выполнять сбор данных для выполнения проектирования зданий, составлять заключение о состоянии строительных конструкций здания по результатам теплотехнического обследования и выполнять обработку результатов статических и динамических испытаний конструкций и систем здания

Имеет навыки: владения методами и средствами технических измерений, приемами использования стандартов и других нормативных документов при оценке ссотояния строительных конструкций; овладения сновами современных методов проектирования и расчета конструктивных элементов зданий и сооружений применительно к разделу "Строительная физика"

Индикатор:
ОПК-3.4 - Оценка условий работы строительных конструкций, оценка взаимного влияния объектов строительства и окружающей среды
ОПК-6 - Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов

Знает: функциональные основы проектирования, особенности современных несущих и ограждающих конструкций и приемы объемно-планировочных решений зданий

Умеет: умеет определять основные нагрузки и воздействия, действующие на здание (сооружение)

Имеет навыки: владения основными методами расчета и проектирования строительных объектов на базе информационных систем

Индикатор:
ОПК-6.5 - Определение основных нагрузок и воздействий, действующих на здание (сооружение)

Знает: нормативную базу проектирования, конструирования и расчета зданий и сооружений; характер физических процессов, происходящихв населенных пунктах, зданиях, сооружениях и их конструктивных элементах

Умеет: оставлять расчётные схемы здания (сооружения), определять условия работы элемента строительных конструкций при восприятии внешних нагрузок

Имеет навыки: овладения сновами современных методов проектирования и расчета конструктивных элементов зданий и сооружений применительно к разделу "Строительная физика"

Индикатор:
ОПК-6.6 - Составление расчётной схемы здания (сооружения), определение условий работы элемента строительных конструкций при восприятии внешних нагрузок

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Строительная физика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Основания и фундаменты", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗГБ, СГБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 24 24 24
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87   87
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 87   87
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 128   68 60
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 116   68 48
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 12 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Архитектурная акустика. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Физические характеристики звука: 1) Основные понятия акустики 2) Звук. Основные понятия и величины.

1.2. Звуковая среда в городах и зданиях: 1) Звуковая среда в городах 2) Звуковая среда в зданиях.

2. Строительная акустика. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Источники шума в зданиях: 1) Основные термины, понятия, определения 2) Основные источники шума в зданиях.

2.2. Защита от шума помещений, зданий и территорий населенных мест: 1) Основные источники шума в зданиях 2) Защита от шума помещений, зданий и территорий населенных мест.

3. Архитектурная светология. (Компетенция/и ОПК-6)

3.1. Инсоляция помещений, зданий и территорий: 1) Свыетовой климат в архитектуре 2) Инсоляция помещений 3) Инсоляция зданий и территорий.

3.2. Солнцезащита: 1) Архитектурное проектирование срлнцезащиты 2) Солнцезащитные средства.

4. Строительная светотехника. (Компетенция/и ОПК-6)

4.1. Естественное освещение: 1) Значение освещенияв процессе жизнедеятельности людей 2) Основные понятия, термины и определения 3) методика расчета КЕО.

4.2. Искусственное освещение: 1) Цели и задачи 2) Основные термины, обозначения и определения 3) Методика расчета КЕО.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6   22
2 6 6   22
3 6 6   21
4 6 6   22
Итого 24 24   87
В т.ч. по интерактивным формам 2      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Звукопоглощающие конструкции 6
2 Ударный шум в перекрытиях 6
3 Архитектурное проектирование солнцезащиты 6
4 Метод расчета КЕО помещений 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Звуковая среда в зданиях 22
2 Шумозащита в градостроительстве 22
3 Световая архитектура города 21
4 Гигиенические требования к естественному освещению 22

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 116 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОПК-3 +
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

реферативные работы по тематике самостоятельного изучения материала. Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основы теории звуковых волн.
2) Физические характеристики звука.
3) Основные понятия о распределении звука в звуковом поле.
4) Основные закономерности звукопоглощения.
5) Виды звукоизолирующих материалов.
6) Допустимые уровни шума и вибрации.
7) Понятие диффузности звукового поля.
8) Понятие реверберации.
9) Виды звукопоглощающих материалов.
10) Виды источников шума.
11) Нормативные требования к уровню шума на рабочих местах.
12) Нормируемые параметры вибрации.
13) Виды источников шума на открытой территории.
14) Виды шумозащитных барьеров.
15) Основные понятия светологии.
16) Понятие инсоляции помещений.
17) Классификацию солнцезащитных средств.
18) Значение освещения в процессе жизнедеятельности людей.
19) Основы светотехнических расчетов.
20) Требования к естественному освещению помещений.
21) Виды источники искусственного света.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выбирать звукопоглощающие материалы.
2) Определять уровень шума и вибрации.
3) Определять показатели акустических качеств зрительных залов.
4) Анализировать способы определения ударного шума.
5) Строить диаграммы воздушного и ударного шума.
6) Выбирать звукоизолирующие материалы.
7) Использовать методику расчета звукоизоляции от воздушного и ударного шума.
8) Определять виды источников шума в городах.
9) Выбирать инженерные сооружения для защиты придорожной полосы от транспортного шума.
10) Анализировать и выбирать виды оконных проемов по показателям шумозащиты.
11) Устанавливать требования к созданию лесопосадок для защиты от шума.
12) Рассчитывать продолжительность инсоляции помещений.
13) Строить контуры инсолируемых поверхностей помещений.
14) Строить контуры инсолируемых поверхностей застройки.
15) Рассчитывать коэффициент естественного освещения при боковом освещении.
16) Рассчитывать коэффициент естественного освещения при верхнем освещении.
17) Рассчитывать коэффициент естественного освещения при комбинированном освещении.
18) Строить графики естественного освещения.
19) Определять среднее значение коэффициента естественного освещения.
20) Выбирать способы аварийного, охранного и дежурного освещения.
21) Устанавливать требования к источникам искусственного света.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения нормативными требованиями к уровню шума и вибрации в помещениях зданий.

2) Владения принципами акустического проектирования зданий.

3) Владения расчета акустического проектирования зрительных залов.

4) Владения методами проектирования объемно-планировочных решений зрительных залов.

5) Владения методами проектирования ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию.

6) Владения методами проектирования междуэтажных перекрытий с учетом защиты от шумовых воздействий.

7) Владения методами проектирования внутренних стен и перегородок с учетом защиты от шумовых воздействий.

8) Владения методами проектирования элементов ограждающих конструкций с учетом защиты от шумовых воздействий.

9) Владения градостроительными методами и средствами защиты от шума.

10) Владения методами проектирования шумозащитных барьеров.

11) Владения методами нормирования и проектирования инсоляции в архитектуре.

12) Владения методами проектирования солнцезащиты.

13) Владения методами проектирования цветового решения архитектурных объектов.

14) Владения основами проектирования систем естественного освещения.

15) Определения последовательности проектирования естественного освещения.

16) Владения методами проектирования совмещенного освещения.

17) Владения методами проектирования искусственного освещения.

18) Владения методикой графических построений для определения коэффициента естественного освещения при боковом освещении.

19) Владенияметодикой графических построений для определения коэффициента естественного освещения при верхнем освещении.

20)Владения методикой графических построений для определения коэффициента естественного освещения при комбинированном освещении.

21) Владения методами проектирования наружного освещения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 6 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
  ОПК-6 6 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Богатина, А.Ю. Строительная физика: учебн. пособие. В 2 ч. Ч.1. Акустика / А.Ю. Богатина, А.А. Кругликов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 148 с. – Библ.: с. 133-134. ЭБС РГУПС
2 Богатина, А.Ю. Строительная физика: учебн. пособие. В 2 ч. Ч.2. Светология и светотехника / А.Ю. Богатина, А.А. Кругликов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 151 с. – Библ.: с.121-122. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Богатина А.Ю. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Строительная физика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Климатологические, теплофизические и теплотехнические основы проектирования зданий, сооружений и застроенных территорий: учебн. пособие/ А.Ю. Богатина, В.Н. Моргун, А.А. Ревякин; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. –340 с. НТБ РГУПС
3 Богатина А.Ю. Инсоляция помещений, зданий и территорий. Учебно-методическое пособие для практических занятий по дисциплине «Строительная физика», ч. 1 (ЭБС РГУПС): / А.Ю. Богатина, А.А. Ревякин: ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - с. 21. ЭБС РГУПС
4 Богатина А.Ю. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций зданий. Учебно-методическое пособие к выполнению контрольной работы по дисциплине «Строительная физика» (ЭБС РГУПС)/ А.Ю. Богатина, А.А. Ревякин: ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - с. 27 ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Система автоматизированного проектирования "AutoCad И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47901.