РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1М.В.ОД "Служебная этика и культура управления"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Программа прикладной магистратуры

Система государственного и муниципального управления

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.cоц.н., проф. Шилкина Елена Леонидовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ОД "Служебная этика и культура управления" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВОД_Служебная э и к у_М_38.04.04_во_3_ГМУ_п22656_и47806.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Служебная этика и культура управления".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Служебная этика и культура управления" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Система государственного и муниципального управления".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные механизмы современного государственного управления целенаправленной деятельности исполнительных органов власти по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе

Умеет: успешно решать проблемы в области государственного и муниципального управления

Имеет навыки: методами эффективного управления в социальной сфере

ПК-3 - способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями

Место дисциплины 1М.В.ОД "Служебная этика и культура управления" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Муниципальное управление и местное самоуправление", "Профессиональная карьера государственных и муниципальных служащих".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУМ, КУМ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   123
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 123   123
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 4 10
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 10 10   10
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 162   68 94
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 156   68 88
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 180 14 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Этика как наука. (Компетенция/и ПК-3)

1.1. Научные основы, методология, цели и задачи изучения этики государственной и муниципальной службы: Предмет, цели и задачи курса. Место курса в системе гуманитарной подготовки специалистов по управлению. Структура курса, проблемный принцип его построения. Источники и литература. Значение этики и культуры управления в государственной и муниципальной службе. Педагогические аспекты управляющего воздействия. Государственное и муниципальное управление как форма гражданского воспитания. Национальные особенности этики и культуры управления.

1.2. Мораль как форма общественного сознания: Моральные ценности. Моральные нормы. Требования морали. Нравственность. Концепции происхождения морали.

1.3. Функции и принципы морали: Регулятивная функция.. Оценочная функция. . Ориентирующая функция. Познавательная функция.. Мотивационная функция. Коммуникативная функция. Мировоззренческая функция. Гуманизм. Коллективизм. Справедливость. Патриотизм.. Трудолюбие.

2. Этика как регулятор общественной жизни. Проблемы современной социальной этики. (Компетенция/и ПК-3)

2.1. Теоретические основы этики как науки о морали»: Предмет этики. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика» и «мораль»: Моральное измерение личности и общества. Мораль и нравы. Единство морали и многообразие нравов. Индивидуальные и национальные нравы. Этика как наука о морали. Структура, функции, особенности этики.

2.2. Основные проблемы теории морали: Структура, ценности и функции морали. Моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность. Особенности морального и правового регулирования. Этика замкнутых идеологизированных обществ. Проблема утверждения высших моральных ценностей в сфере управления. Моральные аспекты конституционных ценностей: свобода, справедливость, равенство, права граждан.

2.3. Основы политической этики. Этика экономика: этические аспекты экономической деятельности: Предмет политической этики. Проблемы нравственного обоснования политической деятельности. Идея первенства морали по отношению к политике и её разработка. Модель оптимального соотношения морали и политики в современную эпоху. Что такое экономическая этика? Этические нормы цивилизованного бизнеса.

3. Этика государственной и муниципальной службы: ценности и нормы. (Компетенция/и ПК-3)

3.1. Профессиональная этика: Этика управления как специфическая отрасль профессиональной этики. Уровни профессиональной морали. Проблемы этики государственного и муниципального управления на современном этапе. Конфликт интересов. Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме государственного и муниципального служащего.

3.2. Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе: Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе.

3.3. Административная этика: основные функции и принципы административной этики. Основные категории и понятия административной этики. Личность и государственная служба. Мораль служебных аномалий.

3.4. Служебная этика руководителя: Место и роль руководителя в системе административного управления. Проблема ответственности руководителя: основные подходы и концепции. Понятие «органических функций». Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессиональных качеств. Стили руководства в «управленческой решетке» Блейка-Мутона. Руководитель и подчиненный.

3.5. Культура поведения и деловой этикет в государственной службе: Этикет как элемент культуры. Виды современного этикета деловых отношений. Принципы современного этикета деловых отношений. Этика общения и культура речевого поведения на службе. Внешний облик служащего. Этнокультурные особенности делового этикета. Международный протокол и дипломатический этикет: этапы развития и современные требования.

3.6. Разработка кодекса этических норм государственного и муниципального служащего: профессиональные этические кодексы. Особенности этики государственного служащего. Биоэтика – наука о моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.

4. Антикоррупционная культура. (Компетенция/и ПК-3)

4.1. Формирование антикоррупционной культуры: Формирование антикоррупционной культуры – составной части профессиональной этики государственных и муниципальных служащих.

4.2. Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы (этический аспект): Антикоррупционные стратегии стран запада (Германия, Франции, США). Антикоррупционное законодательство США. Служба «Тракфин» во Франции. Антикоррупционная политика Японии, Сингапура, Китая и Южной Кореи.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   30
2 4 8   33
3 4 12   30
4 4 4   30
Итого 16 32   123
В т.ч. по интерактивным формам 4 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Значение этики и культуры управления в государственной и муниципальной службе. 2
Педагогические аспекты управляющего воздействия. Государственное и муниципальное управление как форма гражданского воспитания. 2
Национальные особенности этики и культуры управления. 2
Особенности этики государственного служащего. 2
2 Структура, ценности и функции морали. 2
Моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность. Особенности морального и правового регулирования. 2
Моральные аспекты конституционных ценностей: свобода, справедливость, равенство, права граждан. 2
Этика замкнутых идеологизированных обществ. Проблема утверждения высших моральных ценностей в сфере управления. 2
3 Место и роль руководителя в системе административного управления. Проблема ответственности руководителя: основные подходы и концепции. 2
Понятие «органических функций». Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессиональных качеств. 2
Стили руководства в «управленческой решетке» Блейка-Мутона. Руководитель и подчиненный. 2
Виды современного этикета деловых отношений. Принципы современного этикета деловых отношений. 2
Этика общения и культура речевого поведения на службе. Внешний облик служащего. 2
Этнокультурные особенности делового этикета. Международный протокол и дипломатический этикет: этапы развития и современные требования. 2
4 Антикоррупционные стратегии стран запада (Германия, Франции, США). 2
Антикоррупционное законодательство США. Служба «Тракфин» во Франции. Антикоррупционная политика Японии, Сингапура, Китая и Южной Кореи. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Этические учения Античности и Древнего Востока 30
2 Функции морали в регуляции социальной и политической жизни 33
3 Зарубежный опыт разработки и применения этических кодексов 30
4 Основыные положения Этического кодекса госслужащего 30

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 156 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Усатая, Н. Н. Этика государственной и муниципальной службы [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Усатая ; ред. Н. В. Мишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 36 с. : ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Этика управления. Основные этические теории и их реализация в управленческой деятельности. 2. Современные требования парламентской (депутатской) этики. 3. Этика оказания влияния и проблемы регулирования лоббистской деятельности. 4. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы. 5. Управленческая этика. Особенности национальной культуры управления. 6. Служебная этика руководителя: основные принципы и современные требования. 7. Этикет в деятельности государственных и муниципальных служащих 8. Международный протокол и дипломатический этикет: этапы развития и современные требования. 9. Основные категории и понятия государственной и муниципальной этики. 10. Цели, функции, принципы профессиональной, служебной и административной этики. 11. Объекты и субъекты и структура профессиональной, служебной и административной этики. 12. Проблемы этики государственном и муниципальном управлении на современном этапе. 13. Нравственные принципы государственного служащего. 14. Характеристики различных уровней профессионально-нравственного развития личности и госслужащего. 15. Методы морального воздействия в системе госслужбы. 16. Культура поведения и деловой этикет в государственной службе. 17. Разработка кодекса этических норм государственного и муниципального служащего. 18. Проблемы этики государственного и муниципального управления на современном этапе. 19. Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессиональных качеств. 20. Формирование антикоррупционной культуры – составной части профессиональной этики государственных и муниципальных служащих.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность»
2) Развитие структуры науки этики. Разделы этики.
3) Основные категории этики.
4) Моральный выбор личности. Моральный конфоликт.
5) Соотношение трудовой и профессиональной этики.
6) Особенности профессиональной этики – экономическая этика, этика бизнеса, управленческая этика, этика государственной службы.
7) Понятие и природная значимость этики государственной и муниципальной службы.
8) Основные категории и понятия государственной и муниципальной этики.
9) Цели профессиональной, служебной и административной этики.
10) Функции профессиональной, служебной и административной этики.
11) Принципы профессиональной, служебной и административной этики.
12) Объекты и субъекты и структура профессиональной, служебной и административной этики.
13) Проблемы этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе.
14) Нравственные принципы государственного служащего.
15) Характеристики различных уровней профессионально-нравственного развития личности и госслужащего.
16) Методы морального воздействия в системе госслужбы.
17) Нравственные качества работников госаппарата.
18) Понятие нравственного имиджа.
19) Основные детерминанты служебных аномалий.
20) Моральный конфликт личности.
21) Формирование антикоррупционной культуры в системе муниципальной службы.
22) Повышение авторитета и престижа государственной и муниципальной службы.
23) Управленческая этика. Особенности национальной культуры управления.
24) Служебная этика руководителя: основные принципы и современные требования.
25) Этикет в деятельности государственных и муниципальных служащих
26) Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология.
27) Методика развития профессиональных качеств руководителя. Самоменеджмент.
28) Культура письменной речи и административный речевой этикет.
29) Международный протокол и дипломатический этикет: этапы развития и современные требования.
30) Этикет деловых встреч и переговоров.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) ориентироваться в новой литературе по этике государственной и муниципальной службы: научных статьях в специализированных журналах, в Интернете
2) соблюдать правила деловой переписки
3) работать со словарями; этике государственного и муниципального служащего
4) анализировать на научной основе теоретические положения этики государственной и муниципальной службы.
5) осуществлять деловое общение с посетителями органов власти в соответствии с нормами этики и этикета
6) корректно использовать профессиональную лексику в деловом общении с посетителями органов власти

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) владения основным понятийным аппаратом этики и научными подходами к анализу этическо-моральных категорий.

2) самостоятельного поиска необходимой информации в научной литературе, ее оценки, отбора и использования.

3) навыками культуры публичного выступления, культуры письменной и устной речи.

4) навыками формулировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу и ее аргументации.

5) навыками анализа и эффективного применения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере регулирования конфликта интересов.

6)соблюдения этических норм в работе с посетителями органов власти.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Савинков, В. И. Этика государственной службы в схемах : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. И. Савинков, П. А. Бакланов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 148 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гладких, В. И. Противодействие коррупции на государственной службе : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. И. Гладких, В. М. Алиев, В. Г. Степанов-Егиянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шилкина Е.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Служебная этика и культура управления". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Усатая, Н. Н. Этика государственной и муниципальной службы [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Усатая ; ред. Н. В. Мишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 36 с. : ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47806.