РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1М.В.ДВ "Современные методы социологических исследований и диагностики"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Программа прикладной магистратуры

Система государственного и муниципального управления

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.cоц.н., проф. Шилкина Елена Леонидовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ДВ "Современные методы социологических исследований и диагностики" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВДВ_Современные м с и и д_М_38.04.04_во_3_ГМУ_п46964_и47784.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Современные методы социологических исследований и диагностики".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Современные методы социологических исследований и диагностики" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Система государственного и муниципального управления".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Политический процесс";

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы принятия управленческих решений на основе социологических исследований

Умеет: успешно решать проблемы в области государственного и муниципального управления на основе социологических исследований

Имеет навыки: навыками обоснования тенденций развития общества и системы государственного и муниципального управления на основе социологических исследований

ПК-2 - владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях

Место дисциплины 1М.В.ДВ "Современные методы социологических исследований и диагностики" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Кадровая подсистема лидерства и управление командой на государственной службе", "Офисные компьютерные программы для профессиональной деятельности".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУМ, КУМ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 40 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 40 40 40
Лекции (Лек) 8 8 8
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 131   131
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 10   10
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 121   121
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз) 9   9
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 40 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 8 8   8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 159   68 91
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 40     40
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 119   68 51
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 12 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Понятие прикладного социологического исследования. (Компетенция/и ПК-2)

1.1. Социологическое исследование как специфический метод познания: 1) Цель социологического исследования. 2) Критерии классификации социологического исследования. 3) Этап социологического исследования.

1.2. Виды социологических исследований: 1) Виды социологических исследований: разведывательное, описательное и аналитическое. 2) Экспресс-опрос как разновидность разведывательного исследования. 3) Социальный эксперимент. 4) Опросы: массовые и специализированные. 5) Точечные и панельные исследования. 6) Выбор вида социологического исследования.

2. Программа исследования. (Компетенция/и ПК-2)

2.1. Логическая последовательность действий при разработке программы: 1) Методологическая часть программы: проблема, указание цели. 2) Определение объекта и предмета исследования. 3) Логический анализ основных понятий, предмета исследования, его сходство и отличие от методов, применяемых в естественных науках. 4) Структурирование социального явления, выделение его наиболее существенных элементов. 5) Интерпретация и операциональное определение понятий (структурная, факторная, аналитическая операционализация). 6) Формулировка гипотез и задач исследования.

2.2. Процедурно-методическая часть программы: 1) Методическая часть программы: определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логическая схема ее обработки на ЭВМ.

3. Выборочный метод в социологическом исследовании. (Компетенция/и ПК-2)

3.1. Виды и методы выборки: 1) Выборочный метод как основа качества социологического исследования. 2) Способ формирования выборочной совокупности. 3) Вероятностный метод (шаг отбора, таблица случайных чисел, квота, гнездо). 4) Понятия генеральной и выборочной совокупности. 5) Основа выборки. Единица отбора и единица анализа.

3.2. Математические параметры качества социологической информации: Дисперсия изучаемых качеств. Репрезентативность. Показатель качества получаемой информации. Расчет случайной ошибки репрезентативности. Ошибка смещения.

4. Методы социологического исследования. (Компетенция/и ПК-2)

4.1. Метод наблюдения: 1) Включенное наблюдение. 2) Опосредованное наблюдение. 3) Область применения социологического наблюдения. 4) Изучение динамики отношений. 5) Формализованность социологического наблюдения. 6) Организация наблюдения и его регулярность.

4.2. Методы анализа документов и экспертной оценки: 1) Виды документов. Отбор документов. Традиционный и формализованный виды анализа документов. 2) Прнинципы формирования группы экспертов. Совокупный индекс завышения самооценки. 3) Прогноз. Дельфийская техника. Модератор. Ограниченные области применения метода "фокус-групп". Выборка при применении метода "фокус-групп".

4.3. Социологический эксперимент: 1) Условия для проведения эксперимента. 2) Полевые и лабораторные эксперименты. 3) Линейный и параллельный эксперименты. 4) Метод локального отбора. 5) Метод структурной идентификации. 6) Метод случайного отбора. 7) Планирование и логика эксперимента. 8) Основные этапы подготовки и проведения эксперимента.

5. Метод опроса. (Компетенция/и ПК-2)

5.1. Понятие и участники процедуры опроса: 1) Респондент. Интервьюер. 2) Адекватность вопроса задачам исследования. 3) Компетенция респондентов. 4) Обстановка проведения опроса. 5) Мотивация участников процедуры опроса.

5.2. Композиция анкеты и виды интервью: 1) Структура вопросника (анкеты). 2) Точность фиксации ответов. 3) Основные и не основные вопросы. 4) Линейная и табличная форма вопроса. 5) Открытый и закрытый вопрос. 6) Вопросы о личности респондента, фактах его сознания и поведения. 7) Прямой и косвенный вопрос. 8) Метод Кинзи. Сензитивный вопрос. 9) Письмо к респонденту. 10) Свободное интервью. Полуформализованное и формализованное интервью. 11) Мотивация участников процедуры почтового опроса.

6. Измерение социальных явлений и процессов. (Компетенция/и ПК-2)

6.1. Процедура измерения социальных явлений и процессов: 1) Индикатор. 2) Интревальная и ранговая шкала. 3) Протяженность шкалы. 4) Валидность шкалы, ее точность и полнота. 5) Шкала самооценки. 6) Метод схемантического дифференциала. 7) Кодирование вопросов.

6.2. Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения: 1) Социальная диагностика как методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания для разработки различных социальных прогнозов и проектов, изучения общественного мнения и морально-психологического климата в обществе. 2) Социальный диагноз как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления. 3) Этапы социального диагноза: а) предварительное ознакомление с объектом; б) проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций; в) построение выводов, подготовка заключения. 4) Принципы социальной дигностики: а) объективность при рассмотрении социального объекта; б) выявление причинности процессов реального мира, выяснение закономерности их возникновения и функционирования; в) научная обоснованность и подтверждаемость социального диагноза. 5) Методы социальной диагностики: а) интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки; б) методы обработки и анализа информации; в) метод дерева целей.

7. Социологическое исследование и социальная диагностика. (Компетенция/и ПК-2)

7.1. Соотношение социологического исследования и социальной диагностики: 1) Понятие "диагностика" и "социальая диагностика". 2) Принципиальные различия между социологическим исследованием и социальной диагностикой. 3) Прикладной характер социальной диагностики. 4) Критерии качества социологическимх данных.

7.2. Социальная диагностика системы ценностей государственных и муниципальных служащих: 1) Качественные методы социологии в исследовании социальных ценностей. 2) Техника сократического диалога. 3) Социальная диагностика системы ценностей государственных и муниципальных служащих методом сократического диалога.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 5   20
2   5   20
3   5   20
4 2 5   20
5 2 4   20
6 2 4   9
7   4   12
Итого 8 32   121
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Социологическое исследование: цель, критерии классификации. Фундаментальные и прикладные социологические исследования. 2
Вычленение уровней социологического исследования. Теоретический уровень исследования. Эмпирический уровень исследования. 3
2 Формулировка проблемы исследования в разрезе научных интересов магистра, выявление потенциальных проблем и путей их преодоления в процессе проведения исследования. Сбор и накопление данных для реализации разделов программы социологического исследования.Составление программы исследования и дискуссия в форме круглого стола по материалам магистров. 5
3 Решение задач на определение размеров выборок различных типов с обоснованием их применения. Оценка репрезентативности и расчет ошибок. 5
4 Метод наблюдения. Метод анализа документов. Метод экспертной оценки. Метод "фокус-групп". 2
Социологический эксперимент. Планирование и логика эксперимента. Основные этапы подготовки и проведения эксперимента. 3
5 Составление инструментария исследования согласно правил композиции анкеты по ранее подготовленной программе в пределах научных интересов магистров. Проведение групповой дискуссии в форме круглого стола в академической группе 2
Методы обработки и анализа информации. Анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации. 2
6 Составление шкал различных типов и обработка результатов исследования на ПЭВМ. 2
Социальная диагностика как методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания для разработки различных социальных прогнозов и проектов, изучения общественного мнения и морально-психологического климата в обществе. 2
7 Социальный диагноз как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления. Этапы социального диагноза. 2
Социальная диагностика системы ценностей государственных и муниципальных служащих. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1.1 Социологическое исследование как специфический метод познания 1.2 Виды социологических исследований 20
2 2.1 Логическая последовательность действий при разработке программы 2.2 Процедурно-методическая часть программы 20
3 3.1 Виды и методы выборки 3.2 Математические параметры качества социологической информации 20
4 4.1 Метод наблюдения 4.2 Методы анализа документов и экспертной оценки 4.3 Социологический эксперимент 20
5 5.1 Понятие и участники процедуры опроса 5.2 Композиция анкеты и виды интервью 20
6 6.1 Процедура измерения социальных явлений и процессов 6.2 Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения 9
7 7.1 Соотношение социологического исследования и социальой диагностики 7.2 Социальная диагностика системы ценностей государственных и муниципальных служащих 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 119 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова, Г. И. Современные методы социологических исследований [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Г. И. Большакова, Н. Н. Усатая ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 55 с. : прил. - Библиогр. - Заказ № 7965, 126 экз. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-2 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1. Место социологических исследований в системе государственного и муниципального управления. 2. Городская общность как объект муниципального управления. 3. Влияние социальной среды на инновационное развитие органов государственной власти и местного самоуправления. 4. Влияние потребностей населения на развитие социальной инфраструктуры муниципального образования. 5. Учет стратификационных процессов в России в практике государственного и муниципального управления. 6. Социальная эффективность деятельности органов местного самоуправления. 7. Социально ориентированное государство: опыт становления в современной России. 8. Особенности изучения социальных потребностей населения. 9. Участие граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. 10. Эффективность работы с общественностью в органах государственной власти и местного самоуправления. 11. Особенности применения методов социологии управления при изучении управленческих проблем. 12. Органы власти и молодежные организации в современной России: грани взаимодействия. 13. Социальная политика в контексте современной государственной и муниципальной службы. 14. Кадры государственного и муниципального управления как объект социологического анализа. 15. Опрос как наиболее распространенный метод социологического исследования (на конкретном примере). 16. Социологический анализ использования систем массовой коммуникации в процессе управления (на конкретном примере). 17. Влияние потребностей населения на развитие социальной инфраструктуры муниципального образования (на конкретном примере). 18. Особенности изучения социальных потребностей населения (на конкретном примере). 19. Особенности применения методов социологии управления при изучении управленческих проблем. 20. Социальная политика в контексте современной государственной и муниципальной службы (на конкретном примере).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Структура и уровни социологического знания. Прикладная социология, ее основные компоненты, функции и место в структуре социологического знания.
2) Виды прикладных социологических исследований.
3) Программа социологического исследования. Формулировка проблемы, объект и предмет социологического исследования.
4) Программа социологического исследования. Определение цели и постановка задач исследования. Виды задач и последовательность их выдвижения в зависимости от цели.
5) Программа социологического исследования.Теоретическая интерпретация основных понятий социологического исследования.
6) Программа социологического исследования.Эмпирическая и операциональная интерпретация. Основные нормативные требования к процедурам интерпретации.
7) Программа социологического исследования. Предварительный системный анализ объекта исследования.
8) Цель и задачи слциологического исследования.
9) Объект и предмет исследования.
10) Логический анализ и операционализация основных понятий исследования.
11) Определение, основные характеристики, источники и фазы построения социологических гипотез.
12) Классификация гипотез.
13) Программа социологического исследования. Типичные ошибки в разработке прогшраммы.
14) Принципиальный план исследования, его разновидности.
15) Классификация социологических наблюдений. Виды наблюдений в различных типах исследования.
16) Основные этапы социологического наблюдения.
17) Достоинства и недостатки метода наблюдения.
18) Классификация опроса.
19) Респондент. Компетенция респондентов. Обстановка проведения опроса.
20) Интервьюер. Адекватность вопроса задачам исследования.
21) Вопросы о личности респондента.
22) Классификация вопросов по форме. Основные требования к постановке закрытых вопросов.
23) Классификация вопросов по формулировке.Основные способы замены прямых вопросов косвенными.
24) Классификация вопросов по степени персонализации и функциям в интерпретации данных.
25) Формы ответов в закрытых и полузакрытых вопросах.
26) Требования к словесной формулировке вопроса.
27) Макет анкеты.
28) Основные формы экспертного прогноза.
29) Интервьюирование. Средства стимулирования, достоинства и недостатки метода.
30) Классификация интервью.
31) Факторы смещения информации при интервьюировании.
32) Нарративное интервью. Телефонное интервью.
33) Метод фокус-групп. Виды групп.
34) Сценарий фокус-групп, формулировка вопросов, анализ данных фокус-групп.
35) Анализ документов. Классификация документов.
36) Правила работы с документами. Традиционный анализ.
37) Контент-анализ, его процедура и способы обеспечения надежности информации.
38) Типичные ошибки анализа документов, достоинства и недостатки метода.
39) Биографический метод. Два подхода к нему. Общая схема анализа и описания.
40) Социологический эксперимент, его признаки, условия, требования, основные элементы структуры и основные этапы. Достоинства и недостатки метода.
41) Классификация экспериментов.
42) Планирование и логика эксперимента.
43) Социометрический метод. Классификация малых групп. Основные положения и основные правила социометрии (по Морено), достоинства и недостатки методы.
44) Последовательность социометрической процедуры.
45) Основные типы шкал, применяемых в социологических исследованиях.
46) Принципы кодировки вопросов.
47) Информационные системы в обработке социологической информации.
48) овременные методы социальной диагностики.
49) Критерии качества социологических данных.
50) Соотношение понятий "социологического исследования" и "социальной диагностики".

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выявлять особенности сплошного и несплошного наблюдение, формулировать основные понятия выборочного метода.
2) Выявлять специфику видов выборок по объему, количеству ступеней и характеру единиц отбора.
3) Выявлять особенности детерминированной выборки.
4) Выявлять специфику простой случайной и систематической выборка.
5) Выявлять специфику серийной и стратифицированной выборки.
6) Выявлять особенности, отличия социологического наблюдения от обыденного наблюдения и области его применения.
7) использовать знания при оценке современных социально-экономических процессов; успешно решать проблемы в области государственного и муниципального управления
8) работать с компьютерной и другой оргтехникой, информационными сетями, текстовым редактором

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Навыками анализа основных принципов построения анкеты.

2) Навыками анализа достоинств и недостатков анкетного опроса.

3) Навыками анализа особенностей почтового опроса.

4) Навыками анализа методики опроса экспертов, его особенностей, основных функций, достоинств и недостатков.

5) Навыками анализа методики отбора экспертов при экспертном опросе.

6) Навыками анализа процедуры и основных правил проведения фокус-групп.

7) владения компьютерной техникой.

8) выработки решений, учитывающие правовую и нормативную базу.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 3 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований : учебник для вузов / А. И. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 828 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Социология. Методика проведения социологических исследований : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под редакцией И. Е. Тимерманиса, А. Г. Тановой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 118 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шилкина Е.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Современные методы социологических исследований и диагностики". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Большакова, Г. И. Современные методы социологических исследований [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Г. И. Большакова, Н. Н. Усатая ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 55 с. : прил. - Библиогр. - Заказ № 7965, 126 экз. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47784.