РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Страноведение"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.03 Гостиничное дело

Профильная направленность

Управление в гостиничной деятельности

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н., доц. Андреева Екатерина Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Страноведение" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Нечепаева Татьяна Владимировна, Генеральный директор, ООО Гостиница "Эрмитаж".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Страноведение_Б_43.03.03_во_12_СТ_п43763_и47735.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Страноведение".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Страноведение" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление в гостиничной деятельности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Проектирование гостиничной деятельности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности

Знает: основные понятия и категории географии, географические законы и закономерности, принципы размещения туристских ресурсов, основы туристской регионалистики, социально-экономическую специфику основных регионов и ведущих государств мира

Умеет: Анализировать конкретную естественнонаучную информацию; свободно ориентироваться по картам физическим, социально-экономическим, политическим, давать характеристику отдельным элементам природной среды, устанавливать систему взаимосвязей между природной средой и хозяйственной деятельностью субъекта туристской индустрии

Имеет навыки: основами географии и туристской регионалистики, навыками географического анализа природных, социальных и экономических ресурсов, методами оценки туристских ресурсов

Индикатор:
ОПК-3.2 - Обеспечивает, требуемое отечественными и международными стандартами, качество процессов оказания услуг в сфере гостеприимства и общественного питания (ИСО 9000, ХАССП, интегрированные системы)

Комментарии кафедры:

Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в сфере гостеприимства посредством поиска, критического анализа и синтеза страноведческой информации и применения системного подхода для решения профессиональных задач.


Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Страноведение" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Основы индустрии гостеприимства".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГГБ.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 128 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 128 128 64 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 64 64 32 32
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 151   71 80
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 151   71 80
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 324 128 144 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   4 5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Предмет, цели, задачи, методы, школы страноведческой науки. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Страноведение как наука в системе гуманитарного знания. Объект, предмет и методы исследования в страноведении: Современное определение страноведения, объекта и предмета изучения страноведения, основные аспекты предмета страноведения.

1.2. Цель, задачи, история туристского страноведения: Цели и задачи туристского страноведения, основные функции страноведения и его межпредметные связи. Прикладная туристская направленность дисциплины. История становления страноведческой науки.

2. Основные аспекты страноведения: Географический и природно-климатический аспект изучения стран. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Географический аспект изучения стран: Понятие географического положения страны, территория страны и её основные характеристики, границы стран и их виды, демаркация и делимитация границ. Роль географического положения в развитии туристских ресурсов страны.

2.2. Природно-климатический аспект изучения стран: Понятие природно-климатического аспекта изучения стран, классификация и характеристика природных ресурсов. Земельные, водные, минеральные, биологические, климатические ресурсы. Роль природно-климатических ресурсов в развитии туризма страны.

2.3. Природно-климатические ресурсы в туризме: Роль природно-климатических ресурсов в развитии туризма страны. Основные факторы и их влияние: 1)природные условия, 2) артезианские воды, 3) материковый шельф, 4) эндемики, 5) климатические области, 6) осадки,.

3. Основные аспекты страноведения: Социально-демографический, политико-экономический, культурно-исторический аспект изучения стран. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Социально-демографический аспект изучения стран: Характеристика основных факторов и их влияние на развитие туризма страны: 1) население страны, 2)численность населения, 3)возрастная структура населения, 4)половой состав, 5)занятость населения, 6)качество населения, 7)плотность населения, 8)расселение населения; 9)миграции.

3.2. Социально-демографический аспект изучения стран. Народы и расы: Характеристика основных факторов и их влияние на развитие туризма страны: 1)Народы и расы. 2)Проблемы урбанизации. 3) Мировые агломерации, мегаполисы, мегалополисы. 4)Роль социально-демографических ресурсов в развитии туризма страны.

3.3. Политико-экономический аспект изучения стран: 1)Политические характеристики страны: тип государственного правления, тип административно-территориального устройства, тип политического режима, членство страны в крупных военно-политических и экономических союзах, особенности внешней и внутренней политики стран. 2) Базовые экономические показатели страны, отрасли народного хозяйства, определяющие туристский потенциал страны, отрасли народного хозяйства, связанные с развитием туристского потенциала страны.

3.4. Культурно-исторический аспект изучения стран: 1)Особенности исторического изучения страны в страноведении, 2)Изучение культурных доминант страны, оказывающих влияние на развитие туристского потенциала страны: религия, искусство, традиции. 3) Основные вехи истории страны и их презентация в туризме. 4)Великие имена и события в мировой культуре, стили и жанры в искусстве как фактор туристского образа страны.

3.5. Лингвистическая характеристика стран: Характеристика основных лингвистических параметров и их влияние на развитие туризма страны: 1)Понятие языка, 2) функции языка, роль языка в формировании культурного облика страны, 3) классификации языков мира, 4)социальные типологии языков, 5)структурные типологии языков.

4. Страны Европы. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Россия и страны Балтии: Основные страны региона, их страноведческая характеристика и туристский потенциал: 1. 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей. 2. 1)Географическое положение России 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.

4.2. Страны Западной, Восточной, Северной и Южной Европы: Основные страны региона, их страноведческая характеристика и туристский потенциал: 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.

Семестр № 2

5. Страны Азии. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Южная, Восточная и Юго-восточная Азия: Основные страны региона, их страноведческая характеристика и туристский потенциал: 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.

5.2. Центральная и Западная Азия: Основные страны региона, их страноведческая характеристика и туристский потенциал: 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.

6. Страны Северной и Латинской Америки. (Компетенция/и ОПК-3)

6.1. Страны Северной Америки: Основные страны региона, их страноведческая характеристика и туристский потенциал: 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.

6.2. Страны Центральной и Южной Америки: Основные страны региона, их страноведческая характеристика и туристский потенциал: 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.

7. Страны Африки. (Компетенция/и ОПК-3)

7.1. Страны севера Африки: Основные страны региона, их страноведческая характеристика и туристский потенциал: 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.

7.2. Страны Африки южнее Сахары: Основные страны региона, их страноведческая характеристика и туристский потенциал: 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.

8. Австралия и Океания. (Компетенция/и ОПК-3)

8.1. Австралия: Страноведческая характеристика Австралии и туристский потенциал: 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.

8.2. Островные государства Океании: Основные страны региона, их страноведческая характеристика и туристский потенциал: 1)Географическое положение 2)природно-климатические ресурсы, 3)особенности социально-демографической ситуации, 4)особенности политических систем, 5)базовые макроэкономические показатели, 6) культурно-историческое наследие, 7)менталитет и образ жизни жителей.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   11
2 8 8   20
3 8 8   20
4 8 8   20
5 8 8   20
6 8 8   20
7 8 8   20
8 8 8   20
Итого 64 64   151
В т.ч. по интерактивным формам 64 64    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Многоликость современного мира и типы стран. Классификация и типологизация стран.Исторические вехи развития страноведения, Великие географические открытия. 8
2 Характеристика экономико-географического положения и физикогеографического положения стран мира (по выбору).Великие первооткрыватели и географические открытия. 8
3 Социально-экономическая характеристика стран мира. Политическая характеристика стран мира. История в туризме - "место, где можно побывать" Наследие человечества в туризме. Этнокультурные особенности гостеприимства 8
4 Сравнительная характеристика стран Северной, Южной, Восточной, Западной Европы по основным показателям страноведческого анализа. Их туристская специфика и особенности этно-культурных проявлений в организации приема гостей 8
Семестр № 2
5 Сравнительная характеристика регионов России по основным показателям страноведческого анализа. Туристская специфика регионов и особенности этно-культурных проявлений в организации приема гостей 2
Сравнительная характеристика Индии и Китая по основным показателям страноведческого анализа. Их туристская специфика и особенности этно-культурных проявлений в организации приема гостей 2
Сравнительная характеристика стран Юго-Восточной Азии по основным показателям страноведческого анализа. Их туристская специфика и особенности этно-культурных проявлений в организации приема гостей 2
Сравнительная характеристика стран Центральной Азии и ближнего востока по основным показателям страноведческого анализа. Их туристская специфика и особенности этно-культурных проявлений в организации приема гостей 2
6 Сравнительная характеристика стран Северной, Центральной и Южной Америки по основным показателям страноведческого анализа. Их туристская специфика и особенности этно-культурных проявлений в организации приема гостей 8
7 Сравнительная характеристика стран Африки по основным показателям страноведческого анализа. Их туристская специфика и особенности этно-культурных проявлений в организации приема гостей 8
8 Сравнительная характеристика Австралии и стран Океании по основным показателям страноведческого анализа. Их туристская специфика и особенности этно-культурных проявлений в организации приема гостей. Географические, политические, экономические и этно-социальные особенности стран Меланезии, Полинезии, Микронезии 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Формирование политической карты мира. 11
2 Природные зоны, экологические проблемы современности, эко-направление как актуальая отрасль гостеприимства 20
3 Политические коллизии современности и их влияние на распределение туристских потоков. Проблемы и особенности посещения не признанных территорий. Визовые формальности в туризме 20
4 Европейский союз в наши дни: задачи, проблемы, перспективы, основная деятельность 20
Семестр № 2
5 "Горячие точки" зарубежной Азии. 20
6 Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» Северной Америки. 20
7 Африка - демографическая "мина" нашего времени 20
8 Перспективы социально-экономического развития Австралии и стран Океании 20

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-3 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы;

основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы;

основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные приомышленные районы зарубежной Европы;

основные черты разещения сельского хозяйства зарубежной Европы и его типы;

основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы;

основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы;

субрегионы зарубежной Европы;

федеративная Республика Германия как самая экономически мощная страна зарубежной Европы;

характерные черты ЭГП, географии природных условий и ресурсов, населения, промышленности, селького хозяйства, природоохранных проблем зарубежной Азии и четырех ее субрегионов;

экономико- и социально-географическая характеристика Китая;

экономико- и социально-географическая характеристика Индии;

экономико- и социально-географическая характеристика Японии;

экономико- и социально-географическая характеристика Австралии;

характерные черты ЭГП, географии природных условий и ресурсов, населения, промышленности, селького хозяйства, природоохранных проблем Африки;

представление о монокультуре Африки;

обзор терирритории Северной Африки;

обзор территории Тропической Африки;

характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения США;

общая характеристика хозяйства США;

основные черты географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, природопользования США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы;

макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов;

экономико-географическая характеристика Канады;

характерные черты ЭГП, географии природных условий и ресурсов, населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, природоохранных проблем Латинской Америки;

экономико-географическая характеристика страны-субрегиона Бразилии.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Объект и предмет изучения страноведения.
2)Методы страноведческих исследований.
3)Исторические аспекты становления страноведения
4)Основные научные школы в страноведческих исследованиях в России и за рубежом
5)Цель и задачи учебного курса «страноведение».
6)Связи страноведения с другими науками.
7)Функции страноведения.
8)Аспекты исследования в страноведении. Их краткая характеристика.
9)Географический аспект изучения стран.
10)Природно-климатический аспект изучения стран.
11)Социально-демографический аспект изучения стран.
12)Политико-экономический аспект изучения стран.
13)Культурно-исторический аспект изучения стран.
14)Лингвистическая характеристика стран.
15)Проблемы народонаселения, миграций и урбанизации и их влияние на развитие туризма
16)Климатические пояса и их общая характеристика.
17)Климатические пояса и география природных зон мира.
18)Земельные ресурсы страны и их характеристика.
19)Водные ресурсы страны и их характеристика.
20)Минеральные ресурсы страны и их характеристика.
21)Биологические ресурсы страны и их характеристика.
22)Климатические ресурсы страны и их характеристика.
23)Отрасли народного хозяйства страны и туристская инфраструктура.
24)Влияние политических аспектов на развитие туризма
25)Роль национального искусства в создании образа страны.
26)Особенности исторической характеристики страны в страноведении.
27)Религия как важный компонент культурного наследия страны.
28)Роль этнографических традиций и народного творчества в формировании образа страны.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Составить страноведческую характеристику Российской Федерации.
2)Составить страноведческую характеристику государств Средней Азии.
3)Составить страноведческую характеристику государств Кавказа.
4)Составить страноведческую характеристику Украины и Молдовы.
5)Составить страноведческую характеристику Белоруссии и стран Балтии.
6)Составить страноведческую характеристику государств, расположенных на Скандинавском полуострове.
7)Составить страноведческую характеристику государств Восточной Европы.
8)Составить страноведческую характеристику государств Юго-Восточной Европы.
9)Составить страноведческую характеристику Турции, Греции, Кипра.
10)Составить страноведческую характеристику Франции и государств «Бенилюкс».
11)Составить страноведческую характеристику Испании и Португалии.
12)Составить страноведческую характеристику Италии и Швейцарии.
13)Составить страноведческую характеристику Германии, Австрии и Дании.
14)Составить страноведческую характеристику Великобритании и Ирландии.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, административных, культурных и туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Российской Федерации (ФО, субъекты)
2)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей на крупнейших и крупных островах мирового океана (Европейский ареал).
3)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение морей мирового океана
4)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте мира страны и их столицы
5)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение крупных рек и озер мира, а так же туристских центров, курортов и достопримечательностей, расположенных в речных и озерных зонах.
6)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей региона Кавказа и бывших азиатских республик СССР.
7)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Скандинавского полуострова и Балтийского региона.
8)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Восточной Европы.
9)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Юго-Восточной Европы.
10)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Центральной Европы
11)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Западной Европы
12)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Северной Европы
13)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Южной Европы

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Объект и предмет изучения страноведения.
2)Методы страноведческих исследований.
3)Исторические аспекты становления страноведения
4)Основные научные школы в страноведческих исследованиях в России и за рубежом
5)Цель и задачи учебного курса «страноведение».
6)Связи страноведения с другими науками.
7)Функции страноведения.
8)Аспекты исследования в страноведении. Их краткая характеристика.
9)Географический аспект изучения стран.
10)Природно-климатический аспект изучения стран.
11)Социально-демографический аспект изучения стран.
12)Политико-экономический аспект изучения стран.
13)Культурно-исторический аспект изучения стран.
14)Лингвистическая характеристика стран.
15)Проблемы народонаселения, миграций и урбанизации и их влияние на развитие туризма
16)Климатические пояса и их общая характеристика.
17)Климатические пояса и география природных зон мира.
18)Земельные ресурсы страны и их характеристика.
19)Водные ресурсы страны и их характеристика.
20)Минеральные ресурсы страны и их характеристика.
21)Биологические ресурсы страны и их характеристика.
22)Климатические ресурсы страны и их характеристика.
23)Отрасли народного хозяйства страны и туристская инфраструктура.
24)Влияние политических аспектов на развитие туризма
25)Роль национального искусства в создании образа страны.
26)Особенности исторической характеристики страны в страноведении.
27)Религия как важный компонент культурного наследия страны.
28)Роль этнографических традиций и народного творчества в формировании образа страны.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Составить страноведческую характеристику Российской Федерации.
2)Составить страноведческую характеристику государств Средней Азии.
3)Составить страноведческую характеристику государств Кавказа.
4)Составить страноведческую характеристику Украины и Молдовы.
5)Составить страноведческую характеристику Белоруссии и стран Балтии.
6)Составить страноведческую характеристику государств Северной Америки.
7)Составить страноведческую характеристику стран Центральной Америки.
8)Составить страноведческую характеристику стран Южной Америки.
9)Составить страноведческую характеристику островных государств Карибского бассейна.
10)Составить страноведческую характеристику государств, расположенных на Скандинавском полуострове.
11)Составить страноведческую характеристику государств Восточной Европы.
12)Составить страноведческую характеристику государств Юго-Восточной Европы.
13)Составить страноведческую характеристику Турции, Греции, Кипра.
14)Составить страноведческую характеристику Франции и государств «Бенилюкс».
15)Составить страноведческую характеристику Испании и Португалии.
16)Составить страноведческую характеристику Италии и Швейцарии.
17)Составить страноведческую характеристику Германии, Австрии и Дании.
18)Составить страноведческую характеристику Великобритании и Ирландии.
19)Составить страноведческую характеристику государств Ближнего Востока.
20)Составить страноведческую характеристику Китая и Индии.
21)Составить страноведческую характеристику государств Юго-Восточной Азии.
22)Составить страноведческую характеристику Японии и Монголии.
23)Составить страноведческую характеристику Южной Кореи, Северной Кореи
24)Составить страноведческую характеристику Австралии
25)Составить страноведческую характеристику государств Северной Африки.
26)Составить страноведческую характеристику государств Центральной и Южной Африки.
27)Составить страноведческую характеристику государств Восточной и Западной Африки
28)Составить страноведческую характеристику государств Океании.


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, административных, культурных и туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Российской Федерации (ФО, субъекты).

2)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Западной Африки.

3)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей на крупнейших и крупных островах мирового океана.

4)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Восточной Африки.

5)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение морей мирового океана.

6)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте мира страны и их столицы.

7)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение крупных рек и озер мира, а так же туристских центров, курортов и достопримечательностей, расположенных в речных и озерных зонах.

8)работы с политической и физической картами. Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Средней Азии.

9)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Южной Азии.

10)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей региона Кавказа и бывших азиатских республик СССР.

11)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Северной Америки.

12)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Центральной Америки.

12)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Южной Америки.

13)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей островов Карибского бассейна.

14)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Скандинавского полуострова и Балтийского региона.

15)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Восточной Европы.

16)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Юго-Восточной Европы.

17)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Центральной Европы.

18)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Западной Европы.

19)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Северной Европы.

20)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Южной Европы.

21)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей ближнего Востока.

22)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Юго-Восточной Азии.

23)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, столицы, административных и туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Австралии.

24)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей островных территорий Микронезии, Меланезии, Полинезии (Океании).

25)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Северной Африки.

26)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Центральной Африки.

27)работы с политической и физической картами Определить на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Южной Африки.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Севастьянов, Д. В. Страноведение и международный туризм : учебник для академического бакалавриата / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 327 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08873-1. ЭБС Юрайт
2 География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 428 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03139-3. ЭБС Юрайт
3 Туристское страноведение. Южная Европа : учебник для академического бакалавриата / М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Е. Д. Салас Лусуриага ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 443 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07456-7. ЭБС Юрайт
4 Солодовников, А. Ю. Социально-экономическая география Латинской Америки : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Солодовников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-09250-9. ЭБС Юрайт
5 Солодовников, А. Ю. Социально-экономическая география зарубежной азии, австралии и океании : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Солодовников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 422 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-10419-6. ЭБС Юрайт
6 Солодовников, А. Ю. Социально-экономическая география евроатлантического региона : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Солодовников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 370 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-10609-1 ЭБС Юрайт
7 Туристское страноведение. Центральная Европа : учебник для академического бакалавриата / под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 513 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07458-1. ЭБС Юрайт
8 Туристское страноведение. Западная и северная Европа. Япония : учебник для академического бакалавриата / М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Л. А. Полынова, Ю. Л. Кужель ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 465 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07457-4. ЭБС Юрайт
9 Григорьев, А. А. География всемирного наследия : учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07236-5. ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Страноведение". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Страноведение [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к лекционным, практ. занятиям и самостоят. работе / И. К. Логвинова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 33 с. : табл. - Библиогр. : 4 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС
3 Андреева, Е. В. Страноведение [Текст] : учеб. наглядное пособие / Е. В. Андреева ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 181 с. : ил., табл., прил. - Библиогр. : 5 назв. ЭБС РГУПС
4 Андреева, Е. В. Страноведение [Текст] : учеб. наглядное пособие / Е. В. Андреева ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 181 с. : ил., табл., прил. - Библиогр. : 5 назв. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47735.