РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Мировая культура и искусство"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.03 Гостиничное дело

Профильная направленность

Управление в гостиничной деятельности

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н., доц. Андреева Екатерина Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Мировая культура и искусство" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Нечепаева Татьяна Владимировна, Генеральный директор, ООО Гостиница "Эрмитаж".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Мировая к и и_Б_43.03.03_во_34_СТ_п43748_и47732.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Мировая культура и искусство".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Мировая культура и искусство" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление в гостиничной деятельности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Технологии гостиничной деятельности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности

Знает: общие духовно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие в контексте готовности к применению технологий межкультурной коммуникации в гостиничной деятельности; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии

Умеет: Разбираться в стилях художественного творчества и направлениях в искусстве в рамках готовности к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, развитию клиентурных отношений

Имеет навыки: коммуникации в кросс-культурном пространстве и коллективе, восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; системного мышления,владения методами социально-культурных исследований, художественного анализа произведений искуства в условиях готовности к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, развитию клиентурных отношений

Индикатор:
ОПК-3.2 - Обеспечивает, требуемое отечественными и международными стандартами, качество процессов оказания услуг в сфере гостеприимства и общественного питания (ИСО 9000, ХАССП, интегрированные системы)

Комментарии кафедры:

Способен обеспечивать качество процессов оказания услуг в сфере гостеприимства посредством применения знаний в области особенностей межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.


Место дисциплины 1Б.О "Мировая культура и искусство" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История (история России, всеобщая история)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГГБ.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 128 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 128 128 64 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 64 64 32 32
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 115   71 44
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   71 44
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 128 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Традиции культуры первобытности, Древнего Египта и Междуречья в практике гостеприимства. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Происхождение искусства. Наследие первобытной культуры в практике туризма и гостеприимства: Место художественной культуры и искусства в системе культуры. Типология художественных культур. Три среза художественной культуры: образно-содержательный, морфологический, институциональный. Культурологические школы. Теории происхождения искусства. Виды искусства. Стиль, жанр Предпосылки возникновения, особенности содержания и форм первобытного ис-ва. Нерасчлененность существования индивида, социума и природы. Отражение нерасторжимых связей между человеком, социумом и природой в первобытном искусстве. Безличный характер художественного творчества. Синкретизм первобытного искусства. Начало процесса художественного видообразования. Функции первобытного искусства. Культура и искусство традиционных обществ народов Африки и Океании как современный туристский ресурс. Наследие первобытности в экскурсионных программах для гостевой аудитории и как инновационный ресурс в формировании гостиничного продукта.

1.2. Искусство и наследие Древнего Египта в туризме и гостеприимстве: Общая характеристика художественной культуры цивилизаций Древности: имперсональный характер творчества, каноничность искусства, связь с культом и ритуалом. Уникальность художественных культур великих цивилизаций Древности. Канон заупокойного храма и его эволюция. Канон скульптуры и живописи в египетском искусстве. Период Амарна в искусстве Египта. Туристская современность культурно-исторических центров Египта. Египетское наследие как брендовая составляющая национального сектора гостеприимства.

1.3. Искусство и наследие древней Месопотамии как объект туристского интереса: Общая характеристика культуры и искусства передней Азии. Древнейшие памятники Шумера. Культура и искусство периода Аккада и позднешумерского. Культура и искусство Старовавилонского, Ассирийского и Нововавилонского царств. Наследие древней Месопотамии как объект интереса гостей современных турдестинаций.

2. Культурные особенности Великих цивилизаций Востока как основа современной практики гостеприимства. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Культурные традиции Древней Индии в организации гостиничного дела: Причины и факторы уникальности индийской культуры. Искусство Хараппы и Мохенджо-Даро: градостроительство, скульптура, ,печати. Ведический период в искусстве Индии. Великие эпические поэмы. Зарождение буддизма. Искусство периода Ашоки. Канон изображения Будды, его земного и небесного окружения. Живопись Аджанты. Искусство периода Гуптов. Буддийское культовое строительство. Ранне- ,средневековое индуистское храмовое зодчество. Канон изображения богов индуистского пантеона. Храмовые комплексы Индии и культовое наследие цивилизации в туризме. Гостеприимство Индии: этно-культурные основы и традиции.

2.2. Культура Древнего Китая как основа национальных традиций гостеприимства: Мифология, религия, исторические события как основа китайской культуры и искусства. Искусство династий Шан-Инь и Чжоу: каллиграфия, погребальные курганы, бронзовые ритуальные сосуды. Искусство ранних династий Цинь и Хзань. Буддистское искусство раннесредневекового Китая.«Золотой век китайской живописи» - периоды Тан и Сун. Ландшафтная архитектура Китая династии поздняя Сун. Монгольское завоевание, «Китаизация» монгольской культуры. Архитектура династии Мин. Шедевры культурного наследия Китая в познавательных турах. Культурные основы китайского гостеприимства.

2.3. Культура страны Восходящего солнца как основа традиций гостеприимства Японии: Искусство периода кофунов, Нара и Хэйан. Искусство Камакура и Муромати. Искусство периода Эдо Традиции японского гостеприимства в современной практике.

3. Искусство Древней Греции как брендовая составляющая национального сектора гостеприимства. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Наследие Крито-Мекенской культуры в практике гостеприимства: Периодизация культуры древней Греции. Религия и философия как «ключ» к пониманию античного искусства. Шедевры искусства Эгейской цивилизации: Киклад, Крита, Микен в интерьерах гостиничных комплексов и как региональный брендовый символ в объектах размещения и на транспорте.

3.2. Древняя Греция: искусство архаики как объект интереса гостей Пелопонеса и Аттики: Гомеровский период. Скульптура и архитектура архаики, Художественные школы и шедевры. Скульптурное нас ледие, литературное наследие, Театр, вазопись, основы ордерных систем Туристская современность архаического наследия Древней Греции. Музеи, археологические комплексы. Экскурсионные маршруты для гостей отельных комплексов.

3.3. Древняя Греция: искусство классики как символ гостеприимной Греции: Скульптура и архитектура классики. Тв-во Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа. Художественные школы и шедевры эллинизма. Литературное наследие, Театр, Философская и научная мысль. Туристская современность наследия Древней Греции. Музеи, археологические комплексы.

3.4. Искусство эллинизма в туристских программах: Скульптурные школы и архитектурные комплексы, рельеф, особенности скульптуры как наследие и средства художественной выразительности в оформлении гостиничнгых комплексов.Искусство эллинизма как объект интереса гостей Греции в экскурсионных программах.

4. Культура и искусство древнего Рима как атрибут национального гостеприимства. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Традиции культуры этрусков: Периодизация культуры древнего Рима, отличительные черты культур Греции и Рима. Искусство этрусков, архитектурные приемы, новаторство, рельеф, особенности скульптур Традиции культуры этрусков в современном гостеприимстве.

4.2. Наследие царского и республиканского Рима: Исторические вехи, культура и искусство Рима царского, республиканского периода. Знаменитые скульптурные копии в музеях мира. Специфика архитектуры и ее современность. инженерное и укрепительное строительство в Европе. Художественное наследие как объект туристского интереса.

4.3. Использование наследия древнего Рима периода империи в туристской и гостиничной практике: Исторические вехи, культура и искусство Рима императорского периода. Знаменитые скульптурные копии в музеях мира. Специфика архитектуры и ее современность. Колизей, термы, Пантеон, Триумфальные арки, форумы, инженерное и укрепительное строительство в Европе. Великое литературное наследие: право, философия, наука, поэзия, театр. Творчество ораторов и величайших представителей словесного творчества Причины гибели римского культурного наследия. Роль культуры античности для последующих эпох и современности. Римское наследие и традиции: преломление основных черт в гостеприимстве, использование в программах для гостей отельных комплексов.

Семестр № 4

5. Традиции Восточного мира и культур Запада как основа современного гостеприимства. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Искусство Византии как объект гостевого интереса: Византия – приемница Рима, христианство как основа культурных традиций, рождение иконописи. Мозаики и миниатюры Сан Витале. Собор Св. Софии в Константинополе. Период иконоборчества. Победа иконопочитателей и формирование канона иконописного изображений. Крестово - купольный тип храма. Искусство Комниновского, Македонского, Палеологовского Возрождений. Великое иконописное наследие, его судьба и туристская современность.

5.2. Этнокультурные основы гостиничного сервиса в исламских странах: Мусульманская культура и ее религиозные постулаты, отношение ислама к искусству. Типы мечетей. Гирих и ислими в искусстве орнамента. Каллиграфия и искусство оформления книг. Литература. Иранская миниатюра. Искусство Ирака, Ирана, Средней Азии, Магриба, Испании. Художественное наследие Ближнего Востока в современной туристской практике. Сервисная специфика арабских отелей.

5.3. Культура древней и средневековой Руси как основа национального гостеприимства в России: Принятие христианства, становление местных художественных школ иконописания и зодчества.Русское Предвозрождение и творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Формирование архитектурного облика Кремля. Архитектура и зодчество XVI –XVII вв. Школа московских изографов. Традиции и наследие религиозного искусства Восточного мира и культур Запада в современном гостеприимстве. Шедевры искусства древней и средневековой Руси в практике национального гостеприимства в России.

6. Культура и искусство Возрождения. (Компетенция/и ОПК-3)

6.1. Искусство Возрождения в Италии: Духовные истоки Возрождения и социально-политические предпосылки. Шедевры и особенности творческого метода великих представителей Возрождения в области архитектуры, скульптуры, живописи, литературы.

6.2. Искусство Северного Возрождения: Искусство Северного Возрождения: особенности развития искусства Германии, Нидерландов, Испании, Англии и Франции в период Возрождения. Возрожденческий гуманизм и универсальный реализм художественного творчества. Сервисная деятельность современности и ее соотнесение с этнокультурными, историческими и религиозными традициями Возрождения.

7. Культура и искусство Нового времени. (Компетенция/и ОПК-3)

7.1. Искусство барокко: Новые явления в художественной жизни стран. Искусство стиля барокко и классицизма. Реформация в Европе. Положение основных художественных школ в странах, переживших Контрреформацию. Тридентские соборы и программа Контрреформации. Стилевые особенности барокко . Рождение национальных художественных школ. Итальянская школа барокко (Борромини, Бернини). Фламандское барокко (П.П.Рубенс и его школа). Барочные коллекции музеев мира, алтарные росписи европейских соборов: проблемы сохранности шедевров в условиях активного туристского приобщения. Барочные интерьеры как архитектурный тренд в современных гостиничных комплексах.

7.2. Культура, искусство, транспорт 17-18 вв: Испанское искусство ХУП века ( Веласкес, Сурбаран, Мурильо, Эль Греко). Коллекции музеев мира, алтарные росписи европейских соборов: проблемы сохранности шедевров в условиях активного туристского приобщения. Многостилевой характер искусства Просвещения. Придворное искусство Франции. Стиль рококо в искусстве интерьера и декоративно-прикладном искусстве. Просветительский реализм искусства английского (Хогарт) и французского Просвещения (Ватто, Шарден). Сентиментализм Греза. Революционный классицизм Давида и Гро. Шедевры реалистов в музейных коллекциях, архитектурные комплексы эпохи. Транспортные изобретения как основа будущей культурной эпохи.

7.3. Русская культура 18-19 вв. Формирование идей новой "транспортной" культуры: Художественная культура России ХУШ века Модернизация культуры России в результате петровских реформ. Изменение видовой и жанровой картины искусства. Черты искусства первой половины ХУШ века. Барокко - основной стиль искусства первой половины века. Нарышкинское барокко. Творчество отца и сына Растрелли. Специфика русского барокко. Искусство России второй половины ХУШ века. Классицизм в пластических искусствах. Формирование архитектурного облика Петербурга. Формирование национальной школы живописи и скульптуре. Расцвет портретного искусства. Литература. Музейные коллекции русской живописи ХУШ века и архитектурное наследие эпохи как туристский ресурс. Сервисная деятельность современности в соотнесении с этнокультурными, историческими и религиозными традициями Нового времени.

8. Искусство 19-20 века, проблемы культурных ориентиров. (Компетенция/и ОПК-3)

8.1. Европейская культура и искусство 19 века, стилевые особенности эпохи в гостиничных комплексах: Художественная культура начала и середины ХIХ века Искусство романтизма. Гойя – предтеча искусства ХХ века. Творчество Жерико и Делакруа. Романтизм творчества Кипренского, Орловского, Брюллова. Стиль «ампир» в европейском зодчестве. Русский ампир. Академизм в искусстве Запада. Борьба против засилья академизма в национальных художественных школах Европы. Реализм в художественной культуре ХIХ века. Творчество Домье, Милле, Курбе. Барбизонцы. Формирование российской национальной школы пейзажа (школа Венецианова), жанровой живописи (П.Федотов). Мессианизм русского искусства (А.Иванов). Специфика русского критического реализма. Передвижничество: идейная программа и художественная практика .Художественное наследие эпохи как туристский ресурс. Тенденции культурных преобразований в Европе. Искусство европейского романтизма .Литература и музыка романтизма. Художественные особенности реализма в европейской художественной культуре. Возникновение художественного авангарда и его первые течения (импрессионизм, символизм, постимпрессионизм). Декаданс и его проявления в художественной культуре. Культурные предпосылки развития транспортного сервиса. Художественная культура конца Х1Х и ХХ века Модернизм в культуре Запада. Импрессионизм, постимпрессионизм, символизм в искусстве второй половины ХIХ века. Развитие архитектуры во второй половине ХIХ века. Эклектика. Применение новых технических приемов и материалов.

8.2. Преломление черт модерна в архитектурных решениях предприятий размещения и на транспорте: Искусство европейского модерна. Национальные школы и течения модерна ( Арт Нуово, Сецессион, северный модерн, стиль метро).Рождение художественного авангарда в Европе. Кубизм и фовизм.

8.3. Использование стилистики и культурных трендов 20- рубежа 21 в. в гостиничной практике: Искусство в предвоенный и период. Футуризм и абстракционизм. Дадаизм. Ведущие стили художественного авангарда на Западе в 30-е-40-е годы: искусство немецкой «Новой вещественности». Сюрреализм. Массовая и элитарная культура. Проблемы сохранения и трансляции культурной памяти и культурно-исторического наследия. Специфика использования культурного наследия в туризме, особенности туристского развития архитектурных комплексов: мировой опыт и отечественная практика.

8.4. Культура и традиции России 20 в. как детерминанта национального гостеприимства: Конструктивизм. Культура и искусство в условиях идеологической борьбы, национально-освободительных революций и мировых войн. Тенденции и проблемы современной культурной ситуации в России. Формирование гостиничного продукта и развитие клиентурных отношений в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями 20, 21 веков. Гостиничная деятельность в современной России: "советские" корни и зарубежные ориентиры, проблемы в использовании этнокультурного наследия при формировании нового гостиничного продукта.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   11
2 8 8   20
3 8 8   20
4 8 8   20
5 8 8   10
6 8 8   10
7 8 8   10
8 8 8   14
Итого 64 64   115
В т.ч. по интерактивным формам 64 64    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Семинар 1. Специфика художественной культуры. Культура и искусство первобытности и традиционных обществ Культурологические концепции и их великие представители Видовая специфика искусства Стили и эпохи: история и отличительные особенности Семинар 2. Искусство Древнего Египта и Месопотамии Канон погребального храма. Архитектура Среднего и Нового царства Канон скульптуры Древнего Египта Литературные памятники Древнего Египта Судьба и современные проблемы охраны египетского наследия Происхождение и функции первобытного искусства Религиозные представления и синкретизм в первобытном искусстве Палеолитическая живопись и скульптура Мегалитические постройки. Дольмены Северного Кавказа и Европы. Художественное наследие первобытности: пещерная живопись Испании, Франции Памятники первобытности Сибири, Алтая. Кобыстан, Тассилин-Аджер Искусство Океании и народов тропической Африки. Словесно-образные, временные, пространственные художественные формы. Наследие первобытности в музеях мира и «под открытым небом» как туристский ресурс 4
Культура древней Месопотамии. Шедевры наследия Шумера и Аккада в музеях мира. Культурное наследие Вавилона и Ассирии Художественные особенности. традиции, судьба и современность культурного наследия Междуречья Словесные памятники Древнееврейской культуры. Основы китайского градостроительстива и зодчества. 4
2 Принцип трехсовершенства в китайском искусстве Императорские комплексы, Терракотовая Армия: история создания, художественная ценность, современное туристское использование Искусство шелка, стали, лака, фарфора. Китайские церемонии и литературное наследие Искусство Индии доарийского и арийского периодов Индийское искусство периодов Ашоки и Гуптов. Театр в Китае и Индии Раннесредневековое индуистское искусство и его туристская современность. Гостеприимство Индии: этно-культурные основы и традиции. 8
3 Культура и искусство античной Греции и Рима Крито-микенское искусство в туристской современности Наследие архаики. Музеи и архитектурные комплексы под открытым небом Классика греческой античности. Скульптурные школ, их представители и шедевры.. Комплексы в Афинах, Дельфах, Олимпии Античная живопись, римские мозаики Шедевры эллинизма в туристской современности. Жемчужины музейных коллекций, проблемы реставрации и туристских «нагрузок». 8
4 Художественное наследие этрусков и его значение для культуры Рима. Историческая и идейная специфика римского монументального строительства Литературные формы и жанры древнего Рима Скульптура и декоративно-прикладное римское искусство Помпеи как «живой» памятник античности. Скифское искусство. 8
Семестр № 4
5 Искусство Византии Византия – приемница Рима, христианство как основа культурных традиций, рождение иконописи. Мозаики и миниатюры Сан Витале. Собор Св. Софии в Константинополе. Период иконоборчества. Победа иконопочитателей и формирование канона иконописного изображений. Крестово - купольный тип храма. Искусство Комниновского, Македонского, Палеологовского Возрождений. Великое иконописное наследие, его судьба и туристская современность. Культура и искусство западноевропейского средневековья Культурная «перестройка» в темные века». Романский стиль в искусстве Европы. Символика романского храма. Готика – вершина искусства средневековья. Ранняя, зрелая и интернациональная готика. Английская, немецкая готика. Французская и итальянская готика. Испанская готическая специфика. Декоративно-прикладное, витражное искусство, скульптура и книжная миниатюра .Литература эпохи средневековья: рыцарская поэзия и куртуазный роман. Мусульманская культура и ее религиозные постулаты, отношение ислама к искусству. Типы мечетей. Гирих и ислими в искусстве орнамента. Каллиграфия и искусство оформления книг. Литература. Иранская миниатюра. Искусство Ирака, Ирана, Средней Азии, Магриба, Испании. Художественное наследие Ближнего Востока в современной туристской практике и практике гостеприимства. 8
6 Культура и искусство Возрождения Искусство Возрождения в Италии Духовные истоки Возрождения и социально-политические предпосылки. Шедевры и особенности творческого метода великих представителей Возрождения в области архитектуры, скульптуры, живописи, литературы. Искусство Северного Возрождения: особенности развития искусства Германии, Нидерландов, Испании, Англии и Франции в период Возрождения. Возрожденческий гуманизм и универсальный реализм художественного творчества. 8
7 Искусство барокко: Новые явления в художественной жизни стран. Искусство стиля барокко и классицизма. Реформация в Европе. Положение основных художественных школ в странах, переживших Контрреформацию. Тридентские соборы и программа Контрреформации. Стилевые особенности барокко . Рождение национальных художественных школ. Искусство 17-18 вв: Испанское искусство ХУП века ( Веласкес, Сурбаран, Мурильо, Эль Греко).Барочные коллекции музеев мира, алтарные росписи европейских соборов: проблемы сохранности шедевров в условиях активного туристского приобщения. Культура и искусство эпохи классицизма. Художественная культура эпохи Просвещения. Французский придворный классицизм. Стилевые особенности классицизма. Театр (П.Корнель, Ж.Расин). Архитектура классицизма: Версаль. Живопись: Н. Пуссен, Кл. Лоррен. Многостилевой характер искусства Просвещения. Придворное искусство Франции. Стиль рококо в искусстве Просветительский реализм искусства английского (Хогарт) и французского Просвещения (Ватто, Шарден). Сентиментализм Греза. Революционный классицизм Давида и Гро. Русское искусство 18-19 вв: Модернизация культуры России в результате петровских реформ. Черты искусства первой половины ХУШ века. Барокко - основной стиль искусства первой половины века. Нарышкинское барокко. Творчество отца и сына Растрелли. Классицизм в пластических искусствах. Формирование архитектурного облика Петербурга. Расцвет портретного искусства. Литература. 8
8 Художественная культура конца Х1Х и ХХ века Модернизм в культуре Запада. Импрессионизм, постимпрессионизм, символизм в искусстве второй половины ХIХ века. Развитие архитектуры во второй половине ХIХ века. Эклектика. Применение новых технических приемов и материалов, в т.ч. в практике гостеприимства. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Искусство традиционных обществ современности 11
2 Искусство Японии 20
3 Греческое наследие в музеях мира 20
4 Римское наследие в туризме 20
Семестр № 4
5 Мусульманская культура и ее религиозные постулаты 10
6 Великие гении Возрождения: творчество и наследие 10
7 Великие имена в искусстве Нового времени 10
8 Современная культурная ситуация 14

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-3 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Специфика художественного отражения действительности в искусстве эпохи первобытности;

2. Сравнительный анализ художественного наследия Вавилона и Ассирии;

3. Особенности скульптурного канона Древнего Египта, история и современность знаменитых шедевров;

4. Анализ формирования архитектурных форм в искусстве Древнего Египта;

5. Особенности градостроительства и архитектуры Древнего и Средневекового Китая;

6. Специфика технических приемов и жанровое своеобразие китайской живописи;

7. Художественные особенности японской графики укиё-э;

8. Анализ художественных принципов создания ландшафтных садов Китая;

9. Философия и искусство создания японских садов;

10. Анализ творчества художников ямато-э, живопись школ Кано и Тоса;

11. Особенности искусства Индии доарийского и арийского периодов;

12. Буддийское искусство Индии периода правления Ашоки: анализ художественных форм;

13. История создания и современность буддийской скульптуры и архитектуры в Индии;

14. Индуистское храмовое зодчество средневековой Индии как туристский ресурс;

15. Анализ художественного своеобразия искусства Крита и Микен и его роль в туризме современности;

16. Специфика художественных форм в искусстве этрусков и его значение для римской культуры;

17. Анализ художественной культуры майя, ацтеков и инков;

18. Специфика художественных форм в искусстве древнего Ирана и судьба знаменитых шедевров;

19. Специфика художественных форм в искусстве архаической Греции и анализ знаменитых музейных экспозиций;

20. Формирование архитектурного облика Афинского Акрополя;

22. Специфика художественных форм в искусстве эллинизма;

23. Анализ специфики художественных форм в искусстве царского и республиканского Рима;

24. Анализ специфики художественных форм в искусстве «золотого века» Августа;

25. Анализ литературного наследия императорского Рима.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Особенности палеолитической живописи. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
2) Мегалитические сооружения Европы. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
3) Искусство доарийской и арийской Индии. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
4) Искусство периода Ашоки. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
5) Индуистский пантеон. Индуистская храмовая архитектура. Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
6) Искусство Китая периодов Шан Инь, Чжоу, Цинь и Хань. Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
7) Архитектура и градостроительство Китая эпох Тан и Сун. Основные памятники наследия древнего и средневекового Китая, использование в туристской практике
8) Искусство Крита и Микен. Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
9) Архитектурный комплекс Акрополя. Основные памятники, использование в туристской практике
10) Градостроительство и скульптурные школы эпохи эллинизма. Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике


Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать канон погребального храма в искусстве Древнего Египта, архитектуру Среднего и Нового царства.
2) Охарактеризовать канон скульптуры в искусстве Древнего Египта.
3) Охарактеризовать технику китайской живописи.
4) Охарактеризовать канон изображения Будды, его небесного и земного окружения.
5) Охарактеризовать этно-культурные основы и традиции гостеприимства Индии
6) Охарактеризовать культурные и религиозные традиции японского гостеприимства.
7) Охарактеризовать Римское культурное наследие
8) Охарактеризовать проблемы охраны и использования античных памятников в туристской практике
9) Охарактеризовать особенности палеолитической скульптуры
10) Охарактеризовать наследие этруссков


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Художественного анализа жанров и школ китайской живописи.
2) Художественного анализа скульптурых школ Поликлета, Мирона, Праксителя, Фидия и Скопаса.
3) Характеристики культурного наследия Индии
4)Характеристики культурного наследия Египта
5) Характеристики культурного наследия Междуречья
6) Характеристики культурного наследия Китая
7) Характеристики культурного наследия Японии
8) Характеристики первобытного наследия Европы
9) Характеристики культурного наследия первобытности в России
10) Характеристики культурного наследия древней Греции

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Искусство Рима в царский и республиканский периоды
2) Искусство «Золотого века» Августа
3) Искусство Рима в эпоху поздней империи
4) Искусство Киевской Руси
5) Живопись и архитектура России 16 и 17 веков
6) Искусство Итальянского Возрождения. Дученто. Джотто
7) Искусство Немецкого Возрождения. Дюрер
8) Искусство нидерландского Возрождения
9) Искусство французского Возрождения
10)Русское искусство 18 века
11) Особенности палеолитической живописи. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
12) Мегалитические сооружения Европы. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
13) Искусство доарийской и арийской Индии. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
14) Искусство периода Ашоки. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
15) Индуистский пантеон. Индуистская храмовая архитектура. Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
16) Искусство Китая периодов Шан Инь, Чжоу, Цинь и Хань. Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
17) Архитектура и градостроительство Китая эпох Тан и Сун. Основные памятники наследия древнего и средневекового Китая, использование в туристской практике
18) Искусство Крита и Микен. Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
19) Архитектурный комплекс Акрополя. Основные памятники, использование в туристской практике
20) Градостроительство и скульптурные школы эпохи эллинизма. Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выявлять основные стили архитектуры в послевоенный период
2) Выявлять особенность русского авангарда: основные направления
3) Раскрывать специфику искусства Запада в послевоенный период
4) Раскрывать специфику искусства СССР 30-х – 50- х годов
5) Уметь проводить сравнительный анализ национальных школ искусства 19 века
6) Проводить сравнительный анализ творчества Феофана Грека и Андрея Рублева
4) Охарактеризовать мозаику, иконопись Византии.
5) Охарактеризовать архитектурный облик Московского Кремля.
6) Охарактеризовать стилевые особенности барокко, выявить художественную специфику итальянских школ барокко.
7) Охарактеризовать стилевые особенности французского классицизма, Версаль как центр туристского притяжения
9) Охарактеризовать специфику искусства европейского романтизма.
10)Охарактеризовать основные стили европейского искусства между мировыми войнами. Стили архитектуры: конструктивизм, ар деко
11)Охарактеризовать историко-культурные детерминанты и художественные особенности искусства Возрождения
12)Охарактеризовать историко-культурные детерминанты и художественные особенности искусства Нового времени
13) Охарактеризовать канон погребального храма в искусстве Древнего Египта, архитектуру Среднего и Нового царства.
14) Охарактеризовать канон скульптуры в искусстве Древнего Египта.
15) Охарактеризовать технику китайской живописи.
16) Охарактеризовать канон изображения Будды, его небесного и земного окружения.
17) Охарактеризовать этно-культурные основы и традиции гостеприимства Индии
18) Охарактеризовать культурные и религиозные традиции японского гостеприимства.
19) Охарактеризовать Римское культурное наследие
20) Охарактеризовать проблемы охраны и использования античных памятников в туристской практике
21) Охарактеризовать особенности палеолитической скульптуры
22) Охарактеризовать наследие этрусков




Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения критериями анализа основных течений отечественного неформального искусства 60-х – 90-х годов.

2) Владения методами анализа фландрского барокко и творчества Рубенса.

3) Владения методами анализа испанского барокко и творчества Веласкеса.

4) Владения проблемами охраны культурного наследия в условиях туристского использования.

5) Владения информацией о культурно-исторических центрах России.

6) Владения информацией о мировых культурно-исторических центрах в туристской практике.

3) Художественного анализа творчества Микеланджело.

4) Художественного анализа творчества Леонардо да Винчи.

5) Художественного анализа произведений искусства Рафаэля.

6) Художественного анализа английского искусства эпохи Просвещения.

7) Художественного анализа французского искусства 18 века.

8) Художественного анализа русского искусства 18 века.

9) Сравнительного анализа национальных школ ампира.

10)Сравнительного анализа национальных школ модерна.

11) Сравнительного анализа художественных стилей 20, 21 веков.

12)Анализа применения художественных и стилистических атрибутов и концепций в практике туризма и гостеприимства.

13) Художественного анализа жанров и школ китайской живописи.

14) Художественного анализа скульптурых школ Поликлета, Мирона, Праксителя, Фидия и Скопаса.

15) Характеристики культурного наследия Индии.

16)Характеристики культурного наследия Египта.

17) Характеристики культурного наследия Междуречья.

18) Характеристики культурного наследия Китая.

19) Характеристики культурного наследия Японии.

20) Характеристики первобытного наследия Европы.

21) Характеристики культурного наследия первобытности в России.

22) Характеристики культурного наследия древней Греции.

.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Садохин, А. П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям / А. П. Садохин. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 415 c. — 978-5-238-02207-9 ЭБС IPRBooks
2 Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1 : учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05623-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт ЭБС Юрайт
3 Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2 : учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05624-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Мировая культура и искусство". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Андреева Е.В., Учебно-методическое пособие по дисциплине МКИ, Ростов- на- Дону, РГУПС,2015 ЭБС РГУПС
3 Андреева, Е. В. Мировая культура и искусство [Текст] : учеб. пособие / Е.В. Андреева ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 182 с. - Библиогр. - Заказ № 6186, 133 экз. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47732.