РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Регионоведение"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Профильная направленность

Технологии организации экскурсионных услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.псх.н., доц. Ежак Евгения Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Регионоведение" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Регионоведение_Б_43.03.02_во_12_СТ_п45940_и47671.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Регионоведение".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Регионоведение" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Технологии организации экскурсионных услуг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Краеведение";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности

Знает: основные понятия и категории географии, географические законы и закономерности, принципы размещения туристских ресурсов, основы туристской регионалистики, социально-экономическую специфику основных регионов и ведущих государств мира

Умеет: обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов в соответствии с международными и национальными стандартами

Имеет навыки: Обеспечивания требуемого качества процессов оказания в соответствии с международными и национальными стандартами

Индикатор:
ОПК-3.2 - Обеспечивает требуемое качество процессов оказания туристских услуг в соответствии с международными и национальными стандартами

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Регионоведение" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Основы индустрии гостеприимства".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 128 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 128 128 64 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 64 64 32 32
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 151   71 80
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 151   71 80
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 324 128 144 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   4 5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 20 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 4 8 8
Лекции (Лек) 12 12 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 8 8   4 4
           
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 291   104 96 91
Контрольная работа (К) 24     12 12
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 267   104 84 79
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 324 20 108 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Теоретические основы дисциплины "регионоведение". (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Предмет и задачи регионоведения: 1. Регионалистика и ее предмет; 2. Понятие региона; 3. Теории регионального развития.

1.2. Регионоведение как междисциплинарная дисциплина: 1) Связь дисциплины с дисциплинами по направлению "Туризм".

2. Основы регионоведения (политические, социальные, исторические, демографические ипр.). (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Политические аспекты регионоведения: 1) Формы территориальной организации хозяйства; 2) Региональная экономическая политика; 3) Дирижистский и неолиберальный варианты региональной политики.

2.2. Демографические факторы регионального развития: 1) Показатели демографического развития; 2) Региональный рынок труда.

2.3. Исторические аспекты регионоведения: 1) Роль истории в развитии процессов региноведения.

2.4. Социальные проблемы регионального развития: 1) Системы власти РФ и модели политического управления регионами; 2) Региональные политические элиты.

3. Экономические аспекты регионоведения. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Экономическое развитие регионов.

3.2. Региональный товарный рынок и межрегиональные экономические отношения.

3.3. Финансовые ресурсы регионов.

4. Культурологические и психологические аспекты регионоведения. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Регионоведческий подход в конфликтологических исследованиях: 1) Конфликтология о содержании региональных конфликтов; 2) Теории разрешения конфликта.

4.2. Культурологический аспект регионолизации: 1) Роль культурологии в развитии регионов и их взаимодействии.

Семестр № 2

5. Северный и Южный Американские макрорегионы. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Регионализм на территории Северной Америки: 1) Уровни регионализации; 2) Процессы регионализации; 3) Регионализация на североамериканском пространстве.

5.2. Регионализм на территории Южной Америки: 1) Уровни регионализации; 2) Процессы регионализации.

6. Европейский и Азиатский макрорегионы. (Компетенция/и ОПК-3)

6.1. Процессы регионализации на территории Европы: 1) Уровни регионализации; 2) Процессы регионализации.

6.2. Процессы регионализации на территории Азии: 1) Уровни регионализации; 2) Процессы регионализации.

7. Регионализация в России: история и современность. (Компетенция/и ОПК-3)

7.1. Регионализация в России как следствие ее природно-климатического, социально-экономического, этнокультурного и политико-административного многообразия: 1) Исконные особенности России и необходимость учета регионального своеобразия; 2) Преходящие особенности России как фактор регионализации.

7.2. Исторический очерк административного устройства России: 1) Административно-территориальное деление России в имперский период; 2) Административно-территориальное деление России в советский период.

7.3. Проблемы регионального развития после распада СССР: 1) Изменения в административно-территориальном устройстве РФ в период перестройки; 2) Дезинтеграция и диспропорции в развитии регионов РФ как результат реформ 1992–1993 годов.

7.4. Природно-ресурсный потенциал региона: 1) Классификация природных ресурсов; 2) Природно-ресурсный потенциал макрорегиона Юг России.

8. Проблемы развития макрорегиона Юг России. (Компетенция/и ОПК-3)

8.1. Формирование полиэтнического макрорегиона Юга России: 1) Уникальные черты Юга России; 2) Периодизация региональной истории юга России; 3) Формирование специфической структуры Северно-Кавказского региона.

8.2. Демографические проблемы Юга России: 1) Динамика городской системы Северного Кавказа; 2) Социопрофессиональная структура городских этносов.

8.3. Межнациональные отношения на Юге России: 1) Национальный состав городского населения юга России; 2) Миграционные процессы на Юге России.

8.4. Региональное строительство на юге России: 1) Регион конфликта; 2) Конфликтогены на Юге России.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   15
2 8 8   20
3 8 8   21
4 8 8   15
5 8 8   20
6 8 8   20
7 8 8   20
8 8 8   20
Итого 64 64   151
В т.ч. по интерактивным формам 24 24    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1) Процессы регионализации в России и за рубежом. Причины введения в образовательный процесс дисциплины регионоведение. 2) Предмет, методы и функции регионоведения как научной дисциплины. 3) Регионоведение как междисциплинарная отрасль научного знания. 4) История и перспективы регионоведения в РФ и за рубежом. 8
2 1) Методы исследования культурной, этнической, конфессиональной специфики регионов. 2) Специфика межэтнических региональных процессов. 3) Межконфессиональные отношения в регионе. 4) Регион в системе межкультурной коммуникации. 8
3 1) Экономические факторы в процессах регионоведения. 8
4 1) Региональные социальные процессы: методы исследования и прогнозирования. 2) Основные параметры социальной стабильности региона. 3) Технологии формирования и продвижения имиджа региона. 8
Семестр № 2
5 1) Структура региональной политической власти. 2) Региональные политические конфликты, их прогнозирование и разрешение. 3) Регион в системе международных отношений. 8
6 1) Регион в составе федерации. 2) Региональные электоральные процессы. 8
7 1) Структура региональной экономики. 2) Основные экономические районы в составе Российской Федерации. 3) Межрегиональные экономические отношения. 8
8 1) Ресурсный потенциал региона. 2) Факторы экономической стабильности и инвестиционной привлекательности региона. 3) Технологии управления региональной экономикой. Региональный маркетинг. 4) Брендинг территорий. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1) Изучение основных теоретических аспектоы дисциплины, с занесением терминов в конспект лекций. 15
2 1) Проведение СВОТ анализа территории по выбору, на выявление фактров воздействия. 20
3 Дифференциация регионов России 21
4 1) Построение психологической карты. 15
Семестр № 2
5 Проблемы размещения производительных сил 20
6 1) Межрегиональные отношения между странами Европы. 2) Исторические особенности регионализации в туризме. 20
7 Региональный товарный рынок: формирование и функционирование 20
8 Финансовые проблемы регионального развития 10
Межрегиональные экономические отношения 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 267 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-3 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов – субъектов РФ. План: 1. Современные проблемы федерализма. 2. Разграничение полномочий между РФ и регионами. 3. Региональные системы государственного управления;

тема 2. Демографические факторы регионального развития (на примере одного субъекта РФ) План: 1. Оценка демографической ситуации в современной РФ 2. Региональный рынок труда;

тема 3. Природно-ресурсный потенциал региона и проблема его рационального использования (на примере одного субъекта РФ) План: 1. Методологические вопросы природоведения и экологии 2. Природно-ресурсный потенциал региона и проблемы его рационального решения;

тема 4. Инновационный фактор регионального развития (на примере ЮФО) План: 1. Нововведение – как необходимое условие регионального развития. 2. Проблема инновационного развития в регионах;

тема 5. Национальные аспекты региональные развития. План: 1. Многонациональность в условиях РФ. 2. Особенности национальной политики РФ в современных условиях;

тема 6. Религиозные аспекты регионального развития. План: 1. Региональные аспекты национальной политики. 2. Религиозные аспекты регионоведения;

тема 7. Региональная политика План: 1. Экономическое развитие региона. 2. Региональный товарный рынок и межрегиональные экономические отношения. 3. Финансовые ресурсы региона;

тема 8. Экономические аспекты регионоведения (на примере ЮФО) План: 1. Экономическое развитие региона. 2. Региональный товарный рынок и межрегиональные экономические отношения. 3. Финансовые ресурсы региона;

тема 9. Социальные проблемы регионального развития. План: 1. Социальная сфера 2. Основные направления государственной социальной политики РФ;

тема 10. Регионализация в современном мире План: 1. Глобализация и регионализация в современном мире. 2. Проблемы регионализма в странах Европы (на примере Испании, Италии, Великобритании).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Понятие «регион».
2)Регионализация: ассиметрия в построении федераций и особые статусы территорий.
3)Регионализация на постсоветском пространстве.
4)Конфликтология о содержании региональных конфликтов.
5)Регионообразующие факторы.
6) Историческое регионоведение.
7) Связь регионоведения с другими науками.
8)Регионы современного мира. Общая характеристика.
9)Параметры региона и их взаимосвязь.
10) Историко-культурологические особенности региона

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать показатели демографического развития.
2) Анализировать конфликтогены на Юге Росси.
3) Применять понятие региона.
4) Описать регион как динамически развивающаяся система.
5) Дать общую характеристику региона современного мира
6) Описать предмет, цель, методы региональных исследований
7) Охарактеризовать параметры региона и их взаимосвязь
8) Охарактеризовать социально-демографические особенности региона
9) Охарактеризовать общее и прикладное регионоведение.
10) Описать регион как динамически развивающаяся система.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Охарактеризовать административно-территориальное деление России в имперский период.
2) Охарактеризовать административно-территориальном делении России в советский период.
3)Охарактеризовать изменения в административно-территориальном устройстве РФ в период перестройки.
4)Охарактеризовать дезинтеграцию и диспропорцию в развитии регионов РФ как результат реформ 1992–1993 годов.
5)Охарактеризовать периодизацию региональной истории юга России.
6) Охарактеризовать формирование специфической структуры Северно-Кавказского региона.
7) Охарактеризовать национальный состав городского населения юга России.
9) Охарактеризовать миграционные процессы на Юге России.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Регионализм на территории Северной Америки
2) Уровни регионализации
3)Регионализм
на территории Южной Америки
4)Процессы регионализации на территории Европы
5)Процессы регионализации на территории Азии
6)Регионализация в России как следствие ее природно-климатического, социально-экономического, этнокультурного и политико-административного многообразия
7)Проблемы развития макрорегиона Юг России
8)Межнациональные отношения на Юге России
9)Региональное строительство на юге России
10)Формирование специфической структуры Северно-Кавказского региона

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Анализировать регионализацию на североамериканском пространстве.
2)Анализировать регионализацию на территории Южной Америки
3)Анализировать регионализацию на территории Азии
4)Анализировать регионализацию Северно-Кавказского региона
5)Анализировать регионализацию на территории Европы
6)Анализировать регионализацию на территории Северной Америки
7)Анализировать регионализацию на Юге России

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Охарактеризовать регионализацию на североамериканском пространстве.

2) Охарактеризовать регионализацию на территории Южной Америки.

3) Охарактеризовать регионализацию на территории Азии.

4) Охарактеризовать регионализацию Северно-Кавказского региона.

5) Охарактеризовать регионализацию на территории Европы.

6) Охарактеризовать регионализацию на территории Северной Америки.

7) Охарактеризовать регионализацию на Юге России.

.

3).

4).

5).

6).

7).


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Регионоведение : учебник для академического бакалавриата / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией И. Н. Барыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 391 с. ЭБС Юрайт
2 Гладкий, Ю. Н. Регионоведение : учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ежак Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Регионоведение". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Большакова, Г. И. Регионоведение [Текст] : метод. указ. / Г.И. Большакова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2006. - 46 с. ЭБС РГУПС
3 Большакова, Г. И. Регионоведение [Текст] : метод. указ. / Г.И. Большакова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2006. - 46 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47671.