РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Логистика и управление транспортными системами"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Документационное обеспечение транспортного бизнеса"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Профильная направленность

Транспортный бизнес и логистика

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Ковалева Наталья Александровна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Документационное обеспечение транспортного бизнеса" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Логистика и управление транспортными системами".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.э.н. Жуков Вадим Анатольевич, директор, Ростовский филиал АО "Первая грузовая компания".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Документационное о т б_С_23.05.04_во_9_ЛУТС_п44042_и47234.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Документационное обеспечение транспортного бизнеса".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Документационное обеспечение транспортного бизнеса" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Транспортный бизнес и логистика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Организация работы логистических провайдеров в цепях поставок", "Перспективные технологии в транспортном бизнесе и логистике";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-1 - Способность к выполнению комплекса услуг по транспортному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей при перевозках грузов, в том числе скоропортящихся, на основе принципов логистики с учетом эффективного и рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему

Знает: техническую документацию железнодорожного и иных видов транспорта

Умеет: анализировать техническую документацию железнодорожного и иных видов транспорта

Имеет навыки: разработывать техническую документацию железнодорожного и иных видов транспорта

Индикатор:
ПК-1.1 - готовностью к разработке, внедрению, технологических процессов, техническо-распорядительных актов и иной технической документации железнодорожного транспорта
ПК-7 - Способен организовать процесс перевозки груза в цепи поставок, разрабатывать стратегию и контролировать результаты в области логистической деятельности по перевозкам грузов в цепи поставок

Знает: документацию в области транспортного бизнеса и логистики

Умеет: анализировать логистическую деятельность при организации перевозки грузов в цепи поставок с использованием документации в области транспортного бизнеса и логистики

Имеет навыки: организации логистической деятельности при организации перевозки грузов в цепи поставок с использованием документации в области транспортного бизнеса и логистики

Индикатор:
ПК-7.1 - Способность организовать логистическую деятельность при перевозке грузов в цепи поставок с использованием документации в области транспортного бизнеса и логистики

Знает: современную нормативную базу и методики экономического обоснования транспортной компании

Умеет: составлять бизнес-проекты транспортной компании с использованием современной нормативной базы и методик экономического обоснования

Имеет навыки: разрабатывать бизнес-проекты транспортной компании с использованием современной нормативной базы и методик экономического обоснования

Индикатор:
ПК-7.4 - Способность разрабатывать инновационные бизнес-проекты и стратегию развития бизнеса транспортной компании с использованием современной нормативной базы и методик экономического обоснования

Место дисциплины 1Б.О "Документационное обеспечение транспортного бизнеса" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Организация транспортного бизнеса", "Основы организации и управления перевозочным процессом".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДЛС, ЗЛС.

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
14 15
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   34 62
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   34 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 9

1. Услуги оказываемые в процессе организации транспортного бизнеса. (Компетенция/и ПК-1)

1.1. Российский рынок транспортно-логистических услуг: проблемы и тенденции: 1) Географическая структура мирового транспортно-логистического рынка 2) Потенциал российского рынка логистических услуг 3) Основные рейтинговые критерии логистических компаний и их характеристика.

1.2. Развитие логистических компаний на пути к системным интеграторам: 1) Участники логистического процесса 2) Основные этапы организации внешнего управления потоком движения ТМЦ 3) Системы информационных технологий в цепочке поставок 4) Пример становления и развития 4PL-провайдеров.

2. Порядок предоставления услуг экспедиторской компании. (Компетенция/и ПК-7)

2.1. Основные услуги, предоставляемые экспедиторской компанией: 1) Понятие экспедиторской деятельности 2) Порядок предоставления услуг экспедиторской компанией.

2.2. Правовая основа и ответственность посредников логистических услуг: 1) Транспортная конвенция 2) Иерархия системы законодательных актов 3) Сертификация качества услуг логистических провайдеров в транспортной системе.

3. Договорная работа на различных видах транспорта и международная транспортная документация. (Компетенция/и ПК-7)

3.1. Договор перевозки: 1) Сроки подачи заявки 2) Система международной транспортной документации по договору перевозки 3) Структура договора.

3.2. Правовая основа и ответственность посредников логистических услуг:: 1) Транспортная конвенция 2) Иерархия системы законодательных актов.

4. Ответственность посредников логистических услуг при оказании мультимодальных перевозок. (Компетенция/и ПК-1, ПК-7)

4.1. Сертификация качества услуг логистических провайдеров в транспортной системе: 1) Сертификат качества ISO. Сертификат системы качества 2) Сертификация системы обслуживания 3) Процедура сертификации системы обслуживания 4) Лицензирование на транспорте.

4.2. Моделирование, планирование и оптимизация мультимодальных перевозок: 1) Transportation Management System – Система управления транспортом 2) Выбор вида транспорта для вывоза груза со склада грузоотправителя и доставки грузополучателю.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   16
2 4 4   16
3 4 4   18
4 4 4   17
Итого 16 16   67
В т.ч. по интерактивным формам 4 4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Анализ операторской деятельности 2
Виды перевозок и основные направления развития транспортно-логистических услуг 2
2 Классификация траспортно-экспедиционных услуг 2
Оформление заявки на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания и договора транспортной экспедиции 2
3 Составлеие Положения транспортных компаний "Об устанавлении единого порядока осуществления договорной работы" 2
Оформление Договора перевозки 2
4 Особенности сертификации и лицензирования транспортных услуг 2
Выбор схемы перевозки и документальное сопровождение мультимодальной перевозки 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Виды внешнеторговых операций и формы продвижения товаров на рынок 4
Принципы организации и тенденции развития мультимодальных перевозок 6
Цель и принципы работы транспортно-экспедиторской компании — оператора мультимодальных перевозок (ОМП) 6
2 Базис поставки товара и транспортные условия договора 8
Защита интересов клиента в конфликтных ситуациях 4
Особенности транспортно-экспедиторского обслуживания перевозок импортных грузов в контейнерах 4
3 Правовое регулирование взаимоотношений сторон по договору пепевозки 4
Виды договора морской перевозки 6
Типовые проформы рейсового чартера 4
Особенности коммерческой практики контейнерных перевозок 4
4 Функции коносамента в договоре международной перевозки 8
Организация наземной составляющей мультимодальной перевозки(pre-carriage) 6
Комплексная долгосрочная программа развития и повышения эффективности перевозок 3

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 84 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ПК-1 +
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-7 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие транспортно-экспедиционного обслуживания. Классификация транспортно-экспедиционных услуг
2) Назначение экспедиторских фирм
3) Основные положения нормативно-правовой базы транспортно-экспедиционного обслуживания
4) Основные типы и специализации транспортно-экспедиционных предприятий
5) Договор купли-продажи. Роль экспедитора при заключении договора купли-продажи
6) Заключение договора транспортной экспедиции
7) Порядок оформление перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом
8) Порядок оформления заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом ГУ-12
9) Порядок оформления накладной на железнодорожном транспорте
10) Основы взаимодействие экспедиторских организаций с федеральным железнодорожным транспортом.
11) Систему фирменного транспортного обслуживания на ж/д транспорте
12) Понятие мультимодальных перевозок. Международные транспортные коридоры
13) Понятие операторских компаний. Виды операторских компаний
14) Причины возникновения операторских компаний
15) Порядок создания операторской компании
16) Лицензирование на транспорте
17) Сертификация качества услуг логистических провайдеров в транспортной системе
18) Порядок предоставления услуг логистическим посредником
19) Контрактную и проектную логистику по обслуживанию предприятий регионов
20) Этапы подготовки проекта договора
21) Этапы согласования проекта договора
22) Процедуру проведения переговоров
23) Процедуру подписание договора, его регистрацию и хранение
24) Этапы контроля за исполнением договоров
25) Сроки подачи заявки на перевозку
26) Варианты подачи заявки в зависимости от условий договора транспортной экспедиции

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выбирать рациональный маршрут перевозки; разрабатывать оптимальную транспортно-технологическую схему доставки грузов
2) Оформлять договор на перевозку и страхование грузов
3) Оформлять заявку и договор транспортной экспедиции
4) Определять транспортную составляющую в цене товара, оценивать факторы, влияющие на транспортную составляющую
5) Рассчитывать переменные и постоянные затраты при транспортировке
6) Оформлять транспортную накладную
7) Оформлять железнодорожную накладную и ее копию-дубликат
8) Оформлять дорожную ведомость
9) Оформлять корешок дорожной ведомости
10) Оформлять грузовую квитанцию
11) Оформлять накладную СМГС
12) Оформлять морскую транспортную накладную
13) Оформлять авиагрузовую накладную
14) Оформлять автотранспортную накладную
15) Оформлять коносамент (погрузочный ордер, штурманская расписка)

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выделять основные улуги по перевозке грузов железнодорожным видом транспорта, включая железнодорожное экспедирование различных видов грузов.

2) Выделять основные улуги по перевозке грузов в международном морском и речном сообщении.

3) Выделять основные улуги по перевозке грузов в контейнерах.

4) Выделять основные улуги по перевозке грузов в авиационном сообщении.

5) Выделять основные улуги по перевозке грузов в интермодальном и мультимодальном сообщении.

6) Составления заявки на транспортно-экспедиционное облуживание.

7) Составления договора на перевозку.

8) Анализа транспортной конвенции.

9) Составления иерархии системы законодательных актов.

10) Определять причины и размеры ответственности на транспорте.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-1 9 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
  ПК-7 9 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Логистические провайдеры в транспортных системах [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие / Э. А. Мамаев, Е. А. Чеботарева, Н. А. Ковалева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 131 с. : ил., табл., прил. - Библиогр.: 76 назв. - ISBN 978-5-88814-696-5 ЭБС РГУПС
2 Ковалева, Н.А. Документационное обеспечение транспортного бизнеса: учеб. посо-бие / Н.А. Ковалева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 88 с. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ковалева Н.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Документационное обеспечение транспортного бизнеса". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Логистические провайдеры в транспортных системах [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Н. А. Ковалева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 51 с. ЭБС РГУПС
3 Организация работы экспедиторских фирм [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для выполнения расчет.-граф., лаб., практ. и самостоят. работ / Е. А. Чеботарева, Е. В. Рязанова, О. И. Веревкина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 44 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47234.