РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Информационные технологии в туризме"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Профильная направленность

Технологии организации экскурсионных услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Жмыхова Наталья Валерьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Информационные технологии в туризме" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Информационные т в т_Б_43.03.02_во_6_СТ_п45161_и46956.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационные технологии в туризме".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Информационные технологии в туризме" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Технологии организации экскурсионных услуг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Проектная деятельность в туризме", "Технологии туристской деятельности";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в туристской сфере

Знает: понятие технологических новаций и современных программных продуктов в профессиональной туристской деятельности

Умеет: использовать технологические новации и современные программные продуктов в профессиональной туристской деятельности

Имеет навыки: поиска, анализа, отбора технологических новаций и современных программных продуктов в профессиональной туристской деятельности

Индикатор:
ОПК-1.1 - Осуществляет поиск, анализ, отбор технологических новаций и современных программных продуктов в профессиональной туристской деятельности

Знает: понятие технологических новаций и специализированных программных продуктов в сфере туризма

Умеет: анализировать необходимость применеия в практической деятельности технологических новаций и специализированных программных продуктов

Имеет навыки: применять на практике технологические новации и специализированные программные продукты в сфере туризма

Индикатор:
ОПК-1.2 - Использует технологические новации и специализированные программные продукты в сфере туризма

Место дисциплины 1Б.О "Информационные технологии в туризме" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб) 24 24 24
Практические, семинары (Пр)      
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   60
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 60   60
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр)        
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 127   32 95
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   32 83
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 8 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Возникновение и этапы становления информационных технологий. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Понятие информации и ее виды: Общество и информация. Основные аспекты информации.Виды информации. Функциональная модель процесса утверждения.Информационная структура процесса управления.

1.2. Понятие информатизации. Стратегия перехода к информационному обществу: Этапы эволюции общества и информации.Определение и основные характеристики информационного общества. Информатизация, как процесс перехода от индустриального общетсва к информационному. Этапы перехода к информационному обществу.

1.3. Классификация информационных технологий: Признаки классификации ИТ. (по назначению, структуре, режиму функционирования, характеру взаимодействия с пользователем.Области применения информационных технологий.

2. Офис современного туристическогопредприятия. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Роль и значение ИТ для туристического бизнеса: Основные направления применения ИТ в деятельности туристической отрасли.Компьютерные системы резервирования CRS (Computer Reservation System).Использование технологий мультимедиа.Туристические информационные системы.Локальные сети. Виды, преимущества, способы установки.

2.2. Стандартное программное обеспечение офиса туристического предприятия. Оборудование и информационные системы управления компании: Программное обеспечение (ПО).Специальное ПО . Стандартное ПО. IP-телефония .Коммуникационные услуги для пользователей (связь «компьютер–телефон», связь «веб–телефон», связь «телефон–компьютер», видеосвязь). Видеотелефон .

2.3. Информационная безопасность компьютерной сети. Защита коммерческих данных: Информационная безопасность .Защита информации. «Безопасность автоматизированной информационной системы».

3. Специальное программное обеспечение для туристического бизнеса. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Приложения управления и учета: Линейка программ «1С: Предприятие» -области применения, технологическая платформа, прикладные решения.

3.2. Комплексные системы автоматизации деятельности туристской фирмы: Программные комплексы «Мастер-Тур», «САМО-Тур» и «САМО-ТурАгент», Turwin MultiPro (версия 7.0), «Jack», «Сам себе тур», «Туроператор», «Тур1», «1С-Рарус: Турагентство».

4. Автоматизированные системы бронирования и резервирования, используемые в индустрии туризма. (Компетенция/и ОПК-1)

4.1. Основные западные системы бронирования: Amadeus, Galileo, Sabre, Worldspan, Start, Utell, Steingerberger Reservation Service, Trust.

4.2. Российские компьютерные системы бронирования: Bronni.ru, SPOLine, «Ехать!», «Лайтсофт», Туры.ру, «ТурСводка», «Алеан» и другие. Преимущества и недостатки.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6     15
2 6     15
3 6   12 15
4 6   12 15
Итого 24   24 60
В т.ч. по интерактивным формам 2   2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
3 Комплексные системы автоматизации деятельности туристской фирмы. Программные комплексы «Мастер-Тур», «САМО-Тур» и «САМО-ТурАгент», «Turwin MultiPro» (версия 7.0), «Jack», «Сам себе тур», «Туроператор», «Тур1»: «1С-Рарус: Турагентство» 12
4 Основные западные системы бронирования: Amadeus, Galileo, Sabre, Worldspan, Start, Utell, Steingerberger Reservation Service, Trust Российские компьютерные системы бронирования: Bronni.ru, SPOLine, «Ехать!», «Лайтсофт», Туры.ру, «ТурСводка», «Алеан» и другие. 12

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Аппаратное обеспечение ИС. Коммуникационное (сетевое) обеспечение. Программное обеспечение ИС. Лингвистическое обеспечение ИС.Понятие о модели данных. Информационная модель данных. Основные типы моделей и их эквивалентность. 15
2 Принципы автоматизации учреждений. Электронный документооборот. Методы и средства работы с электронными документами. 15
3 Современные компьютерные технологии в туризме. Влияние специализированных технологий на развитие индустрии туризма и гостеприимства.Роль Интернета в туризме. Мультимедийные технологии в туризме Порталы и сайты туроператоров. Туристические услуги через Интернет (бронирование, оформление виз, страхование). 15
4 Современное состояние использования информационных технологий в туризме. Тенденции развития специализированных информационных систем и сред в туризме. Современные системы бронирования. Системы автоматизации гостиниц «Русский отель», Fidelio, Micros, «Меридиан-1», Lodging Touch, «Синимекс: Гостиница + Пансионат», «1С-Рарус: Управление отелем, ред. 1», Libra OnDemand CRM. Автоматизация ресторанного бизнеса. 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 115 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

глобальная сеть Internet: принципы построения и информационные возможности;

особенности информатизации туристской индустрии России: тенденции и перспективы развития;

принципы информатизации офисной деятельности;

базы данных и документов. Принципы формирования и эксплуатации;

антивирусные комплексы и программы. Компьютерные вирусы;

основные виды сканирующих устройств. Системы оптического распознавания текстовой информации Fine reader;

международные системы бронирования и резервирования;

отечественные системы бронирования и резервирования;

роль и место информационных технологий в развитии современных бизнес-процессов;

понятие, структура и области применения классификаторов информации;

проблемы покупки, разработки и адаптации информационных технологий;

типовые технологии формирования и ведения информационной базы для решения комплекса задач;

характеристика и сфера применения технологий реализации геоинформационных систем;

применение сети Internet в современных бизнес-процессах.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие информации и ее виды. Общество и информация.
2) Основные аспекты информации.Виды информации.
3) Функциональная модель процесса утверждения.Информационная структура процесса управления.
4)Понятие информатизации. Стратегия перехода к информационному обществу.
5) Этапы эволюции общества и информации.Определение и основные характеристики информационного общества.
6)Информатизация, как процесс перехода от индустриального общетсва к информационному. Этапы перехода к информационному обществу.
7)Классификация информационных технологий. Признаки классификации ИТ. (по назначению, структуре, режиму функционирования, характеру взаимодействия с пользователем.Области применения информационных технологий.
8)Роль и значение ИТ для туристического бизнеса. Основные направления применения ИТ в деятельности туристической отрасли.
9)Компьютерные системы резервирования CRS (Computer Reservation System).Использование технологий мультимедиа.Туристические информационные системы.Локальные Сети. Виды, Преимущества, Способы Установки.
10)Стандартное программное обеспечение офиса туристического предприятия. Оборудование и информационные системы управления компании.
11) Программное обеспечение (ПО).Специальное ПО . Стандартное ПО. IP-телефония .Коммуникационные услуги для пользователей (связь «компьютер–телефон», связь «веб–телефон», связь «телефон–компьютер», видеосвязь). Видеотелефон .
12)Информационная безопасность компьютерной Сети.
13)Защита коммерческих данных: Информационная безопасность .Защита информации. «Безопасность автоматизированной информационной системы».

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Применять информационные технологий в индустрии туризма.
2) Использовать офисное оборудование в туристской деятельности.
3) Применять специальные и прикладные программные средства, работа в компьютерных сетях.
4) Работать с информационными системами.
5) Работать с программным комплексом «Мастер-Тур»
6)Работать с программным комплексом «САМО-Тур» и «САМО-ТурАгент».
7)Работать с программным комплексом Turwin MultiPro (версия 7.0), «Jack»
8)Работать с программным комплексом «Сам себе тур», «Туроператор», «Тур1», «1С-Рарус: Турагентство».
9)Основные западные системы бронирования: Amadeus, Galileo, Sabre, Worldspan, Start, Utell, Steingerberger Reservation Service, Trust.


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Продвижения и реализации туристского продукта с использованием основных западных систем бронирования: Amadeus, Galileo, Sabre, Worldspan, Start, Utell.

2)Продвижения и реализации туристского продукта с использованием основных западных систем бронирования: Steingerberger Reservation Service, Trust/.

3) Продвижения и реализации туристского продукта с использованием основных российских компьютерных систем бронирования: Bronni.ru, SPOLine, «Ехать!», «Лайтсофт».

4) Продвижения и реализации туристского продукта с использованием основных российских компьютерных систем бронирования: Туры.ру, «ТурСводка», «Алеан».


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Мясоедов, Р. А. Офисные информационные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Р. А. Мясоедов, С. П. Гавриловская, В. Ю. Сорокина. — Электрон. текстовые данные. — Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 241 c. ЭБС IPRBooks
2 Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 327 с. ЭБС Юрайт
3 Сербинович Л.Ю. Тестовые задания по дисциплине "Информационные технологии в туристской индустрии": учеб.-метод. пособие/ Л. Ю. Сербинович; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2015. НТБ РГУПС
4 Серветник О. Л. Современные информационные технологии [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Серветник О. Л. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. - 225 с. ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жмыхова Н.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационные технологии в туризме". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Методические указания для обучающихся по основению дисциплины. Ростов-на-Дону, 2017 ЭБС РГУПС
3 Учебно-методическое обеспечения для самостоятельной работы обучающихся. Ростов-на-Дону, 2017. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46956.