РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Визуальное программирование и графические интерфейсы"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

Профильная направленность

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Ведерникова Ольга Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Визуальное программирование и графические интерфейсы" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Рыбалко И. П., доцент. каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Визуальное п и г и_Б_09.03.01_во_67_ВТиАСУ_п45344_и46635.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Визуальное программирование и графические интерфейсы".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Визуальное программирование и графические интерфейсы" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Многопоточное и параллельное программирование", "Технологии программирования";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности

Знает: технологию разработки алгоритмов и программ, методы отладки и решения задач в различных режимах; - основы объектно-ориентированного подхода к программированию

Умеет: работать с современными системами программирования с использованием программных средств, включая объектно-ориентированные.

Имеет навыки: - разработки программных и информационных средств реализации информационных технологий для решения практических задач

Индикатор:
ОПК-1.1 -
ОПК-7 - Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов

Знает: методы настройки, наладки программно-аппаратных комплексов

Умеет: разрабатывать, тестировать, отлаживать и документировать программные продукты с использованием систем программирования;

Имеет навыки: разработки и отладки программ в современных средах программирования для решения стандартных задач профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-7.1 - Знать: методы настройки, наладки программно-аппаратных комплексов

Знает: техническую документацию, производить настройку, наладку и тестирование программно-аппаратных комплексов

Умеет: собирать эмпирический материал, опираясь на современные источники, осуществлять сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.

Имеет навыки: разработки информационных технологий и навыки программирования в современных средах.

Индикатор:
ОПК-7.2 - Уметь: анализировать техническую документацию, производить настройку, наладку и тестирование программно-аппаратных комплексов
ОПК-9 - Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

Знает: инструментальные средства разработки, доступные у платформы Unity.

Умеет: применять основные свойства стандартных элементов Unity

Имеет навыки: работы с интегрированной средой разработки, которая позволяет реализовывать разработку проекта.

Индикатор:
ОПК-9.3 - Владеть: способами описания методики использования программного средства для решения конкретной задачи в виде документа, презентации или видеоролика
ПК-1 - Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов

Знает: технические спецификации на программные компоненты и их взаимодействие

Умеет: работать с современными системами программирования с использованием программных средств, включая объектно-ориентированные.

Имеет навыки: разработки программных и информационных средств реализации информационных технологий для решения практических задач

Индикатор:
ПК-1.1 - Знать технические спецификации на программные компоненты и их взаимодействие

Знает: назначений основных свойств стандартных элементов Unity.

Умеет: работать в интегрированной среде разработки, которая позволяет реализовывать разработку проекта

Имеет навыки: разработки системных утилит

Индикатор:
ПК-1.3 - Владеть разработкой системных утилит

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Визуальное программирование и графические интерфейсы" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы информационных и компьютерных технологий".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АВБ.

Дисциплина реализуется в 6, 7 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 112 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6 7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 48 64
Лекции (Лек) 56 56 24 32
Лабораторные работы (Лаб) 56 56 24 32
Практические, семинары (Пр)        
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 131   87 44
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 131   87 44
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 112 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Среда визуального программирования и ее составляющие. (Компетенция/и ОПК-7)

1.1. Назначение основных окон и пунктов меню:: Знакомство со средой визуальной разработки приложений. Настройка интегрированной среды. Система окон разработки. Окно конструктора форм, окно кода программы, окно инспектора объектов. Проект. Характеристика проекта. Файл проекта. Файлы формы. Файлы модулей. Создание и сохранение нового проекта. Особенности сохранения проектов. Система меню и его составляющие. Меню, подсказки. Характеристика главного меню. Контекстное меню. Компиляция и выполнение программы. Ошибки компиляции.

1.2. Использование визуальных компонентов и их свойства:: Палитра компонентов. Характеристика визуальных компонентов. Размещение нового компонента. Использование компонентов и настройка их свойств. Изменение размеров окна программы, расположение окна на экране, настройка надписей и цвета у элементов управления, расположения элементов управления относительно окна программы, изменения размеров самих элементов управления. Компоненты для отображения текста.

1.3. Функции обработки событий:: Определение функциональности приложения. Событие и функция обработки события. Мышь и клавиатура. Порядок наступления событий. Параметры обработки событий. Перехват формой всех сообщений клавиатуры. Работа с кнопками. Стандартная кнопка. Кнопка с рисунком.

1.4. Изменение свойств в режиме исполнения программы: Изменение размеров и расположения компонентов . Изменение цвета у элементов. настройка надписей на компонентах. Ввод, вывод и редактирование информации.

2. Обработка текстовой и числовой информации среды визуального программирования. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Функции преобразования текста в число: Стандартные визуальные компоненты для отображения данных и для ввода исходных данных пользователем. Компоненты для отображения текста. Преобразование текста в целые и вещественные числа. Преобразование чисел в текст. Ввод, вывод и редактирование информации.

2.2. Использование переключателей с зависимой и независимой фиксацией: Использование переключателей. Переключатель с независимой фиксацией. Переключатель с зависимой фиксацией. Объединение элементов управления. Группа. Панель. Область прокрутки.

2.3. Обработка информации в простых и комбинированных списках:: Работа со списками. Общая характеристика списков. Простой список. Комбинированный список. Особенности комбинированного списка. Область прокрутки.

2.4. Создание меню и вкладок:: Организация интерфейса разрабатываемой программы: Понятие дружественного интерфейса. Создание элементов меню и подменю. Использование Меню, вкладок и подсказок при создании интерфейса приложения. Контекстное меню. Конструктор меню. Использование шаблонов меню. Создание всплывающих меню..

2.5. Динамические структуры данных: Указатели и ссылки: Понятие указателя. Описание ссылок. Операция получения адреса ячейки. Правила использования памяти при работе с динамическими структурами данных. Стек, очередь, двоичное дерево поиска. Динамическое распределение памяти. Основные виды списков и способы их реализации.

3. Основы объектно-ориентированного программирования в С++. (Компетенция/и ОПК-9)

3.1. Основы объектно-ориентированного программирования: Понятие класса. Объекты. Методы и свойства объектов. Конструктор и деструктор.

3.2. Принципы объектно-ориентированного программирования:: Инкапсуляция. Наследование. Полиморфизм. Разработка объектов и классов пользователей.

4. Проектирование визуальных приложений по обработке информации в таблицах и формах. (Компетенция/и ОПК-9, ПК-1)

4.1. Отображение и редактирование табличной информации:: Компоненты для работы с таблицами. Особенности отображения массивов. Отображения структурных массивов. Визуализация данных. Редактирование данных. Поиск и Фильтрация данных. Сортировка в таблице.

4.2. Стандартные диалоговые окна:: Создание окна диалога. Процедуры и функции, реализующие диалоги. Компоненты ColorDialog, FontDialog OpenDialog и SaveDialog.

4.3. Обработка файловых потоков:: Создание файлового потока. Определение конца файла. Считывание из файла. Запись в файл. Закрытие файлового потока.

4.4. Организация проекта с многостраничными формами:: Добавление формы к проекту. Функция открытия новой формы. Организация взаимодействия форм. Обращение к переменным в новой форме. Создание окна сообщения MessageBox.

5. Графические возможности среды визуального программирования. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-9, ПК-1)

5.1. Построения графиков и диаграмм с помощью компонента Chart:: Выбор типа диаграммы. Настройки диаграммы. Добавления графика на диаграмме. Добавление точки на графике.

5.2. Загрузка изображений в компонент PictureBox: Выбор пути для загрузки изображения. Настройка свойств загружаемого изображения.

5.3. Рисование с помощью методов объекта Graphics:: Поверхность рисования. Графический образ. Рисование при выполнении программы. Настройка объекта «карандаш» и объекта «кисть» Графический инструментарий (кисть, карандаш). Рисование контурных и закрашенных фигур.

5.4. Управление объектами с помощью движения мыши: События мыши и их параметры. Получение координат курсора мыши. Настройка параметров компонентов в зависимости от расположения курсора.

5.5. Анимация с использованием компонента Timer: Настройка интервала компонента Timer. Основное событие таймера. Включение и выключение таймера. Организация анимации с помощью таймера. Параметрические вид траекторий движения объекта.

Семестр № 7

6. Интерфейс Unity3d. (Компетенция/и ОПК-7)

6.1. Стандартный интерфейс. Настройка интегрированной среды.

6.2. Система окон разработки. Система меню и его составляющие.

6.3. Иерархия объектов на сцене. Инспектор объектов.

7. Создание простейших моделей твердых тел. (Компетенция/и ОПК-1)

7.1. Создание примитивов и установка их параметров.

7.2. Преобразование объектов в среде 3D-моделирования: перемещение, вращение, дублирование, масштабирование, деформация.

7.3. Моделирование освещения: свободно направленный источник (Free Direct) и свободный прожектор (Free Spot) нацеленный источник (Target Direct) нацеленный прожектор (Target Spot).

7.4. Работа с камерой. Настройка параметров камеры. Main Camera,.

8. Моделирования физических свойств трехмерных объектов в среде Unity3d. (Компетенция/и ОПК-9, ПК-1)

8.1. Применение стандартных модификаторов в среде Extrude, Bevel, Duplicate.

8.2. Назначение текстуры объектам. Визуализация изображения.

8.3. Добавление массы, гравитации к твердому телу средствами Unity3D.

9. Организации взаимодействия между 3d-объектами в среде Unity3D. (Компетенция/и ОПК-9, ПК-1)

9.1. Создание скриптов на языке C# в среде Unity3D.

9.2. Взаимодействие между трехмерными моделями в сцене Динамическое добавление объектов, управление персонажем, триггеры.

9.3. Создание и настройка ландшафта Terrain в Unity3D.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   5 17
2 4   5 20
3 4   4 20
4 8   4 20
5 4   6 10
6 8   8 10
7 8   8 10
8 8   8 10
9 8   8 14
Итого 56   56 131
В т.ч. по интерактивным формам 56   56  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 1.1 Знакомство со средой визуальной разработки приложений. Создание и сохранение нового проекта. Особенности сохранения проектов. . Компиляция и выполнение программы. 2
1.2. Использование компонентов и настройка их свойств. Размещение компонента. Изменение размеров, расположения и цвета у элементов управления . 1
1.3 Обработка событий 1
1.4 Изменение свойств в режиме исполнения программы. Ввод, вывод и редактирование информации 1
2 Использование функций для преобразования текста в целые и вещественные числа. Преобразование чисел в текст. Ввод, вывод и редактирование информации. 1
Использование флагов и радиокнопок 1
Обработка информации в простых и комбинированных списках 1
Использование меню, контекстного меню, подсказок и вкладок при создании интерфейса приложения. 1
Динамические структуры данных 1
3 Исследование особенностей объектно-ориентированного программирования. Классы и объекты 2
Разработка программ на основе ООП. 1
Наследование и полиморфизм в ООП. 1
4 Отображение структурных массивов в таблицах. Визуализация и редактирование данных. Поиск и фильтрация данных в таблицах. Сортировка в таблицах. 1
Использование стандартных диалоговых окон . Компоненты ColorDialog, FontDialog OpenDialog и SaveDialog. 1
Обработка файловых потоков 1
Организация проекта с многостраничными формами. 1
5 Построения графиков и диаграмм с помощью компонента Chart. 1
Использование и настройка графических изображений 1
Рисование с помощью методов объекта Graphics . Настройка объектов «карандаш» и «кисть» 1
Настройка параметров компонентов в зависимости от расположения курсора мыши 1
Организация анимации с помощью таймера. Параметрические вид траекторий движения объекта 2
Семестр № 7
6 Изучение интерфейса Unity3d на основе разработки простейшей игры 8
7 Создание стандартных геометрических моделей 4
Настройка света и камеры 4
8 Моделирование физических свойств трехмерного тела в среде с помощью компонента Rigidbody (твердое тело) 4
Освоение приемов организации взаимодействия объектов за счет добавления гравитации и массы к 3d-объекту 4
9 Организация столкновений (collisions) между 3d-объектами 2
Создание скриптов на языке C# в среде Unity3D 2
Взаимодействие между трехмерными моделями в сцене 2
Разработка ландшафта Terrain в Unity3D 2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Стиль программирования. Правила хорошего стиля программирования. Принципы визуального программирования. Визуальные и объектные аспекты форм. Архитектура приложения. Компонентный подход . Файл ресурсов. Параметры проекта. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде. Меню команд. Шаблоны форм. Обзор палитры компонентов. 17
2 Форматы представления числовой информации в функциях для преобразования текста в целые и вещественные числа. Концепция пространства имен. Пространства имен namespace, System.Windows.Forms, System.Drawing и др. Порядок наступления событий. Перехват формой всех сообщений клавиатуры. Фреймы. Динамические массивы. 20
3 Статический полиморфизм. Виды отношений между классами. Динамический полиморфизм. Одиночное и множественное наследование. Параметрический полиморфизм.Изучение полиморфизма. инкапсуляции. Понятие дружественных функций. Понятие перегрузки функций 20
4 Использование компонента TrackBar для установки и выбора значения. Использование ScrollBar, UpDown, DataTimerPicker. Организация панели инструментов и строки статуса. Работа с файловой структурой на уровне операционной системы: поиск, копирование, переименование и удаление файлов и папок 20
5 Использование звука с помощью класса System.Media.SoundPlayer Организация помощи: файл справки, контекстная помощь. 10
Семестр № 7
6 Интерфейс Unity с точки зрения ООП. Компоненты RigidBody,Transform, Camera 10
7 Понятие UVразвертки. Экспорт моделей из Blender для Unity. Импортирование моделей в Unity. 10
8 Моделирование объектов для игрового движка. Создание Prefabs. 10
9 Скриптинг, структура скрипта. Основы взаимодействия между объектами. Shading полигональной сетки. 14

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6 7
ОПК-1 + +
ОПК-7 + +
ОПК-9 + +
ПК-1 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-7 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-9 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-1 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Назначение основных окон и пунктов меню в визуальной среде программирования.
2) Процесс создания программы в визуальной среде, запуска, сохранения и отладки.
3) Характеристику основных компонентов визуальной среды. Окно ввода, метка, форма, кнопка.
4) Список основных компонентов и их свойств. Надпись, размер, расположение, цвет фона, цвет текста, недоступность, прозрачность.
5) Функции обработки событий. Список основных событий. Средства отладки программ в визуальной среде .
6) Компоненты для работы с таблицами. Основные их свойства : количество строк/столбцов в таблице, содержимое ячейки, номер выделенной строки . Основные их методы: очистить всю таблицу, добавить строку, удалить строку .
7) Обработку структурных массивов в таблицах. Редактирование, поиск и фильтрация данных в таблицах. Сортировку в данных таблице и в структурном массиве
8) Стандартные диалоговые окна ( Fontdialog, Colordialog). Использование их основных свойств.
9) Организацию многостраничных форм в визуальной среде. Способы передачи данных между формами.
10) Способы построения графиков и диаграммы в визуальной среде.
11) Способы рисования на объекте PictureBox и на объекте Panel.
12) Способы создания звукового сопровождение проекта в визуальной среде.
13) Компоненты для работы с изображениями и Графикой
14) Рекурсивное описание типов, ссылающихся на себе подобных. Организация списков.
15) Рекурсивное описание типов, ссылающихся на себе подобных. Организация двунаправленных списков.
16) Рекурсивное описание типов, ссылающихся на себе подобных. Организация бинарных деревьев.
17) Изменение свойств в режиме исполнения программы. Изменение размеров, расположения и цвета компонентов .
18) Функции преобразования текста в число, а также числа в текст. Организация ввода-вывода и редактирование информации.
19) Переключатель с независимой фиксацией. Переключатель с зависимой фиксацией.
20) Простой список — компонент Listbox. Основные свойства (количество, список, номер выделенного элемента) и методы (добавить, удалить, вставить).
21) Особенности комбинированного списка – компонент Combobox. Основные свойства (количество элементов, список элементов, номер выделенного элемента) и методы (добавить, удалить, вставить). Организация ввода через Combobox.
22) Компоненты для создания меню и вкладок. Использование их основных свойств.
23) Объектно-ориентированное программирование – общую характеристику.
24) Понятие класса и объекта. Синтаксис описания класса. Примеры
25) Конструктор и Деструктор. Синтаксис. Примеры.
26) Методы класса. Синтаксис. Примеры.
27) Инкапсуляция и свойства объекта. Синтаксис. Примеры.
28) Свойства класса – наследование. Синтаксис. Примеры
29) Понятие указателя, адреса. Операция получения адреса. Операция косвенной адресации

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разрабатывать класс . Описывать поля и методы класса. Объявлять переменную-объект класса и массив объектов класса.
2) Разрабатывать класс . Объявлять переменную-объект класса и массив объектов класса. Обращаться к полям класса и вызывать методы класса для одного объекта и для массива объектов.
3) Разрабатывать класс. Описывать сокрытые поля класса– свойства. Обращение к сокрытым полям– свойствам. Использовать понятие инкапсуляции.
4) Разрабатывать класс потомок. Использовать понятие наследования.
5) Использовать стандартные функции обработки строк.
6) Конструировать формы в визуальной среде , на первом этапе создания проекта. Список основных компонентов и их свойств.
7) Использовать процесс создания программы в визуальной среде.
8) Создавать программы в визуальной среде – используя второй этап создания проекта – этап кодирования . Список основных событий. Средства отладки программ в визуальной среде .
9) Создавать функции обработки событий. Примеры не менее 3-х.
10) Использовать многострочное окно вывода в визуальной среде. Основные свойства и методы компонента. Примеры использования
11) Использовать структуру экрана визуальной среды. Организовывать недоступность кнопки в визуальной среде
12) Использовать характеристику основных компонентов визуальной среды. Окно ввода, метка, кнопка, форма.
13) Использовать Функции преобразования текста в число, а также числа в текст в визуальной среде. Пример считывания числа из окна ввода и вывода числа в метку.
14) Работать с переключателями (радиокнопки и флаги)
15) Использовать невизуальные компоненты – Timer. Пример анимации с движением по эллипсу.
16) Использовать вывод окна сообщения в визуальной среде.
17) Использовать простой список — компонент Listbox в визуальной среде. Пример выполнения различных действий в зависимости от выбранного элемента списка.
18) Использовать комбинированный список – компонент Combobox в визуальной среде. Пример ввода и обработки массива строк.
19) Использовать компонент – таблица DataGridView . Основные свойства и методы. Примеры
20) Создавать меню (MenuStrip ) в визуальной среде .
21) Использовать диалоги выбора ( Fontdialog, Colordialog) На примере создания «текстового редактора»
22) Использовать диалоги выбора (SaveFiledialog, OpenFileFdialog, ) На примере создания «текстового редактора». Работа с файловыми потоками.
23) Объявлять файловые потоки и работать с внешними текстовыми файлами.
24) Создавать проект с несколькими формами или многостраничные формы в визуальной среде. Способы передачи данных между формами.
25) Создавать графики и диаграммы в визуальной среде. Два способа использование данных из таблицы, из формулы.
26) Использовать вкладки в визуальной среде .
27) Перемещать компонент в позицию указанную курсором мыши.
28) Использовать компонент TrackBar.
29) Настраивать свойства карандаша и кисти. Рисование фигур с помощью карандаши или кисти.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами решения задач по теме "Объектно-ориентированное программирование".
2) Методами решения задач по теме "Стандартная библиотека шаблонов STL".
3) Методами решения задач по теме "Визуальные компоненты среды программирования".

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Механизм использования сторонних скриптов для собственных приложений.
2) Рабочую среду unity.
3) Назначение и основные свойства стандартных элементов unity.
4) Создание взаимодействие объектов игрового мира unity.
5) Моделирование освещения: свободно направленный источник (Free Direct)
6) Моделирование освещения: свободный прожектор (Free Spot)
7) Моделирование освещения: нацеленный источник (Target Direct)
8) Моделирование освещения: нацеленный прожектор (Target Spot).
9) Какие языки программирования поддерживает Unity?
10) основные окна в редакторе Unity
11) Какую информацию можно узнать из окна иерархии дерева?
12) Для чего используется окно Scene
13) Для чего используется окно Project
14) Для чего используется окно Hierarchy
15) Какие теги существуют в проекте по умолчанию
16) Какие методы или свойства позволяют сравнить тег объекта с заданным значением
17) Какую клавишу необходимо нажать для создания углубления на Terrain
18) Какие параметры можно настроить для террейна
19) Что включает в себя Terrain Data
20) Какой материал установлен по умолчанию для 3D-объектов (примитивов) в Unity?
21) Какие функции по умолчанию содержит скрипт?
22) Какая функция используется для уничтожения объектов через скрипт
23) Какое событие первым происходит при столкновении двух объектов?
24) Каким образом запустить анимацию через скрипт?

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать сторонние скрипты для собственных приложений Unity;
2) Настраивать рабочую среду Unity;
3) Создавать и использовать объекты prefabs
4) Организовывать взаимодействие объектов игрового мира Unity
5) Создать новый анимационный клип
6) Использовать параметр Noise Spread при создании травы на террейне
7) Какую клавишу необходимо нажать для определения высоты на определенном участке террейна и установки ее для кисти?
8) Какая кнопка позволяет разместить на всем террейне сразу определенное количество деревьев?
9) Какие параметры позволяют задать цвет травы на Terrain ?
10) Какие параметры деревьев можно настроить при их создании на террейне?
11) В каком меню окна сцены можно переключить отображение сетки?
12) Какая функция позволяет найти объект по имени?
13) Что может являться компонентом игрового объекта?
14) Каким образом можно отключить компонент у объекта?
15) Можно ли в окне Animation родительского объекта создать анимацию изменяющую свойства объектов-детей?
16)
17) Какой метод позволяет проиграть анимацию объекта если используется компонент Animation?
18) Какой компонент по умолчанию не создается у объекта камера?
19) Какие параметры доступны для настройки в компоненте Third Person Camera?
20) Какие можно выбрать режимы рендеринга в окне сцены?
21) Какой материал установлен по умолчанию для 3D-объектов (примитивов) в Unity?
22) Какие функции по умолчанию содержит скрипт?
23) Какая функция используется для уничтожения объектов через скрипт
24) Какое событие первым происходит при столкновении двух объектов?
25) Каким образом запустить анимацию через скрипт?

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Создания взаимодействия объектов игрового мира.

2) Использования сторонних скриптов для собственных приложений.

3) Настраивания рабочей среды Unity.

4) Работы с интегрированной средой разработки, которая позволяет реализовывать разработку проекта.

5) Работы в Unity3D. Создания объектов и способами установки их параметров.

6) Командами преобразования объектов в Unity3D такими как: создание прямоугольного массива копий объекта.

7) Командами преобразования объектов в Unity3D такими как: Перемещение, вращение, дублирование, масштабирование, деформация объектов.

8) Методами назначения материалов текстур объектам в Unity3D . Методами визуализации изображения.

9) Командами логического (булевского) вычитания из объекта А объекта В.

10) Методами создания анимация сцен в такими как: методом ключевых кадров.

11) Методами создания анимация сцен в Unity3D такими как: движения вдоль заданной траектории.

12) Способом создания сплайнов и установкой их параметров в Unity3D. Создание единой сплайн-формы.

13) Работа с камерой. Настройка параметров камеры. Main Camera,.

14) Какой материал установлен по умолчанию для 3D-объектов (примитивов) в Unity?.

15) Какие функции по умолчанию содержит скрипт?.

16) Какая функция используется для уничтожения объектов через скрипт.

17) Какое событие первым происходит при столкновении двух объектов?.

18) Каким образом запустить анимацию через скрипт?.

19) Какую клавишу необходимо нажать для создания углубления на Terrain?.

20) Какие параметры можно настроить для террейна?.

21) Что включает в себя Terrain Data?.

22) Какой материал установлен по умолчанию для 3D-объектов (примитивов) в Unity?.

23) Какие функции по умолчанию содержит скрипт?.

24) Какая функция используется для уничтожения объектов через скрипт.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств (КИМ, КОС) по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего образования [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. С. Тимофеева, Д. В. Глазунов, А. В. Симонцева [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 86 с. : прил., схемы, табл. - Библиогр. : 6 назв. - Заказ № 8143, 126 экз. - 26.13 р

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 6 2, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
  ОПК-7 6 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
  ОПК-9 6 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8, 9 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
  ПК-1 6 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8, 9 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Борисов, С. В. Введение в среду визуального программирования Turbo Delphi. Часть 1 [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. В. Борисов, С. С. Комалов, И. Л. Серебрякова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2008. — 80 c. ЭБС IPRBooks
2 Агапов, В. П. Основы программирования на языке С# [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. П. Агапов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. — 128 c. ЭБС IPRBooks
3 Ведерникова О.Г. Программирование на языке С/С++ : учеб. пособие для студентов специальности 23.02.01/ О.Г. Ведерникова; РГУПС. -Ростов н/Д, 2008. -50 с. 88 экз. ЭБС РГУПС
4 Казанский, А. А. Программирование на visual c# 2013 : учебное пособие для прикладного бакалавриата / А. А. Казанский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 191 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00592-9. ЭБС Юрайт
5 Журнал "Автоматика, связь, информатика" ЭБ public.ru
6 Небаба, А. Н. Избранные вопросы визуального программирования: мастер-класс по профилю подготовки [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Небаба ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 74 с. : ил., табл. - Библиогр. : 15 назв. - Заказ № 8777, 68 экз. - 41.38 р. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ведерникова О.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Визуальное программирование и графические интерфейсы". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Ведерникова, О. Г. Информатика и программирование. В 3-х ч. Ч3 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий / О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 98 с. ЭБС РГУПС
3 Ведерникова, О.Г. Визуальное программирование и графические интерфейсы: в 2-х ч. Ч.1 [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ. 2019 ЭБС РГУПС
4 Ведерникова, О.Г. Визуальное программирование и графические интерфейсы [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы . 2019 ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Программа для кроссплатформенной разработки приложений Unity 3D, для выполнения лабораторных работ И
3 DEV C++ для выполнения лабораторных работ И
4 Visual Studio для выполнения лабораторных работ И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46635.