РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Профессиональные информационные системы"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

Профильная направленность

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Горин Станислав Леонидович, Вялов Сергей Алифтинович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Профессиональные информационные системы" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.э.н., проф. Горностаева Жанна Викторовна, Заведующий кафедрой "Сервис", ИСО и П (филиал) ФГБОУ ВПО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Профессиональные и с_Б_43.03.01_во_7_ТМТ_п38880_и46604.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Профессиональные информационные системы".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Профессиональные информационные системы" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Сервис на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Организация и планирование деятельности предприятий сервиса", "Организация постпродажного обслуживания и сервиса", "Электронные системы транспортных средств";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в сфере сервиса

Знает: системы управления базами данных, информационные технологии и их виды, глобальная сеть Интернет

Умеет: применять информационные технологии, офисное оборудование и персональные средства в сервисной деятельности

Имеет навыки: применения технологий при автоматизации офиса и самоорганизации

Индикатор:
ОПК-1.1 - Определяет потребность в технологических новациях и информационном обеспечении в сфере сервиса

Знает: методы и способы получения, хранения и переработки информации, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей

Умеет: применять информационно-коммуникационные технологии, офисное оборудование и персональные средства в сервисной деятельности; соблюдать основные требования информационной безопасности при решении профессиональных задач

Имеет навыки: работы с информационными системами; использования различных источников информации по объекту сервиса

Индикатор:
ОПК-1.2 - Осуществляет поиск и внедрение технологических новаций и современных программных продуктов в профессиональную сервисную деятельность

Знает: виды основных программных продуктов, устройства для электронной обработки информации; методы и способы получения, хранения и переработки информации

Умеет: применять информационные технологии, офисное оборудование и персональные средства в сфере сервиса

Имеет навыки: работы с основными программными продуктами

Индикатор:
ОПК-1.3 - Знает и умеет использовать основные программные продукты для сферы сервиса

Место дисциплины 1Б.Ф "Профессиональные информационные системы" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Информатика", "Информационные технологии в сервисе", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗСБ, ТСБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 6 4
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6 4 2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 161   66 95
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 149   66 83
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 10 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Информационные системы. (Компетенция/и ОПК-1)

2. Глобальная сеть Интернет. (Компетенция/и ОПК-1)

3. Офисная организационная техника. (Компетенция/и ОПК-1)

4. Базы данных, системы управления базами данных. (Компетенция/и ОПК-1)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 10   30
2 4 6   20
3 4 4   24
4 4 12   22
Итого 16 32   96
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Поиск информации в сети Интернет (поисковые каталоги). 10
2 Поиск информации в сети Интернет (поисковые машины – индексы) 6
3 Сложное форматирование документов средствами текстового процессора Microsoft Word. 4
4 Работа в электронных форумах и досках объявлений. 12

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Разработка презентаций средствами Microsoft PowerPoint 14
Работа с электронной почтой. Автоматизация документооборота в офисе. 16
2 Работа в поисковых системах yandex, google, rambler 20
3 Работа с Microsoft office, excel. Принципы работы МФУ 24
4 Технология создания БД средствами Microsoft Access. 22

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 149 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Информационные технологии и системы, понятие и свойства.
2) Состав и структура экономических информационных систем.
3) Жизненный цикл информационной системы.
4) Классификация автоматизированных информационных систем.
5) Влияние развития информационных технологий на информационное обеспечение управленческой деятельности
6) Информационные системы и технологии в управлении предприятием.
7) Организация и средства ИТ обеспечения управленческой деятельности.
8) Корпоративные информационные системы.
9) Эффективность внедрения корпоративной информационной системы.
10) CASE-средства. Общая характеристика и классификация. Примеры CASE-средств.
11) Экономическая эффективность информационных систем и информационных технологий управления.
12) Классификация компьютерных сетей. История создания и развития Интернет.
13) Организационная структура Интернет.
14) Протокол TCP/IP. Адресация в Интернет. Понятие и структура IP-адреса.
15) Основа WWW: гипертекст, протокол передачи гипертекста (HTTP), язык HTML, универсальный адрес ресурса (URL).
16) Понятие электронной коммерции. Интернет-технологии электронной коммерции.
17) Системы электронных платежей,цифровые деньги.
18) Понятие автоматизированной системы управления предприятием. Концепции MRP, ERP – систем.
19) Базы данных как инструмент хранения и обработки информации.
20) Технология создания баз данных.
21) Способы создания таблиц и форм в базе данных. Их предназначение.
22) Типы полей в таблицах базы данных. Их свойства.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Система доменных имен DNS. Сервисы Интернет. Электронная почта. Поисковая система.
2) Поиск информации в Интернет. Web-индексы, Web-каталоги. Структура и механизм работы поискового сервера.
3) Создание базы данных. Ее предназначение.
4) Создание запросов в базе данных. Виды запросов в базе данных. Их применение.
5) Установление межтабличных связей в базе данных. Типы связей.
6) Создание кнопочных форм в базе данных. Формы их предназначение.
7) Создание отчетов в базе данных. Подведение итогов в отчетах.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Системы автоматизированного проектирования (САПР) и системы сопровождения жизненного цикла изделий.

2) Информационные технологии в банковской деятельности.

3) Бухгалтерские и финансовые информационные системы.

4) Системы искусственного интеллекта.

5) Экспертные системы.

6) Основные принципы работы систем управления базами данных.

7) Технология создания запросов на основе нескольких таблиц в базе данных.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Профессиональные информационные системы: учеб. пособие / Д.В. Глазунов, Г.С. Мизюков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 70 с. ISBN 978-5-88814-605-7 ЭБС РГУПС
2 Гламаздин Е.С. Управление корпоративными программами. Информационные системы и математические модели [Электронный ресурс] / Е.С. Гламаздин, Д.А. Новиков, А.В. Цветков. — Электрон. текстовые данные. — М. : ИПУ РАН, 2003. — 159 c. ЭБС IPRBooks
3 Блюмин, А. М. Мировые информационные ресурсы [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавров / А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 384 c. ЭБС IPRBooks
4 Гринберг, А. С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 478 c. ЭБС IPRBooks
5 Горев, А. Э. Информационные технологии на транспорте : учебник для академического бакалавриата / А. Э. Горев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 289 с. ЭБС Юрайт
6 Информационные аналитические системы [Электронный ресурс] : учебник / Т.В. Алексеева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. — 384 c. ЭБС IPRBooks
7 Мясоедов, Р. А. Офисные информационные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Р. А. Мясоедов, С. П. Гавриловская, В. Ю. Сорокина. — Электрон. текстовые данные. — Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 241 c. ЭБС IPRBooks
8 Серветник О. Л. Современные информационные технологии [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Серветник О. Л. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. - 225 с. ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Горин С.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Профессиональные информационные системы". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Методические указания к практическим работам по дисциплине "Профессиональные информационные системы"/ С.Л. Горин, Р.М. Муртазаалиев. РГУПС: - Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46604.