РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Краеведение"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Профильная направленность

Технологии организации экскурсионных услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.псх.н., доц. Ежак Евгения Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Краеведение" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Краеведение_Б_43.03.02_во_345_СТ_п46426_и46519.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Краеведение".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Краеведение" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Технологии организации экскурсионных услуг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Проектная деятельность в туризме";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности

Знает: Теоретические основы процессов, обеспечивающих качество процессов оказания туристских услуг; специфику и этапы развития исторического краеведения; основные события, личности и явления, осознавать место истории края в истории России;

Умеет: Оценивать эффективность и качество, предоставляемых услуг в туристской индустрии; самостоятельно осуществлять поиск и анализ краеведческих источников и специальной литературы; логично и грамотно формулировать исторические проблемы

Имеет навыки: Обеспечения контроля качества предоставляемых услуг в туристской деятельности ; навыками краеведческой деятельности; способностью использования краеведческого материала в профессиональной деятельности; навыками формирования уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям

Индикатор:
ОПК-3.2 - Обеспечивает требуемое качество процессов оказания туристских услуг в соответствии с международными и национальными стандартами

Место дисциплины 1Б.О "Краеведение" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Экскурсоведение".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 3, 4, 5 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 15 зачетных единиц (540 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 208 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 208 208 64 80 64
Лекции (Лек) 112 112 32 48 32
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 96 96 32 32 32
           
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 278   107 127 44
Контрольная работа (К)          
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 278   107 127 44
Контроль, всего и в т.ч. 54   9 9 36
Экзамен (Экз) 36       36
Зачет (За) 18   9 9  
Общая трудоемкость, часы 540 208 180 216 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 15   5 6 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 15 зачетных единиц (540 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 28 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6 7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 28 28 4 10 4 10
Лекции (Лек) 16 16 4 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб)            
Практические, семинары (Пр) 12 12   6   6
             
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 499   140 130 104 125
Контрольная работа (К) 24     12   12
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 475   140 118 104 113
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 540 28 144 144 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 15          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Становление отечественного краеведения как науки. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Предмет, методология и задачи курса «Краеведение»: Предмет, содержание дисциплины. Основные термины и понятия по дисциплине. Функции краеведческой деятельности. Формы изучения края. Методы и этапы изучения края. Направления и объекты краеведения.

1.2. Краеведение как вид деятельности: Виды деятельности краеведения: Экономическое краеведение. Историческое краеведение. Искусствоведческое краеведение. Источники краеведения: краеведческая библиография. Произведения печати. Статистические данные. Картографические источники. Архивные материалы. Устное народное творчество. Наблюдение объектов и процессов природы. Памятники материальной культуры.

2. История краеведческого движения в России. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Становление исторического краеведения с начала ХVIII в: Значение Указов Петра I для развития исторического краеведения. Использование анкет для изучения истории родного края (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов). Появление во второй половине XVIII в. описаний отдельных областей. «Топография Оренбургская» П. И. Рычкова (изд. в 1762 г.). Основание первого в России краеведческого общества В. В. Крестининым и А. И. Фоминым в 1759 г. («Общество для исторических исследований», Архангельск). В. В. Крестинин – автор одних из первых краеведческих монографий по истории деревни и города («Исторические начатки о двинском народе», изд. в 1784 г., «Начертание истории города Холмогор», изд. в 1790 г., «Краткая история о городе Архангельске», изд. в 1792 г.). Значение экспедиций Академии наук XVIII в. Великая северная (или 2-я Камчатская) экспедиция 1733–1743 гг. и Академическая экспедиция 1768–1774 гг., их задачи и результаты. Возникновение во второй половине XVIII в., наряду с научным краеведением, школьного краеведения. М. В. Ломоносов как родоначальник школьного краеведения. Его «Академическая анкета» (1760 г.) и привлечение детей к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Участие в сборе материала для «Ландкарты Российской» учеников гарнизонной школы и гимназии при Академии наук.

2.2. Накопление сведений по истории и культуре края в ХIX в: Деятельность провинциальных университетов (Казань, Харьков, Киев, Одесса) и местных отделений научных обществ (Истории и древностей Российских (осн. в 1804 г.), Географического (осн. в 1845 г.), Археологического (осн. в 1846 г.)). Материалы краеведческого характера на страницах литературных журналов «Сын отечества», «Московский телеграф», «Отечественные записки», «Москвитянин» и др. Их публикация в «Губернских ведомостях» (начали выходить с 1838 г.). Губернские ученые архивные комиссии и провинциальные ученые общества как организационные центры краеведческой работы 1880-х гг. Развитие школьного краеведения. Первая учебная программа по краеведению, разработанная Н. Ф. Бунаковым для костромских школ. Идеи по использованию краеведческого материала в педагогической практике (Н. Ф. Бунаков, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.).

2.3. Краеведческая деятельность в 1920-е – 1980-е гг: Причины подъема краеведческого движения после Октября 1917 г. Включение краеведения в школьные программы с 1920/1921 учебного года. I Всероссийская конференция научных обществ по краеведению (декабрь 1921 г., Москва). 1920-е гг. – «золотое десятилетие» отечественного краеведения, принятие краеведением формы «массового научно-культурного движения». Сталинские репрессии и судьбы отечественного краеведения. 1970-е – 1980-е гг.: историко-краеведческие изыскания силами ученых местных университетов и пединститутов.

2.4. Краеведческое движение на современном этапе (90-е гг.XX в. – первое десятилетие ХХI в.): Возрождение интереса к отечественной истории и культуре, краеведению. Деятельность краеведческих музеев и вузов. Научные конференции, краеведческие издания. Особенности развития исторического краеведения на рубеже веков, его перспективы.

3. Основные источники краеведения. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Археологические материалы и их роль в краеведении: Особенности использования археологических материалов в школе на уроках истории и краеведения.

3.2. Этнографические материалы и их роль в краеведении.Памятники архитектуры и искусства: Особенности использования этнографических материалов в школе. Русские и советские архитектура и искусство.

3.3. Письменные источники исторического краеведения. Лингвистические (устные) источники исторического краеведения: .Краеведческая библиография. Наука о собственных именах – ономастика. Ее разделы – топонимика и антропонимика. Устное народное творчество (мифы, сказы, легенды, былины, песни, предания). «Устная история», ее значение в краеведческих исследованиях.

3.4. Архивы и архивные фонды: Понятия «архивный фонд», «коллекции». Документы, хранящиеся в федеральных и региональных архивах. Использование архивных фондов в историко-краеведческих исследованиях. Фонды государственных архивов, представляющие наибольший интерес для краеведов. Личные архивные фонды, особенности их формирования и представленные в них материалы. Государственная архивная служба Ростовской области. Личные архивы краеведов.

4. Краеведческие материалы в музеях. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Краеведческие музеи и их структура: Из истории организации музеев страны. Крупнейшие краеведческие музеи СССР и Российской Федерации. Типы и профили музеев. Организация музейной сети. Краеведческие музеи и их структура. Фонды музеев, источники их комплектования, состав. Музейный предмет как первоисточник знаний. Музейные экспозиции. Использование материалов музеев в школе. Проведение экскурсий. Уроки в экспозиции или фондах. Привлечение материалов музеев на уроках и в школе. Возможности «сотрудничества» музеев и школьников во внеклассной краеведческой работе.

4.2. Специфика подготовки краеведческого исследования: Тема раскрывается на примере одной из проблем краеведческого характера.

Семестр № 4

5. Юг Российской Федерации как объект краеведческого исследования. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Географическое положение региона ЮГ России: 1.Южный федеральный округ как целостное региональное образование. 2. Географическое положение. 3. История Южнороссийского региона (3.1. Юг России в древности: на пороге цивилизации. 3.2. Средневековые политические образования. 3.3. Борьба за независимость (XIII—XVI вв.). 3.4. В составе Российской империи). 4. Природноресурсный потенциал. 5. Дифференцированность территории Юга России. 6. Характеристика субъектов Юга России.

5.2. Население Европейского Юга России: Население Европейского Юга России. Изучение населения и распределения на территории страны Главные группы населения Изучение естественного движения населения.

5.3. Экономическая характеристика Юга России: Специфика социально-экономического развития Юга России. Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Юга России.Основные направления социально-экономического развития.

6. Кравеведение отдельных субьектов региона Юг России. (Компетенция/и ОПК-3)

6.1. Астраханская область: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика.

6.2. Волгоградская область: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика.

6.3. Ростовская область: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика.

7. Краеведение отдельных субьектов региона Юг России. (Компетенция/и ОПК-3)

7.1. Республика Адыгея: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика.

7.2. Краснодарский край: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика.

7.3. Республика Калмыкия: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика.

8. Республика Крым. (Компетенция/и ОПК-3)

8.1. Географическое положение Автономной Республики Крым: Географическое положение. История Крыма. Население Автономной Республики Крым.

8.2. Природно-ресурсный потенциал региона: Минеральные ресурсы. Водные и земельные ресурсы, лесные ресурсы. Фаунистические и природные рекреационные ресурсы..

8.3. Экономика Автономной Республики Крым: Общие экономические показатели. Структура.Экономическое развитие районов АРК.

Семестр № 5

9. Дагестан как объект краеведческого исследования. (Компетенция/и ОПК-3)

9.1. Географическое положение Дагестана: Общие сведения о республике. Географическое положение Дагестана. История Дагестана. Народы Дагестана. Религия.

9.2. Экономика Дагестана: Специфика социально-экономического развития Дагестана. Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Дагестана. Основные направления социально-экономического развития.

9.3. Природно-ресурсный потенциал региона: Природные ландшафты.Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы региона.

10. Чеченская Республика как объект краеведческого исследования. (Компетенция/и ОПК-3)

10.1. Географическое положение Чеченской Республики: Общие сведения о республике. Географическое положение Чеченской Республики. История Чеченской Республики Народы Чеченской Республики Религия.

10.2. Экономика Чеченской Республики: Специфика социально-экономического развития Чеченской Республики. Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Основные направления социально-экономического развития.

10.3. Природно-ресурсный потенциал региона: Природные ландшафты. Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы региона.

11. Республика Осетия как обюъект краеведческого исследования. (Компетенция/и ОПК-3)

11.1. Географическое положение Республики Северная Осетия: Географическое положение Республики Северная Осетия. Общие сведения о республике Географическое положение Республики Северная Осетия История Республики Северная Осетия Народы Республики Северная Осетия Религия.

11.2. Экономика Республики Северная Осетия: Специфика социально-экономического развития Республики Осетия Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Республики Осетия. Основные направления социально-экономического развития.

11.3. Природно-ресурсный потенциал региона: Природные ландшафты. Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы региона.

12. Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия как объект краеведческого исследования. (Компетенция/и ОПК-3)

12.1. Географическое положение Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия: Общие сведения о республиках Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия Географическое положение Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия История. Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия Народы Религия.

12.2. Экономика Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия: Специфика социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия .Основные направления социально-экономического развития.

12.3. Природно-ресурсный потенциал региона: Природные ландшафты.Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы региона.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   27
2 8 8   26
3 8 8   28
4 8 8   26
5 12 8   30
6 12 8   31
7 12 8   32
8 12 8   34
9 8 8   10
10 8 8   10
11 8 8   10
12 8 8   14
Итого 112 96   278
В т.ч. по интерактивным формам 14      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Понятие «край», территориальные уровни края (населенный пункт, административно-территориальная единица, историко-географический регион). Понятие «краеведение», варианты его определений. Краеведение как научное комплексное изучение какой-либо определенной территории, локального объекта, осуществляемое, прежде всего, силами местного населения. Цель и задачи краеведения. Основные функции краеведческой деятельности. Гуманитарные и естественные науки как теоретическая база краеведения. Формы изучения края. Методы изучения края. Основные этапы исследования края. Формы организации краеведения. Специфика исторического краеведения. Основная проблематика исторического краеведения.Цель и задачи краеведческого образования. Направления школьного краеведения: историческое, литературное, искусствоведческое, естествоведческое, экономическое. Историческое краеведение в системе исторических и культурологических дисциплин. Его роль в решении образовательных задач школы, значение для формирования личности и воспитания учащихся. Роль краеведения в патриотическом воспитании молодежи 8
2 Отечественное краеведение в XVIII – начале XX вв. Краеведческая деятельность в России – СССР в 1920-е – 1980-е гг. Краеведение в России в конце XX – начале XXI вв. Развитие краеведения в Сибири. 8
3 Археологические материалы. Этнографические материалы. Памятники архитектуры и искусства. Рукописи, книги, периодическая печать. Краеведческая библиография. Топонимика в краеведении. Устное народное творчество. Сбор фольклора. Крупнейшие архивы России, Сибири. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Характеристика фондов. Личные архивы. Использование документов архивов для подготовки краеведческих исследований. Предмет генеалогии. Зарождение и развитие генеалогии в России. Методика генеалогических исследований, их источники. Роль генеалогии в исторических и краеведческих исследованиях. 8
4 Понятие «краеведческий музей». Структура музеев. Фонды краеведческих музеев и их комплектование. Ростовской областной краеведческий музей. Основные этапы подготовки краеведческого исследования. Исследование краеведческого плана (на примере одной из тем) 8
Семестр № 4
5 Южный федеральный округ как целостное региональное образование. Географическое положение. История Южнороссийского региона. Юг России в древности: на пороге цивилизации. Средневековые политические образования. Борьба за независимость (XIII—XVI вв.). В составе Российской империи). Природноресурсный потенциал. Дифференцированность территории Юга России. Характеристика субъектов Юга России. Население Европейского Юга России. Изучение населения и распределения на территории страны Главные группы населения Изучение естественного движения населения. Специфика социально-экономического развития Юга России. Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Юга России.Основные направления социально-экономического развития. 8
6 1. Астраханская область: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика. 2. Волгоградская область: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика. 3. Ростовская область: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика. 8
7 1. Республика Адыгея: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика. 2. Краснодарский край: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика. 3. Республика Калмыкия: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика. 8
8 1. Географическое положение Автономной Республики Крым: Географическое положение. История Крыма. Население Автономной Республики Крым. 2. Природно-ресурсный потенциал региона: Минеральные ресурсы. Водные и земельные ресурсы, лесные ресурсы. Фаунистические и природные рекреационные ресурсы.. 3. Экономика Автономной Республики Крым: Общие экономические показатели. Структура.Экономическое развитие районов АРК. 8
Семестр № 5
9 1. Географическое положение Дагестана: Общие сведения о республикеГеографическое положение дагестана. История Дагестана. Народы Дагестана. Религия. 2. Экономика Дагестана: Специфика социально-экономического развития Дагестана. Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Дагестана. .Основные направления социально-экономического развития. 3. Природно-ресурсный потенциал региона: Природные ландшафты.Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы региона. 8
10 1. Географическое положение Чеченской Республики: Общие сведения о республике. Географическое положение Чеченской Республики. История Чеченской Республики Народы Чеченской Республики Религия. 2. Экономика Чеченской Республики: Специфика социально-экономического развития Чеченской Республики. Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Чеченской Республики.Основные направления социально-экономического развития. 3. Природно-ресурсный потенциал региона: Природные ландшафты.Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы региона. 8
11 1. Географическое положение Республики Осетия: Географическое положение Республики Осетия. Общие сведения о республике Географическое положение Республики Осетия История Республики Осетия Народы Республики Осетия Религия. 2. Экономика Республики Осетия: Специфика социально-экономического развития Республики Осетия Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Республики Осетия. Основные направления социально-экономического развития. 3. Природно-ресурсный потенциал региона: Природные ландшафты.Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы региона. 8
12 1. Географическое положение Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия: Общие сведения о республиках Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия Географическое положение Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия ИсторияКабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия Народы Религия. 2. Природно-ресурсный потенциал региона: Природные ландшафты.Водные ресурсы. Рекреационные ресурсы региона. 3. Экономика Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия: Специфика социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия .Основные направления социально-экономического развития. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Краеведение как научный метод, как учебная дисциплина Место краеведения в системе наук Краеведение как форма общественной деятельности Виды краеведческой деятельности и их классификация Историческое краеведение Литературное краеведение Художественное краеведение Географическое краеведение 27
2 Роль В.Н Татищева, М.В. Ломоносова, И.М. Крашенинникова, Н.М. Карамзина в развитии краеведения. Значение первых университетов, музеев, научных обществ в изучении регионов Деятельность губернских статистических комитетов и Русского географического общества. Значение для развития краеведения Особенности краеведческого движения во второй половине XIX - начале XX вв. Вклад в изучение региональной истории археологических, археографических, этнографических, церковно-археологических, губернских учёных комиссий 26
3 Краеведческая библиография. Статистические источники. Картографические источники Архивные источники Устные источники.Памятники истории и культуры как источник краеведения.Наблюдение объектов и процессов природы как источник краеведческих знаний. 28
4 Мемуары, их достоинства и недостатки при проведении краеведческих исследований Историко-краеведческая периодика и ее характеристика Фонды государственных, республиканских, областных и краевых архивов Российской Федерации: их содержание и значение для проведения краеведческих исследований Значение изобразительных источников в краеведческих исследованиях Материальная и духовная культура регионов в изобразительных материалах центральных и краеведческих музеев Значение для краеведения изобразительных источников архивов, музеев, библиотек Вещественные источники в краеведческих исследованиях: понятие, типы, виды Значение для краеведения «недвижимых» памятников истории и культуры Использование в краеведении «движимых» памятников истории и культуры Виды музейных предметов: подлинник, копия, муляж, макет, модель и особенности их использования в краеведении Понятие о картографических источниках краеведения: планы городов, топографические описания, карты, атласы Роль архивов в развитии краеведения. Методы использования архивных материалов в краеведческих исследованиях Краеведение и старейшие отечественные музеи: исторические, археологические, художественные, педагогические, церковно-археологические, литературные. Особая роль краеведческих музеев Типология монастырей и храмов. Историческое и художественное значение данных объектов Типы и виды усадеб. Важнейшие аспекты изучения русских усадеб Собственные географические названия как предмет изучения топонимики. Виды топонимов 26
Семестр № 4
5 Культурное и природное наследие Юга России как ресурс устойчивого развития территории 30
6 Юг России: географическое и геополитическое положение, основные этапы и особенности становления Азово-Донского субрегиона(края), Северный районы РО. Ростов-на-Дону, Старочеркаск 31
7 Юг России-Сочи, Туаспе, Новоросийск, Геленжик географическое и геополитическое положение 32
8 Национальная культура и хозяйственно-экологический обзор Крыма 34
Семестр № 5
9 Национальная культура и хозяйственно-экологический обзор Дагестана 10
10 Национальная культура и хозяйственно-экологический обзор Чеченской Республики 10
11 Национальная культура и хозяйственно-экологический обзор Республики Осетия 10
12 Национальная культура и хозяйственно-экологический обзор Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия 14

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 475 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4 5
ОПК-3 + + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

становление отечественного краеведения как науки;

краеведение как вид деятельности;

памятники материальной культуры;

становление исторического краеведения с начала ХVIII в;

накопление сведений по истории и культуре края в ХIX в;

краеведческая деятельность в 1920-е – 1980-е гг;

краеведческое движение на современном этапе;

археологические материалы и их роль в краеведении;

этнографические материалы и их роль в краеведении;

письменные источники исторического краеведения;

краеведческие материалы в музеях;

юг Российской Федерации как объект краеведческого исследования;

астраханская область: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика;

волгоградская область: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика;

ростовская область: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика;

республика Адыгея: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика;

краснодарский край: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика;

республика Калмыкия: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика;

географическое положение Автономной Республики Крым: Географическое положение. История Крыма. Население Автономной Республики Крым. Природно-ресурсный потенциал региона: Экономика Автономной Республики Крым;

дагестан как объект краеведческого исследования;

чеченская Республика как объект краеведческого исследования;

республика Осетия как обюъект краеведческого исследования;

кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия каку объект креведческого исследования.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Понятие краеведение, варианты его определений.
2)Предмет, методология и задачи краеведения.
3) Специфика исторического краеведения.
4)Истоки отечественного краеведения.
5)Становление исторического краеведения в России в XVIII в.
6)Накопление сведений по истории и культуре края в России в XIX в.
7)Краеведческая деятельность в России – СССР в 1920-е – 1980-е гг.
8) Краеведческое движение в России на современном этапе (90-е гг. XX в. – первое
десятилетие XXI в.).
9) Краеведение в РО.
10) Археологические источники по истории родного края.
11) Этнографические источники по истории родного края.
12)Памятники архитектуры и их значение для историка-краеведа.
13) Памятники искусства и их значение для историка-краеведа.
14) Письменные источники исторического краеведения (рукописи, книги, периодическая
печать).
15)Краеведческие музеи: структура, фонды, музейные экспозиции.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Использовать документы архивов для подготовки краеведческих исследований.
2) Использовать устные источники исторического краеведения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Подготовки краеведческого исследования.

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Географическое положение региона ЮГ России
2) Историю Южнороссийского региона
3) Угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Юга России
4) Краеведческую специфику Астраханской области: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика
5) Краеведческую специфику Волгоградской области: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика
6) Краеведческую специфику Ростовской области: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика
7) Краеведческую специфику Республики Адыгея: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика
8) Краеведческую специфику Краснодарского края: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика
9) Краеведческую специфику Республики Калмыкия: Географическое положение. Население области. экономическая характеристика
10) Краеведческую специфику Республики Крым

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Оценить природноресурсный потенциал региона
2) Давать характеристику субъектов Юга России
3) Охарактеризовать основные направления социально-экономического развития
4) Оценить минеральные ресурсы респ. Крым
5) Оценить водные и земельные ресурсы, лесные ресурсы респ. Крым
6) Оценить фаунистические и природные рекреационные ресурсы респ. Крым
7) Охарактеризовать специфику социально-экономического развития Дагестана

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Применения экономической характеристики Юга России
2) Использования специфики социально-экономического развития Юга России
3) Использования общих экономических показателей респ. Крым
4) Оценки экономического развития районов АРК

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Географическое положение Дагестана: Общие сведения о республике
2) Основные направления социально-экономического развития респ. Дагестан
3) Географическое положение Чеченской Республики: Общие сведения о республике
4) Географическое положение Республики Осетия: сведения о республике
5) Географическое положение Кабардино-Балкарской Республики: Общие сведения о республике
6) Географическое положение Республики Ингушетия: Общие сведения о республике

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать Дагестан как объект краеведческого исследования
2) Охарактеризовать рекреационные ресурсы региона Дагестан, его природные и водные ресурсы
3) Охарактеризовать угрозы и вызовы для экономики и социальной сферы Республики Осетия

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Оценки основных направлений социально-экономического развития респ. Дагестан.

2) Оценивания основных направлений социально-экономического развития респ. Дагестан.

3) Оценивания специфики социально-экономического развития Чеченской Республики.

4) Оценки основных направлений социально-экономического развития респ. Северная Осетия.

5) Оценивания основных направлений социально-экономического развития респ. Ингушетия.

6) Оценивания основных направлений социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 9, 10, 11, 12 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
9, 10, 11, 12 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
9, 10, 11, 12 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шмакова, Г. В. Краеведение : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. В. Шмакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 116 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08413-9. ЭБС Юрайт
2 Семенов-Тян-Шанский, В. П. Район и страна / В. П. Семенов-Тян-Шанский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 276 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09074-1. — ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ежак Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Краеведение". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Ежак Е.В. Методические рекомендации по освоению дисциплины "Краеведение", РГУПС, 2019 ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46519.