РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Информационные технологии в сервисе"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

Профильная направленность

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Горин Станислав Леонидович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Информационные технологии в сервисе" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.э.н., проф. Горностаева Жанна Викторовна, Заведующий кафедрой "Управление и предпринимательство", ИСО и П (филиал) ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Информационные т в с_Б_43.03.01_во_6_ТМТ_п38857_и46481.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационные технологии в сервисе".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Информационные технологии в сервисе" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Сервис на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Организация дилерской деятельности в сфере сервиса", "Организация и планирование деятельности предприятий сервиса", "Профессиональные информационные системы";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в сфере сервиса

Знает: Виды технологических новаций, информационного обслуживания, устройства для электронной обработки информации, основы программирования; методы и способы получения, хранения и переработки информации, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей

Умеет: Применять информационные технологии, офисное оборудование и персональные средства в сервисной деятельности

Индикатор:
ОПК-1.1 - Определяет потребность в технологических новациях и информационном обеспечении в сфере сервиса

Знает: виды информационного обслуживания, устройства для электронной обработки информации, основы программирования; методы и способы получения, хранения и переработки информации, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей

Умеет: применять информационные технологии, офисное оборудование и персональные средства в сервисной деятельности

Имеет навыки: навыками работы с информационными системами; навыками работы с информационными системами в области автомобильного сервиса

Индикатор:
ОПК-1.2 - Осуществляет поиск и внедрение технологических новаций и современных программных продуктов в профессиональную сервисную деятельность

Знает: Особенности работы в контактной зоне; осбенности рынка автосервисных услуг, основные программные продукты для сферы сервиса

Умеет: Применять основные программные продукты для сферы сервиса, информационные технологии, офисное оборудование и персональные средства в сервисной деятельности;

Имеет навыки: Работы с основными програмными продуктами и информационными системами

Индикатор:
ОПК-1.3 - Знает и умеет использовать основные программные продукты для сферы сервиса

Место дисциплины 1Б.О "Информационные технологии в сервисе" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Информатика", "История транспорта".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗСБ, ТСБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 60 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 60 60 60
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб) 12 12 12
Практические, семинары (Пр) 24 24 24
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 111   111
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 111   111
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 180 60 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 6 4
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2  
Практические, семинары (Пр) 4 4 2 2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 166   66 100
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 154   66 88
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 180 10 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Понятие информационной технологии. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Основные компоненты информационных технологий.

1.2. Понятие о предметной области и ее описание.

1.3. Построение информационной модели предметной области.

2. Применение информационных и телекоммуникационных технологий на автомобильном транспорте. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Технические средства информационных систем.

2.2. Технологическая основа работы информационных.

2.3. Учет транспортной работы с помощью бортовых.

2.4. Автоматизированные системы контроля проезда.

3. Прикладные системы автоматизации учёта транспортной работы и диспетчерского управления движением на базе навигационных систем. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Современные методы и средства определения местоположения и движения наземного транспорта.

3.2. Основные составляющие и принципы работы спутниковых навигационных систем.

3.3. Прикладное программное обеспечение автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом.

3.4. Перспективы развития навигационных систем в России.

4. Прикладные системы автоматизации обработки данных. (Компетенция/и ОПК-1)

4.1. Проблемы информатизации автотранспортных предприятий.

4.2. Преимущества унифицированных информационных систем.

4.3. Базовые принципы построения информационных систем.

4.4. Влияние информационных систем на эффективность работы предприятий сервиса.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 6 2 21
2 8 6 4 30
3 6 6 2 20
4 6 6 4 40
Итого 24 24 12 111
В т.ч. по интерактивным формам 16 32 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Структурные компоненты ИТ технические средства, программно-алгоритмическое и информационно-методическое обеспечение, организационное обеспечение 1
Системы управления базами данных. Типы и структуры данных. 1
2 Определение местоположения объекта средствами навигационного GPS-приемника 4
3 Автоматизированная система оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава 2
4 Автоматизация учета расхода топлива, расчет затрат на топливо, резину, запчасти, эксплуатационные материалы. 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Централизованная технология обработки информации 2
Двухуровневая технология обработки информации 4
2 Структура информационной транспортной системы 2
Состав и структура региональной системы управления пассажирскими перевозками 4
3 Использование WEB- и NET- технологий в региональных информационных системах 6
4 Электронный паспорт маршрутной сети как базовый элемент региональной электронной системы 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Современные информационные технологии, перспективы применения в сервисе транспортных средств. 21
2 Современные системы автоматизации учёта транспортной работы. 10
Системы оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом 20
3 Способы учёта транспортной работы на базе навигационных систем. 20
4 Технология оперативного управления перевозками. 40

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 154 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие информационной технологии (ИТ). Структурные компоненты ИТ технические средства, программно-алгоритмическое и информационно-методическое обеспечение, организационное обеспечение. Значение и взаимосвязь компонентов ИТ.
2) Способы автоматической идентификации объектов.
3) Базовые составляющие современных информационных технологий. Системы обработки данных, варианты организации систем обработки данных: пакетная обработка, интерактивная, ЛВС, распределенная обработка.
4) Средства автоматической идентификации объектов, автоматизация ввода первичных данных и обеспечение их достоверности.
5) Системы управления базами данных Типы и структуры данных. Архитектура банка данных.
6) Применение информационных и телекоммуникационных технологий в АСУ на автомобильном транспорте.
7) Логическое и концептуальное проектирование баз данных. Сетевая, иерархическая и реляционная модель данных. 8) Промышленные системы управления базами данных.
9) Направления развития АСУ на автомобильном транспорте. Внедрение персональных ЭВМ и АРМ в АСУ
10) Применение информационных и телекоммуникационных технологий в АСУ на автомобильном транспорте.
11) Определение местоположения объекта средствами навигационного GPS-приемника
12) Степень автоматизации функций и задач управления АСУ различных уровней управления. Направления развития 13) АСУ на автомобильном транспорте. Внедрение персональных ЭВМ и АРМ в АСУ.
14) Автоматизированная система оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава.
15) Организационная структура и технология оперативного управления внутригородскими грузовыми перевозками в условиях АСУ.
16) Принципы построения и основные характеристики автоматизированной системы диспетчерского управления.
17) Системы автоматизации учета транспортной работы и диспетчерского управления движением. Организационная структура и технология оперативного управления внутригородскими грузовыми перевозками в условиях АСУ.
18) Принципы построения и основные характеристики автоматизированной системы диспетчерского управления. Учет транспортной работы на базе навигационных систем.
19) Определение местоположения объекта средствами навигационного GPS-приемника
20) Автоматизированная система технико-экономического планирования и учета на АТП.
21) Проектирование и внедрение АСУ. Системный подход к разработке АСУ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Обрабатывать путевую документацию. Автоматизировать учет расхода топлива, расчитывать затраты на топливо, резину, запчасти, эксплуатационные материалы.
2) Проводить технико-экономическое планирование в условиях АСУ.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Автоматизированной системой оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава.

2) Системой автоматизации учета транспортной работы и диспетчерского управления движением.

3) Комплексными информационными системами управления перевозками регионального уровня. Использование WEB и NET технологий в региональных информационных системах.

4) Определением заданного маршрута, средней скорости, время движения и остановки объекта, продольного профиля маршрута средствами навигационного GPS-приемника.

5) Способами определения местоположения транспортного средства. Системой глобального позиционирования GPS.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 6 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие Седышев В.В. Изд-во УМЦ ЖДТ (Маршрут) 2013 г. 264 страницы. "+Э.Р. НТБ" ЭБС РГУПС
2 Информатика. Общий курс : учеб. для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. ЭБС РГУПС
3 Муленко О.В. Сервис на транспорте : учеб. пособие / О. В. Муленко. - 2016. - 144 с. РГУПС ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Горин С.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационные технологии в сервисе". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным работам по дисциплине "Информационные технологии в сервисе" / С.Л. Горин. РГУПС: - Ростов н/Д, 2017 г ЭБС РГУПС
3 Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие Седышев В.В. Изд-во УМЦ ЖДТ (Маршрут) 2013 г. 264 страницы. "+Э.Р. НТБ" ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Microsoft Office И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46481.