РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Конфликтология"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.03 Гостиничное дело

Профильная направленность

Управление в гостиничной деятельности

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.псх.н., доц. Ежак Евгения Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Конфликтология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Нечепаева Татьяна Владимировна, Генеральный директор, ООО Гостиница "Эрмитаж".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Конфликтология_Б_43.03.03_во_6_СТ_п41083_и46421.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Конфликтология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Конфликтология" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление в гостиничной деятельности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Управление персоналом гостиничного предприятия";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-3 - Способен осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль деятельности служб и отделов гостиничного комплекса; владеть навыками бесконфликтного взаимодействия с потребителями и заинтересованными сторонами

Знает: основные стратегии бесконфликтного взаимодействия с клиентами; методы разрешения конфликтных ситуаций

Умеет: диагностировать конфликты в организации и разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в том числе с использованием современных средств коммуникации

Имеет навыки: разрешения конфликтов, возникающих в формирования гостиничного продукта, организации сервисного обслуживания в гостиничных комплексах и на транспорте в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями

Индикатор:
ПК-3.2 - Владеет навыками бесконфликтного взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций с потребителями и заинтересованными сторонами

Место дисциплины 1Б.Ф "Конфликтология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Профессиональная этика и этикет", "Психология делового общения".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГГБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 24 24 24
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87   87
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 87   87
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания и ее значение для организации сервисного обслуживания в гостиничных комплексах и на транспорте. (Компетенция/и ПК-3)

1.1. История взглядов на природу конфликта: 1) Античные мыслители о конфликтах; 2) Мыслители эпохи средневековья; 3) Взгляды философов нового времени на природу конфликта.

1.2. Современные концепции конфликта: 1) Психологические концепции конфликта; 2) Социологические концепции конфликта 3) Значение конфликтологии для организации сервисного обслуживания в гостиничных комплексах и на транспорте.

2. Теоретические основы изучения конфликтов в контексте организации сервисного обслуживания в гостиничных комплексах и на транспорте. (Компетенция/и ПК-3)

2.1. Составляющие конфликта: 1) Субъекты конфликтного взаимодействия; 2) Объект конфликта; 3) Участники конфликта.

2.2. Причины конфликта: 1) Объективные причины конфликта; 2) Организационно-управленческие причины конфликта; 3) Социально-психологические причины конфликта; 4) Личностные причины конфликта.

2.3. Функции конфликта: 1) Конструктивные функции конфликта; 2) Деструктивные функции конфликта.

2.4. Динамика конфликта: 1) Структура конфликта; 2) Стадии развития конфликта.

3. Понятие и типология конфликтов. Конфликты, характерные для личности, группы, возникающие при организации сервисного обслуживания в гостиничных комплексах и на транспорте. (Компетенция/и ПК-3)

3.1. Внутриличностные конфликты: 1) Мотивационный конфликт; 2) Адаптационный конфликт; 3) Ролевой конфликт; 4) Конфликт нереализованного желания; 5) Конфликт неадекватной самооценки.

3.2. Межличностные конфликты: 1) Семейные конфликты; 2) Конфликты между начальником и подчиненным.

3.3. Межгрупповые конфликты: 1) Трудовые конфликты. Особенности работы в коллективе. 2) Межэтнические конфликты. Необходимость толерантного восприятия социальных, этнических, культурных и конфессиональных различий. Организация сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями. 3) Внутриполитические конфликты. Влияние межэтнических и внутриполитических конфликтов на организацию сервисного обслуживания в гостиничных комплексах и на транспорте.

4. Технологии управления конфликтами, возникающими при организации сервисного обслуживания в гостиничных комплексах и на транспорте. (Компетенция/и ПК-3)

4.1. Технологии управления конфликтами.

4.2. Стратегии разрешения конфликтов: 1) Уступка; 2) Компромисс; 3) Сотрудничество; 4) Соперничество; 5) Избегание.

4.3. Переговоры как способ разрешения конфликтов: 1) Функции переговоров; 2) Виды переговоров; 3) Структура переговорного процесса.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6   22
2 6 6   22
3 6 6   22
4 6 6   21
Итого 24 24   87
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 1.1. История взглядов на природу конфликта: 1) Античные мыслители о конфликтах; 2) Мыслители эпохи средневековья; 3) Взгляды философов нового времени на природу конфликта. 1.2. Современные концепции конфликта: 1) Психологические концепции конфликта; 2) Социологические концепции конфликта; 3) Значение конфликтологии для организации сервисного обслуживания в гостиничных комплексах и на транспорте. 6
2 2.1. Составляющие конфликта: 1) Субъекты конфликтного взаимодействия; 2) Объект конфликта; 3) Участники конфликта. 2.2. Причины конфликта: 1) Объективные причины конфликта; 2) Организационно-управленческие причины конфликта; 3) Социально-психологические причины конфликта; 4) Личностные причины конфликта. 2.3. Функции конфликта: 1) Конструктивные функции конфликта; 2) Деструктивные функции конфликта. 2.4. Динамика конфликта: 1) Структура конфликта; 2) Стадии развития конфликта. 6
3 3.1. Внутриличностные конфликты: 1) Мотивационный конфликт; 2) Адаптационный конфликт; 3) Ролевой конфликт; 4) Конфликт нереализованного желания; 5) Конфликт неадекватной самооценки. 3.2. Межличностные конфликты: 1) Семейные конфликты; 2) Конфликты между начальником и подчиненным. 3.3. Межгрупповые конфликты: 1) Трудовые конфликты. Особенности работы в коллективе. 2) Межэтнические конфликты. Необходимость толерантного восприятия социальных, этнических, культурных и конфессиональных различий. Организация сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями. 3) Внутриполитические конфликты. Влияние межэтнических и внутриполитических конфликтов на организацию сервисного обслуживания в гостиничных комплексах и на транспорте. 6
4 4.1. Технологии управления конфликтами. 4.2. Стратегии разрешения конфликтов: 1) Уступка; 2) Компромисс; 3) Сотрудничество; 4) Соперничество; 5) Избегание. 4.3. Переговоры как способ разрешения конфликтов: 1) Функции переговоров; 2) Виды переговоров; 3) Структура переговорного процесса. 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Становление и развитие конфликтологии за рубежом. Западная социология конфликта. Психологическая традиция изучения конфликтов. 22
2 Инновационные конфликты. Возможности снижения негативных последствий инновационных конфликтов. 22
3 Межкультурные конфликты. Экономические конфликты. Анализ трудового конфликта. Анализ реального производственного конфликта. 22
4 Механизмы психологической защиты – способ выхода из конфликта или его источник. Классовая борьба и конфликты социального планирования. 21

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-3 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. История развития конфликтологических идей в философской мысли;

2. Основные подходы к рассмотрению конфликта в психологии;

3. Проблема классификации конфликтов на современном этапе развитияконфликтологии;

4. Проблема конфликтов в живой природе;

5. Методологические особенности исследования конфликтов;

6. Стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии;

7. Методы диагностики «конфликтной» личности;

8. Особенности межличностных конфликтов;

9. Двойственный характер функций конфликта;

10. Особенности внутриличностных конфликтов;

11.Основные особенности семейных конфликтов: пути их предотвращения и урегулирования;

12. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов;

13. Особенности рассмотрения и отношения к конфликтам в различных культурах;

14. Межгосударственные конфликты;

15. Организационно-управленческие и социально-психологические условияпрофилактики конфликтов;

16. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов;

17. Специфика ведения переговоров в острых критических ситуациях;

18. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны;

19. Толерантное поведение как условие предупреждения и урегулированияконфликта;

20. Обратная связь как детерминанта конфликтного поведения;

21. Технологии урегулирования внутригруппового конфликта;

22. Модель посредничества и модель арбитража в разрешении конфликта: их преимущества и недостатки;

23. Этапы работы при реализации модели посредничества;

24. Обучение эффективному поведению в конфликтах.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Научные воззрения на природу конфликта.
2) Сущность конфликта.
3) Конструктивные функции конфликта.
4) Деструктивные функции конфликта.
5) Объективные причины конфликта.
6) Организационно-управленческие причины конфликта.
7) Социально-психологические причины конфликта.
8) Личностные причины конфликта.
9) Структура конфликта.
10) Динамика развития конфликта.
11) Границы конфликта.
12) Эскалация конфликта.
13) Условия завершения конфликта.
14) Виды внутриличностных конфликтов.
15) Объективные условия и субъективные причины возникновения семейных конфликтов.
16) Объективные условия возникновения конфликтов между подчиненными и руководителями.
17) Объективные условия предупреждения конфликтов.
18) Сущность, виды, функции переговоров.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Анализировать этапы протекания конфликта.
2) Анализировать причины возникновения конфликтов.
3) Анализировать возможные конструктивные и деструктивные последствия конфликтов.
4) Анализировать особенности социального положения клиента, его взаимотношения с окружабщими
5) Анализировать процесс конфликта для определения стадий развития конфликта и способов его решения
6) Анализировать с гражданских, гуманистических позиций и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации
7) Направлять конфликт в позитивное русло

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Технологиями предупреждения конфликтов.

2) Технологиями разрешения конфликтов.

3) Технологиями ведения переговорного процесса.

4) Коммуникативными навыками и навыками принятия решений: велдения диалога, техники активного слушания.

5) Психологическими знаниями, специальными технологиями по работе с клиентом, разными социальными группами (детьми, семьей, инвалидами, пенсионерами).

6) Навыками развития у своих подопечныхактивности и самостоятельности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-3 6 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Леонов, Н. И. Конфликтология: общая и прикладная : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. ЭБС Юрайт
2 Охременко, И. В. Конфликтология : учебное пособие для вузов / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. ЭБС Юрайт
3 Зеленков, М. Ю. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / М. Ю. Зеленков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. — 324 c. ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ежак Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Конфликтология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Завьялов А.А., Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Конфликтология", 2016 ЭБС РГУПС
3 Завьялов А.А., Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Конфликтология", 2016 ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46421.