РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Риторика"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.03 Гостиничное дело

Профильная направленность

Управление в гостиничной деятельности

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.фил.н., доц. Смеюха Виктория Вячеславовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Риторика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.и.н., доц. Шишова Наталья Васильевна, зав. кафедрой "Культурология и реклама", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Риторика_Б_43.03.03_во_2_МКПЛ_п44689_и46301.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Риторика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Риторика" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление в гостиничной деятельности".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Профессиональная этика и этикет", "Психология делового общения";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности

Знает: - основы современного русского языка и культуры речи; - основные принципы построения монологических текстов и диалогов; - конструктивные и языковые особенности официально-делового, научного, публицистического, литературного и разговорного речевых стилей; - специфику составления и произнесения речей различных типов, типологию риторических средств – тропов и фигур речи

Умеет: - использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности; - составлять и создавать речи различных типов с использованием различных риторических средств; аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

Имеет навыки: - грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникации в профессиональной деятельности, культурой речи; - составления, создания и произнесения речи различных типов с использованием различных риторических средств; владеет культурой мышления, способен ставить цели и находить пути их достижения

Индикатор:
ОПК-3.2 - Обеспечивает, требуемое отечественными и международными стандартами, качество процессов оказания услуг в сфере гостеприимства и общественного питания (ИСО 9000, ХАССП, интегрированные системы)

Место дисциплины 1Б.О "Риторика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Регионоведение", "Страноведение".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГГБ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87   87
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 87   87
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Риторика как наука. История возникновения и развития риторики. Место и роль риторики. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Основные этапы становления риторики как искусства красноречия.

1.2. Речевая практика греко-римской античности.

1.3. Риторика в Древней Руси.

1.4. Становление рациональной риторики. Риторика в XIX – XX веках.

2. Теория и практика публичной речи. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Устная и письменная речь. Массовая информация. Стили языка и речи. Теория речевых коммуникаций.

2.2. Риторический канон и современное публичное выступление.

2.3. Риторический идеал современности как отражение эстетических и этических идеалов, сформированных в определенной культуре.

2.4. Риторический идеал как образец речевого общения и средство оценки речевого произведения и речевого поведения.

3. Риторика и коммуникация. Коммуникативные качества речи. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Правильность речи, понятие языковой и речевой нормы.

3.2. Точность, логичность речи.

3.3. Чистота, выразительность, богатство, уместность речи.

3.4. Речевые особенности общения. Компоненты коммуникативной ситуации и ее фазы.

3.5. Установление контакта с аудиторией.

3.6. Слушание как вид речевой деятельности.

4. Риторика в профессиональной сфере. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Основы полемического мастерства. Спор и дискуссия.

4.2. Основы деловой риторики. Беседа и переговоры.

4.3. Риторика и конфликтология. Коммуникативные помехи и ошибки.

4.4. Речевой этикет.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   20
2 4 8   20
3 4 8   22
4 4 8   25
Итого 16 32   87
В т.ч. по интерактивным формам 4 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Риторика как наука и искусство. 4
Речевая практика греко-римской античности. Риторика в Древней Руси 4
2 Законы речи и правила риторики. 2
Техника аргументации. 2
Общие места (топика). Выбор темы речи и целевой установки. 2
Подготовка к публичному выступлению.Подбор материала. 2
3 Композиция речи. Логические и психологические доводы в речи. 4
Нормативность речи. Тропы и фигуры. Психология публичного выступления 4
4 Основы полемического мастерства 4
Основы деловой риторики. 2
Речевой этикет. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Особенности политической риторики, речевое воздействие на митингах. «Говорящий», требования к поведению говорящего. Теория аргументации в риторике. Элокуция, украшение содержания речи риторическими тропами и фигурами. Выступление перед микрофоном и перед камерой. Прямые и непрямые тактики речевого воздействия в политическом дискурсе 20
2 Партитура выразительного чтения и произнесения публичной речи. Выступление перед микрофоном. Выступление перед камерой 20
3 Деловая риторика и средства речевого воздействия Стратегии речевого поведения в конфликтном общении. Риторика и коммуникация, коммуникативные качества речи. Контакт с адресатом, способы установления контакта. Основы полемического мастерства: спор, уловки в споре. Дискуссия и полемика в СМИ. Риторика и конфликтология: типы, причины, структура и динамика конфликтов; поведение в конфликтной ситуации. 22
4 Отработка навыков создания, редактирования, произнесения и анализа ораторской речи. 25

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

задания и варианты выдаются преподавателем.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Риторика как наука об ораторском искусстве.
2) Междисциплинарные связи ораторского искусства.
3) Соотношение понятий ораторское искусство, риторика и красноречие.
4) Проблемы современного ораторского искусства.
5) Возникновение риторики.
6) Основные требования логики к ораторской речи: определенность, последовательность,
непротиворечивость, достаточная обоснованность мыслей.
7) Понятие культуры речи оратора. Нормативные требования к речи оратора.
8) Лексические нормы.
9) Грамматические нормы. Правила использования морфологии и синтаксиса.
10) Нормы орфоэпии.
11) Выразительные средства речи. Тропы. Риторические фигуры.
12) Психологические механизмы взаимодействия оратора и аудитории. Речевое воздействие оратора на аудиторию.
13) Система функциональных стилей русского литературного языка.
14) Основные функции научного стиля.
15) Сферы применения официально-делового стиля.
16) Основные функции публицистического стиля.
17) Устная публичная речь. Виды публичной речи.
18) Полемическое мастерство.
19) Общая характеристика книжной речи.
20) Риторический канон и современное публичное выступление.
21) Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
22) Античный эстетический идеал. Требования к качеству речи.
23) Античная риторика. Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан как крупнейшие теоретики античной риторики.
24) Средневековая риторика - гомилетика (богословское красноречие). 25) Светский характер риторики Эпохи Возрождения.
26) Развитие риторики в период Нового времени и Просвещения.
27) Российские традиции ораторского искусства. 28) Принципы ораторской деятельности (научность в подходе к проблеме, достоверность и
объективность, связь с жизнью, информативность, логичность и убедительность).
29) Работа М.В. Ломоносова (1711-1765) «Краткое руководство к красноречию».
30) Особенности современной риторики XX-XXI века. Факторы, способствующие возрождению ораторского искусства в России.
31) Контакт с адресатом, чувство аудитории, способы установления контакта с аудиторией.
32) Основы полемического мастерства: спор, уловки в споре.
33) Дискуссия, формы и типы дискуссий, условия эффективной дискуссии.
34) Логика в устном выступлении.
35) Этапы работы над текстом.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выделять и анализировать средства речевого воздействия.
2) Анализировать эффективность использования средств речевого воздействия.
3) Создавать и произносить информационную речь.
4) Создавать и произносить агитационную речь.
5) Создавать и произносить воодушевляющую речь.
6) Выступать с неподготовленной (импровизированной) речью.
7) Применять методики ведения спора и дискуссии в реальной ситуации.
8) Использовать основные приемы делового общения в профессиональной деятельности.
9) Применять прямые и непрямые тактики речевого воздействия.
10) Использовать знания о невербальной коммуникации в процессе общения и публичного выступления.
11) Выбирать наилучшие вербальные и невербальные средства для наиболее эффективного воздействия на адресата.
12) Находить и анализировать логические ошибки в рекламе.
13) Находить в рекламных и журналистских текстах риторические тропы и фигуры.
14) Применять риторические приемы в деловых беседах и переговорах.
15) Избегать ошибок в деловом общении и применять стратегии речевого поведения при возникновении конфликта.
16) Составлять публичную речь согласно классической структуре речи.
17) Устанавливать контакт с адресатом, с аудиторией.
18) Применять формулы речевого этикета, знания особенностей речевого этикета в национальных культурах.
19) Создавать рекламные заголовки и тексты с использованием риторических тропов и фигур.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Продемонстрировать навык владения методами и средствами построения эффективного выступления.

2) Продемонстрировать навык владения методами и средствами вербальной коммуникации с целью привлечения внимания аудитории.

3) Продемонстрировать навык владения средствами создания и произнесения информационной речи.

4) Продемонстрировать навык владения средствами создания и произнесения агитационной речи.

5) Продемонстрировать навык владения средствами создания и произнесения воодушевляющей речи.

6) Продемонстрировать навык владения методикой выступления с неподготовленной (импровизированной) речью.

7) Продемонстрировать навык владения тактикой ведения спора, дискуссии.

8) Продемонстрировать навык владения приемами полемического мастерства.

9) Продемонстрировать навык владения коммуникативными качествами речи.

10) Продемонстрировать навык владения стратегиями речевого поведения в конфликтной ситуации.

11) Подготовить устное выступление на тему: «Зачем мне нужно изучать риторику?.

12) Написать письмо-послание, стилизованное под древнерусский стиль или стиль XVIII – XIX века.

13) Написать сообщение о событии (в области культуры, спорта, сообщение о мастер-классе, семинаре, встрече с кем-либо), которое вскоре должно произойти. Событие должно быть актуальным для Ростовской области.

14) Найти в предложенном тексте риторические фигуры, тропы. Обосновать ответ.

15) Составить рекламный текст с использованием риторических фигур.

16) Составить сообщение о событии (в области культуры, спорта, сообщение о мастер-классе, семинаре, встрече с кем-либо), которое вскоре должно произойти. Событие должно быть актуальным для ЮФО.

17) Составить текст для рекламного проспекта, описывающий культурную / историческую достопримечательность Ростовской области.

18) Составить текст для рекламного проспекта, описывающий культурную / историческую достопримечательность ЮФО.

19) Составить текст для рекламного проспекта, описывающий рекреационный объект Ростовской области.

20) Составить текст для рекламного проспекта, описывающий рекреационный объект ЮФО.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Клюева Н.Ю. Риторика [электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.Ю. Клюева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д: [б.и.], 2016. – 167 с. ЭБС РГУПС
2 Покотыло, М.В. Основы риторики и мастерства публичного выступления: учеб. по- собие / М.В. Покотыло; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 160 с. ЭБС РГУПС
3 Дзялошинский, И. М. Риторика : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Смеюха В.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Риторика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Мазикова Н.Ю. Риторика: методические указания для обучающихся к практическим занятиям. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2017. ЭБС РГУПС
3 Мазикова Н.Ю. Риторика: методические указания для самостоятельной работы обучающихся и выполнения контрольных работ. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2017. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46301.