РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1М.В.ОД "Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Программа прикладной магистратуры

Система государственного и муниципального управления

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.плт.н. Тованчова Елена Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ОД "Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВОД_Информационные т в г и м у_М_38.04.04_во_1_ГМУ_п46056_и46077.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Система государственного и муниципального управления".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Инструменты и технологии регулирующего воздействия";

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: особенности категории анализ и планирование; знать принципы осуществления анализа и планирования в области государственного и муниципального управления; знать функции анализа и планирования в области государственного и муниципального управления

Умеет: использовать знания при оценке современных социально-экономических процессов; успешно решать проблемы в области государственного и муниципального управления; использовать методы анализа и планирования в области государственного и муниципального управления

Имеет навыки: методами эффективного управления в сфере анализа и планирования в области государственного и муниципального управления; навыками обоснования тенденций развития общества и системы государственного и муниципального управления

ПК-4 - владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления

Место дисциплины 1М.В.ОД "Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теория и технологии современного государственного управления", "Управление проектами".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУМ, КУМ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 103   103
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 103   103
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 32 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 4 10
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 10 10   10
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 126   68 58
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 120   68 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 14 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Информационные технологии и системы в профессиональной деятельности. (Компетенция/и ПК-4)

1.1. Государственная политика в области применения информационных технологий в системе государственного управления.

1.2. Нормативно-правовая база в области информатизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

1.3. Современные информационные технологии и системы в профессиональной деятельности государственного гражданского и муниципального служащего.

1.4. Федеральные, региональные, муниципальные и иные информационные системы.

2. ИС Портал государственных услуг и ИС Реестр государственных услуг. (Компетенция/и ПК-4)

2.1. Система порталов государственных и муниципальных услуг.

2.2. Основные функции ИС Портала государственных услуг и ИС Федерального реестра государственных услуг и порталов предоставления государственных и муниципальных услуг.

2.3. Государственные автоматизированные системы.

3. Информатизация. (Компетенция/и ПК-4)

3.1. Направления информатизации государственного управления.

3.2. Понятие, задачи, функции и инфраструктура электронного правительства.

3.3. Электронное взаимодействие государства с организациями и гражданами в РФ.

4. Защита информации. (Компетенция/и ПК-4)

4.1. Общие принципы построения и структура, методы и способы обеспечения информационной безопасности и защиты информации.

4.2. Защита персональных данных в информационных системах органов власти.

4.3. Обеспечение информационной безопасности при осуществлении межведомственного электронного взаимодействия.

4.4. Организация конфиденциального документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   25
2 4 4   25
3 4 4   25
4 4 4   28
Итого 16 16   103
В т.ч. по интерактивным формам 16 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Понятие информационных технологий; особенности функционирования ИКТ в органах власти 4
2 Особенности функционирования портала государственных услуг; реестр государственных услуг 4
3 Электронный документооборот: понятие и особенности; виды электронного документооборота 4
4 Нормативно-правовое регулирование защиты информации; угрозы информационного обеспечения в органах власти 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 История создания информационных технологий 25
2 Зарубежный опыт создания реестров и порталов 25
3 Этапы иннформатизации государственного и муниципального управления; Электронная Россия: особенности программы 25
4 Особенности программы "Цифровизация экономики России" 28

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 120 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Аштаев Ю.С. Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / Ю.С. Аштаев; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-4 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие информационной системы.
2) Структура и классификация информационных систем.
3) Функциональные и обеспечивающие подсистемы информационных систем.
4) Понятие данных, информации и ее свойств.
5) Подходы к оценке информации.
6) Понятие и свойства информационных ресурсов.
7) Информационные технологии управления с точки зрения системного подхода.
8) Схема процесса управления.
9) Этапы развития информационных систем.
10) Государственная политика в области применения информационных технологий в системе государственного управления.
11) Нормативно-правовая база в области информатизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
12) Современные информационные технологии и системы в профессиональной деятельности государственного гражданского и муниципального служащего.
13) Федеральные, региональные, муниципальные и иные информационные системы.
14) Основные функции информационной системы Портала государственных услуг и информационной системы Федерального реестра государственных услуг и порталов предоставления государственных и муниципальных услуг.
15) Государственные автоматизированные системы.
16) Направления информатизации государственного управления.
17) Понятие, задачи, функции и инфраструктура электронного правительства.
18) Электронное взаимодействие государства с организациями и гражданами в РФ.
19) Общие принципы построения и структура, методы и способы обеспечения информационной безопасности и защиты информации.
20) Защита персональных данных в информационных системах органов власти.
21) Обеспечение информационной безопасности при осуществлении межведомственного электронного взаимодействия.
22) Организация конфиденциального документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления.
23) Основные цели и направления информатизации в субъектах РФ.
24) Организационное и инфраструктурное обеспечение региональной информатизации.
25) Управление региональной информатизацией.
26) Информационные системы обеспечения управленческой деятельности.
27) Информационные технологии в муниципальном управлении.
28) Геоинформационная система (ГИС): понятие, структура, применение.
29) Законодательное обеспечение работы в области защиты информации и персональных данных.
30) Защита персональных данных в информационных системах органов власти.
31) Концепция электронного правительства в системе государственного и муниципального управления.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Изучить зарубежный и российский опыт создания электронного правительства.
2) Раскрыть основные элементы инфраструктуры электронного правительства.
3) Показать развитие электронного правительства в России.
4) Определить понятие, цели, задачи, характеристика деятельности многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг.
5) Выделить целевую функцию, целевые группы бенефициаров государственных и муниципальных услуг.
6) Раскрыть концепцию формирования системы «открытого правительства» в Российской Федерации.
7) Изучить международный опыт создания системы «открытого правительства».
8) Определить основные требования и порядок размещения информации при обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
9) Раскрыть понятие и структуру муниципальной информационной системы.
10) Определить понятие территориальной информационной системы.
11) Установить порядок организации межведомственного электронного документооборота.
12) Осуществлить деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания с применением информационно-коммуникационных технологий.
13) Проектировать организационные структуры.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определить функции и задачи систем управления документами.

2) Классифицировать направления информатизации государственного управления.

3) Выделить основные компоненты автоматизированных информационных систем.

4) Использование информационно-коммуникационных технологий в социально-экономическом развитии регионов.

5) Раскрыть формирование региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры.

6) Использовать информационные и коммуникационные технологии в процессе принятия управленческих решений.

7) Применить современные информационные технологии в профессиональной деятельности государственного гражданского и муниципального служащего, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации.

8) Организовать работу органов власти с референтными экспертными и консультативными группами, СМИ.

9) Решать стандартные задачи по профилю деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий.

10) Участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций.

11) Планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для академического бакалавриата / П. У. Кузнецов [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 325 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02598-9. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Нетёсова, О. Ю. Информационные системы и технологии в экономик : учебное пособие для вузов / О. Ю. Нетёсова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 146 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9733-0. ЭБС Юрайт
2 Сидорова, А. А. Электронное правительство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сидорова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 165 с. (ЭБС ЮРАЙТ) ЭБС Юрайт
3 Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность и защита информации. - М.: Профобразование, 2017. - 702 c. (ЭБС IPRbooks) ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Тованчова Е.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Аштаев Ю.С. Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / Ю.С. Аштаев; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46077.