РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Информатика и программирование"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

Профильная направленность

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Игнатьева Олеся Владимировна, Александров Александр Алексеевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Информатика и программирование" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Рыбалко И. П., доцент. каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Информатика и п_Б_09.03.01_во_1_ВТиАСУ_п44409_и45975.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика и программирование".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Информатика и программирование" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Объектно-ориентированное программирование", "Технологии программирования";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Знает: - сущность и значение информации в информационном обществе, базовые понятия информатики.

Умеет: - анализировать поставленную задачу и выделять ее базовые составляющие - рассматривать различные варианты решения проблемной ситуации(задачи). - разрабатывать алгоритмы их реализации.

Имеет навыки: - поиска, критического анализа и синтеза информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Индикатор:
УК-1.1 - Анализирует проблемную ситуацию (задачу) и выделяет ее базовые составляющие. Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации(задачи), разрабатывает алгоритмы их реализации

Знает: - основные понятия информатики и теории информации

Умеет: - определять и оценивать практические последствия возможных решений задачи

Индикатор:
УК-1.2 - Определяет и оценивает практические последствия возможных решений задачи

Знает: - основные понятия теории кодирования и логические основы ЭВМ

Умеет: - осуществлять систематизацию информации различных типов для анализа проблемных ситуаций. Вырабатывать стратегию действий для построения алгоритмов решения поставленных задач

Индикатор:
УК-1.3 - Осуществляет систематизацию информации различных типов для анализа проблемных ситуаций. Вырабатывает стратегию действий для построения алгоритмов решения поставленных задач

Знает: - понятие алгоритма и его свойства. - методы разработки алгоритмов. - способы записи алгоритма

Умеет: - составлять блок-схемы с линейными алгоритмами, разветвляющимися алгоритмами и циклическими алгоритмами.

Имеет навыки: - навыками разработки алгоритмов и критического анализа полученных результатов

Индикатор:
УК-1.4 - Владеет навыками программирования разработанных алгоритмов и критического анализа полученных результатов
ОПК-1 - Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности

Знает: - методы и приемы формализации задач - понятие алгоритма и его свойства, методы разработки алгоритмов.

Умеет: осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использовать алгоритмы обработки информации

Имеет навыки: применения естественнонаучных знаний, методов теории алгоритмов и разработки программ на языке высокого уровня для решения задач в профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-1.1 -
ОПК-2 - Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

Знает: - современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности - парадигмы и технологии программирования. - интегрированных сред программирования. - понятие трансляции, компиляции и интерпретации.

Умеет: - использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

Имеет навыки: - применения информационных технологий и программных средств для разработки программ при решении задач профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-2.1 - Знать: современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности

Знает: - возможности современных и перспективных средств разработки программных продуктов, технических средств - интегрированные среды и системы программирования.

Умеет: - выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности

Имеет навыки: - применения информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, для разработки программ при решении задач профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-2.2 - Уметь: выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-9 - Способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

Знает: - классификацию программных средств и возможности их применения для решения практических задач - базовые операторы языка программирования С++, синтаксис и семантику.

Умеет: - применять методы и средства проектирования программного обеспечения и структур данных

Имеет навыки: - разработки программ на языках процедурного и объектно-ориентированного программирования

Индикатор:
ОПК-9.1 - Знать: классификацию программных средств и возможности их применения для решения практических задач

Знает: - возможности современных и перспективных средств разработки программных продуктов - базовые операторы языка программирования С++, включая условные операторы, циклы, алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов, алгоритмы сортировки

Умеет: - выбирать средства реализации требований к программному обеспечению - ставить задачу и разрабатывать алгоритм ее решения, использовать прикладные системы программирования.

Имеет навыки: - использования программных средств для решения конкретной задачи в виде документа, презентации или видеоролика

Индикатор:
ОПК-9.3 - Владеть: способами описания методики использования программного средства для решения конкретной задачи в виде документа, презентации или видеоролика

Место дисциплины 1Б.О "Информатика и программирование" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 80 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 28   28
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 28   28
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 80 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Основные понятия информатики и теории информации. (Компетенция/и УК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-9)

1.1. Основные понятия и определения информатики: 1) Определение информатики 2)Основные направления информатики.

1.2. Введение в теорию информации: 1) Понятие информации. 2) Классификация информации. 3) Меры информации.

1.3. Измерение информации: 1) Количество информации. 2) Математическое понятие информации. 3) Алфавитный подход к определению количества информации. 4) Кодирование текстовой, графической и видео информации.

2. Основные понятия теории кодирования и логические основы ЭВМ. (Компетенция/и УК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-9)

2.1. Кодирование данных в ЭВМ: 1) Системы счисления. 2) Позиционные системы счисления 3) Арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления 4) Дополнительный код.

2.2. Логические основы ЭВМ: 1) Основные понятия алгебры логики. 2) Логические операции 3) Логические элементы компьютера.

3. Основы алгоритмизации. (Компетенция/и УК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-9)

3.1. Введение в алгоритмизацию: 1) Понятие алгоритма и его свойства. 2) Методы разработки алгоритмов. 3) Способы записи алгоритма.

3.2. Основные понятия языка программирования: 1) Эволюция и классификация языков программирования. 2) Парадигмы и технологии программирования. 3) Обзор интегрированных сред программирования. 4). Программа, порядок ее исполнения и подготовки. 5) Этапы решения задач на компьютерах. 6) Трансляция, компиляция и интерпретация.

4. Основы программирования. (Компетенция/и УК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-9)

4.1. Базовые операторы языка программирования С++: ) Синтаксис и семантика языка С++. 2) Типы данных 3) Идентификаторы и переменные 4) Квалификаторы 5) Спецификаторы хранения 6) Константы 7) Операторы языка. 8) Выражения.

4.2. Условные операторы: 1) Условный оператор if. Вложенные условные операторы. 2) Условное выражение. 3) Логические операции. Отличительные особенности логических (булевских) переменных в языке С++. 4) Оператор выбора switch.

4.3. Операторы цикла: 1) Оператор цикла с параметром и его отличительные особенности в языке С++. 2) Оператор цикла с условием while. 3) Оператор цикла do…while.

4.4. Массивы в С++: 1) Описание массива, как особого вида данных. 2) Способы работы с элементами массива. 3) Одномерные массивы. 4) Двухмерные массивы. 5) Многомерные массивы.

4.5. Алгоритмы сортировки: 1) Сортировка одномерных массивов 2) Сортировка двумерных массивов.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     6
2 2 8   6
3 2 8 10 8
4 26   22 8
Итого 32 16 32 28
В т.ч. по интерактивным формам 32 16 32  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Язык программирования С++. Интегрированная среда разработчика. Создание программ на языке С++. 2
Линейные алгоритмы 2
Разработка программ, реализующих вычисление математических выражений и использования символьных переменных 2
Условные алгоритмы 4
4 Составной условный оператор и оператор выбора 2
Циклические конструкции. Циклы с параметром. Алгоритмы накопления сумм и произведений. 2
Циклы с условием 2
Символьная обработка данных 2
Одномерные массивы 2
Анализ одномерных массивов 2
Двумерные массивы 2
Обработка матриц. Диагонали и треугольная часть матрицы 2
Сортировка одномерных массивов 4
Сортировка двухмерных массивов 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
2 Основные понятия и методы теории информации и кодирования. Системы счисления. Правила перевода. 2
Арифметические операции над двоичными числами. Представление чисел в компьютере. Дополнительный код. 4
Алгебра логики 2
3 Введение в теорию алгоритмов. Понятие алгоритма. Структурные схемы алгоритмов 2
Составление блок-схем с линейными алгоритмами. Составление блок-схем с разветвляющимися алгоритмами. Составление блок-схем с циклическими алгоритмами. 4
Алгоритмический язык программирования 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 История создания информатики и теории информации. Позиционные и непозиционные системы счисления. Кодирование информации. Логические основы информации 6
2 Аппаратное обеспечение персональных компьютеров. 6
3 Программные средства реализации информационных процессов. Классификация программного обеспечения. 8
4 Эволюция и классификация языков программирования. Обзор инструментальных средств разработки программ. 2
Парадигмы программирования: структурное, модульное и объектно-ориентированное. 2
Введение в язык программирования С++, типы данных, условные и циклические операторы, массивы. 4

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
УК-1 +
ОПК-1 +
ОПК-2 +
ОПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-2 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-9 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие информации. Формы, свойства, показатели качества информации. Характер информации.
2) Меры и единицы представления, измерения и хранения информации. Формулы Хартли и Шеннона.
3) Представление чисел в ЭВМ. Машинная арифметика. Представление чисел в плавающей, нормализованной форме.
4) Позиционные системы счисления. Правила перевода чисел из 2, 8 и 16-ричной системы счисления в десятичную систему счисления. Правило перевода для целых чисел и чисел с дробной частью. Привести примеры.
5) Позиционные системы счисления. Правила перевода чисел из десятичной системы счисления в 2, 8 и 16-ричную систему счисления. Правила перевода десятичных чисел с дробной частью. Привести примеры.
6) Позиционные системы счисления. Правила перевода из 2-ной в 8-ную и наоборот, из 2-ной в 16-ную и наоборот, из 8-ной в 16-ную и обратно (таблица перевода триад и тетрад). Привести примеры.
7) Арифметические операции в двоичной системе счисления. Сложение, вычитание, умножение, деление. (Правила и примеры к ним, не менее чем для 5-значных чисел). Привести примеры.
8) Прямой, обратный и дополнительный код. Сложение чисел с разными знаками в дополнительном коде. Перевод результата в прямой код. (Правила и примеры к ним в 8 разрядной сетке).
9) Основные понятия алгебры логики. Основные бинарные логические операции и связки. Таблицы истинности основных логических операций.
10) Логические основы ЭВМ. Электронные схемы и таблицы истинности И, ИЛИ, НЕ, И—НЕ, ИЛИ—НЕ.
11) Алгоритм и его свойства. Способы описания алгоритмов. Блок-схемы линейных, условных и циклических алгоритмов. Привести примеры.
12) Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики.
13) Понятие системного программного обеспечения. Операционные системы.
14) Основы баз данных. Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных.
15) Основные понятия реляционных баз данных. Модели данных.
16) Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы. Архитектура Фон-Неймана.
17) Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики.
18) Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики.
19) Система программирования. Компилятор. Интерпретатор. Транслятор.
20) Структурная схема ПК. Принцип Фон-Неймана. Основные устройства и периферийные.
21) Классификация языков программирования. Системы программирования.
22) Реляционные базы данных. Типы связей. Типы ключей
23) Основные характеристики ПК. Аппаратное обеспечение ПК.
24) Понятие информации. Формы, свойства, показатели качества информации. Характер информации.
25) Меры и единицы представления, измерения и хранения информации. Формулы Хартли и Шеннона.
26) Представление чисел в ЭВМ. Машинная арифметика. Представление чисел в плавающей, нормализованной форме.
27) Позиционные системы счисления. Правила перевода чисел из 2, 8 и 16-ричной системы счисления в десятичную систему счисления. Правило перевода для целых чисел и чисел с дробной частью. Привести примеры.
28) Позиционные системы счисления. Правила перевода чисел из десятичной системы счисления в 2, 8 и 16-ричную систему счисления. Правила перевода десятичных чисел с дробной частью. Привести примеры.
29) Позиционные системы счисления. Правила перевода из 2-ной в 8-ную и наоборот, из 2-ной в 16-ную и наоборот, из 8-ной в 16-ную и обратно (таблица перевода триад и тетрад). Привести примеры.
30) Арифметические операции в двоичной системе счисления. Сложение, вычитание, умножение, деление. (Правила и примеры к ним, не менее чем для 5-значных чисел). Привести примеры.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод перестановки). Привести примеры.
2) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод «пузырька»). Привести примеры.
3) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод прямого выбора). Привести примеры.
4) Основы языка Си. Типы данных. Переменные и константы. Комментарии. Операции в Си. Операторы ввода-вывода. Функции ввода-вывода. Привести примеры.
5) Основы создания программ на языке Си. Программа main: особенности. Заголовочные файлы. Типы данных. Привести примеры.
6) Условные операторы в Си. Синтаксис оператора if..else. Сокращенный, полный и вложенный условный оператор. Логические отношения и операции, таблицы истинности. Привести примеры.
7) Условное выражение. Синтаксис оператора выбора switch. Условия заданные графически. Привести примеры.
8) Понятие массива, как особый вид данных. Способы работы с элементами массива. Описание массива. Инициализация массива. Ввод и вывод массивов. Генерация элементов массива случайными числами. Привести примеры.
9) Одномерные массивы. Алгоритмы поиска, замены, перестановки и сдвига элементов в массиве. Привести примеры.
10) Двумерные массивы. Алгоритмы накопления сумм, произведений, наибольшего и наименьшего значений по строкам и столбцам матрицы. Привести примеры.
11) Двумерные массивы. Алгоритмы сортировок и перестановок в двумерных массивах. Привести примеры.
12) Одномерные массивы в Си. Алгоритмы обработки одномерных массивов. Привести примеры.
13) Многомерные массивы. Описание массива. Инициализация элементов многомерного массива. Ввод и вывод массивов. Генерация элементов массива случайными числами. Привести примеры.
14) Алгоритмы накопления сумм, количества и произведений для конечных и бесконечных последовательностей. Привести примеры.
15) Двумерные массивы. Алгоритмы обработки диагоналей – главной и побочной. Алгоритмы накопления сумм, произведений, наибольшего и наименьшего значений на диагоналях матрицы. Привести примеры.
16) Алгоритмы накопления сумм, количества и произведений для конечных и бесконечных последовательностей. Привести примеры.
17) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод прямого выбора). Привести примеры.
18) Циклы в Си. Циклы с условием do..while. Основные составляющие и особенности циклического алгоритма. Привести примеры.
19) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод «пузырька»). Привести примеры.
20) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод перестановки). Привести примеры.
21) Цикл с условием while. Основные составляющие и особенности циклического алгоритма. Привести примеры.
22) Алгоритмы накопления сумм, количества и произведений для конечных и бесконечных последовательностей.
23) Двумерные массивы. Алгоритмы обработки диагоналей – главной и побочной. Алгоритмы накопления сумм, произведений, наибольшего и наименьшего значений на диагоналях матрицы. Привести примеры.
24) Символьные переменные. Таблица ASCII. Стандартные функции для работы с символьными переменными.
25) Циклы в Си. Циклы с параметром for. Основные составляющие и особенности циклического алгоритма. Алгоритм для вычисления и вывода элементов последовательностей.
26) Циклы в Си. Циклы с условием do..while. Основные составляющие и особенности циклического алгоритма. Привести примеры.
27) Двумерные массивы. Алгоритмы сортировок и перестановок в двумерных массивах. Привести примеры.
28) Двумерные массивы. Алгоритмы накопления сумм, произведений, наибольшего и наименьшего значений по строкам и столбцам матрицы. Привести примеры.
29) Одномерные массивы. Алгоритмы поиска, замены, перестановки и сдвига элементов в массиве. Привести примеры.
30) Условные операторы в Си. Синтаксис оператора if..else. Сокращенный, полный и вложенный условный оператор. Логические отношения и операции, таблицы истинности. Привести примеры.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами разработки программ на языке С++ по теме «Алгоритмизация и основы программирования».


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств (КИМ, КОС) по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего образования [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. С. Тимофеева, Д. В. Глазунов, А. В. Симонцева [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 86 с.
3 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование. Подготовка к тестам [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы/ О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 10 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  УК-1 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
  ОПК-1 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
  ОПК-2 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
  ОПК-9 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Огнева, М. В. Программирование на языке с++: практический курс : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / М. В. Огнева, Е. В. Кудрина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 335 с. ЭБС Юрайт
2 Тузовский А.Ф. Объектно-ориентированное программирование : учебн. пособие для прикладного бакалавриата. – М. : Изд-во Юрайт, 2019. – 206 с. ЭБС Юрайт
3 Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 320 с. ЭБС Юрайт
4 Журнал "Автоматика, связь, информатика" ЭБ public.ru
5 Ведерникова О.Г. Программирование на языке С/С++ : учеб. пособие для студентов специальности 23.02.01/ О.Г. Ведерникова; РГУПС. -Ростов н/Д, 2008. -50 с. 88 экз. ЭБС РГУПС
6 Ильичева, В. В. Информатика. Теоретический курс [Текст] : учеб. пособие / В. В. Ильичева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 159 с. ЭБС РГУПС
7 Зыков С.В. Программирование: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 320 с. ЭБС Юрайт
8 Черпаков, И.В. Теоретические основы информатики: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М. : Изд-во Юрайт, 2019. – 353 с. ЭБС РГУПС
9 Трофимов, В. В. Алгоритмизация и программирование : учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов, Т. А. Павловская ; под редакцией В. В. Трофимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 137 с. ЭБС Юрайт
10 Подбельский, В. В. Программирование. Базовый курс С# : учебник для бакалавриата и специалитета / В. В. Подбельский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 369 с. — (Бакалавр и специалист). ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Игнатьева О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика и программирование". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование: в 2-х ч. Ч.1 [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ / О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 205 с. ЭБС РГУПС
3 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование: в 2-х ч. Ч.2 [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ / О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 181 с. ЭБС РГУПС
4 Ведерникова, О. Г. Информатика и программирование. В 3-х ч. Ч3 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий / О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 98 с. ЭБС РГУПС
5 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование. В 3-х ч. Ч1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий / О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 102 с. ЭБС РГУПС
6 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование. В 3-х ч. Ч.2 [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий / О.В. Игна-тьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 76 с. ЭБС РГУПС
7 Ведерникова О.Г. Программирование на языке С/С++ : учеб. пособие для студентов специальности 23.02.01/ О.Г. Ведерникова; РГУПС. -Ростов н/Д, 2008. -50 с. 88 экз. ЭБС РГУПС
8 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование. Подготовка к тестам [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы/ О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 10 с. ЭБС РГУПС
9 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы/ О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 47 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MS Office (прикладное программное обеспечение общего назначения, лицензионное, для выполнения лабораторных работ ) И
3 Среда разработки программного обеспечения wxDev-C++ (для выполнения лабораторных работ И
4 Visual Studio (ПО специального назначения, свободно распространяемое, для выполнения лабораторных работ) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45975.