РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Экономика и менеджмент"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

Профильная направленность

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Калашников Игорь Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Экономика и менеджмент" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Экономика и м_Б_43.03.01_во_2_ЭиМ_п44859_и45672.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономика и менеджмент".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Экономика и менеджмент" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Сервис на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Основы управления персоналом";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-2 - Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Знает: Методику анализа альтернативных вариантов решений для достижения намеченных результатов

Умеет: Проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения.

Имеет навыки: Нахождения альтернативных вариантов решений для достижения намеченных результатов.

Индикатор:
УК-2.1 - Проводит анализ поставленной цели и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализирует альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;

Знает: Нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности.

Умеет: Использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности.

Имеет навыки: Работы с нормативно-правовой документацией

Индикатор:
УК-2.2 - Использует нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности

Знает: Методики разработки цели и задач проекта; методики оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта.

Умеет: Применять методики разработки цели и задач проекта; методы оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта.

Имеет навыки: Работы с нормативно-правовой документацией

Индикатор:
УК-2.3 - Способен применять методики разработки цели и задач проекта; методы оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыки работы с нормативно-правовой документацией

Знает: Правовые нормы для решения задач профессиональной деятельности

Умеет: Выбирать правовые нормы для решения задач профессиональной деятельности.

Имеет навыки: Работы с нормативно-правовой документацией

Индикатор:
УК-2.4 - Способен выбирать правовые нормы для решения задач профессиональной деятельности

Место дисциплины 1Б.О "Экономика и менеджмент" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗСБ, ТСБ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 44   44
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 44   44
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 64 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   32 93
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 113   32 81
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 10 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Экономическое управление ресурсами организации (предприятия). (Компетенция/и УК-2)

1.1. Расходы, издержки и себестоимость продукции.

1.2. Основные фонды предприятия.

1.3. Трудовые ресурсы предприятия.

2. Функциональная среда организации (предприятия). (Компетенция/и УК-2)

2.1. Системы ценообразования, построения тарифов и доходы предприятия.

2.2. Прибыль и безубыточность деятельности предприятия.

2.3. Инвестиции.

2.4. Внешняя среда функционирования предприятия.

3. Стратегия и тактика управления организацией (предприятием). (Компетенция/и УК-2)

3.1. Организация как объект управления.

3.2. Культура и этика организации.

3.3. Формирование миссии и целей организации.

3.4. Стратегическое планирование деятельности организации.

4. Основные проблемы менеджмента. (Компетенция/и УК-2)

4.1. Мотивация в системе управления организацией.

4.2. Личность менеджера, власть и стиль управления.

4.3. Управление сбытовой деятельностью организации.

4.4. Антикризисный менеджмент.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6   10
2 10 10   12
3 8 8   10
4 8 8   12
Итого 32 32   44
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Методы калькулирования себестоимости продукции 2
Решение задач по определению амортизации и остаточной стоимости основных фондов 2
Показатели рабочего времени. Производительность труда 2
2 Методы ценообразования и особенности построения тарифов 2
Построение функциональной модели прибыли и безубыточности транспортной компании 4
Экономическая оценка инвестиций 2
Риски предприятия 2
3 Организационное управление 2
Культура организации 2
Миссия организации 2
Стратегическое управление организацией 2
4 Управление мотивацией в организации 2
Власть и стиль управления 2
Управление сбытовой деятельностью организации 2
Менеджмент в условиях кризиса 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Особенности определения расходов, издержек и себестоимости продукции транспортного предприятия. 10
2 Построение функциональной модели внутренней и внешней среды организации (предприятия) 12
3 Анализ организационной структуры, внешней и внутренней среды организации 10
4 Анализ специфики развития организации в современных социо-экономических условиях 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 113 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
УК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-2 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Школу научного управления и процессный подход
2) Классическую школу управления
3) Школу человеческих отношений и науки о поведении
4) Школу количественных методов, системный и ситуационный подходы
5) Типы организационных структур и системы делигирования.
6) Функции менеджмента.
7) Виды стратегий управления организацией.
8) Мотивацию поведения. Использование теории Маслоу в управлении.
9) Содержательные теории мотивации: власти, успеха, сопричастности.
10) Процессуальную теорию мотивации - ожидание мотивации.
11) Процессуальную теорию мотивации – справедливость мотивации.
12) Иерархию уровней, определяющих формирование научно-технической политики для инновационного менеджмента.
13) Расходы, затраты и издержки предприятия: понятие и виды
14) Классификацию расходов на производство и реализацию продукции
15) Понятие себестоимости продукции
16) Методы калькулирования себестоимости продукции
17) Основные средства: сущность, структура и классификация
18) Виды стоимости основных фондов
19) Износ и амортизация основных фондов
20) Структура персонала предприятия
21) Показатели рабочего времени. Производительность труда
22) Методы ценообразования
23) Особенности построения тарифов
24) Сущность и классификация инвестиций
25) Внешнюю среду функционирования предприятия
26) Инструменты и механизмы антикризисного менеджмента
27) Культура и этика организации
28) Миссия организации
29) Теории и виды экономических циклов и кризисов

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать основные элементы мотивации сотрудника на активное обучение.
2) Охарактеризовать функционал методик самодиагностики и саморазвития для эффективного осуществления профессиональных обязанностей в коллективе.
3) Охарактеризовать цели профессионального обучения
4) Охарактеризовать элементы процесса управления
5) Охарактеризовать направления развития теории менеджмента
6) Охарактеризовать направления развития практики менеджмента
7) Охарактеризовать функциональные характеристики современного менеджера
8) Охарактеризовать необходимые личные качества современного менеджера
9) Охарактеризовать компетенции современного менеджера
10) Охарактеризовать организацию как объект управления
11) Охарактеризовать роль корпоративной культуры и деловой этики в организации
12) Охарактеризовать процесс формирования миссии и целей организации
13) Охарактеризовать роль и место планирования в системе менеджмента организации
14) Охарактеризовать роль и место мотивации в системе менеджмента организации
15) Определять себестоимость продукции
16) Использовать методики калькулирования себестоимости продукции
17) Определять износ и амортизацию основных фондов
18) Определять показатели рабочего времени.
18) Определять производительность труда
19) Построить функциональную модель прибыли и безубыточности транспортной компании
20) Проводить оценку инвестиций с учетом средневзвешенной стоимости капитала
21) Сравнивать различных инвестиционные инструменты
22) Оценивать внешнюю среду функционирования предприятия
23) Определять конкурентоспособность товара
24) Определять конкурентоспособность предприятия
25) Оценить внешние и внутренние риски предприятия.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Дать подробное описание алгоритма анализ условий улучшения организации труда.

2) Дать подробное описание алгоритма анализа источников информации о потребности персонала в профессиональном обучении.

3) Дать подробное описание алгоритма анализа процесса обогащения содержания работы.

4) Дать подробное описание алгоритма анализа рыночных возможностей.

5) Дать подробное описание алгоритма выявления "узких мест", проблемных факторов в управленческой деятельности конкретного предприятия.

6) Дать подробное описание алгоритма организации автономных рабочих группы.

7) Дать подробное описание алгоритма организации процесса профессионального обучения.

8) Дать подробное описание алгоритма оценки факторов, влияющих на определение потребностей организации в развитии персонала.

9) Дать подробное описание алгоритма оценки эффективности профессионального обучения.

10) Дать подробное описание алгоритма построения квалификационно-должностной модели менеджера.

11) Дать подробное описание алгоритма разделения работы.

12) Дать подробное описание алгоритма разработки комплекса маркетинга.

13) Дать подробное описание алгоритма разработки программы устранения одного из ограничений, мешающих эффективному менеджменту.

14) Дать подробное описание алгоритма разработки системы контролируемых факторов.

15) Классификации расходов на производство и реализацию продукции.

16) Применения методов калькулирования себестоимости продукции.

17) Решения задач по определению амортизации и остаточной стоимости основных фондов.

18) Формирования ценовой политики предприятия.

19) Определения прибыль и безубыточности деятельности предприятия.

20) Построения функциональной модели прибыли и безубыточности.

21) Распределения прибыли предприятия.

22) Экономической оценка инвестиций.

23) Оценки инвестиций с учетом средневзвешенной стоимости капитала.

24) Сравнения различных инвестиционных инструментов.

25) Анализа внешней среды функционирования предприятия.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к контролю результатов самостоят. работы обучающегося (заочная форма обучения) / И. А. Калашников, Е. В. Радченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 10 с

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  УК-2 2 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Петров, А. Н. Менеджмент : учебник для бакалавров / А. Н. Петров ; ответственный редактор А. Н. Петров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 645 с. ЭБС Юрайт
2 Гарнов, А. П. Экономика предприятия : учебник для бакалавров / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-3468-7. ЭБС Юрайт
3 Розанова, Н. М. Корпоративное управление : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 339 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02854-6. ЭБС Юрайт
4 Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-5036-6. ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Калашников И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономика и менеджмент". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Прокопенко, Е.С. Менеджмент. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, лабораторным, самостоятельной работе и выполнению контрольных работ / Е.С. Прокопенко ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 46 с. ЭБС РГУПС
3 Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к выполнению контрол. работы / И. А. Калашников, Е. В. Радченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 10 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45672.