РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Профессиональная этика и этикет"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Профильная направленность

Технологии организации экскурсионных услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.п.н., доц. Задорожная Оксана Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Профессиональная этика и этикет" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):



Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Профессиональная э и э_Б_43.03.02_во_3_СТ_и45553.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Профессиональная этика и этикет".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Профессиональная этика и этикет" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Технологии организации экскурсионных услуг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Технологии организации экскурсионных услуг";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности

Знает: знать нормы морали, профессиональной этики и служебного этикета; нравственные обязанности человека

Умеет: использовать полученные общие знания в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации, межличностном общении

Имеет навыки: владения профессиональной терминологией; выполнения профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета

Индикатор:
ОПК-3.2 - Обеспечивает требуемое качество процессов оказания туристских услуг в соответствии с международными и национальными стандартами

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Профессиональная этика и этикет" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Мировая культура и искусство", "Психология".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 8   8
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 8   8
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 36   36
Общая трудоемкость, часы 108 64 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   32 62
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 82   32 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Этика как основополагающий принцип профессионального развития личности. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Методологические основы дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет»: Объект, предмет, цель изучения дисциплины, задачи, принципы, функции, методы. Основные теории этики. Моральные стандарты: интегральная теория социальных контрактов, телеологические принципы, деонтологические принципы.

1.2. Понятие этики как науки и явления духовной культуры: Сущность и специфика моральной регуляции. Происхождение морали как научная проблема. Структура и функции морали. Понятие добра и зла. Понятие абсолютной ценности. Духовные ценности.

1.3. Трудовая этика в России: Основные этические категории и их реализация в профессиональной деятельности. Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России. Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика.

2. Деловая, профессиональная и управленческая этика. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Понятие профессиональной этики: Основные проблемы этики деловых отношений: макро- и микроэтика. Этические принципы в сфере бизнеса. Социальная ответственность бизнеса.

2.2. Назначение профессиональной этики: Основные понятия, принципы и методы профессиональной этики работников сервиса (принцип моральной ответственности перед клиентом; принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами; принцип моральной ответственности перед обществом и др.). Поведение как объект моральной оценки общества. Уровни нравственного поведения. Ценностно-нормативная структура личности в ситуации делового взаимодействия. Этика партнёрских отношений. Формирование этических установок в деловых отношениях.

2.3. Принципы, функции и модели управленческой деятельности: Основные принципы профессиональной морали. Персональная ответственность за поддержание профессиональных стандартов. Корпоративная культура и корпоративная этика. Типы корпоративных культур. Сущность экономической и социальной функций производственного коллектива. Содержание этапов процесса формирования и развития коллектива. Модели управления коллективом.

3. Международная этика и этикет. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Особенности этики и этикета у разных народов: Этика и этикет в международном бизнесе. Особенности этикетных форм взаимодействия на Западе и Востоке. Этические нормы международного бизнеса.

3.2. Особенности межкультурной коммуникации: Особенности межкультурной коммуникации.

3.3. Национальные особенности деловой культуры: Европейская, североамериканская деловые культуры, культура Востока и арабских стран.

4. Этикет как социальное явление. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Понятие этикета: Национальные особенности этикета. Этикет и культура поведения. Принципы культуры поведения. Задачи этикета. История мирового этикета. Правовой и нравственный аспект этикета.

4.2. Служебный этикет: Основные принципы этичной коммуникации. Этика наказания и поощрения. Виды и формы деловых совещаний. Этика телефонного разговора. Этика и этикет деловых переговоров. Подготовка к переговорам. Структура и техника проведения переговоров. Стили переговорного процесса.

4.3. Формы этичного делового общения: Русский речевой этикет. Этикет деловой беседы. Ритуалы и церемонии в деловой жизни. Традиции и инновации в современной российской деловой культуре. Монологическая (ораторское мастерство, риторический менеджмент, презентация) и диалогическая речь (спор, стратегия и тактика ведения переговоров, интервью). Ритуальная речь. Провокационная речь. Императивная речь. Мотивация профессиональной речи. Классификация целевых установок речи Логико-речевое доказательство. Выдвижение тезиса. Основные приемы аргументации. Дедуктивная и индуктивная демонстрация. Демонстрация по аналогии Конструктивная критика в деловом общении. Публичное выступление. Искусство проведения дискуссии.

4.4. Общение с конфликтной личностью: Типы конфликтной личности.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   2
2 8 8   2
3 8 8   2
4 8 8   2
Итого 32 32   8
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Методологические основы ПЭИЭ 8
2 Управленческая этика Деловое и управленческое общение 8
3 Этикет и культура делового общения 8
4 История этикета. Этикетные формы делового взаимодействия 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Утилитаристская этика. Деонтологическая этика. Этика справедливости. 2
2 Проблема генезиса этикета 2
3 Особенности этики и этикета у разных народов. Этика и этикет в международном бизнесе. Особенности этикетных форм взаимодействия на Западе и Востоке. Этические нормы международного бизнеса 2
4 Этика и этикет деловых переговоров. Подготовка к переговорам. Структура и техника проведения переговоров. Стили переговорного процесса. Этикетные формы делового разговора. Этикет поведения за столом во время деоловых переговоров 2

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 82 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Методологические основы этики
2) Основные функции морали.
3) Структурные компоненты морали.
4) Понятие переговоров, их виды и функции.
5) Классификацию невербальных и вербальных средств общения.
6) Проблемы формирования профессиональной этики делового человека.
7) Профессионально-этические кодексы и этические требования к ним.
8) Понятие трудовой этики.
9) Особенности делового этикета.
10) Этикетные формы профессиональной деятельности.
11) Особенности делового общения.
12) Основные функции морали.
13) Структура морали.
14) Понятие переговоров и их виды.
15) Невербальные средства общения (язык жестов).
16) Проблемы формирования профессиональной этики делового человека.
17)Профессионально-этические кодексы. Этические требования.
18) Понятие трудовой этики.
19)Деловой этикет.
20) Этикетные формы в профессиональной деятельности.
21) Особенности делового общения.
22) Понятие профессиональной этики.
23) Функции профессиональной этики. Нормы в профессиональной этике и профессиональная мораль.
24) Этические принципы поведения специалиста контактной зоны.
25) Этические нормы поведения в служебной деятельности
26) Этические обязанности по отношению к клиенту.
27) Этические обязанности перед профессией.
28) Профессионально-этический кодекс специалиста.
29) Этические составляющие конфликта.
30) Этикет деловых переговоров.
31) Кодекс корпоративной этики.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выявлять моральную свободу и ответственность делового человека.
2) Охарактеризовать меценатство как синтез предпринимательства и культуры.
3) Охарактеризовать особенности визитной карточки.
4) Применять формы служебного этикета и правила телефонного разговора.
5) Применять правила телефонного разговора.
6) Работать и общаться с людьми, правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их разрешению.
7) Определять моральную ответственность делового человека.
8) Охарактеризовать меценатство как синтез предпринимательства и культуры.
9) Охарактеризовать особенности визитной карточки.
10) Применять формы служебного этикета.
11) Применять правила телефонного разговора.
12) Разрешать и способствовать разрешению конфликтных ситуаций
13) Использовать лингвистические обороты, помогающие прийти к согласию в переговорах.
14) Ставить вопросы, побуждающие партнера принять нужное решение.
15) Избегать наиболее типичные речевые и невербальные ошибки в ходе деловых переговоров.
16) Строить развернутое монологического высказывание с учетом структуры монолога.
17) Использовать приемы привлечения и удержания внимания слушателей.
18) Прогнозировать развитие конфликта и разрешения конфликтных ситуаций на психологическом, межкультурном, социальном и др. уровнях.
19) Классифицировать приемы психологического воздействия.
20) Классифицировать способы предвидения трудных ситуаций, влекущих за собой конфликт.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Систематизации исторических форм развития мирового этикета.

2) Оценки эстетики служебного поведения.

3) Применения правил деловой переписки.

4) Применения культурных форм устной деловой речи.

5) Применения способов и правил разрешения конфликтов.

6) Разработки и формирования делового имиджа.

7) Формирования деловых взаимоотношений производственным коллективом.

8) Решения вопросов оптимизации взаимодействия людей в коллективе.

9) Построения публичного выступления.

10) Применения стратегии и тактики влияния на партнера в процессе деловой коммуникации.

11) Применения тактики привлечения внимания слушателей в процессе публичного выступления.

12) Применения инструментов продуктивной деловой документации.

13) Применения знаний об этикете телефонных разговоров.

14) Применения знаний об этике делового общения на национальном и на международном уровнях.

15) Применения методов коммуникативной стимуляции сотрудника в деловой беседе.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Чернышова, Л. И. Этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. И. Чернышова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. ЭБС Юрайт
2 Лавриненко, В. Н. Деловая этика и этикет : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 118 с. ЭБС Юрайт
3 Леонов, Н. И. Психология делового общения : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с. ЭБС Юрайт
4 Спивак, В. А. Деловая этика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Спивак. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 523 с. — (Бакалавр. Академический курс) ЭБС Юрайт
5 Задорожная О.В. Психология делового общения : Учеб. пособие / О.В. Задорожная; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 108 с. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Задорожная О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Профессиональная этика и этикет". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Задорожная, О.В. Профессиональная этика и этикет: Методические указания для самостоятельной работы обучающихся и выполнения контрольных работ. – Ростов н/Д: РГУПС, 2016. – 19 с. ЭБС РГУПС
3 Задорожная О.В. Психология: Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Профессиональная этика и этикет». – Ростов н/Д: РГУПС, 2016. – 20 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45553.