РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Экономика и анализ деятельности в сфере транспорта"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

Профильная направленность

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н. Шевкунов Николай Олегович, к.э.н. Залозная Дина Викторовна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Экономика и анализ деятельности в сфере транспорта" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович, Профессор кафедры "Экономика и менеджмент", ИСОиП (филиал) ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Экономика и а д в с т_Б_43.03.01_во_7_ЭУА_п42707_и44643.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономика и анализ деятельности в сфере транспорта".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Экономика и анализ деятельности в сфере транспорта" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Сервис на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Организация и планирование деятельности предприятий сервиса";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-5 - Способен принимать экономически обоснованные решения, обеспечивать экономическую эффективность организаций избранной сферы профессиональной деятельности

Знает: теоретические подходы расчета, оценки и анализа основных производственно-экономических показателей сервисной деятельности

Умеет: рассчитывать, оценивать и анализировать основные производственно-экономические показатели сервисной деятельности

Имеет навыки: расчета, оценки и анализа основных производственно-экономических показателей сервисной деятельности

Индикатор:
ОПК-5.1 - Рассчитывает, оценивает и анализирует основные производственно-экономические показатели сервисной деятельности

Знает: теоретические подходы экономического обоснования необходимости и целесообразности принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности

Умеет: экономически обосновывать необходимость и целесообразность принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности

Имеет навыки: экономического обоснования необходимости и целесообразности принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-5.2 - Экономически обосновывает необходимость и целесообразность принятия решений при осуществлении профессиональной деятельности

Место дисциплины 1Б.Ф "Экономика и анализ деятельности в сфере транспорта" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗСБ, ТСБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 80   80
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 35   35
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 45   45
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 64 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4 2 2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 163   68 95
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 128   68 60
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 8 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Организационно-правовые основы деятельности предприятия транспортного сервиса. (Компетенция/и ОПК-5)

1.1. . Экономика предприятия транспортного сервиса в условиях цифровой экономики: 1) Экономическое значение и организация работы предприятий транспортного сервиса 2) Предприятие транспортного сервиса и его услуги в условиях рыночной экономики 3) Организационно-правовые формы предприятий транспортного сервиса 4) Объединения предприятий 5) Виды предприятий и функциональных подразделений транспортного сервиса, формы их реорганизации. 6) Сущность и содержательное наполнение цифровой экономики 7) Инструменты и элементы цифровой экономики.

1.2. Организационные элементы деятельности предприятия транспортного сервиса: 1) Система технического обслуживания и ремонта транспортных средств 2) Структура услуг предприятия транспортного сервиса и рабочие документы 3) Организация работы с клиентами на предприятиях транспортного сервиса 4) Изучение, формирование и регулирование спроса на услуги сервиса транспортных средств.

2. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования. (Компетенция/и ОПК-5)

2.1. Основные фонды предприятий: 1) Понятие, состав и структура основных фондов 2) Виды стоимости основных фондов 3) Понятие и виды износа 4) Экономический смысл амортизации, методы и нормы амортизации для различных видов основных фондов 5) Показатели эффективности использования основных фондов 6) Производственная мощность предприятия.

2.2. Оборотные средства предприятий: 1) Понятие, состав и структура оборотных средств 2) Кругооборот оборотных средств 3) Оборотные фонды и фонды обращения 4) Основы нормирования оборотных средств 5) Показатели эффективности использования оборотных средств.

2.3. Трудовые ресурсы предприятий, производительность и оплата труда: 1) Понятие трудовых ресурсов 2) Состав и структура кадров предприятия 3) Подготовка и повышение квалификации кадров 4) Производительность труда как показатель эффективности использования трудовых ресурсов 5) Система и формы оплаты труда работников в современных условиях.

3. Основные показатели конечных результатов. (Компетенция/и ОПК-5)

3.1. Издержки предприятия, себестоимость и цена продукции: 1) Понятие издержек, их классификация на транспорте и взаимосвязь 2) Сущность себестоимости продукции и ее экономическое значение 3) Классификация затрат, образующих себестоимость 4) Условно-постоянные и переменные затраты 5) Группировка затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. 6) Цена продукции (работ, услуг).

3.2. Формирование финансовых результатов предприятия: 1) Экономическая сущность прибыли 2) Виды прибыли на предприятии и методика их определения 3) Понятие налогов и основные виды налогов 4) Распределение чистой прибыли 5) Понятие и экономический смысл рентабельности 6) Виды рентабельности и их расчет.

4. Инвестиционная деятельность предприятий и ее оценка. (Компетенция/и ОПК-5)

4.1. Инвестиционная политика предприятий: 1) Понятие инвестиций, их виды и значение для экономического развития предприятия 2) Понятие нового строительства, капитального строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия 3) Источники инвестирования, особенности привлечения дополнительных источников финансирования.

4.2. Оценка экономической эффективности внедрения новой техники и технологии: 1) Понятие экономической эффективности и экономического эффекта 2) Статические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов 3) Динамические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   10
2 8 8   10
3 8 8   10
4 8 8   15
Итого 32 32   45
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Предприятие транспортного сервиса в условиях рыночной экономики. Менеджмент на предприятии 8
2 Оценка, учет и структура основных фондов. Износ и амортизация основных фондов. Показатели использования основных фондов. Нормирование оборотных средств. Показатели использования оборотных средств. Кадры предприятия. Производительность труда и трудоемкость работ. Заработная плата. 8
3 Финансово-кредитные расчеты. Планирование и прогнозирование на предприятии. Себестоимость продукции. Цены и уровень рентабельности. 8
4 Экономическая оценка инвестиций. Экономическая оценка капитальных вложений. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Организационно-правовые основы деятельности предприятия транспортного сервиса 10
2 Ресурсы предприятия транспортного сервиса: основные фонды и оборотные средства предприятия, трудовые ресурсы 10
3 Основные показатели конечных результатов 10
4 Инвестиционная деятельность предприятий и ее оценка 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 128 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

экономическая эффективность новой техники.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчетно-графическая работа «Экономическая эффективность новой техники» (по вариантам).


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Характеристику сервисного предприятия как хозяйствующего субъекта
2) Характеристику сервисного предприятия как юридического лица
3) Основы менеджмента на сервисном предприятии
4) Экономическую сущность основных фондов и нематериальных активов
5) Варианты ремонта и модернизации основных фондов
6) Производственную мощность предприятия
7) Виды стоимости основных фондов
8) Понятие, состав и структуру оборотных средств
9) Кругооборот оборотных средств
10) Основы нормирования оборотных средств
11) Показатели эффективности использования оборотных средств.
12) Состав и структура кадров предприятия
13) Сущность заработной платы и ее функции, принципы оплаты труда
14) Организацию оплаты труда на сервисном предприятии
15) Сущность себестоимости продукции и ее экономическое значение
16) Классификацию затрат, образующих себестоимость
17) Характеристику цены продукции
18) Экономическую сущность прибыли, виды прибыли на предприятии и методику их определения
19) Понятие налогов и основные виды налогов
20) Понятие и экономический смысл рентабельности
21) Понятие инвестиций, их виды и значение для экономического развития предприятия
22) Понятие нового строительства, капитального строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия
23) Понятие экономической эффективности и экономического эффекта
24) Статические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
25) Динамические методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.
26) Сущность и содержательное наполнение цифровой экономики
27) Инструменты цифровой экономики

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Различать организационно-правовые формы предприятий
2) Различать объединения предприятий
3) Отличать малое, среднее и крупномасштабное предпринимательство
4) Различать формы реорганизации и ликвидации предприятий, их представительства и филиалы
5) Применять методы управления
6) Управлять персоналом предприятия
7) Определять износ и амортизацию основных фондов
8) Рассчитывать показатели эффективности использования основных фондов
9) Различать оборотные фонды и фонды обращения
11) Применять методы нормирования труда
12) Рассчитывать производительность труда
13) Выявлять основные факторы, влияющие на рост производительности труда
14) Различать формы и системы оплаты труда
15) Формировать финансовые ресурсы предприятия и направления их использования
16) Формировать финансовые и кредитные отношения предприятий
17) Определять себестоимость продукции
21) Определять доходы предприятия
22) Определять прибыль предприятия
23) Рассчитывать рентабельность работы предприятия
24) Различать состав и структуру капитальных вложений
25) Определять экономическую эффективность инвестиций
26) Давать характеристику элементов цифровой экономики
27) Характеризовать инструменты цифровой экономики

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой решения конкретной задачи по изучаемому курсу.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-5 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия) : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Коршунов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 313 с. ЭБС Юрайт
2 Воробьева, И. П. Экономика и управление производством : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. П. Воробьева, О. С. Селевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шевкунов Н.О. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономика и анализ деятельности в сфере транспорта". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Экономическая оценка эффективности внедрения новой техники и технологии [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. О. Шевкунов, И. Р. Кирищиева, А. В. Жигунова [и др.]. ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 22 с. : прил. - Библиогр.: 10 назв. - Заказ № 7061, 65 экз. - 09.02 р. ЭБС РГУПС
3 Экономика предприятия (отрасли) [Электронный ресурс] : практикум : в 2 ч. Ч. 1 / М. М. Скорев, И. Р. Кирищиева, А. В. Жигунова [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017 - 66c. ЭБС РГУПС
4 Экономика и анализ деятельности предприятий сервиса: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы / Д.В. Залозная; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 9 с. ЭБС РГУПС
5 Экономика предприятия (отрасли) [Электронный ресурс] : практикум : в 2 ч. Ч. 2 / М. М. Скорев, И. Р. Кирищиева, А. В. Жигунова [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 57 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Система консультант плюс О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44643.