РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе А.Н. Гуда

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

А1.В.ОД "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

09.06.01 Информатика и вычислительная техника

Направленность

Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами

Квалификация выпускника "Исследователь.преподаватель-исследователь"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Соколов Сергей Викторович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины А1.В.ОД "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте".







Рекомендуемое имя и тип файла документа:
А1ВОД_Автоматизация и у т п и п_А_09.06.01_во_7_АТ_и41458.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 «Дисциплины (модули)»" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и направленностью "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук";

подготовка обучающихся к сдаче и сдача государственного экзамена;

подготовка обучающегося к представлению научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные методы научно-исследовательской деятельности

Умеет: выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и прие-мов при решении задач

Имеет навыки: навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования

УК-1 - Способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Знает: основные теоретические и экспериментальные методы научного исследования в избранной профессиональной области

Умеет: применять основные методы исследования в своей научно-исследовательской деятельности

Имеет навыки: анализа результатов исследований и представления их в виде статей, презентаций, докладов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

ОПК-1 - Владением методологией теоретических и экспериментальных исследований в области профессиональной деятельности

Знает: основные методы научного исследования в избранной профессиональной области

Умеет: планировать проведения исследований в области профессиональной деятельности

Имеет навыки: разработки и применения новых методов исследования в области профессиональной деятельности

ОПК-3 - Cпособностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности

Знает: методы обработки и анализа результатов исследований явлений и процессов

Умеет: применять методы анализа полученных результатов и делать из них выводы, касающиеся исследуемой проблемы

Имеет навыки: применения полученных результатов при решении конкретных образовательных и исследовательских задач

ОПК-5 - Способностью объективно оценивать результаты исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях

Знает: методы обработки и анализа результатов исследований явлений и процессов с помощью компьютерных техно-логий

Умеет: использовать информационные и компьютерные технологии в сфере автоматизации и управления технологи-ческими процессами и производствами

Имеет навыки: представления в виде таблиц, графиков, текста результатов решения конкретных производственных и научно-исследовательских задач с использованием современных информационных технологий

ПК-2 - Способностью использовать информационные и компьютерные технологии в сфере автоматизации и управления технологическими процессами и производствами для решения конкретных производственных и научно-исследовательских задач

Знает: методы проектирования технического и математического видов обеспечения АСУ

Умеет: использовать средства и методы проектирования АСУ

Имеет навыки: применения современных средств и методов проектирования АСУ

ПК-3 - Способностью использовать современные средства и методы проектирования технического, математического, лингвистического и других видов обеспечения АСУ

Знает: способы и методику проведения работы по анализу результатов исследований

Умеет: анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач

Имеет навыки: проведения самостоятельного анализа отечественного и зарубежного опыта в области теории и практики управления в технических системах при решении образова-тельных и исследовательских задач

ПК-4 - Способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач

Место дисциплины А1.В.ОД "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку А1 Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математические методы и модели в научных исследованиях", "Научно-исследовательская деятельность", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): аспирант. 4 года очное, аспирант. 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АЗИА, АИА.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 10
Лекции (Лек) 10 10 10
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 62   62
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 62   62
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 10 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: аспирант. 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 4 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 4  
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 95   95  
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 95   95  
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 4 99 9
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Основные понятия теории управления и математического моделирования. (Компетенция/и УК-1, ОПК-1, ОПК-5)

1.1. Основные понятия теории управления и математического моделирования: Основные понятия теории управления: цели и принципы управления, ди-намические системы. Понятия модели и моделирования. Основные понятия математического моделирования.

2. Автоматизированные системы управления. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-3)

2.1. Автоматизированные системы управления: Автоматизированные системы управления технологическими процессами. Информационные технологии (ИТ).

3. Автоматизация технологических процессов и производств. (Компетенция/и ПК-2, ПК-4)

3.1. Автоматизация технологических процессов и производств: Автоматизация технологических процессов и производств. Измерительные системы (ИС) независимых входных величин. Теоретические основы систем автоматического контроля (САК). Функции и основные виды САК.

4. Системы автоматического управления. (Компетенция/и ПК-3, ПК-4)

4.1. Системы автоматического управления: Системы автоматического управления. Основные принципы управления. Понятие канала обмена информации. Повышение помехоустойчивости передачи и приема. Основные виды систем обработки информации.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     15
2 2     16
3 4     16
4 2     15
Итого 10     62
В т.ч. по интерактивным формам 4      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Изучение оригинальных статей по указанию научного руководителя 15
2 Теоретические основы, модели и методы математического моделирования автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) 16
3 Написание литературных обзоров по свойствам объектов, исследуемых в диссертационной работе 16
4 Написание литературных обзоров по свойствам объектов, исследуемых в диссертационной работе 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения аспирант. 5 лет заочное составляет 95 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Аверченков В.И. Основы математического моделирования технических систем [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аверченков В.И., Федоров В.П., Хейфец М.Л.— Электрон. текстовые данные.— Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012. - 271 c. ЭБС IPRBooks

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
УК-1 +
ОПК-1 +
ОПК-3 +
ОПК-5 +
ПК-2 +
ПК-3 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-1 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ОПК-1 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ОПК-5 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ПК-2 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ПК-3 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ПК-4 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные понятия теории управления: процессы и сигналы.
2) Классификация систем управления.
3) Устойчивость и качество систем управления.
4) Структура и функциональные компоненты САУ.
5) Понятия модели и моделирования.
6) Основные понятия математического моделирования.
7) Принципы построения математических моделей.
8) Понятие устойчивости системы.
9) Математические модели дискретных систем управления: Основные термины математи-ческого моделирования, виды моделей, методология моделирования.
10) Схемы реализации АСУ ТП.
11) Цели и функции АСУ ТП.
12) Состав АСУ ТП.
13) Основные понятия ИТ.
14) Свойства ИТ.
15) Классификация видов и методов измерения.
16) Микропроцессорная система.
17) Средства измерения и их основные метрологические характеристики.
18) Основные характеристики случайных процессов. Белый шум.
19) Случайные погрешности, законы распределения.
20) Обработка результатов измерений.
21) Метод наименьших квадратов.
22) Методы анализа и синтеза САУ.
23) Линейные и нелинейные системы управления.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Представить результаты выполненных научных и технических исследований и разработки, анализа и синтеза моделей и структурных решений эргатических систем, предназначенных для автоматизации производства и интеллектуальной поддержки процес-сов управления, обработки данных в системах управления технологическими процессами.
2) Представить результаты разработки математического, информационного, алгоритмиче-ского и программного обеспечения автоматизированной системы управления.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Представить результаты исследования и проектирования, формализованного описания и алгоритмизации, оптимизации и имитационного моделирования функционирования автоматизированных систем управления технологическими процессами и производствами.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-1 7 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 7 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 7 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 7 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 7 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 7 2, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 7 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Схиртладзе А.Г. Автоматизация технологических процессов и производств [Электронный ресурс] : учебник / А.Г. Схиртладзе, А.В. Федотов, В.Г. Хомченко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 459 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Саак, А.Э. Информационные технологии управления : учеб. для вузов/ А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков. -2-е изд.. -М.; СПб.: Питер, 2009. -318 с. НТБ РГУПС
2 Водовозов А.М. Элементы систем автоматики : учеб. пособие для вузов / А.М. Водово-зов. -М.: Академия, 2006. -220 с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соколов С.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Верескун, В.Д. Информационно-управляющие системы в научных исследованиях и на производстве : учеб. пособие / В.Д. Верескун, А.Н. Цуриков. – ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. – 75 с. ЭБС РГУПС
3 Цуриков, А.Н. Компьютерные системы и сети : учеб. пособие / А.Н. Цуриков. – ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. – 63 с. ЭБС РГУПС
4 Цуриков, А.Н. Применение информационно-управляющих систем в науке и на произ-водстве : учеб. пособие / А.Н. Цуриков, С.В. Чубейко, Е.В. Климанская. – ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. – 66 с. ЭБС РГУПС
5 Хрущева, И.В. Основы математической статистики и теории случайных процессов: учеб. пособие / И.В. Хрущева, В.И. Щербаков, Д.С. Леванова. – СПб.; М.: Лань, 2009. – 332 с. НТБ РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41458.