РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе А.Н. Гуда

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Иностранные языки"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

А1.В.ОД "Педагогика высшей школы"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

09.06.01 Информатика и вычислительная техника

Направленность

Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами

Квалификация выпускника "Исследователь.преподаватель-исследователь"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.п.н., проф. Исаева Татьяна Евгеньевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины А1.В.ОД "Педагогика высшей школы" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Иностранные языки".







Рекомендуемое имя и тип файла документа:
А1ВОД_Педагогика в ш_А_09.06.01_во_3_ИнЯз_п40319_и40568.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Педагогика высшей школы".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Педагогика высшей школы" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 «Дисциплины (модули)»" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и направленностью "Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Основы риторики и мастерства публичного выступления";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающихся к сдаче и сдача государственного экзамена;

подготовка обучающегося к представлению научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: структуру личности и закономерности её развития; возможные пути достижения высоких уровней профессионального и личного развития.

Умеет: осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом.

Имеет навыки: оценки своих личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования, а также планирования личной траектории саморазвития.

УК-6 - Способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

Знает: основные принципы обучения в высшей школе, структуру учебного процесса, закономерности осуществления преподавательской деятельности в вузе; содержание основных образовательных программ по профилю подготовки.

Умеет: определять содержание обучения по основным образовательным программам высшего образования, отбирает наиболее эффективные методы и технологии преподавания.

Имеет навыки: реализации педагогической деятельности по профильной дисциплине.

ОПК-8 - Готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования

Знает: современные методы исследований в процессе преподавания профильных дисциплин.

Умеет: осуществлять отбор и использовать оптимальные методы преподавания; разрабатывать учебные программы, создавать учебно-методическое обеспечение в образовательных организациях высшего образования.

Имеет навыки: применения современных методов исследования в процессе преподавания профильных дисциплин, разработки учебных программ, учебно-методического обеспечения в образовательных организациях высшего образования.

ПК-5 - Способностью применять современные методы исследований в процессе преподавания профильных дисциплин, разрабатывать учебные программы, учебно-методическое обеспечение в образовательных организациях высшего образования

Место дисциплины А1.В.ОД "Педагогика высшей школы" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку А1 Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Иностранный язык", "Иностранный язык в сфере научного общения", "История и философия науки".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): аспирант. 4 года очное, аспирант. 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АЗИА, АИА.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 34 34 34
Лекции (Лек) 20 20 20
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 14 14 14
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: аспирант. 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 10  
Лекции (Лек) 6 6 6  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4 4  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   94  
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 94   94  
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 104 4
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Современное состояние высшего профессионального образования в РФ и за рубежом. Задачи, стоящие перед ППС в рамках закона «Об образовании». (Компетенция/и ОПК-8, ПК-5)

1.1. Изучение разработанности вопроса в научной литературе с целью формирования способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач и способности применять современные методы исследований в процессе преподавания профильных дисциплин, разрабатывать учебные программы.

1.2. Вхождение России в единое международное образовательное пространство. Выявление актуальных задач академического сообщества в области реавлизации ФГОС 3+ и 3++, ориентированных на развитие способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.

2. Компетентностный подход в современной педагогической науке. Эффективные методы и технологии формирования компетенций. (Компетенция/и УК-6, ОПК-8, ПК-5)

2.1. Компетентностный подход к отбору содержания и организации обучения в высшей школе. Понятие «компетенция» и «компетентность». Структура компетенции. История становления компетентностного подхода, ориентированная на развитие способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач. Содержание и структурные элементы ФГОС 3+ и 3++.

2.2. Методы и приёмы обучения, отражающие готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. Активизация и стимулирование познавательной деятельности у студентов, базирующаяся на способности применять современные методы исследований в процессе преподавания профильных дисциплин, разрабатывать учебные программы, учебно-методическое обеспечение в образовательных организациях высшего образования.

2.3. Новые европейские технологии формирования компетенций, способствующие формированию готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.Личная траектория получения образования. Личностно-ориентированный характер «образование длинной в жизнь» (Life-long eduсation), отражающий способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач: Учебная игра. Природа игры. Игра как модель. Типы и виды игр. Методика разработки и проведения учебных игр. Учебные дискуссии. Метод Case-study. Подготовка, проведение и оценка результатов.

2.4. Учебная игра. Природа игры. Игра как модель. Типы и виды игр. Методика разработки и проведения учебных игр. Учебные дискуссии. Метод "case-study".Подготовка, проведение и оценка результатов.

2.5. Условия и средства обучения. Результаты процесса обучения. Контроль и оценка знаний, умений и навыков, отражающие способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. Современные методы контроля, базирующиеся на способности применять современные методы исследований в процессе преподавания профильных дисциплин, разрабатывать учебные программы, учебно-методическое обеспечение в образовательных организациях высПсихологическая поддержка в процессе обучения.

3. Соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание» и «развитие» в педагогической науке. (Компетенция/и ОПК-8)

3.1. Соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание» и «развитие», ориентированное на развитие способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.

3.2. Воспитание в ВШ как формирование личности специалиста. Целеполагание в воспитательной работе как отражение готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. Формы и методы воспитательной работы. Внеаудиторная работа по предмету. Воспитывающее обучение.

4. Студенческая группа как объект педагогического воздействия. (Компетенция/и УК-6, ОПК-8, ПК-5)

4.1. Типология малых групп. Структура группы и методы её измерения (социометрия, рефернтометрия), направленные на формирование способности применять современные методы исследований в процессе преподавания профильных дисциплин, разрабатывать учебные программы, учебно-методическое обеспечение в образовательных организациях высшего образования.

4.2. Лидерство в студенческой группе. Регуляция межличностных отношений. Кейс-метод. Понятие коллектива. Социально-психологический климат. Совместимость и срабатываемость. Проблема взаимовлияния в группе. Доверие и взаимопонимание в общении.

5. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. (Компетенция/и УК-6, ОПК-8)

5.1. Педагогическая культура преподавателя высшей школы, базирующаяся на способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

5.2. Задачи, стоящие перед современным преподавателем в процессе реализации целей образования.

5.3. Психологические особенности педагога как субъекта педагогического труда. Личностные качества педагога.

5.4. Характеристики, формы и содержание педагогической деятельности, направленные на формирование способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. Мотивация педагогической деятельности. Педагогические умения. Стиль педдеятельности. Уровни профессионализма. Этапы освоения профессии. Профессиональные деструкции личности.

6. Обучение как совместная деятельность обучающего и обучающегося. (Компетенция/и ОПК-8, ПК-5)

6.1. Дидактическая структура обучения. Целеполагание в учебном процессе, отражающее готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. Цели образовательные, воспитательные и развивающие.

6.2. Содержание обучения. Проблема отбора содержания. Конструктивные умения педагога. Познавательные процессы и теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, ориентированная на формирование способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач. Логико-психологическая структура процесса обучения.

6.3. Организационные формы процесса обучения – классно-урочная и лекционно-семинарская, направленные на формирование готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. Формы учебной работы: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные.

6.4. Структура лекции и практического занятия. Подготовка лекции, семинара, практического и лабораторного занятия, ориентированная на развитие способности применять современные методы исследований в процессе преподавания профильных дисциплин, разрабатывать учебные программы, учебно-методическое обеспечение в образовательных организациях высшего образования.

7. Коммуникативная структура процесса обучения. (Компетенция/и УК-6)

7.1. Педагогическое общение, базирующееся на способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач. Культура речи педагога, отражающая способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. Невербальное поведение. Формирование доверия и понимания в учебном процессе. Убеждение и внушение.

7.2. Природа конфликтов в учебном процессе, их типы, осознанные на основе способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач. Конфликты и их разрешение, базирующееся на способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития . Педагогический конфликт.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   15
2 6 2   10
3 2     10
4 2 2    
5 2 2   10
6 2 4   10
7 2 2   10
Итого 20 14   65
В т.ч. по интерактивным формам   8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Групповая дискуссия «Что такое образование?». 2
2 Интерактивные методы обучения. Виды дискуссий и игр на занятиях в вузе. Тренинг проведения дискуссии. 2
4 Тренинг организации групповой работы на учебном занятии. Тренинг организации психологической поддержки обучающихся. 2
5 Видеотренинг «Анализ лекции» 2
6 Тренинг постановки учебных целей. Тренинг «Планирование учебного занятия (лекции / практического / семинарского занятия)» Кейс-метод «Анализ лекции, семинарского или практического занятия» 4
7 Ролевая игра «Суд над современным образованием». 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: аспирант. 4 года очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Сбор материала и аргументов для проведения ролевой игры «Суд над образованием» с целью формирования способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач по направлению подготовки 01.06.01 «Математика и механика». Подготовка к семинарским и практическим занятиям, участие в ГД, РИ, ДИ, ориентированным на формирование способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. 15
2 Использование компетентностного подхода в разработке учебно-методического обеспечения для реализации ООП направления подготовки 01.06.01 «Математика и механика» с целью формирования способности применять современные методы исследований в процессе преподавания профильных дисциплин, разрабатывать учебные программы, учебно-методическое обеспечение в образовательных организациях высшего образования, а также способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач. 10
3 Изучение проблем, связанных с методикой дисциплины, входящей в цикл направления подготовки 01.06.01 «Математика и механика», с целью формирования способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач. 10
5 Подготовка к сдаче зачета по итогам обучения, ориентированного на демонстрацию способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития; готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования; способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; способности применять современные методы исследований в процессе преподавания профильных дисциплин, разрабатывать учебные программы, учебно-методическое обеспечение в образовательных организациях высшего образования. 10
6 Участие во взаимопосещении и анализе занятий по дисциплинам естественногонаучного и технического профилей с целью формирования готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования и способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач. 10
7 Подготовка статей, тезисов и докладов для научных конференций в РГУПС и других вузах по проблемам педагогики, связанным с направлением подготовки 01.06.01 «Математика и механика», с целью формирования способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач и способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения аспирант. 5 лет заочное составляет 94 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Исаева, Т.Е. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в университете. : учеб.-метод. пособие / Т. Е. Исаева, Е. Р. Горюнова, Г. Е. Филатова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 51 с. ЭБС РГУПС
2 Словарь-справочник психолого-педагогических терминов [Текст] : словарь / РГУПС ; сост. Е.Р. Горюнова, сост. Т.Е. Исаева. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 176 с. ЭБС РГУПС
3 Филатова, Г. Е. Рабочая тетрадь по дисциплинам педагогического профиля [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Г. Е. Филатова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 142 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
УК-6 +
ОПК-8 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-6 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-5 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

педагогика высшей школы в системе педагогических наук;

предмет и основные категории педагогики высшей школы;

методология психолого-педагогических исследований в высшей школе;

нормативные основы современного высшего образования. Стандарты в высшем образовании;

тенденции развития высшего образования в современном мире;

перспективы развития высшей школы в России;

принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях;

студент и его позиция в образовательном процессе;

личностно-профессиональное становление выпускника;

преподаватель вуза как субъект процесса обучения;

содержание и структура деятельности преподавателя, условия ее эффективности;

структура профессиональных способностей и умений преподавателя;

преподавание как деятельность в образовательном процессе. Особенности педагогической деятельности преподавателя по реализации личностно ориентированного образования;

классификация методов обучения в современной дидактике;

лекция как форма организации обучения в вузе. Виды лекции и их структура;

семинарские, практические, лабораторные занятия в вузе и их особенности;

самостоятельная работа студентов как составляющая учебного процесса;

роль научно-исследовательской работы обучающихся, ее связь с учебной работой, способы организации;

сущность контроля в учебном процессе. Функции, виды и способы контроля.Критерии и правила оценивания и выставления отметок;

структура воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Педагогика высшей школы в системе педагогических наук
2) Предмет и основные категории педагогики высшей школы.
3) Методология психолого-педагогических исследований в высшей школе.
4) Нормативные основы современного высшего образования. Стандарты в высшем образовании
5) Тенденции развития высшего образования в современном мире.
6) Перспективы развития высшей школы в России.
7) Принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях.
8) Студент и его позиция в образовательном процессе.
9) Личностно-профессиональное становление выпускника.
10) Преподаватель вуза как субъект процесса обучения.
11) Содержание и структура деятельности преподавателя, условия ее эффективности.
12) Структура профессиональных способностей и умений преподавателя.
13) Преподавание как деятельность в образовательном процессе. Особенности педагогической деятельности преподавателя по реализации личностно ориентированного образования.
14) Классификация методов обучения в современной дидактике
15) Лекция как форма организации обучения в вузе. Виды лекции и их структура.
16) Семинарские, практические, лабораторные занятия в вузе и их особенности.
17) Самостоятельная работа студентов как составляющая учебного процесса.
18) Роль научно-исследовательской работы студентов, ее связь с учебной работой, способы организации.
19) Сущность контроля в учебном процессе. Функции, виды и способы контроля.Критерии и правила оценивания и выставления отметок.
20) Структура воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разработать учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
2) Создавать учебно-методические комплексы нового поколения.
3) Использовать технические средства и компьютерные системы обучения в высшей школе.
4) Обосновать выбор метода обучения.
5) Объяснить развивающие и воспитывающие задачи конкретного занятия.
6) Организовывать учебные занятия с использованием электронных ресурсов.
7) Обосновать выбор метода контроля на определенном этапе обучения.
8) Осуществлять текущее и итоговое тестирование студентов как форму контроля самостоятельной работы студентов.
9) Разработать рейтинговую систему оценки усвоения учебного материала.
10) Использовать самоуправление студентов как фактор воспитания и профессионального становления специалиста
11) Проводить отбор и оценку эффективности используемых методов обучения
12) Разработать методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
13) Осуществлять руководство научной работой студентов.
14) Использовать комплекс вербальных и невербальных средств для решения задач обучения.
15) Провести анализ сформированности педагогической культуры преподавателя.
16) Провести самоанализ сформированности педагогической культуры преподавателя.
17) Предложить действенные меры по предотвращению и разрещению конфликтной ситуации в учебном процессе.
18) Оказать педагогическую поддержку обучающемуся.
19) Использовать арсенал техники речи в процессе обучения в вузе.
20) Проанализировать эффективность использования средств обучения для решения конкретной задачи.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Использование методов педагогических исследований.

2) Целеполагание в системе высшего профессионального образования.

3) Разработка учебно-методической документация.

4) Использование активных методов обучения.

5) Проведение ролевых игр и дискуссий в процессе обучения.

6) Развитие творческого мышления у студентов.

7) Планирование учебной деятельности (в форме лекции/практического/семинарскогозанятия).

8) Планирование воспитательного мероприятия в вузе.

9) Использование технологии блочно-модульного обучения.

10) Использование технологических основ проблемного обучения.

11) Использование эвристической технологии обучения.

12) Использование технологий контекстного обучения.

13) Приемы и методы контроля результатов процесса обучения.

14) Психолого-педагогический анализ учебных занятий.

15) Самоанализ учебного занятия.

16) Навыки и приемы педагогической рефлексии.

17) Навыки и приемы эмоциональной саморегуляции.

18) Техника педагогической речи, педагогический голос.

19) Невербальные средства общения в педагогическом взаимодействии.

20) Оказание педагогической поддержки в разработке траектории образования обучающегося.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки УК-6 3 2, 4, 5, 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4, 5, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4, 5, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 3 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 3 1, 2, 4, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Громкова М. Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Громкова М. Т. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 446 с." ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Павелко, Н. Н. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Павелко, С. О. Павлов. - М. :Кнорус, 2012. - 495 с. ЭБС РГУПС
2 Филатова, Г.Е. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателей технического вуза: проблемы и решения. Монография. / Г.Е. Филатова ; – ФГБОУ ВО РГУПС, - Ростов н/Д : 2016. - 158 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
3 Верескун, В.Д. Преподаватель университета в современном международном образовательном пространстве : квалификационные требования, оценка деятельности и формы вознаграждения : монография / В. Д. Верескун, Т. Е. Исаева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 287 с. ЭБС РГУПС
4 Исаева, Т.Е. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в университете. : учеб.-метод. пособие / Т. Е. Исаева, Е. Р. Горюнова, Г. Е. Филатова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 51 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Исаева Т.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Педагогика высшей школы". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Филатова, Г. Е. Педагогическая рефлексия [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Г. Е. Филатова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 29 с. ЭБС РГУПС
3 Филатова, Г. Е. Рабочая тетрадь по дисциплинам педагогического профиля [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Г. Е. Филатова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 142 с. ЭБС РГУПС
4 Филатова, Г. Е. Разработка и проведение лекций в вузе [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Г. Е. Филатова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 18 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий создана материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов научно-исследовательской работы аспирантов, предусмотренных образовательной программой и соответствующая действующим санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40568.