РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Методы физико-математического моделирования наземных транспортно-технологических средств"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н. Озябкин Андрей Львович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Методы физико-математического моделирования наземных транспортно-технологических средств" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., проф. Лукьянов Александр Дмитриевич, зав. кафедрой "Автоматизация производственных процессов", ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Методы ф м н т с_Б_15.03.03_во_7_ТМТ_п39406_48189.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Методы физико-математического моделирования наземных транспортно-технологических средств".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Методы физико-математического моделирования наземных транспортно-технологических средств" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Мониторинг наземных транспортно-технологических средств", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Методы математического и физического моделирования наземных транспортно-технологических средств

Умеет: проектировать машины и конструкции с целью обеспечения их прочности, устойчивости, долговечности и безопасности, обеспечения надежности и износостойкости узлов и деталей машин

Имеет навыки: расчетов механических систем методами теоретической механики; технических измерений, использования стандартов и других нормативных документов при оценке, контроле качества и сертификации продукции; выбора материалов по критериям прочности, долговечности, износостойкости; проведения физического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений; работы с современными системами компьютерного инжиниринга (CAE-системами)

ПК-12 - готовностью участвовать в проектировании машин и конструкций с целью обеспечения их прочности, устойчивости, долговечности и безопасности, обеспечения надежности и износостойкости узлов и деталей машин

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Методы физико-математического моделирования наземных транспортно-технологических средств" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Динамика и прочность машин", "Мониторинг наземных транспортно-технологических средств", "Управление наземными транспортно-технологическими средствами", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТИБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 90 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
10 10 10
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 117   117
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 117   117
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 216 90 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Средства измерений контролируемых параметров объекта исследований. (Компетенция/и ПК-12)

1.1. Моделирование и его применение к решению задач техники и научных исследований: 1) Цель, задачи методов моделирования механических систем 2) Классификация видов моделирования: математическое, наглядное, физическое, аналого-цифровое, точное и приближённое 3) Сравнительный анализ, достоинства и недостатки математического и физического моделирования 4) Понятия виброперемещения, виброскорости, виброускорения 5) Методы и средства измерений физических величин 6) Перевод измеряемых величин из одной единицы измерения в другую и обратно 7) Основные этапы развития методов моделирования и теории подобия 8) Методы построения и упрощения эквивалентных расчётных схем 9) Этапы физико-математического моделирования для достижения цели и задач исследования и оптимизации параметров натурных объектов.

1.2. Элементы математической статистики: 1) Статистические характеристики измеряемых физических величин 2) Законы распределения 3) Точечные и интервальные оценки 4) Критерии математической статистики.

2. Физико-математическое моделирование. (Компетенция/и ПК-12)

2.1. Теоретические основы подобия систем: 1) Первая, вторая и третья теоремы подобия 2) Методы определения критериев подобия 3) Критерии и симплексы физических параметров 4) Определение критериев подобия путём приведения уравнения к безразмерному виду (способ интегральных аналогов) 5) Теоретические предпосылки обеспечения адекватности динамически нагруженных механических систем с узлами трения 6) Динамическое подобие механических систем методом анализа дифференциальных уравнений движения 7) Динамическое подобие фрикционных подсистем, обеспечивающее идентичный характер изнашивания поверхностей трения 8) Противоречия при моделировании нелинейных (фрикционных) систем.

2.2. Обработка априорной информации. Определение ведущих и второстепенных факторов: 1) Кибернетическая модель объекта исследований "Чёрный ящик": управляемые, контролируемые и неуправляемые факторы; выходной параметр оптимизации 2) Влияние управляемых и контролируемых факторов на параметр оптимизации 3) Существующие системы единиц измерения физических величин 4) Метод экспертных оценок 5) Метод случайного баланса 6) Выбор управляемых, контролируемых, базисных (основных) и граничных факторов, параметра оптимизации, краевых условий, геометрического масштаба при моделировании.

2.3. Метод анализа размерностей физических параметров с ограничениями: 1) Расчёт констант и критериев подобия способом вычисления определителей 2) Расчёт констант и критериев подобия способом выражения величин через основные единицы измерения 3) Составление критериальных уравнений подобия процессов динамики, трения и изнашивания фрикционных систем 4) Проверка критериального уравнения подобия с помощью многократно апробированных практикой стандартных критериев 5) Вывод новых критериев подобия, однозначно характеризующих моделируемый объект, его динамические характеристики и условия реализации процессов трения 6) Постановка цели и задач последующего физического эксперимента (получение математической модели, определение оптимальных значений факторов, перенос результатов эксперимента с модели на объект исследования или оптимизации).

2.4. Примеры построения физико-математических моделей: 1) Моделирование гидродинамических процессов движения вязкой жидкости 2) Моделирование функционирования подсистемы «колесо – рельс» 3) Моделирование подсистем опор скольжения грузоподъёмных кранов 4) Моделирование тормозных подсистем железнодорожного и автомобильного транспорта.

3. Методы математического планирования физического эксперимента и оптимизации значений факторов. (Компетенция/и ПК-12)

3.1. Основные понятия: 1) Определение области определения факторов 2) Центрирование и масштабирование факторов 3) Матрицы планирования эксперимента 4) Полный факторный эксперимент 5) Дробные реплики от полного факторного эксперимента 6) Ортогональные, рототабельные планы 7) Реализация планов второго порядка 8) Реализация планов пассивного эксперимента.

3.2. Статистическая обработка опытных данных: 1) Проверка однородности опытных данных по критерию Кохрена 2) Оценка значимости коэффициентов уравнения регрессии по критерию Стьюдента 3) Проверка адекватности математической модели опытным данным по критерию Фишера 4) Поиск оптимальных значений варьируемых факторов (метод градиента целевой функции, метод координатного спуска) 5) Анализ результатов эксперимента. 6) Методика пересчёта опытных данных с модели на объект исследований.

4. Особые методы реализации теории физического подобия. (Компетенция/и ПК-12)

4.1. Применение математического планирования эксперимента при обработке результатов опытов в критериальных зависимостях: 1) Обработка результатов опытов в критериальной форме методом планирования эксперимента.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8 4 27
2 12 6 16 32
3 8 2 12 32
4 4     26
Итого 32 16 32 117
В т.ч. по интерактивным формам 2 4 4  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Измерение виброперемещения, виброскорости, виброускорения на установке машине трения ИИ-5018. Перевод измеренных величин из одной единицы измерения в другую. Оценка статистических характеристик. 2
Исследование статистических характеристик измеряемых физических величин (нагрузки, момента трения, коэффициента трения) на машине трения ИИ-5018. Подбор экспериментального и теоретического законов распределения измеренных данных. 2
2 Моделирование гидродинамических процессов движения вязкой жидкости: 1) Определение критериев и констант подобия. 2) Построение матрицы математического планирования эксперимента. 3) Экспериментальное определение скорости движения вязкой жидкости на машине трения ИИ-5018 при варьировании кинематической вязкости смазочного материала и удельного давления. 4
Моделирование функционирования подсистемы «колесо – рельс»: 1) Определение критериев и констант подобия. 2) Построение матрицы математического планирования эксперимента. 3) Экспериментальное определение интенсивности изнашивания модельной подсистемы «ролик – ролик» на машине трения ИИ-5018 при варьировании нагрузки и скорости вращения. 4
Моделирование подсистем опор скольжения грузоподъёмных кранов путевых машин: 1) Определение критериев и констант подобия. 2) Построение матрицы математического планирования эксперимента. 3) Экспериментальное определение коэффициента трения модельной подсистемы «втулка – пластина» на возвратно-поступательной установке трения при варьировании нагрузки и скорости поступательного скольжения. 4
Моделирование тормозных подсистем автомобильного транспорта: 1) Определение критериев и констант подобия. 2) Построение матрицы математического планирования эксперимента. 3) Экспериментальное определение объёмных температур тормозной колодки модельной подсистемы «ролик – тормозная колодка» на машине трения ИИ-5018 при варьировании нагрузки и скорости вращения. 4
3 Математическое планирование гидродинамических процессов движения вязкой жидкости: 4) Обработка результатов физического эксперимента. 5) Пересчёт параметров давления, кинематической вязкости смазочного материала и скорости с модели на объект. 6) Защита лабораторных работ по данной теме. 3
Математическое планирование функционирования подсистемы «колесо – рельс»: 4) Обработка результатов физического эксперимента. 5) Пересчёт параметров нагрузки, скорости и интенсивности изнашивания модельной подсистемы «ролик – ролик» на натурную подсистему «колесо – рельс». 6) Защита лабораторных работ по данной теме. 3
Математическое планирование функционирования опор скольжения грузоподъёмных кранов путевых машин: 4) Обработка результатов физического эксперимента. 5) Пересчёт параметров нагрузки, скорости поступательного скольжения и коэффициента трения модельной подсистемы «втулка – пластина» на натурную подсистему опор скольжения грузоподъёмного крана путевой машины 6) Защита лабораторных работ по данной теме. 3
Математическое планирование функционирования тормозных подсистем автомобильного транспорта: 4) Обработка результатов физического эксперимента. 5) Пересчёт параметров нагрузки, скорости вращения и объёмных температур модельной подсистемы «ролик – тормозная колодка» на натурную подсистему «диск – тормозная колодка» автотранспортного средства. 6) Защита лабораторных работ по данной теме. 3

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Составление дифференциальных уравнений, описывающих динамику натурных механических систем при совместном вращательном и поступательном движении отдельных масс. Матричная форма представления дифференциальных уравнений. Характеристический полином. 2
Упрощение системы дифференциальных уравнений до уровня минимальной сложности. Определение собственных частот и форм колебаний. 2
Моделирование динамических систем в пакете Simulink математического пакета прикладных программ MATLAB. Моделирование колебательной системы с одной степенью свободы. Моделирование вынужденных нелинейных колебаний системы с одной степенью свободы в среде с сопротивлением. 2
Определение статистических оценок случайных данных (точечных и интервальных) в математическом пакете прикладных программ MATLAB. Подбор статистического закона распределения по экспериментальным данным. Применение критериев математической статистики для оценки стационарности, принадлежности опытных данных к генеральной совокупности. 2
2 Определение критериев и констант подобия параметров механических систем методом анализа дифференциальных уравнений движения при плоско-параллельном и вращательном видах движения. 2
Выбор управляемых, контролируемых, базисных и граничных факторов методом экспертных оценок. 2
Составление и анализ критериального уравнения подобия механической подсистемы «гребень колеса – рельс» при моделировании движения подвижного состава в криволинейных участках пути малого радиуса методом анализа размерностей физических параметров. 2
3 Математическое планирование физического эксперимента. Обработка экспериментальных данных с применением ортогонального центрального композиционного плана второго порядка. Определение оптимальных значений управляемых факторов. Пересчёт экспериментальных значений факторов модели на объект. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Написание рефератов на темы: 1) Применение законов математической статистики для оценки надёжности транспортных систем. 2) Применение методов физического моделирования развития процессов флаттера, шимми воздушных транспортных средств. 3) Применение методов физического моделирования развития процессов фрикционных автоколебаний, боксования, юза железнодорожного транспорта. 4) Применение методов физического моделирования крупногабаритных судов морских видов транспорта. 5) Применение методов физического моделирования многоэтажных зданий. 27
2 Обработка результатов стендовых испытаний при моделировании гидродинамических процессов движения вязкой жидкости. 8
Обработка результатов стендовых испытаний при моделировании функционирования подсистемы «колесо – рельс». 8
Обработка результатов стендовых испытаний при моделировании подсистем опор скольжения грузоподъёмных кранов. 8
Обработка результатов стендовых испытаний при моделировании тормозных подсистем железнодорожного и автомобильного транспорта. 8
3 Обработка результатов стендовых испытаний и матрицы полного факторного эксперимента при моделировании гидродинамических процессов движения вязкой жидкости. 8
Обработка результатов стендовых испытаний и матрицы полного факторного эксперимента при моделировании функционирования подсистемы «колесо – рельс». 8
Обработка результатов стендовых испытаний и матрицы полного факторного эксперимента при моделировании подсистем опор скольжения грузоподъёмных кранов. 8
Обработка результатов стендовых испытаний и матрицы полного факторного эксперимента при моделировании тормозных подсистем железнодорожного и автомобильного транспорта. 8
4 Обработка результатов опытов в критериальной форме методом планирования эксперимента 26

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для вузов / В.Е. Гмурман. - 8-е изд., стер. - М. : Высшая школа, 2002. - 480 с. НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-12 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

применение законов математической статистики для оценки надёжности транспортных систем;

применение методов физического моделирования развития процессов флаттера, шимми воздушных транспортных средств;

применение методов физического моделирования развития процессов фрикционных автоколебаний, боксования, юза железнодорожного транспорта;

применение методов физического моделирования крупногабаритных судов морских видов транспорта;

применение методов физического моделирования многоэтажных зданий;

применение методов физического моделирования грузоподъёмных механизмов.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Виды моделирования используемые при решении технических задач
2) Вторая теорема подобия.
3) Выбор базисных параметров при физическом моделировании
4) Динамическое подобие механических систем
5) Дифференциальные уравнения
6) Контролируемые и неуправляемые факторы модели
7) Краевые условия при физическом моделировании
8) Критерии и симплексы при физическом моделировании
9) Логическая постановка и схема решения многовариантных научных задач
10) Моделирование и его применение к решению задач техники и научных исследований
11) Определение критериев подобия методом анализа размерностей
12) Основные понятия метода математического планирования и анализа экспериментов
13) Основные физические величины и физические константы, их определение и единицы их измерения
14) Основные физические явления и законы
15) Первая теорема подобия.
16) Получение критериев при физическом моделировании
17) Приемы работы с компьютером как средством управления информацией для решения задач в области прикладной механики
18) Разработка графической модели при физическом моделировании
19) Решение критериального уравнения при физическом моделировании
20) Системы компьютерной математики для решения задач в области прикладной механики
21) Составление критериального уравнения при физическом моделировании
22) Теоретические основы подобия.
23) Теорию вероятностей и математическую статистику
24) Третья теорема подобия
25) Физико-механические характеристики материалов и методы их определения.
26) Эквивалентные расчетные схемы механических систем
27) Этапы расчета масштабного фактора при физическом моделировании

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять критерии подобия путем приведения уравнения к безразмерному виду
2) Определять критерии подобия методом анализа размерностей
3) Выбирать базисные, граничные и побочные параметры при физическом моделировании
4) Применять физико-математические методы для решения практических задач с помощью систем компьютерной математики
5) Применять вероятностные и статистические методы к оценке точности измерений и испытаний
6) Применять компьютеры как средство управления информацией для решения задач в области прикладной механики
7) Проводить экспериментальные исследования свойств материалов, деталей машин и элементов конструкций

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Системный анализ в научных исследованиях.

2) Логической постановкой и схемой решения многовариантных научных задач.

3) Виды моделирования используемые при решении технических задач.

4) Численными методами решения систем алгебраических и дифференциальных уравнений,.

5) методами теории вероятностей и математической статистики.

6) навыками работы с современными системами компьютерного инжиниринга (CAE-системами).

7) навыками применения методов математического и компьютерного моделирования механических систем и процессов.

8) навыками проведения экспериментальных исследований.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Моделирование фрикционных систем [Текст] : учеб. пособие. Ч. I / В.И. Колесников, В.В. Шаповалов, А.В. Челохьян и др ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 213 с. ЭБС РГУПС
2 Теория подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования [Текст] : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. Ч. I / В. В. Шаповалов, И. В. Колесников ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 368 с. ЭБС РГУПС
3 Теория подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования [Текст] : учеб. пособие : В 2 ч. Ч. II / В. В. Шаповалов, И. В. Колесников ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 203 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бегун П.И. Прикладная механика [Электронный ресурс] : учебник / П.И. Бегун, О.П. Кормилицын. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Политехника, 2016. — 464 c. ЭБС IPRBooks
2 Журнал "Трение и износ", выходит 12 раз в год ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Озябкин А.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Методы физико-математического моделирования наземных транспортно-технологических средств". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Шаповалов, В. В. Моделирование механических транспортных систем [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для выполнения практических занятий, контрольных и курсовых работ / В. В. Шаповалов, А. Л. Озябкин, В. Г. Рубан ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 275 с. ЭБС РГУПС
3 Евдокимов, Ю. А. Программное сопровождение научно-исследовательских работ по триботехнике : учеб. пособие. Ч. 1. Обработка экспериментальных данных методом планирования эксперимента / Ю. А. Евдокимов, В. В. Шаповалов, А. Л. Озябкин ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2003. - 122 с. ЭБС РГУПС
4 Евдокимов, Ю. А. Основы теории инженерного эксперимента [Текст] : учеб. пособие. Ч. 1. Методы математического планирования эксперимента / Ю.А. Евдокимов, В.В. Гудима, А.В. Щербаков ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 1994. - 83 с. ЭБС РГУПС
5 Евдокимов, Ю.А. Основы теории инженерного эксперимента. Теория физического подобия и моделирования сложных объектов и процессов. Ч. 2 : учеб. пособие / Ю.А. Евдокимов, В.М. Приходько, З.Ю. Корниенко, В.В. Гудима; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 1997. - 82 с. ЭБС РГУПС
6 Дымов, Н. В. Планирование эксперимента при создании машин : учеб.-метод. пособие для студентов специальности "Подъемно-транспортные, строительные дорожные машины и оборудование" / Н.В. Дымов ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. - 24 с. ЭБС РГУПС
7 Основы математической теории планирования эксперимента [Текст] : учебно-метод. пособие / А. Н. Чукарин, И. В. Богуславский, Л. В. Гусакова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС, ФГБОУ ВПО ДГТУ. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 31 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Озябкин, А.Л. Расчёт коэффициентов подобия методом анализа размерностей физических параметров. О
3 Озябкин, А.Л. Программа расчёта частот и форм колебаний цепочки связанных масс О
4 Озябкин А.Л. Математическое планирование эксперимента: ортогональный центральный композиционный план О
5 Исследовательские стенды: «Катковый стенд», «Установка возвратно-поступательного движения», СМТ-1, ИИ-5018 и программно-исследовательский комплекс ZetLAB О
6 Математическое программное обеспечение для выполнения инженерных расчётов Mathcad, лиц. № 2458499 И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Стенд "Путь-подвижной состав".

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48189.