РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Проектирование наземных транспортных систем"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Бутов Эдуард Соломонович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Проектирование наземных транспортных систем" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., проф. Лукьянов Александр Дмитриевич, зав. кафедрой "Автоматизация производственных процессов", ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Проектирование н т с_Б_15.03.03_во_7_ТМТ_п36644_47846.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Проектирование наземных транспортных систем".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Проектирование наземных транспортных систем" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Строительная механика машин", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Мастер-класс профильной направленности", "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы проектирования деталей и узлов машин; основные методы расчетов на прочность, жесткость, долговечность машин и конструкций.

Умеет: конструировать детали машин и элементы конструкций с использованием программных систем компьютерного проектирования.

Имеет навыки: конструирования деталей машин и элементов конструкций на основе эффективного сочетания передовых технологий.

ПК-11 - способностью проектировать детали и узлы с использованием программных систем компьютерного проектирования на основе эффективного сочетания передовых технологий и выполнения многовариантных расчетов

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Проектирование наземных транспортных систем" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Автоматизированные системы проектирования", "Детали машин и основы конструирования", "Строительная механика машин", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТКБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 93 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
13 13 13
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 114   114
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП) 40   40
Самоподготовка 74   74
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 216 93 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Назначение и классификация наземных транспортных систем. (Компетенция/и ПК-11)

1.1. Назначение, область распространения и классификация подъемных сооружений(ПС).

1.2. Основные параметры ПС.

1.3. Группы классификации ПС в целом и их механизмов.

2. Гибкие грузовые и тяговые органы, звездочки и барабаны. (Компетенция/и ПК-11)

2.1. Классификация, конструкции и обозначения стальных канатов и цепей.

2.2. Выбор канатов и цепей, эксплуатация и обслуживание.

2.3. Конструкции звездочек и барабанов, определение их размеров.

2.4. Расчет барабанов на прочность. Крепление каната на барабане.

3. Приводные и тормозные устройства наземных транспортных систем. (Компетенция/и ПК-11)

3.1. Виды приводов и их оценка.

3.2. Расчеты механизмов подъема с ручным и электрическим приводом.

3.3. Определение оптимальной мощности электродвигателя механизма подъема. Допустимые ускорения при пуске.

3.4. Определение необходимых тормозных моментов на валах привода механизма подъема, выбор тормоза.

4. Механизмы передвижения ПС. (Компетенция/и ПК-11)

4.1. Классификация механизмов передвижения.

4.2. Определение суммарного усилия передвижения и статической мощности передвижения.

4.3. Проверка запасов сцепления при трогании.

4.4. Определение тормозного момента и выбор тормоза.

5. Механизмы поворота ПС. (Компетенция/и ПК-11)

5.1. Конструкции опорно-поворотных устройств и определение моментов сопротивления в опорах.

5.2. Расчет механизмов поворота с электроприводом.

5.3. Определение углов поворота стрелы за время пуска и торможения.

6. Механизмы изменения вылета ПС. (Компетенция/и ПК-11)

6.1. Способы изменения вылета.

6.2. Расчет механизмов изменения вылета.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 7 7 2 14
2 5 6 2 12
3 5 7 4 12
4 5 6 2 12
5 5 6 4 12
6 5   2 12
Итого 32 32 16 74
В т.ч. по интерактивным формам 32 32 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Изучение конструкций и технических характеристик опорной и подвесной кран-балок. 2
2 Исследование коэффициента сопротивления блока и КПД кратного полиспаста. 2
3 1)Исследование самотормозящего механизма подъема. 2)Исследование работоспособности безопасной рукоятки с размыкаемыми поверхностями трения. 4
4 Изучение конструкций механизмов передвижения крана и тележки. 2
5 Исследование работоспособности двухколодочного тормоза. 4
6 Определение передаточных чисел и КПД стреловых полистпаных систем. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Распространение Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности на подъемные сооружения. 7
2 1)Выбор и расчет полистпасных систем механизмов подьема. 2) Выбор грузовых и тяговых стальных конатов и цепей. 3) Определение размеров блоков и барабанов. 4) Прочностной расчет барабанов. 5) Расчет крепления канатов на барабане. 6) Расчеты деталей крюковых подвесок. 6
3 1) Выбор и проверка двигателя механизмов подъема на перегрузку в период пуска. 2) Расчет кинематических и силовых параметров трансмиссий механизма подъема. 3) Определение тормозных моментов и выбор тормозов механизмов подъема. 7
4 1) Определение суммарного сопротивления передвижения транспортных средств. 2) Выбор и проверка двигателя механизма передвижения. 3) Проверка запаса сцепления при трогании. 4) Определение допустимого тормозного момента и выбор тормоза. 6
5 1) Расчет опорно-поворотных устройств подъемных сооружений. 2) Расчет механизма поворота. 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Государственная система надзора за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений. 14
2 Выбор коэффициентов использования стальных канатов и коэффициентов выбора диаметров блоков и барабанов в зависимости от группы классификации механизмов согласно ИСО 4308/1–86. 6
Схемы соединения барабанов с приводом. 6
3 Конструкция и расчет дифференциального полиспаста. 3
Пневматический привод. Условия применения и оценка. 3
Электрический привод механизма подъема с двигателями на постоянном и переменном токе. 3
Выбор редукторов и трансмиссий механизмов подъема. 3
4 Механизмы передвижения кранов с центральным приводом с быстроходным, среднеходовым и тихоходным трансмиссионными валами. 4
Механизмы передвижения кранов с раздельным приводом. 4
Технические требования на проектирование мостовых кранов. 4
5 Расчет веса противовеса полноворотного крана. 6
Конструкции и расчет предохранительных устройств механизмов поворота. 6
6 Конструкции уравнительных полиспастов, уравнительных барабанов и шарнирно-сочлененных стрел, обеспечивающих горизонтальное положение груза при изменении вылета. 6
Механизмы изменения вылета телескопированием стрелы. 6

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Назначение, классификация, основы проектирования и тенденции развития подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования: учеб. пособие / М.А. Буракова, Э.С. Бутов, С.А. Вялов, Н.А. Глотова, И.А. Майба, А.В. Парчевский, В.В. Шаповалов; под ред. В.В. Шаповалова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 135 с. - Библиогр.: с. 134. ЭБС РГУПС
2 Зарифьян, А. А. Математическое моделирование и системы автоматизированного проектирования транспортных средств [Текст] : учеб. пособие для ж.-д. вузов. Ч. 2 / А. А. Зарифьян, А. П. Бондарев, Г. А. Бузало ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2003. - 71 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-11 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

проектирование тележки двухбалочного мостового крана;

проектирование тележки однобалочного мостового крана;

проектирование настенного крана с переменным вылетом;

проектирование стрелового крана на колонне;

проектирование электротельфера с продольным расположением тали;

проектирование электротельфера с поперечным расположением тали.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Назначение и классификация ПС.
2) Основные параметры и характеристики ПС.
3) Группы классификаций ПС в целом.
4) Группы классификаций механизмов ПС.
5) Назначение и классификация тормозов.
6) Стальные канаты: классификация, конструкции, обозначения.
7) Сварные грузовые и тяговые цепи: классификация, конструкции, материалы, обозначения.
8) Пластинчатые грузовые и тяговые цепи: классификация, конструкции, материалы, обозначения.
9) Звездочки для сварных цепей, геометрические размеры и материалы.
10)Звездочки для пластинчатых цепей, геометрические размеры и материалы.
11) Блоки: конструкции, материалы, профиль ручья блока, определение диаметров блоков.
12) Барабаны: классификация, конструкции, геометрические размеры, материалы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Расчет механизмов с ручным приводом.
2) Расчет механизма подъема с электрическим приводом.
3) Проверка стенки барабана на прочность.
4) Расчет времени торможения механизма подъема при подъеме и опускании груза.
5) Выбор стальных канатов, исходя из заданных нагрузок и группы классификации механизма.
6) Выбор сварных и пластинчатых грузовых цепей.
7) Расчет сопротивлений передвижению ПС.
8) Расчет мощности двигателя механизма передвижения.
9) Расчет углов поворота стрелы при разгоне и торможении.
10) Расчет механизма изменения вылета наклоном стрелы.
11) Расчет механизма изменения вылета с канатной тягой.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Эксплуатация и обслуживание стальных грузовых канатов.

2) Расчет крепления конца каната на барабане.

3) Проверка электродвигателя механизма подъема на перегрузку в период пуска.

4) Определение тормозного момента механизма подъема.

5) Определение запаса сцепления механизма передвижения.

6) Определение тормозного момента механизма передвижения.

7) Расчёт опорно-поворотных устройств.

8) Определение пускового момента двигателя механизма поворота.

9) Конструкции механизмов изменения вылета перемещением грузовой тележки.

10) Конструкции механизмов изменения вылета наклоном стрелы.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 7 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шаповалов В.В. Теория подъемно-транспортных, дорожных средств и оборудования : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. Ч. I / В.В. Шаповалов, И.В. Колесников. - 2012. - 368 с. ЭБС РГУПС
2 Шаповалов В.В. Теория подъемно-транспортных, дорожных средств и оборудования : учеб. пособие : В 2 ч. Ч. II / В.В. Шаповалов, И.В. Колесников. - 2012. - 203 с. ЭБС РГУПС
3 Назначение, классификация, основы проектирования и тенденции развития подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования: учеб. пособие / М.А. Буракова, Э.С. Бутов, С.А. Вялов, Н.А. Глотова, И.А. Майба, А.В. Парчевский, В.В. Шаповалов; под ред. В.В. Шаповалова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 135 с. - Библиогр.: с. 134. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Невзоров, Л.А. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Учебник / Л.А. Невзоров – М.: Изд. Академия. 2006 НТБ РГУПС
2 Грузоподъемные машины для монтажных и погрузочно-разгрузочных работ [Текст] : учеб.-справ. пособие для вузов / М.Н. Хальфин, А.Д. Кирнев, Г.В. Несветаев и др. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 607 с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бутов Э.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Проектирование наземных транспортных систем". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Бутов Э.С. Исследование работы полиспастов и безопасных рукояток : учеб.-метод. пособие / Э. С. Бутов, А. В. Парчевский ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2013. - 20 с. НТБ РГУПС
3 Парчевский,А.В. Грузоподъемные машины. Теория и пример расчета: учеб.-метод. пособие / А. В. Парчевский, Э. С. Бутов ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 31 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Комплекс компьютерных программ для автоматизированного проектирования машин APMWinMachine О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Технологическое оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47846.