РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Введение в профессию"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф-м.н., доц. Вершинина Наталия Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Введение в профессию" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Лукьянов Александр Дмитриевич, Заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО ДГТУ, каф. Автоматизации производственных процессов.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Введение в п_Б_15.03.03_во_1_ТМТ_п37987_47638.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Введение в профессию".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Введение в профессию" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Механика контактного взаимодействия и разрушений", "Прикладная механика", "Управление наземными транспортно-технологическими средствами";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: аналитическую геометрию и линейную алгебру; основные физические явления и законы

Умеет: умением собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии

Имеет навыки: пользования справочной литературой в области исследования прикладной механики

ОПК-6 - умением собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии

Знает: основы программных систем компьютерного проектирования

Умеет: проектировать несложные детали с использованием программных систем компьютерного проектирования

Имеет навыки: применения компьютеров как средства управления информацией для решения задач в области прикладной механики

ПК-11 - способностью проектировать детали и узлы с использованием программных систем компьютерного проектирования на основе эффективного сочетания передовых технологий и выполнения многовариантных расчетов

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Введение в профессию" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Высшая математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТИБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 23 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 16
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 7
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 76   76
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 76   76
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 23 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Введение. Основные этапы развития техники и технологии. (Компетенция/и ОПК-6)

1.1. История развития техники.

1.2. Основные понятия и определения прикладной механики.

1.3. Машины, механизмы, механические приспособления.

2. Элементы теории надежности. (Компетенция/и ПК-11)

2.1. Основные показатели надежности.

2.2. Статистические модели случайных величин.

3. Требования, предъявляемые к деталям и узлам машин. (Компетенция/и ПК-11)

3.1. Анализ контактных напряжений.

3.2. Факторы, влияющие на прочность деталей машин.

3.3. Износостойкость деталей машин.

4. Основы автоматизированного проектирования деталей машин. (Компетенция/и ОПК-6, ПК-11)

4.1. Расчет упругих элементов.

4.2. Расчет валов и осей.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     19
2 4     19
3 4     19
4 4     19
Итого 16     76
В т.ч. по интерактивным формам 7      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Развитие транспортной триботехники в 21 веке. 19
2 Показатели надежности механических систем. Факторы, определяющие надежность деталей машин. 19
3 Точность изготовления, прочность материалов, жесткость, износостойкость, теплостойкость, долговечность элементов механических систем. 19
4 Основные понятия и определения автоматизированного проектирования. Методы автоматизированного проектирования. 19

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Тимошенков, С. П. Надежность технических систем и техногенный риск : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. П. Тимошенков, Б. М. Симонов, В. Н. Горошко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 502 с. ЭБС Юрайт
2 Колесников, В. И. Транспортная триботехника (трение и износ материалов) [Текст] : учеб. пособие. Т. I / В.И. Колесников, В.В. Шаповалов, В.А. Кохановский ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2006. - 476 с. : ил., прил., табл. - Библиогр. - 322.40 р. НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОПК-6 +
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-6 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-11 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Историю развития техники.
2)Основные термины и определения.
3)Классификацию машин и механизмов.
4)Классификацию механических передач.
5)Виды и характеристики внешнего трения.
6)Виды и характеристики изнашивания.
7)Надежность механических систем.
8)Параметры прочности и жесткости.
9)Параметры теплостойкости.
10)Коррозионная стойкость.
11)Вибрационная устойчивость.
12)Долговечность элементов механических систем.
13)Статистические модели случайных величин.
14)Контактные напряжения и их влияние на прочность деталей.
15)Формирование поверхности твердых тел в процессе изготовления деталей.
16)Точность изготовления деталей.
17)Дефекты кристаллического строения деталей.
18)Краевые и винтовые дислокации.
19)Ползучесть материалов.
20)Износ и износостойкость.
21)Скорость и интенсивность изнашивания.
22)Усталостное разрушение деталей машин.
23)Классификация систем автоматизированного проектирования.
24)Принципы автоматизированного проектирования.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Использовать основные термины и определения машин и механизмов.
2)Определять основные параметры механических передач.
3)Определять факторы, влияющие на надежность деталей машин.
4)Анализировать процесс изнашивания фрикционного контакта.
5)Объяснить влияние окружающей среды на свойства поверхностных слоев материалов и их разрушение при трении.
6)Определять предельный и допустимый износ.
7)Рассчитывать ресурс работы узла трения.
8)Применять конструкторские методы повышения износостойкости.
9)Применять материаловедческие методы повышения износостойкости.
10)Применять технологические методы повышения износостойкости.
11)Применять эксплуатационные методы повышения износостойкости.
12)Определять параметры шероховатости поверхности.
13)Определять факторы, влияющие на надежность деталей машин.
14)Рассчитывать контактные напряжения деталей.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Практического решения некоторых задач прикладной механики в триботехнике.

2)Расчетов на трение и износ узлов машин и конструкций.

3)Расчета ресурса машин и конструкций.

4)Определения параметров микрогеометрии поверхности деталей.

5)Определения физико-механических характеристик материалов.

6)Выбора материалов по критериям прочности, долговечности и износостойкости.

7)Применения методов повышения надежности механических систем.

8)Применения методов предотвращения коррозии деталей механических систем.

9)Восстановления работоспособности механических систем с помощью смазочных материалов.

10)Владения методами оценки качества и безопасности механических систем.

11)Применения современных компьютерных программ для расчета статической прочности упругих элементов.

12)Применения современных компьютерных программ для расчета усталостной прочности валов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 1 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 1 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бегун, П. И. Прикладная механика [Электронный ресурс] : учебник / П. И. Бегун, О. П. Кормилицын. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Политехника, 2016. — 464 c. -------------------------------------------------------------------------------- ЭБС IPRBooks
2 Майба И.А. Автоматизированные системы проектирования: учеб. пособие / И.А. Майба, С.А. Вялов; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 59 с. ЭБС РГУПС
3 Горленко, О. А. Прикладная механика: триботехнические показатели качества машин : учебное пособие для академического бакалавриата / О. А. Горленко, В. П. Тихомиров, Г. А. Бишутин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 264 с. . ЭБС Юрайт
4 Старов В.Н. Основы работоспособности технических систем [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Старов В.Н., Жулай В.А., Нилов В.А.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 272 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гаркунов, Д. Н. Триботехника износ и безызносность [Текст] : учеб. для вузов / Д.Н. Гаркунов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : МСХА, 2001. - 616 с. : ил., табл. - Библиогр. -Предм. указ. -Именной указ. - ISBN 5-94327-004-3 : 271.00 р. НТБ РГУПС
2 Обобщение передового опыта тяжеловесного движения: вопросы взаимодействия колеса и рельса = Guidelines To Best Practices For Heavy Haul Railway Operations: Wheel and Rail Interface Issues : пер. с англ. / У.Дж. Харрис, С.М. Захаров, Дж. Ландгрен и др. - 1-е изд. - М. : Интекс, 2002. - 408 с. : НТБ РГУПС
3 Журнал "Трение и смазка в машинах и механизмах", выходит 12 раз в год НТБ РГУПС
4 Елагина О.Ю. Технологические методы повышения износостойкости деталей машин [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Елагина О.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, Университетская книга, 2009.— 488 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Вершинина Н.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Введение в профессию". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Водородное изнашивание узлов машин и механизмов : учеб.-метод. пособие / В.И. Колесников, А.П. Сычев, Е.И. Лунева и др ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. - 28 с. НТБ РГУПС
3 Вершинина Н.В. и др. Основы рентгеноструктурного анализа материалов и устройство рентгеновского дифрактометра: Метод. указ-я к лабор. работе по дисц-нам спец-ти "Триботехника"– Ростов н/Д: РГУПС, 2002. – 20 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47638.