РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Эксплуатация и ремонт машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "История техники"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа академического бакалавриата

Автомобильный сервис

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Каргин Роман Владимирович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "История техники" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Эксплуатация и ремонт машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Касьянов Валерий Евгеньевич, профессор кафедры "Автотранспортные, строительные и дорожные средства", АСА ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_История т_Б_23.03.03_во_1_ЭРМ_п47022_47033.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "История техники".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "История техники" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Автомобильный сервис".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования", "Силовые агрегаты", "Типаж и эксплуатация технологического оборудования";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные этапы и закономерности исторического развития техники

Умеет: анализировать основные этапы и закономерности исторического развития техники

Имеет навыки: работы в малых инженерных группах

ОК-2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Знает: передовой научно-технический опыт и тенденции развития техники

Умеет: анализировать передовой научно-технический опыт и тенденции развития техники

Имеет навыки: работы в малых инженерных группах

ПК-18 - способностью к анализу передового научно-технического опыта и тенденций развития технологий эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "История техники" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗАБ, ТАБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   29 64
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 87   29 58
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Естественно-научные и общественные предпосылки создания и применения техники. (Компетенция/и ОК-2, ПК-18)

1.1. Что такое техника? Объективные законы, оказывающие влияние, и цели человека развивающего технику.

1.2. Возникновение технической мысли и основные этапы ее развития.

2. Создание первых технических элементов, изменивших общество. (Компетенция/и ОК-2, ПК-18)

2.1. Изобретение колеса, рычага, винта и влияние данных изобртений на развитие общества и техники.

2.2. История создания первых элементов двигателей, металлоконструкций и других значимых инженерных решений.

3. Создание универсального теплового двигателя. (Компетенция/и ОК-2, ПК-18)

3.1. Технико-экономические предпосылки изобретения универсального теплового двигателя.

3.2. Изобретение двигателя внутреннего сгорания и его применение в различных областях человеческой деятельности.

3.3. Распространение рабочих машин на базе парового двигателя.

4. История и основные тенденции развития техники транспортной отрасли. (Компетенция/и ОК-2, ПК-18)

4.1. Технический прогресс конца ХVIII(70 годы) - Х1Х веков.

4.2. Развитие водного транспорта. Создание самолета и автомобиля.

4.3. Технический прогресс Х1Х в. до начала 1-й Мировой войны.

4.4. Изобретение паровоза. Развитие железнодорожного транспорта.

5. История и основные тенденции развития техники перегрузочной отрасли. (Компетенция/и ОК-2, ПК-18)

5.1. История возникновения перегрузочной техники в России.

5.2. Роль роста в грузооборота на развитие перегрузочной техники.

5.3. Современные тенденции развития перегрузочной техники.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   8
2 2 4   8
3 4 8   11
4 4 8   11
5 4 8   11
Итого 16 32   49
В т.ч. по интерактивным формам 2 4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1)Связь исторического развития общества и интенсивности развития техники. 2)Основные изобретатели, вехи и этапы и развития различных типов техники. 4
2 1) История изобретения, развития и совершенствования колеса и рычага. 2) История изобретения, развития и совершенствования винта и блока. 4
3 1) Основные предпосылки позволдившие создать первый образец теплового двигателя. 2) Динамика развития и пути совершенствования тепловых двигателей. 3) Современные аспекты, оказывающие влияние на модернизацию и развитие современных ДВС. 8
4 1) Основные предпосылки возникновения прототипов транспортирующей техники. 2) Динамика развития и пути совершенствования транспортирующей отрасли. 3) Современные аспекты, оказывающие влияние на модернизацию и развитие современных транспортных средств. 8
5 1) Основные предпосылки позволившие создать протитипы перегрузочной техники. 2) Динамика развития и пути совершенствования перегрузочной техники. 3) Современные аспекты, оказывающие влияние на модернизацию и развитие современных образцов пергрузочной техники. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1) Роль нефти и нефтепродуктов в развитии цивилизации. 2) История экспорта нефтепродуктов из России и его влияние на развитие техники. 8
2 1) Применение первых технических элементов в древней Греции. 2) Применение первых технических элементов в древнем Египте. 3) Применение первых технических элементов в древнем Китае. 8
3 1) История создания пароатмосферных машин. 2) История создания двигателя внутреннего сгорания. 3) История применения ДВС в Европе и Азии. 11
4 1) История изобретения автомобиля. 2) Влияние Генри Форда на развитие автотранспорта. 3) Основные этапы развития автомобилестроения в России. 4) Основные этапы развития транспортирующей отрасли в мире. 11
5 1) История изобретения и применения перегрузочной техники в начале нашей Эры. 2) Влияние распространения товаров и торговли по материкам на развитие пергрузочной отрасли. 3) Основные этапы развития пергрузочных устройств в России. 4) Основные этапы развития в прошлом веке прегрузочной отрасли. 11

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 87 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Верескун В.Д., Мишин Ю.Д., Постников П.М. История инженерного образования в России : учеб. пособие / В.Д. Верескун, Ю.Д. Мишин, П.М. Постников. - М. : УМЦ ЖДТ, 2012. НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-2 +
ПК-18 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-2 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-18 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. История развития, современное состояние и направления совершенствования поливомоечных машин и подметально-уборочных машин. 2. История развития, современное состояние и направления совершенствования снегоочистителей. 3. История развития, современное состояние и направления совершенствования снегопогрузчиков. 4. История развития, современное состояние и направления совершенствования машин для распределения антигололедных материалов. 5. История развития, современное состояние и направления совершенствования мусоровозов. 6. История развития, современное состояние и направления совершенствования экскаваторов. 7. История развития, современное состояние и направления совершенствования грейдеров. 8. История развития, современное состояние и направления совершенствования скреперов. 9. История развития, современное состояние и направления совершенствования погрузчиков. 10. История развития, современное состояние и направления совершенствования бульдозеров. 11. История развития, современное состояние и направления совершенствования асфальтоукладчиков. 12. История развития, современное состояние и направления совершенствования катков. 13. История развития, современное состояние и направления совершенствования автомобильных кранов. 14. История развития, современное состояние и направления совершенствования автомобильных подъемников.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) определение понятия «Техника»
2) определение предмета истории техники
3) основные категории и методы истории как науки
4) основные закономерности исторического процесса развития техники
5) важнейшие вехи и события в истории развития техники в XVIII веке
6) важнейшие вехи и события в истории развития техники в XIX веке
7) важнейшие вехи и события в истории развития техники в XX веке
8) этапы исторического развития России в XVIII–XX веках
9) труды выдающихся ученых и инженеров, посвященных развитию техники в XVIII веке
10) труды выдающихся ученых и инженеров, посвященных развитию науки и техники в XIX веке
11) труды выдающихся ученых и инженеров, посвященных развитию науки и техники в XX веке
12) роль России в мировой истории развития науки и техники
13) значение в развитии промышленности различных стран изобретения парового двигателя
14) значение в развитии промышленности различных стран изобретения двигателя внутреннего сгорания
15) значение в развитии промышленности различных стран изобретения электрического двигателя переменного тока
16) применение двигателей в машиностроении
17) историю изобретения паровоза и парохода
18) историю изобретения автомобиля
19) историю изобретения самолета
20) историю прогресса техники связи. Изобретение радио
21) особенности применения ультразвука в технике
22) историю создания ракет
23) историю полетов человека в космос
24) новейшие направления в развитии техники
25) изобретения XXI века в науке и технике

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) определять методологию самостоятельного анализа социально-политической литературы
2) определять методологию самостоятельного анализа научной литературы
3) применять знания этапов исторического развития стран в анализе современной картины мира
4) определять роль науки в развитии цивилизации
5) определять соотношение науки и техники и связанные с ними социальные проблемы
6) определять проявление основных экономических законов на развитие общества

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) новейшими технологиями поиска и обработки исторической информации.

2) анализом исторических источников.

3) анализом конкретных экономических ситуаций.

4) основными экономическими категориями и экономической терминологией.

5) анализом и критическим восприятием информации.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-2 1 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-18 1 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Верескун В.Д., Мишин Ю.Д., Постников П.М. История инженерного образования в России : учеб. пособие / В.Д. Верескун, Ю.Д. Мишин, П.М. Постников. - М. : УМЦ ЖДТ, 2012. - ЭБС Консультант студента НТБ РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Грузоподъемные машины для монтажных и погрузочно-разгрузочных работ [Текст] : учеб.-справ. пособие для вузов / М.Н. Хальфин, А.Д. Кирнев, Г.В. Несветаев и др. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 607 с НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Каргин Р.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "История техники". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Каргин Р.В. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "История техники". РГУПС.-2017.- 32 с. НТБ РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47033.