РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Основы проектирования машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Методы контроля и испытания машин"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Феденко Алексей Алексеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Методы контроля и испытания машин" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Основы проектирования машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Соловьев Аркадий Николаевич, Зав.кафедрой"Теоретическая и прикладная механика", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Методы к и и м_Б_15.03.03_во_7_ОПМ_п38019_46723.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Методы контроля и испытания машин".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Методы контроля и испытания машин" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Мастер-класс профильной направленности", "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы проектирования и основные методы расчетов на прочность, жесткость, динамику и устойчивость, долговечность машин и конструкций, трение и износ узлов машин

Умеет: конструировать элементы машин и конструкций с учетом обеспечения прочности,устойчивости и долговечности

Имеет навыки: навыками расчетов аналитическими и численными методами прикладной механики деталей машин и элементов конструкций

ПК-12 - готовностью участвовать в проектировании машин и конструкций с целью обеспечения их прочности, устойчивости, долговечности и безопасности, обеспечения надежности и износостойкости узлов и деталей машин

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Методы контроля и испытания машин" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Динамика и прочность машин", "Метрология, стандартизация и сертификация", "Расчеты узлов технологических машин", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТКБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 90 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
10 10 10
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 117   117
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 117   117
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 216 90 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Общие сведения о видах, методах и средствах контроля. (Компетенция/и ПК-12)

1.1. Основные определения в области контроля: 1) Контроль точности 2) Контроль технологии изготовления 3) Контроль технологии сборки.

1.2. Методы контроля: 1) Контроль по шкале порядка 2) Контроль по шкале интервалов 3) Контроль по шкале отношений 4) Методы контроля по принципу сравнения.

1.3. Виды контроля: 1) по степени участия человека 2) по степени разрушения объекта при контроле 3) по характеру распределения контроля по времени 4) по стадиям производственного процесса 5) по месту проведения 6) по объекту контроля 7) по числу измерений.

1.4. Средства контроля: 1) по измерительной шкале 2) по шкале порядка 3) по шкале интервалов 4) по шкале отношений 5) по степени автоматизации.

2. Общие сведения о видах, методах и средствах испытаний. (Компетенция/и ПК-12)

2.1. Цели и задачи испытаний: 1) Основные определения в области испытаний 2) Основные цели испытаний 3) Основные задачи испытаний 4) Основные результаты испытаний.

2.2. Виды испытаний: 1) по целям и назначению 2) по месту в процессе проектирования 3) по месту и функциям в серийном производстве 4) по продолжительности проведения.

2.3. Способы проведения испытаний: 1) последовательный 2) параллельный 3) последовательно-параллельный.

2.4. Средства испытаний: 1) по назначению 2) по виду воздействий 3) по уровню оригинальности.

3. Точность технологических машин и способы ее оценки. (Компетенция/и ПК-12)

3.1. Методы испытаний технологических машин на холостом ходу и под нагрузкой: 1) Геометрическая точность 2) Кинематическая точность.

3.2. Испытания на жесткость и виброустойчивость: 1) Упругие погрешности 2) Температурные погрешности 3) Динамические погрешности.

3.3. Проверка виброакустических характеристик технологических машин: 1) Влияние режимов обработки на распределение вибраций по несущей системе технологических машин 2) Влияние режимов обработки на акустические характеристики технологических машин.

4. Обработка результатов измерений. (Компетенция/и ПК-12)

4.1. Обработка экспериментальных данных методом наименьших квадратов.

4.2. Оценка устойчивости технологических процессов.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     17
2 10   16 40
3 10 8 16 40
4 8 8   20
Итого 32 16 32 117
В т.ч. по интерактивным формам 4 4 4  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Система испытания оборудования статистическим методом контроля 8
CALS – технологии жизненного цикла продукции 8
3 PDM – системы для управления технологической подготовкой производства 16

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
3 Хранение и использование информации на этапах жизненного цикла продукции 8
4 Статистические методы обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла продукции 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Виды, методы и средства измерений 9
Методика выполнения измерений 8
2 Типы геометрических погрешностей металлорежущих станков 8
Методы определения и расчет погрешностей экспериментальных данных 8
Методы определения эксплуатационных характеристик металлообрабатывающего оборудования 24
3 Методы определения эксплуатационных характеристик деревообрабатывающего оборудования 20
Методы определения эксплуатационных характеристик грузоподъемного оборудования 20
4 Проектирование систем классификации и кодирования 20

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методическое пособие к практическим и самостоятельным работам по дисциплине "Методы контроля и испытания машин" / В.А. Бондаренко, А.Е. Литвинов, А.Н. Чукарин. -2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-12 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Контактные методы контроля.
2) Бесконтактные методы контроля.
3) Методы измерений.
4) Виды измерений.
5) Средства измерений.
6) Виды контроля.
7) Методы контроля.
8) Средства контроля.
9) Цели и задачи испытаний.
10) Виды испытаний.
11) Методы испытаний.
12) Средства испытаний.
13) Методы испытаний технологических машин на холостом ходу и под нагрузкой.
14) Испытания на жесткость.
15) Испытания на виброустойчивость.
16) Испытания на шум.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки токарных автоматов и полуавтоматов.
2) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей технологического процесса токарной обработки.
3) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки токарно-револьверных станков.
4) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки токарно-револьверных станков.
5) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки фрезерных станков.
6) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки сверлильных станков.
7) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки шлифовальных станков.
8) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки заточных станков.
9) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки специальных станков (колесо-токарные, колесо-фрезерные).
10) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки кузнечно-прессового оборудования.
11) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки оборудования упрочняющих технологий.
12) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки мостовых кранов.
13) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки козловых кранов.
14) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки стреловых кранов.
15) Планирование экспериментальных исследований при испытаниях с учетом особенностей компоновки консольных кранов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методика выполнения измерений.

2) Методика обработки экспериментальных данных.

3) Методика проведения испытаний геометрической точности станка.

4) Методика проведения испытаний кинематической точности станка.

5) Методика проведения испытаний станка на жесткость.

6) Методика проведения испытаний станка на виброустойчивость.

7) Методика проведения испытаний станка на шум.

8) Методика оценки тепловых погрешностей станка.

9) Методика проведения испытаний на износостойкость режущего инструмента.

10) Методика проведения испытаний на износостойкость направляющих станка.

11) Методика измерения звукоизолирующих свойств кожухов механических передач.

12) Методика нормирования шума технологических машин.

13) Методика нормирования вибраций технологических машин.

14) Методика проведения испытаний кранов.

15) Методика проведения испытаний транспортеров.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Методы контроля и испытаний технологических машин: учеб. пособие / А.А. Феденко, А.Н. Чукарин, С.А. Раздорский, В.А. Бондаренко; Ростовский гос. ун-т путей сообщения. - Ростов н/Д: ДГТУ, 2016. - 98 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Совершенствование методов расчета виброакустических характеристик процесса виброударного упрочнения деталей на однокоординатных станках с целью обеспечения промышленной безопасности оборудования: монография / С.А. Шамшура, А.Н. Чукарин. -Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2007. -108 с. НТБ РГУПС
2 Старов В.Н. Основы работоспособности технических систем [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Н. Старов, В.А. Жулай, В.А. Нилов. — Электрон. текстовые данные. — Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. — 272 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Феденко А.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Методы контроля и испытания машин". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Учебно-методическое пособие к лабораторным работам по дисциплине "Методы контроля и испытания машин" / В.А. Бондаренко, А.Е. Литвинов, А.Н. Чукарин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 23 с. ЭБС РГУПС
3 Буракова М.А. Средства измерения и их метрологические характеристики: учеб. пособие / М.А. Буракова, Н.А. Репешко; РГУПС. -Ростов н/Д, 2011. - 63 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Технологическое оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46723.